СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Студенты юридических вузов, интегративная психофизическая подготовка, специалисты правоохранительных органов.
В соответствии с 7-й статьей Закона Российской Федерации «Об образовании» физическая культура, наряду с педагогикой, культурологией и другими дисциплинами, интегрирована в комплекс гуманитарных предметов высшего образования. Таким образом, государство законодательно утвердило статус физической культуры как относительно самостоятельной сферы деятельности студентов в социокультурном пространстве [Гаврилов, 2008]. Ориентация высшего образования в стране на европейские ценности образования в соответствии с принятием Болонского соглашения актуализирует необходимость обоснования механизмов повышения эффективности и качества физического воспитания студентов на основе взаимодействия традиционной системы с новыми направлениями физкультурного образования и физической подготовки молодежи [Карпов, 2004; Лотоненко, 1998].
Повышение эффективности и качества занятий физическим воспитанием студентов становится задачей государственной важности, поскольку недооценка их роли в социокультурных процессах будет способствовать ухудшению физической подготовленности и состояния здоровья молодежи [Ильинич, 1990]. Особый статус и значение имеет физическое воспитание студентов юридических вузов, где данная дисциплина является важным образовательным компонентом в формировании профессиональных навыков и умений будущих специалистов правоохранительных органов [Баишев, 2009].
Совершенствование процесса физического воспитания студентов юридических вузов, в основу которого положена профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как базовая составляющая в формировании физической подготовленности будущих специалистов правоохранительных органов в настоящее время приобретает важную государственную задачу [Кабачков, 1985].
Однако практика последних лет показывает низкий уровень физической и психологической подготовленности студентов юридических вузов, в том числе и молодежи, обучающейся по специальности «юриспруденция». По нашему мнению, в процессе физического воспитания в юридических вузах уделяется недостаточное внимание психофизической подготовке студентов специальности «Юриспруденция». Как показывает анализ программ физического воспитания студентов юридических вузов, недостаточно проработан в методическом и организационном плане учебный процесс, который был бы направлен на интеграцию психологической и физической подготовки будущих специалистов, где в будущей профессиональной деятельности психофизическая готовность является важной составляющей успешности в поддержании правопорядка в обществе.
В связи с вышеизложенным актуализируется ряд противоречий между:
— необходимостью совершенствования процесса физического воспитания студентов юридических вузов и недостаточностью разработанности научно обоснованных
подходов повышения эффективности физического воспитания будущих специалистов правоохранительных органов;
— необходимостью повышения уровня психофизической подготовленности студентов юридических вузов и недостаточным программно-методическим обеспечением процесса физического воспитания в данных вузах. Исходя из указанных противоречий, проблема исследования состоит в необходимости теоретического и эмпирического обоснования интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов в процессе физического воспитания. Таким образом, обозначенная проблема определила цель исследования, которая заключается в разработке организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов в процессе физического воспитания.
Практика последних лет выявила значительные недостатки в подготовке специалистов юридического профиля, и прежде всего недостаточную физическую и психологическую подготовленность студентов юридических вузов, особенно молодежи, обучающейся по специальности «Юриспруденция». Несмотря на значимые инновации в сфере содержания и технологии образования, высшие учебных заведения юридического профиля не в полной мере обеспечивают надлежащий уровень физической и психологической подготовки студентов по специальности «Юриспруденция» как необходимого компонента готовности будущих специалистов правоохранительных органов.
Причина такого положения, на наш взгляд, заключается в недостаточном осознании значимости психофизической подготовки студентов в процессе физического воспитания и слабой разработанности программно-методического обеспечения учебного процесса.
По нашему мнению, одним из главных условий повышения эффективности физического воспитания студентов юридических вузов является внедрение в учебный процесс интегративной психофизической подготовки, которая формирует у них необходимые профессиональные умения и навыки.
Вследствие этого задачи физического воспитания студентов юридических вузов на основе ППФП должны быть сформулированы следующим образом: удовлетворение потребностей общества в качественно подготовленных специалистах; улучшение уровня психофизической подготовки студентов по специальности «Юриспруденция»; повышение профессиональной мобильности и уровня их самосознания; укрепление и дальнейшее развитие умений и навыков, восполнения и совершенствования профессиональных знаний и умений; усиление индивидуализации обучения и активизация познавательной деятельности студентов в самостоятельном повышении психофизической подготовленности.
Для определения отношения и значимости психофизической подготовленности к профессиональной деятельности среди выпускников общеюридического факультета Сибирского юридического института МВД России в 2006 году был проведен анкетный опрос. К анкетированию привлекались студенты четвертого и пятого курсов и практические работники правоохранительных органов из числа выпускников общеюридического факультета ФГОУ ВПО «Сибирский юридический институт МВД России».
Также в анкетировании приняли участие студенты юридического факультета ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет».
Всего в анкетировании приняли участие 354 респондента, из них 27 практических работников правоохранительных органов.
Большинство респондентов, участвующих в анкетировании (69 %), считают, что существующая программа по физическому воспитанию на юридических факультетах не в полной мере ориентирована на психофизическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.
Подавляющее число респондентов (87 %) считают необходимым включить в учебный процессе физического воспитания приемы рукопашного боя для самообороны. Также анализ анкет показал что 78,4 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов из числа выпускников общеюридического факультета Сибирского юридического института МВД РФ в экстремальных условиях были нерешительны в поведении, не знали что предпринять, а также испытывали излишне сильное психическое напряжение (82,6 %). Как показал дальнейший анализ, около 68,8 % опрошенных сотрудников подвергались нападению правонарушителей или хулиганов с применением физической силы в различных ситуациях, связанных с выполнением служебных задач и в ситуациях, не связанных с профессиональной деятельностью.
Такая ситуация и обусловила необходимость совершенствования программнометодического обеспечения физического воспитания студентов юридических вузов посредством включения раздела профессионально-прикладной физической подготовки, направленного на формирование необходимых психофизических качеств для будущей профессиональной деятельности в правоохранительных органах.
Учитывая это, нами была разработана и в настоящее время применяется в рамках проводимого научного исследования экспериментальная рабочая учебная программа для студентов общеюридического факультета по физической культуре, которая включает разделы по видам спорта (легкая атлетика —16 %, спортивные игры — 21,5 %, гимнастика — 17,3 %, плавание — 6,7 %, лыжная подготовка — 8,8 %) и раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка» - 29,7 %.
В раздел профессионально-прикладной физической подготовки входят виды спорта и специальные упражнения, имеющие прикладную направленность: бокс, самбо, дзюдо, рукопашный бой, прикладное плавание и специальная психологическая полоса препятствий.
В рамках педагогического эксперимента основное внимание было уделено интеграции физической и психологической подготовке студентов посредством специальных, стандартных и нестандартных физических упражнений, а также комплексного подхода на каждом занятии.
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен анализ эффективности организационно-педагогических условий интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов по специальности «юриспруденция» по следующим показателям: физическая, психофизическая и функциональная подготовленность.
По результатам исследования было установлено, что уровень физической подготовленности у испытуемых ЭГ достоверно улучшился на 28,7 % (р<0,05), в свою очередь, у испытуемых КГ прирост составил 10,8 % (р<0,05). Следует отметить, что прирост уровня физической подготовленности у испытуемых ЭГ выше на 17,9 % (р<0,05), чем в КГ (табл. 1).
В табл. 2 представлены изменения показателей психофизической готовности студентов к выполнению упражнений повышенной опасности и сложности по разработанной нами 5-балльной шкале.
Таблица 1
Изменение показателей физической подготовленности студентов
до и после эксперимента
Упражнения Группы До эксперимента После эксперимента Достовер- ность Прирост, %
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) ЭГ КГ 10 ±1,16 9,6 ±0,75 15 ± 1,13 11,6 ± 0,71 р < 0,05 р < 0,05 50,6 21,1
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) ЭГ КГ 14.1 ± 1,22 14.2 ± 1,14 25,5 ±2,09 17,9 ± 1,18 р < 0,05 р < 0,05 81,1 26,1
Бег 100 м (с) ЭГ кг 14,22 ±0,33 14,05 ± 0,2 13,65 ±0,29 13,8 ±0,18 р < 0,05 р < 0,05 4,3 1,8
Челночный бег 10x10м (с) ЭГ кг 26,84 ±0,3 26,55 ±0,24 26,07 ± 0,26 26,1 ±0,21 р < 0,05 р < 0,05 2,9 1,7
Кросс 5000м (мин, с) ЭГ кг 23,31 ±0,51 23,21 ±0,31 22,18 ±0,53 22,57 ±0,31 р < 0,05 р < 0,05 4,9 3,2
Таблица 2
Показатели психофизической готовности студентов к выполнению упражнений повышенной опасности и сложности при преодолении полосы препятствий до и после эксперимента (баллы)
Упражнение Группы До эксперимента, баллы После эксперимента Прирост, % Достовер- ность
Преодоление специальной психологической полосы препятствий ЭГ 2,13 4,13 2 (94,1 %) р<0,05
кг 2,02 2,68 0,66 (32,6 %) р<0,05
Достоверность р>0,05 р<0,05 р<0,05
Рассматривая изменения показателей психофизической готовности студентов к выполнению упражнений повышенной опасности и сложности, следует отметить, что в ЭГ прирост составил 94,1 %, что на порядок выше, чем у студентов КГ.
Показатели функциональной подготовленности в экспериментальной группе улучшились в среднем на 12,2 % (р<0,05), в контрольных группах — всего на 6,6 % (р>0,05).
Таким образом, реализация разработанных организационно-педагогических условий интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов показала ее высокую эффективность, что выразилось в статистически достоверных изменениях всех изучаемых показателей.
Полученные нами в ходе исследования данные дают основание сделать вывод о том, что предложенная методика формирования интегративной психофизической подготовленности студентов юридических вузов способствует более эффективной подготовке специалистов к профессиональной деятельности в правоохранительных органах и других силовых структурах.
Библиографический список
1. Баишев И.И. Педагогическое сопровождение физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов // Теория и практика физической культуры. 2009. № 2. С. 54-56.
2. Гаврилов Д.Н. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. 2008. № 3. С. 27-30.
3. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. С. 13-15.
4. Кабачков В.А. Эффективность использования нетрадиционных средств в профессио-нально-прикладной физической подготовке // Теория и практика физической культуры. 1985. № 5. С. 40-42.
5. Карпов В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов // Теория и практика физической культуры. 2004. № 9. С. 49-53.
6. Лотоненко A.B. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. № 6.