Научная статья на тему 'Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических вузов'

Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / LAW HIGH SCHOOL STUDENTS / INTEGRATIVE PSYCHO-PHYSICAL TRAINING / LAW ENFORCEMENT PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппович Владимир Александрович

В статье раскрывается актуальность проблемы интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов и приводятся результаты опытно-экспериментальной работы. Разработана экспериментальная программа и доказана ее эффективность в педагогическом эксперименте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппович Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS OF LAW HIGH SCHOOLS

The article considers the topical problem of psycho-physical training of the students of law institutes and the results of the experimental work. An experimental program is worked out and its effectiveness in the pedagogical experiment is proved.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических вузов»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Студенты юридических вузов, интегративная психофизическая подготовка, специалисты правоохранительных органов.

В соответствии с 7-й статьей Закона Российской Федерации «Об образовании» физическая культура, наряду с педагогикой, культурологией и другими дисциплинами, интегрирована в комплекс гуманитарных предметов высшего образования. Таким образом, государство законодательно утвердило статус физической культуры как относительно самостоятельной сферы деятельности студентов в социокультурном пространстве [Гаврилов, 2008]. Ориентация высшего образования в стране на европейские ценности образования в соответствии с принятием Болонского соглашения актуализирует необходимость обоснования механизмов повышения эффективности и качества физического воспитания студентов на основе взаимодействия традиционной системы с новыми направлениями физкультурного образования и физической подготовки молодежи [Карпов, 2004; Лотоненко, 1998].

Повышение эффективности и качества занятий физическим воспитанием студентов становится задачей государственной важности, поскольку недооценка их роли в социокультурных процессах будет способствовать ухудшению физической подготовленности и состояния здоровья молодежи [Ильинич, 1990]. Особый статус и значение имеет физическое воспитание студентов юридических вузов, где данная дисциплина является важным образовательным компонентом в формировании профессиональных навыков и умений будущих специалистов правоохранительных органов [Баишев, 2009].

Совершенствование процесса физического воспитания студентов юридических вузов, в основу которого положена профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как базовая составляющая в формировании физической подготовленности будущих специалистов правоохранительных органов в настоящее время приобретает важную государственную задачу [Кабачков, 1985].

Однако практика последних лет показывает низкий уровень физической и психологической подготовленности студентов юридических вузов, в том числе и молодежи, обучающейся по специальности «юриспруденция». По нашему мнению, в процессе физического воспитания в юридических вузах уделяется недостаточное внимание психофизической подготовке студентов специальности «Юриспруденция». Как показывает анализ программ физического воспитания студентов юридических вузов, недостаточно проработан в методическом и организационном плане учебный процесс, который был бы направлен на интеграцию психологической и физической подготовки будущих специалистов, где в будущей профессиональной деятельности психофизическая готовность является важной составляющей успешности в поддержании правопорядка в обществе.

В связи с вышеизложенным актуализируется ряд противоречий между:

— необходимостью совершенствования процесса физического воспитания студентов юридических вузов и недостаточностью разработанности научно обоснованных

подходов повышения эффективности физического воспитания будущих специалистов правоохранительных органов;

— необходимостью повышения уровня психофизической подготовленности студентов юридических вузов и недостаточным программно-методическим обеспечением процесса физического воспитания в данных вузах. Исходя из указанных противоречий, проблема исследования состоит в необходимости теоретического и эмпирического обоснования интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов в процессе физического воспитания. Таким образом, обозначенная проблема определила цель исследования, которая заключается в разработке организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов в процессе физического воспитания.

Практика последних лет выявила значительные недостатки в подготовке специалистов юридического профиля, и прежде всего недостаточную физическую и психологическую подготовленность студентов юридических вузов, особенно молодежи, обучающейся по специальности «Юриспруденция». Несмотря на значимые инновации в сфере содержания и технологии образования, высшие учебных заведения юридического профиля не в полной мере обеспечивают надлежащий уровень физической и психологической подготовки студентов по специальности «Юриспруденция» как необходимого компонента готовности будущих специалистов правоохранительных органов.

Причина такого положения, на наш взгляд, заключается в недостаточном осознании значимости психофизической подготовки студентов в процессе физического воспитания и слабой разработанности программно-методического обеспечения учебного процесса.

По нашему мнению, одним из главных условий повышения эффективности физического воспитания студентов юридических вузов является внедрение в учебный процесс интегративной психофизической подготовки, которая формирует у них необходимые профессиональные умения и навыки.

Вследствие этого задачи физического воспитания студентов юридических вузов на основе ППФП должны быть сформулированы следующим образом: удовлетворение потребностей общества в качественно подготовленных специалистах; улучшение уровня психофизической подготовки студентов по специальности «Юриспруденция»; повышение профессиональной мобильности и уровня их самосознания; укрепление и дальнейшее развитие умений и навыков, восполнения и совершенствования профессиональных знаний и умений; усиление индивидуализации обучения и активизация познавательной деятельности студентов в самостоятельном повышении психофизической подготовленности.

Для определения отношения и значимости психофизической подготовленности к профессиональной деятельности среди выпускников общеюридического факультета Сибирского юридического института МВД России в 2006 году был проведен анкетный опрос. К анкетированию привлекались студенты четвертого и пятого курсов и практические работники правоохранительных органов из числа выпускников общеюридического факультета ФГОУ ВПО «Сибирский юридический институт МВД России».

Также в анкетировании приняли участие студенты юридического факультета ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет».

Всего в анкетировании приняли участие 354 респондента, из них 27 практических работников правоохранительных органов.

Большинство респондентов, участвующих в анкетировании (69 %), считают, что существующая программа по физическому воспитанию на юридических факультетах не в полной мере ориентирована на психофизическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.

Подавляющее число респондентов (87 %) считают необходимым включить в учебный процессе физического воспитания приемы рукопашного боя для самообороны. Также анализ анкет показал что 78,4 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов из числа выпускников общеюридического факультета Сибирского юридического института МВД РФ в экстремальных условиях были нерешительны в поведении, не знали что предпринять, а также испытывали излишне сильное психическое напряжение (82,6 %). Как показал дальнейший анализ, около 68,8 % опрошенных сотрудников подвергались нападению правонарушителей или хулиганов с применением физической силы в различных ситуациях, связанных с выполнением служебных задач и в ситуациях, не связанных с профессиональной деятельностью.

Такая ситуация и обусловила необходимость совершенствования программнометодического обеспечения физического воспитания студентов юридических вузов посредством включения раздела профессионально-прикладной физической подготовки, направленного на формирование необходимых психофизических качеств для будущей профессиональной деятельности в правоохранительных органах.

Учитывая это, нами была разработана и в настоящее время применяется в рамках проводимого научного исследования экспериментальная рабочая учебная программа для студентов общеюридического факультета по физической культуре, которая включает разделы по видам спорта (легкая атлетика —16 %, спортивные игры — 21,5 %, гимнастика — 17,3 %, плавание — 6,7 %, лыжная подготовка — 8,8 %) и раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка» - 29,7 %.

В раздел профессионально-прикладной физической подготовки входят виды спорта и специальные упражнения, имеющие прикладную направленность: бокс, самбо, дзюдо, рукопашный бой, прикладное плавание и специальная психологическая полоса препятствий.

В рамках педагогического эксперимента основное внимание было уделено интеграции физической и психологической подготовке студентов посредством специальных, стандартных и нестандартных физических упражнений, а также комплексного подхода на каждом занятии.

По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен анализ эффективности организационно-педагогических условий интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов по специальности «юриспруденция» по следующим показателям: физическая, психофизическая и функциональная подготовленность.

По результатам исследования было установлено, что уровень физической подготовленности у испытуемых ЭГ достоверно улучшился на 28,7 % (р<0,05), в свою очередь, у испытуемых КГ прирост составил 10,8 % (р<0,05). Следует отметить, что прирост уровня физической подготовленности у испытуемых ЭГ выше на 17,9 % (р<0,05), чем в КГ (табл. 1).

В табл. 2 представлены изменения показателей психофизической готовности студентов к выполнению упражнений повышенной опасности и сложности по разработанной нами 5-балльной шкале.

Таблица 1

Изменение показателей физической подготовленности студентов

до и после эксперимента

Упражнения Группы До эксперимента После эксперимента Достовер- ность Прирост, %

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) ЭГ КГ 10 ±1,16 9,6 ±0,75 15 ± 1,13 11,6 ± 0,71 р < 0,05 р < 0,05 50,6 21,1

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) ЭГ КГ 14.1 ± 1,22 14.2 ± 1,14 25,5 ±2,09 17,9 ± 1,18 р < 0,05 р < 0,05 81,1 26,1

Бег 100 м (с) ЭГ кг 14,22 ±0,33 14,05 ± 0,2 13,65 ±0,29 13,8 ±0,18 р < 0,05 р < 0,05 4,3 1,8

Челночный бег 10x10м (с) ЭГ кг 26,84 ±0,3 26,55 ±0,24 26,07 ± 0,26 26,1 ±0,21 р < 0,05 р < 0,05 2,9 1,7

Кросс 5000м (мин, с) ЭГ кг 23,31 ±0,51 23,21 ±0,31 22,18 ±0,53 22,57 ±0,31 р < 0,05 р < 0,05 4,9 3,2

Таблица 2

Показатели психофизической готовности студентов к выполнению упражнений повышенной опасности и сложности при преодолении полосы препятствий до и после эксперимента (баллы)

Упражнение Группы До эксперимента, баллы После эксперимента Прирост, % Достовер- ность

Преодоление специальной психологической полосы препятствий ЭГ 2,13 4,13 2 (94,1 %) р<0,05

кг 2,02 2,68 0,66 (32,6 %) р<0,05

Достоверность р>0,05 р<0,05 р<0,05

Рассматривая изменения показателей психофизической готовности студентов к выполнению упражнений повышенной опасности и сложности, следует отметить, что в ЭГ прирост составил 94,1 %, что на порядок выше, чем у студентов КГ.

Показатели функциональной подготовленности в экспериментальной группе улучшились в среднем на 12,2 % (р<0,05), в контрольных группах — всего на 6,6 % (р>0,05).

Таким образом, реализация разработанных организационно-педагогических условий интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов показала ее высокую эффективность, что выразилось в статистически достоверных изменениях всех изучаемых показателей.

Полученные нами в ходе исследования данные дают основание сделать вывод о том, что предложенная методика формирования интегративной психофизической подготовленности студентов юридических вузов способствует более эффективной подготовке специалистов к профессиональной деятельности в правоохранительных органах и других силовых структурах.

Библиографический список

1. Баишев И.И. Педагогическое сопровождение физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов // Теория и практика физической культуры. 2009. № 2. С. 54-56.

2. Гаврилов Д.Н. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. 2008. № 3. С. 27-30.

3. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. С. 13-15.

4. Кабачков В.А. Эффективность использования нетрадиционных средств в профессио-нально-прикладной физической подготовке // Теория и практика физической культуры. 1985. № 5. С. 40-42.

5. Карпов В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов // Теория и практика физической культуры. 2004. № 9. С. 49-53.

6. Лотоненко A.B. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.