Научная статья на тему 'Эффективность применения учебно-тренировочных модулей развития профессионально значимых двигательных способностей у студентов-электроэнергетиков'

Эффективность применения учебно-тренировочных модулей развития профессионально значимых двигательных способностей у студентов-электроэнергетиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / МОДУЛЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жалбэ Михаил Георгиевич, Пащенко Лена Григорьевна

В статье представлены результаты экспериментального апробирования эффективности реализации учебно-тренировочных модулей, направленных на развитие профессионально-значимых двигательных способностей студентов направления подготовки «Электротехника и электроэнергетика» профиль «Электроснабжение» в процессе личностно-ориентированного физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жалбэ Михаил Георгиевич, Пащенко Лена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of using training modules for development of professionally significant motor abilities among students - electrical energy industry specialists

The article presents the results of experimental testing of the effectiveness of the implementation of training modules aimed at developing the professionally significant motor abilities among the students of specialty "power and electrical engineering" of the profile "Electric power supply" in the process of personal-oriented physical education.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения учебно-тренировочных модулей развития профессионально значимых двигательных способностей у студентов-электроэнергетиков»

REFERENCES

1. Zuev, V.N. and Ivanov, V.A. (2013), "Values of orientation for choosing sport subcultures of extreme direction", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 14-16.

2. Ivanov, V.A. (2016), "About intensification of extreme sports among youngsters of our country and demand of qualified specialist", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 73-77.

3. Eremin, I.B. and Gruk, D.V. (2017), "Analysis of sport infrastructure for doing extreme sports in a megapolis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp 70-75.

4. Ed. Davydov, V.V., Zaporozhets, A.V., and Lomov, B.F. (1983), Psychological dictionary, Pedagogic, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.09.2017

УДК 796.012.1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ МОДУЛЕЙ

РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ-ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОВ

Михаил Георгиевич Жалбэ, аспирант, Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент,

Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального апробирования эффективности реализации учебно-тренировочных модулей, направленных на развитие профессионально-значимых двигательных способностей студентов направления подготовки «Электротехника и электроэнергетика» профиль «Электроснабжение» в процессе личностно-ориентированного физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, модуль, двигательные способности, профессионально-прикладная физическая подготовка.

EFFICIENCY OF USING TRAINING MODULES FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT MOTOR ABILITIES AMONG STUDENTS -ELECTRICAL ENERGY INDUSTRY SPECIALISTS

Mikhail Georgiyevich Zhalbe, the post-graduate student, Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Annotation

The article presents the results of experimental testing of the effectiveness of the implementation of training modules aimed at developing the professionally significant motor abilities among the students of specialty "power and electrical engineering" of the profile "Electric power supply" in the process of personal-oriented physical education.

Keywords: physical education, students, module, motor abilities, and professionally applied physical training.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день сфера труда предъявляет высокий уровень требований к психофизической подготовленности будущих специалистов. В связи с этим, образовательные стандарты обращены в сторону приоритета профессиональной направленности подготовки студентов высших учебных заведений с целью обеспечения выпускников достаточным уровнем психофизической готовности к будущей трудовой деятельности [3, 4, 5].

Вместе с этим, требования образовательных стандартов и целевой программы развития физической культуры и спорта в нашей стране выделяют важность мотивационно-го аспекта, содействующего повышению интереса к занятиям физическим воспитанием у студентов. Так ряд специалистов отмечают значимость самостоятельного выбора студентами вида физкультурно-спортивной специализации [6, 8, 9].

Нами ранее отмечалось, что такой подход, с одной стороны, создает мотивацион-но-ценностное отношение к занятиям физической культурой, но с другой - не обеспечивает эффективного решения задач физического воспитания студентов, в частности, повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки к будущей трудовой деятельности [7].

Анализ литературных источников и профессиональных стандартов работников отрасли электроснабжения позволил выделить профессионально значимые двигательные способности студентов направления подготовки «Электроэнергетика и электротехника» профиль «Электроснабжение» (далее ЭиЭ): скорость и точность мелкой моторики рук, силовая выносливость мышц верхних конечностей, оперативное мышление, устойчивость концентрированного внимания. В свою очередь проведенный констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень проявления данных психофизических качеств [7].

На современном этапе важным видится поиск эффективных подходов к организации и содержанию профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза в условиях личностно-ориентированного физического воспитания.

Задачи исследования: экспериментальное апробирование эффективности реализации учебно-тренировочных модулей, направленных на развитие профессионально-значимых двигательных способностей будущих электроэнергетиков.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» в 2016-2017 гг. В эксперименте участвовали 30 студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» профиль «Электроснабжение». Определялись показатели: простая зрительно-моторная реакция на свет рукой (ПЗМР), сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР), простая слухо-моторная реакция на звук рукой (ПСМР), время индивидуальной минуты (ИМ), уровень развития силовой выносливости мышц верхних конечностей. Тестирование психофизиологических показателей студентов проводилось на программно-аппаратном комплексе «Спортивный психофизиолог».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Возможность выбора студентами вида физкультурно-спортивной специализации порождает проблему эффективного решения задач профессионально-прикладной физической подготовки. Ее решение видится в использовании инновационных образовательных технологий, к числу которых относится модульное обучение, предполагающее дифференциацию содержательного компонента учебного предмета на самостоятельные законченные части (модули). Модуль представляет собой конкретную и функциональную единицу, которая может быть индивидуальным изделием, объектом или объектом в составе другого более сложного объекта [1, 2].

Нами были разработаны 4 учебно-тренировочных модуля (на развитие скорости и точности мелкой моторики рук, на развитие оперативного мышления, на повышение устойчивости концентрированного внимания, на развитие силовой выносливости мышц верхних конечностей), представляющих собой совокупность специально подобранных упражнений, выполняемых в определенной последовательности и заданном развивающем режиме. Разработанные модули предполагают дифференциацию содержательной

части с учетом выбранного студентом вида физкультурно-спортивной специализации [2].

Для оценки эффективности применения учебно-тренировочных модулей развития профессионально значимых двигательных способностей у студентов было проведено психофизиологическое тестирование в начале и по окончанию эксперимента. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика психофизиологических показателей студентов ЭиЭ

Показатели Начало эксперимента, Хср±т Конец эксперимента, Хср±т

Простая зрительно-моторная реакция (рукой), мс 270,7±6,26 255,1±4,43*

Сложная зрительно-моторная реакция (реакция выбора), мс 320,8±7,0 300,4±5,15*

Простая слухо-моторная реакция (рукой), мс 251,5±5,29 239,8±4,09

Индивидуальная минута, с 55,2±2,24 56,9±1,81

* - р<0,05

Сравнительный анализ показал достоверное уменьшение времени зрительно-моторной реакции (р<0,05), как простой, так и сложной. Не выявлено достоверных различий в динамике показателей простой слухо-моторной реакции, что объясняется преимущественным использованием в процессе физического воспитания физических упражнений, воздействующих на зрительный анализатор.

Средние значения в тесте «Время индивидуальной минуты» у студентов ЭиЭ до и после эксперимента существенно не отличаются. При этом, дифференцированный анализ уровня проявления индивидуальной минуты (рисунок) показал увеличение числа студентов с высоким (на 7%), средним (на 15%) и снижением с низким (на 22%) уровнем в процессе эксперимента.

% 80 60 40 20

60 53

35

12 27 13

□ В начале

□ В конце

Высокий

Средний

Низкий

0

Рисунок - Динамика уровня индивидуальной минуты у студентов ЭиЭ в начале и в конце эксперимента, (%)

Анализ данных теппинг-тестирования студентов-электроэнергетиков показали достоверное (р<0,05) увеличение начального темпа движений. Также для определения силы нервной системы была проведена интерпретация результатов теппинг-теста, которая показала, что после окончания эксперимента доля студентов-электроэнергетиков со слабой нервной системой снизилась с 35% до 20%, а со средней - возросла от 18% до 33%.

В тесте «Сгибание - разгибание рук в упоре лежа» студенты показали статистически достоверно лучший результат по окончании эксперимента. Число студентов с низким уровнем развития силовой выносливости мышц верхних конечностей уменьшилось с 71% до 29%.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенный анализ результатов педагогического эксперимента доказал эффективность применения учебно-тренировочных модулей, направленных на развитие профессионально значимых двигательных способностей студентов в процессе личностно-ориентированного физического воспитания, что позволяет рекомендовать их к использованию в процессе учебных занятий по физической культуре для студентов направления подготовки «Электроэнергетика и электротехника» профиль «Электроснабжение».

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко, О.В. Особенности построения модульной технологии развития координационных способностей у детей, занимающихся дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе / О.В. Борисенко, Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы VI Всеросс. науч.-практ. конф. -Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. ун-та, 2016. - С. 60-64.

2. Жалбэ, М.Г. Профессионально направленное физическое воспитание студентов профиля «Электроснабжение» на основе модульного подхода // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы VII Всеросс. науч.-практ. конф. -Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. ун-та, 2017. - С. 187-193.

3. Комкова, И.А. Профессиональная физическая культура студента / И.А. Комкова, Л.В. Смирнова, В.С. Быков // Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО : сб. статей. - Челябинск, 2015. - С. 216-220.

4. Кондрашов, А.А. Профессиональная физическая подготовка студентов технических вузов на основе игрового метода обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кондрашов Александр Алексеевич. - Волжский, 2003. - 24 с.

5. Мнухина, О.Н. Профессиональная направленность физического воспитания студентов в педагогическом вузе : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Мнухина Ольга Николаевна. -М., 2003. - 22 с.

6. Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодежи в вузах Красноярского края (на примере спортивных специализаций «волейбол» и «футбол») / А.Ю. Осипов, М.Ю. Данькова, А.П. Тарасенко, С.М. Шнаркин // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). - С. 88-91.

7. Пащенко, Л.Г. Развитие профессионально значимых психофизических качеств будущих электроэнергетиков / Л.Г. Пащенко, М.Г. Жалбэ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 145-149.

8. Пащенко, Л.Г. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации / Л.Г. Пащенко, А.В. Коричко // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 45-48.

9. Руденко, Г.В. Обоснование формы профессионально-прикладной физической подготовки студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / Г. В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (81). - С. 133-137.

REFERENCES

1. Borisenko, O.V., Peshkova, N.V. and Lubysheva, L.I. (2016), "Peculiarities of the construction of modular technology for the development of coordination abilities in children engaged in judo at the sports and recreation stage", Perspective directions in the field of physical culture, sports and tourism: mat-ls of VIIAll-Rus. scien. andprac. conf., Nizhnevartovsk, pp.60-64.

2. Komkova, I.A., Smirnova, L.V. and Bykov, V.S. (2015), "Professional physical culture of the student", Scientific and methodical support of the system of physical education and sports training in the context of the introduction of the GTO: com. Articles, Chelyabinsk, pp. 216-220.

3. Kondrashov, A.A. (2003), Professional physical training of students of technical universities on the basis of the game method of teaching, dissertation, Volzhsky.

4. Mnukhina, O.N. (2003), The professional orientation of physical education of students in a pedagogical university, dissertation, Moscow.

5. Osipov, A.Yu., Dankova, M.Yu., Tarasenko, A.P. and Shnarkin ,S.M. (2014), "A sports-oriented approach to the physical education of students in Universities of the Krasnoyarsk Territory (on the example of sports specializations "volleyball" and "football")", Newsletter Krasnoyarsk State. ped. University of them. V.P. Astafeva, No. 3(29), pp. 88-91.

6. Pashchenko L.G., Korichko A.V. (2015), "Effectiveness of physical education students of the University in terms of self-selection physical training and sport specialization", Theory and practice of physical culture, No. 12, рр. 45-48.

7. Pashchenko L.G., Zhalbe M.G. (2016), "The development of professionally important psychophysical qualities of the students of electricians", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. № 11(141), pp. 145-149.

8. Rudenko G.V. (2011), "The substantiation of the form of professionally-applied physical training of students of mountain specialties on the basis of the chosen sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No 1, pp. 133-137.

9. Zhalbe M.G. (2017), "Professionally directed physical education of students of the profile "Electricity" on the basis of the modular approach", Perspective directions in the field ofphysical culture, sports and tourism : mat-ls of VII All-Rus. scien. andprac. conf., Nizhnevartovsk, pp.187-193.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.09.2017

УДК 796.412.2

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МИНИМИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ОШИБОК У ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКОЙ

Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, Игорь Евгеньевич Коновалов, доктор педагогических наук, Роберт Кабирович Бикмухаметов, доктор педагогических наук, Юрий Васильевич Болтиков, кандидат педагогических наук, Леонид

Александрович Лопатин, кандидат педагогических наук, Анна Сергеевна Маркелова,

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(ПовГАФКСиТ), Казань

Аннотация

В данной статье представлена интегративная модель минимизации технических ошибок, которая направлена на формирование стереотипа о качественном исполнении контрольного упражнения, на повышение физической, технической, психологической и тактической подготовленности гимнасток.

Ключевые слова: модель, моделирование, интегративная модель, художественная гимнастика, физическая подготовка, техническая подготовка, психологическая подготовка, тактическая подготовка, интегральная подготовка.

INTEGRATIVE MODEL FOR MINIMIZATION OF TECHNICAL MISTAKES AT GIRLS OF 11-12 YEARS OLD DOING RHYTHMIC GYMNASTICS

Tatyana Vladimirovna Zayachuk, the candidate of pedagogical sciences, Igor Evgenyevich

Konovalov, the doctor of pedagogical sciences, Robert Kabirovich Bikmukhametov, the doctor of pedagogical sciences, Yury Vasilyevich Boltikov, the candidate of pedagogical sciences, Leonid Aleksandrovich Lopatin, the candidate of pedagogical sciences, Anna Sergeyevna Markelova, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Annotation

This article presents the integrative model for minimization of the technical errors, which aimed at the formation of the stereotypes about high-quality execution of the control exercises, improving the physical, technical, psychological and tactical preparedness of gymnasts.

Keywords: model, modeling, integrative model, artistic gymnastics, physical training, technical training, psychological training, tactical training, integrated training.

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития художественной гимнастики характеризуется значительным увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, что связано с усложнением правил соревнований, увеличением конкуренции и расширением географии гимнасток, участвующих в мировых чемпионатах. Как известно, достижения российских гимнасток на мировой арене значительны и для сохранения лидирующих позиций тренерами, зачастую, ставятся неадекватные возрасту гимнасток педагогические задачи. В свою очередь увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок вытекает из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.