Научная статья на тему 'Высокоинтенсивный многофункциональный тренинг в физической подготовке сотрудников ФСКН России'

Высокоинтенсивный многофункциональный тренинг в физической подготовке сотрудников ФСКН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНЫЙ ТРЕНИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГИРЕВОЙ СПОРТ / ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / INTENSIVE TRAINING / PHYSICAL EDUCATION / WEIGHT-LIFTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глубокий Владимир Анатольевич

В статье рассматривается возможное решение проблемы повышения качества физической подготовки сотрудников органов наркоконтроля на основе высокоинтенсивного многофункционального тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глубокий Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHLY INTENSIVE AND MULTIFUNCTIONAL TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION OF THE OFFICERS OF THE FDCS OF RUSSIA

The article considers the possible solution of the problem of quality improvement in physical education of the officers of the Federal Drug Control Service of Russia on the basis of highly intensive and multifunctional training.

Текст научной работы на тему «Высокоинтенсивный многофункциональный тренинг в физической подготовке сотрудников ФСКН России»

УДК 796:378

Владимир Анатольевич ГЛУБОКИЙ,

заместитель начальника кафедра оперативно-боевой и физической подготовки (кафедра № 10) Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педогогических наук

ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСКН РОССИИ

HIGHLY INTENSIVE AND MULTIFUNCTIONAL TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION OF THE OFFICERS OF THE FDCS OF RUSSIA

В статье рассматривается возможное решение проблемы повышения качества физической подготовки сотрудников органов наркоконтроля на основе высокоинтенсивного многофункционального тренинга.

The article considers the possible solution of the problem of quality improvement in physical education of the officers of the Federal Drug Control Service of Russia on the basis of highly intensive and multifunctional training.

Ключевые слова: интенсивный тренинг, физическая подготовка, гиревой спорт, тяжелая атлетика.

Keywords: intensive training, physical education, weight-lifting.

Физическая подготовка в силовых структурах, правоохранительных органах (в том числе и в ФСКН России) организуется и проводится на основании наставлений, приказов, программ.1 Постоянно ведутся поиски способов организации практических занятий по физической подготовке, позволяющих в короткие сроки качественно повысить уровень физической подготовленности военнослужащих, сотрудников, проходящих службу в подразделениях правоохранительных органов.

В 1990-х гг. профессором А.А. Нестеровым для Советской Армии было подготовлено учебно-методическое пособие по интенсификации учебных занятий по физической подготовке2, в котором указывалось, что сущность интенсификации процесса физической подготовки состоит в оптимальном использовании ее средств, методов и форм с целью подготовки военнослужащих к эффективному решению поставленных перед ними учебно-боевых задач, и отмечалось, что в период Великой Отечественной войны

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -

интерес к вопросам по интенсификации физической подготовки военнослужащих особенно усилился в связи с резко сократившимися сроками подготовки резервов для фронта. Идея и конкретные методические рекомендации по физической подготовке в краткие сроки нашли широкое отражение в руководящих документах и программах. Особенно полно эти вопросы были изложены в Руководстве по подготовке к рукопашному бою Красной Армии (1941), Наставлении по лыжной подготовке Красной Армии (1941), Руководстве по физической подготовке в запасных частях Красной Армии (1942), Руководстве по обучению плаванию и переправам вплавь Красной Армии (1942), Руководстве по гимнастике для запасных и учебных дивизий Красной Армии (1944).3

В ряде материалов и статей методического характера, опубликованных в военный период, освещались и развивались вопросы организации и методики физической подготовки войск в военное время. В основу большинства рекомендаций, по мнению А. А. Нестерова, были положены следующие принципы:

- применение физических упражнений главным образом прикладного характера;

- осуществление физической подготовки в основном в форме утренних физических упражнений, тренировки в процессе боевой подготовки и учебных занятий;

- преимущественно тренировочный характер проводимых занятий;

- применение комплексного метода проведения занятий при фронтальном и непрерывно-поточном способах организации занимающихся.

Необходимость подготовки в сокращенные сроки не потеряла актуальности и в настоящее время - при обучении резервов в военное время, при сокращении времени, отводимого на военно-профессиональное обучение, при подготовке сотрудников правоохранительных органов к решению специальных задач и в ряде других случаев.

Сегодня в образовательных учреждениях МВД России проводится большое количество научно-практических конференций, посвященных физической подготовке, спортивной тренировке по служебно-прикладным видам спорта.4 Большое количество материалов, публикуемых в сборниках, посвящены поиску решений проблемы улучшения качества преподавания дисциплины «Физическая подготовка», причем многие авторы ссылаются на недостаточное количество часов на занятия физической подготовкой. Считаем, что эти требования не всегда обоснованны. Безмерное увеличение количества часов, отводимых на занятия физическими упражнениями, отрицательно скажется на других сторонах (юридической, криминалистической и т. д.) профессиональной подготовки сотрудников.

За рубежом, как и в России, всегда стояла проблема повышения физической готовности военнослужащих, полицейских, пожарных к выполнению ими специальных задач. В 1980-е гг. в США бывший гимнаст, впоследствии тренер Грег Глассман определил основные положения тренировочных методик высокоинтенсивного многофункционального тренинга, который получил название «KrossFit». Благодаря эффективности и направленности на практическое применение программа быстро привлекла пристальное внимание военных и полицейских ведомств. Центральную часть системы тренировок составляют высокоинтенсивные кардиокомплексы либо гибридные тренировки на интенсивную работу в смешанном режиме (кардио/силовая) с максимальной мощностью, задачи комплекса -либо сделать за минимальное время указанный объем работы, либо сделать за указанное время максимальный объем работы. Обычно выполняется один комплекс в день. Тренировки короткие, в среднем меньше получаса, иногда меньше 15-20 минут. Таким образом, с разминкой и растяжкой весь тренировочный процесс укладывается в 45-60 минут.

Очевидно, что в связи с высокой

: Алгоритмы высшей школы

служебной загруженностью не все сотрудники ФСКН России имеют возможность регулярно заниматься физической подготовкой, что в итоге сказывается на уровне развития физических качеств, формировании служебно-прикладных двигательных навыков у данных сотрудников. Так как физическая подготовка сотрудников ФСКН России всегда лимитирована временем, одним из главных направлений решения задач интенсификации физической подготовки является совершенствование методических основ интенсификации процесса физической подготовки вообще и учебных занятий в частности. Совершенствование методических основ интенсификации физической подготовки предполагает более напряженный учебно-воспитательный процесс за счет использования достижений психологии, педагогики, внедрения прогрессивных методов обучения.

Мы соединили рекомендации профессора А.А. Нестерова, методологию кроссфита Г. Глассмана и собственные наработки в области повышения интенсивности занятий физическими упражнениями.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт ФСКН России» с 1 августа по 30 ноября 2011 г., в нем приняли участие 1 2 сотрудников профессорско-преподавательского состава института, 1 0 студентов общеюридического факультета вуза, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Преподаватели, участвующие в эксперименте, были мужского пола, возраст испытуемых

- 30-42 года. Среди студентов, участвующих в эксперименте, были 4 девушки, возраст - 20-21 год.

Задачи исследования: составить тренировочные комплексы для проведения высокоинтенсивного многофункционального тренинга и проверить эффективность тренировочного процесса.

Мы отобрали наиболее эффективные упражнения, которые в большинстве своем

являются упражнениями тотального воздействия, то есть позволяют задействовать от 70 до 95% мышц человека: рывок гири, толчок одной, двух гирь; приседания со штангой на плечах, груди, со штангой на вытянутых руках над головой; приседания без веса; становую тягу; толчковый «швунг»; жим штанги стоя; различные варианты сгибаний-разгибаний рук (отжиманий) в упоре лежа, на брусьях; подъем ног в висе на перекладине, для более подготовленных - подъем переворотом из виса на перекладине; подтягивания на перекладине (различные способы); прыжки на скакалке; прыжки на подставку высотой 60 см; бег от 100 до 3000 м.

Тренировки в сентябре 2011 г. носили обучающий характер. Испытуемые изучали технику тяжелоатлетических упражнений и технику гиревого спорта. Вес гирь и штанги подбирался с учетом уровня развития силы и технической подготовленности занимающихся. Для развития двигательных качеств использовались комплексы, составленные из упражнений с отягощением собственным весом, и беговые упражнения. Занятия проводились круговым методом. Для развития быстроты выполнялся бег на дистанции 30, 60 и 1 0 0 м. Здесь использовался повторный метод тренировки.

В октябре-ноябре в содержание тренировочных комплексов были включены упражнения гиревого спорта и тяжелой атлетики, причем специально этими видами спорта участвующие в эксперименте ранее не занимались. Отметим, что тяжелоатлетические упражнения и упражнения с гирями используются в высокоинтенсивном многофункциональном тренинге потому, что наиболее эффективны для развития силовых качеств (абсолютной и относительной силы, мощности, взрывной силы, силовой выносливости и т. д. ), развивают у занимающихся способность активировать больше двигательных единиц и в гораздо большей степени, чем любые другие тренировочные модальности. Взрывная сила, нарабатываемая при

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -

тренировках с использованием упражнений из тяжелой атлетики и гиревого спорта, жизненно важна во всех видах физкультурно-спортивной деятельности. Выполнение упражнений со штангой и гирями учит сокращать мышечные группы в правильной последовательности, то есть от центра тела к конечностям. Изучение этого жизненно важного технического урока способно принести значительную пользу всем тем, кому необходимо прилагать усилия по отношению к другому человеку или объекту, что повсеместно встречается почти во всех видах спорта. В дополнение к обучению прикладывания взрывных сил толчок и рывок учат тело воспринимать подобные силы от другого движущегося тела эффективно и безопасно. Многочисленные исследования показали, что тяжелоатлетические упражнения и упражнения гиревого спорта уникальны для развития силы, мышечной массы, мощности, скорости, координации, высоты вертикального прыжка, мышечной выносливости, прочности опорно-двигательного аппарата и физической способности противостоять нагрузкам. Стоит также отметить, что тяжелоатлетические упражнения и упражнения с гирями разного веса являются единственными силовыми упражнениями, которые увеличивают показатель максимального потребления кислорода - абсолютный показатель кардиоваскулярной подготовленности. К слову, в Наставлении по физической подготовке Вооруженных Сил Союза ССР 1 959 г. (НФП-59) указано, что упражнения с тяжестями -с гирями, штангой, камнями, патронным ящиком, металлической балкой, бревном, а также поднимание и переноска человека - применяются для развития силы, силовой выносливости, а также для приобретения навыков в поднимании и переноске груза.

Приведем пример занятия, проводимого со студентами общеюридического факультета СибЮИ ФСКН России по системе высокоинтенсивного многофункционального тренинга: 3х105 - приседа-

ния в рывковый сед; 3х10 - тяжелоатлетический рывок; 3х10 - приседания со штангой на груди; 3х10 - взятие штанги на грудь; выполнение толчка штанги на время (после каждого подъема штанга ставится на пол, допускаются паузы для отдыха; задача: как можно быстрее вытолкнуть 30 раз штангу над головой); 30 приседаний со штангой на плечах. Кроме того, в содержание занятия входили упражнения на развитие гибкости и расслабление мышц после физической нагрузки.

Высокоинтенсивная тренировка приходится на 30 подъемов штанги. Перед этим студенты совершенствовали навыки подъема штанги рывком. Практически в течение одного-двух занятий испытуемые осваивали тяжелоатлетические упражнения. На последующих занятиях техника движений совершенствовалась. При обучении технике движений использовался только гриф штанги 20 или 15 кг, девушки использовали гриф 10 или 12 кг.

Пример занятия с использованием упражнений из гиревого спорта: разминка

- общеразвивающие упражнения, прыжки со скакалкой - 1 0 мин; высокоинтенсивный комплекс: задача - выполнить как можно быстрее пять кругов, содержание одного круга: 10 + 10 рывок гири 16 (24) кг + 5 потягиваний на высокой перекладине (допускается остановка при выполнении упражнения, то есть подтягивание можно выполнить 3 затем 2 раза, но, не закончив один круг, переходить к следующему нельзя); упражнения на растягивание и расслабление - 10 минут.

В ноябре 2011 г. мы сравнили исходные данные в тестах, характеризующих развитие физических качеств, с данными, полученными по окончании исследования. В подтягивании на перекладине испытуемые из числа профессорско-преподавательского состава и студенты общеюридического факультета прибавили к исходным показателям в среднем 3 раза, девушки улучшили показатели в сгибании-разгибании рук в упоре лежа в среднем на 7 раз.

: Алгоритмы высшей школы

Время пробегания по дистанции в челночном беге 1 0 х1 0 м у в среднем улучшилось на 0,8 секунды. Кроме того, был отмечен прирост результатов во всех упражнениях, используемых в комплексах высокоинтенсивного многофункционального тренинга.

Безусловно, такие комплексы можно использовать и при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Содержание упражнений для высокоинтенсивного многофункционального тренинга следует подбирать с учетом физической подготовленности, возраста сотрудников органов наркоконтроля и имеющейся материальной базы.

Полагаем, что применение высокоинтенсивного многофункционального тренинга позволит в короткие сроки качественно повысить уровень развития двигательных качеств сотрудников ФСКН России.

1 Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ Министра обороны от 21.04.2009 № 200;

Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников ОВД : приказ МВД России от 29.06.1996 № 412; Программа оперативнобоевой и физической подготовки сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ : приказ ФСКН России от 28.12.2006 № 439/дсп.

2 Нестеров А.А. Рекомендации по интенсификации учебных занятий по физической подготовке военнослужащих срочной службы : учебнометодическое пособие. М.: Воениздат, 1992.

3 Там же. С. 4.

4 Эволюция и современные подходы в боевой и физической подготовке сотрудников силовых ведомств : материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2006; Современная методика преподавания физической подготовки в образовательных учреждениях России : тезисы докладов и статей Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград: ВА МВД России, 2008; Оптимизация учебно-воспитательного процесса и тренировочного процессов в образовательных учреждениях МВД России : материалы всероссийской научнопрактической конференции. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2010.

5 Первая цифра указывает количество подходов, вторая - количество повторений упражнения: 3х10 - 3 подхода по 10 повторений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.