УДК 796.011.3+378
К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЯХ КАК ОСНОВНОМУ СРЕДСТВУ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
TO THE QUESTION OF INTEGRATED CLASSES AS A MAJOR WAY TO IMPROVE THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Кузнецов Михаил Борисович
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орёл, Россия Kuznetsov Mikhail Borisovich
lecturer
chair of physical training and sport Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В статье описаны основные направления использования комплексной полосы препятствий в процессе обучения курсантов в образовательных организациях МВД России.
Abstract. The article describes the main directions of the use of complex obstacle course in the process of training cadets in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Ключевые слова: полоса препятствий, физическая подготовка, задержание правонарушителя, моделирование ситуаций.
Keywords: obstacle course, physical training, detention of the offender, modeling of situations.
За последние годы требования к профессиональной подготовке сотрудников ОВД значительно повысились, успешно выполнять свои служебные обязанности может только тот сотрудник, который обладает знаниями, умениями и навыками на уровне современных требований.
Практика показывает, что курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России после окончания учебного заведения часто приходиться выполнять профессиональные обязанности в горячих точках.
С ростом потока информации, увеличением технической оснащенности органов внутренних дел, повышением напряженности службы и нагрузок в работе любому сотруднику, помимо общего крепкого здоровья хорошей профессиональной подготовки, нужна устойчивая психологическая закалка.
Опираясь на уже приобретенный опыт, в основу психологической подготовки следует положить обучение и тренировку личного состава к готовности к внезапным действиям, преодолению определенных опасностей, риску, свойственных реальной обстановке современного боя и боевой службы.
Строить психологическую подготовку надо на подлинно научной основе, вырабатывая у сотрудников мужество, смелость, устойчивость психических реакций, способность стойко переносить трудности и другие качества, которые необходимы для успешного выполнения задач [1,с.300, 2,с.102, 6, с.111].
Особое значение имеет уровень подготовки сотрудников полиции к эффективным действиям, связанным с применением физической силы, как в штатных, так и в экстремальных ситуациях. К сожалению, чаще всего в образовательных организациях МВД России на занятиях по физической подготовке при формировании профессиональных навыков подготовка часто осуществляется в стандартных ситуациях. В результате этого при применении физической силы в случаях реального силового задержания правонарушителей наблюдается неопытность молодых сотрудников, а также нередки случаи их ранения и гибели.
Сотрудник полиции в реальных условиях силового задержания правонарушителя должен адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять единственно правильное решение, сохраняя при этом состояние готовности использования всех известных ему приемов[3, с. 133, 4, с. 110].
Многие сотрудники полиции, когда-либо действовавшие во внештатных ситуациях, указывают на неуверенность в своем поведении, испытывая при этом волнение, суетливость, сложность прогнозирования возможного поведения правонарушителя. Кроме того, наличие у задерживаемого в руках оружия заставляет сотрудника полиции забыть обо всех навыках, приобретенных при отработке приемов с имитацией оружия.
Из вышесказанного следует вывод, что необходимо проводить специальные занятия с возможностью управления эмоционально-волевыми качествами при действиях в экстремальных ситуациях.
В образовательный процесс необходимо включать отработку таких вопросов, как прохождение полосы препятствий в полной боевой выкладке (каска, автомат, бронежилет и т.д.); прыжки на поролоновые маты с балконов и крыш одноэтажного и двухэтажного дома; соскакивание со стоящего и медленно движущегося транспорта с использованием кувырка назад через плечо в полной боевой выкладке; групповые скоростные влезания в автотранспорт; взаимодействие в тройках при преодолении препятствий «сплошной забор, стена» с помощью автомата, резиновой палки и подручных средств. Надо организовать обучение и воспитание так, чтобы курсанты за период обучения приобрели знания и навыки, необходимые для выполнения задач боевой службы.
Одним из перспективных направлений, является использование специальных комплексных средств обучения, позволяющих на основе межпредметного взаимодействия создавать достаточно высокий уровень нервно эмоциональной напряженности посредством массированного использования различных сбивающих факторов: интенсивной физической нагрузки; элементов внезапности, опасности, риска, противоборства и соперничества; звуковых и световых раздражителей; различных воздействий, связанных с интенсивной нагрузкой на свойства внимания, памяти, мышления и т.п.
Наиболее эффективными в этом плане являются комплексные практические занятия на учебных полигонах, включающие в себя преодоление полосы
препятствий, выполнение боевых приемов борьбы, стрельбу, рукопашный поединок, решение тактических задач по обеспечению личной безопасности, а также использование других средств усиления эмоциональной напряженности. Подобные занятия сейчас проводятся во многих образовательных организациях МВД России. Основоположником их организации и проведения еще в Орловской средней специальной школе милиции («школе ГАИ») являлся доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Калашников. Вначале им была разработана, построена и апробирована специализированная полоса препятствий для сотрудников дорожно-патрульной службы, помимо преодоления различных сооружений, включала в себя моделирование типичных служебных ситуаций: выполнение боевых приемов борьбы против правонарушителя, находящегося в автомобиле; осмотр транспортного средства; действия на макете места ДТП (оказание первой помощи, составление схемы ДТП, определение подлинности документов, регистрационных и маркировочных номеров, работа со средствами радиосвязи и усиления речи); стрельба из автомобиля с имитацией его движения; экстремальное вождение. Занятия проводились с участием преподавателей всех профильных дисциплин [5, с. 140, 6, с.112].
Психологические навыки и физические качества, необходимые для службы в ОВД, наиболее успешно формируются у курсантов в том случае, если обучение проводится в условиях, максимально приближенных к реальным. Этим условиям больше всего отвечают занятия на комплексной полосе препятствий. Полоса препятствий должна соответствовать предстоящей профессиональной деятельности, ради которой и осуществляется весь процесс обучения и подготовки того или иного специалиста.
Комплексная полоса препятствий предназначена для всестороннего развития организма занимающихся, укрепления их здоровья, совершенствования двигательных качеств и способностей, на создания прочной функциональной базы для всех остальных видов подготовки (физической,
V и \ II V V
технической, тактической). На комплексной полосе препятствий моделируются ситуации служебной деятельности по схеме: «поиск - преследование -задержание сопротивляющихся правонарушителей».
Задачами комплексной полосы препятствий являются: развитие и совершенствование основных физических качеств выносливости, силы, быстроты, ловкости; воспитание морально-волевых качеств, уверенности в своих силах; укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности, выработка умения правильно действовать в усложненных условиях и закрепление ранее изученных технических приемов в экстремальной ситуации после физической нагрузки. В содержание комплексной полосы могут входить: кроссовый бег, челночный бег, общеразвивающие и специальные упражнения, гимнастические упражнения, упражнения с тяжестями, приемы рукопашного боя, спарринги, учебные схватки и т.д.
Моделирование экстремальных ситуаций при прохождении полосы препятствий подготавливает организм курсанта к конкретному виду деятельности. Систематическая тренировка в таких условиях совершенствует уверенность двигательных действий в условиях реального задержания правонарушителя. Необходимо помнить, что для решения поставленной задачи
необходима элементарная базовая подготовка, в основе которой лежат такие качества, как сила, быстрота, выносливость и владение какими-либо видами единоборств [2, с. 103, 3, с.134].
При отработке всевозможных ситуаций необходимо акцентировать внимание курсантов, что применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно осуществляться в соответствии с гл. 5 Федерального закона «О полиции». Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
На комплексных практических занятиях по физической подготовке можно смоделировать всевозможные ситуации:
• преследование правонарушителя с последующим задержанием;
• задержание правонарушителя в различных тактических ситуациях, климатических условиях и в разное время суток;
• задержание правонарушителя при условии нахождения задерживающего в различном физическом и эмоциональном состоянии.
Преследование правонарушителя с последующим задержанием
Моделируемые ситуации:
• бег (кросс, марш-бросок) на средние и длинные дистанции, по скользкому грунту, в гору, под уклон, с преодолением препятствий (канавы, ручьи, кочки, изгороди и другие), в конце дистанции задержание правонарушителя, оказывающего сопротивление;
• преодоление препятствий: заборов различной высоты, передвижение по узкой или качающейся опоре, залезание в окно, прыжки с различной высоты и др. с последующим задержанием правонарушителя;
• задержание правонарушителя на снегу, возможно после лыжного кросса и с использованием лыжного инвентаря;
• задержание правонарушителя в воде (можно в одежде), либо после преодоления водной дистанции, переправы вплавь, ныряние в глубину, транспортировка преступника на воде.
Задержание правонарушителя в различных тактических ситуациях, климатических условиях и в разное время суток
Возможные ситуации:
• внезапное нападение на сотрудника ОВД одного или нескольких правонарушителей. Задача курсанта, выполняющего роль сотрудника ОВД, вовремя, правильно и адекватно среагировать на нападение, при необходимости провести разоружение нападающего, проведение различных боевых приемов борьбы и комбинаций, задержание и сопровождение правонарушителя;
• помощь сотруднику (гражданину) при нападении на него. Курсант-правонарушитель» душит гражданина либо угрожает ему оружием. Задача курсанта-«сотрудника ОВД» оказать помощь гражданину, обеспечив при этом незаметность своих действий и задержать правонарушителя;
• отработка способов задержания в разное время суток. Выполнять можно
в спортивном зале при выключенном свете, завешанными окнами либо завязанными глазами.
Задержание правонарушителя, при условии нахождения задерживающего в различном физическом и эмоциональном состоянии
Моделируемые ситуации:
• - на фоне физической усталости, после больших физических нагрузок, проводить различные виды задержания;
• - оказание противодействия нападающему правонарушителю одной рукой, из положения на коленях, сидя, лежа.
Для повышения профессиональной подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России необходимо соблюдение следующих условий:
1) целенаправленная подготовка преподавателей по физической подготовке к конкретному занятию;
2) разработка унифицированных программ по физической подготовке с учетом специфики деятельности различных подразделений МВД;
3) широкое внедрение в учебный процесс современных технологий обучения.
В заключении необходимо отметить, что прохождение полосы препятствий с моделированием наиболее распространенных ситуаций на занятиях по физической подготовке позволяет довести до автоматизма действия курсантов. Курсант, который приобрел необходимые навыки при обучении, более уверенно будет действовать в условиях реального силового задержания, так как ему не нужно будет отвлекаться от анализа создавшейся ситуации, пытаясь вспомнить алгоритм своих действий, - «мышечная память» сделает все сама, тем самым сотрудник полиции в меньшей степени подвергает себя опасности со стороны правонарушителя.
Литература
1. Баркалов С. Н. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования / С. Н. Баркалов, И. В. Герасимов // Общество и право. - Краснодар : Изд-во ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России». - 2014. - № 4 (50). -С. 299-304.
2. Баркалов С. Н. К вопросу проблемно-ситуационного обучения в процессе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / С. Н. Баркалов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. - 2017. - № 1 (70). - С. 101-104.
3. Герасимов И. В. Особенности проведения занятий по физической подготовке в рамках первоначальной профессиональной подготовки / И. В. Герасимов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. -2014. - № 3 (60). - С. 132-135.
4. Алдошин А. В. Проблемы и пути реализации учебной дисциплины «Физическая подготовка» в системе высшего образования МВД России / А. В. Алдошин // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2016. - № 4 (69). - С. 109-111.
5. Моськин С. А. Воздействие физических упражнений на состояние психических качеств курсантов вузов МВД России / С. А. Моськина // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2017. - № 2 (71). - С. 139-141.
6. Губанов Э. В. Планирование специальной физической подготовки сотрудников ГИБДД / Э. В. Губанов // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования) : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2017. - С. 110-113.
References
1. Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Fizicheskaya podgotovka kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii: sostoyanie, problemy i puti sovershenstvovaniya [Physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia: the state, problems and ways of improvement]. Obshchestvo i pravo [Society and law]. Krasnodar, Krasnodar University of the MIA of Russia Publ., 2014, no. 4 (50), pp. 299304.
2. Barkalov S. N. [To the question of problem-situational training in the process of physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific Herald of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2017, no. 1 (70), pp. 101-104.
3. Gerasimov I. V. [Features of physical training within initial professional training]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova -Scientific Herald of the Orlov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Lukyanov, 2014, no. 3 (60), pp. 132-135.
4. Aldoshin A. V. [Problems and ways of realization of discipline "Physical training" in higher education system of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific Herald of the Orlov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2016, no. 4 (69), pp. 109-111.
5. Moskin S. A. [Effect of physical exercises on the state of mental qualities of cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific Herald of the Orlov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia V. V. Lukyanov, 2017, no. 2 (71), pp. 139-141.
6. Gubanov E. V. [Planning for special physical training of traffic police]. Management of activity on traffic safety (state, problems, ways of improvement): collection of materials of the international scientific and practical conference [Control activities to ensure road safety (state, problems, ways of improvement): collection of materials of international scientific-practical conference]. Orel, Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova, 2017, pp. 110-113.