УДК 796.011.3+378
АДАПТАЦИЯ ДЕВУШЕК КУРСАНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
ADAPTATION OF FEMALE CADETS TO PHYSICAL EXERTION IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Осипов Дмитрий Васильевич
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орёл, Россия Osipov Dmitry Vasili'evich lecturer
department of physical training and sports Orlovsky Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V. V. Lukyanova Orel, Russia
Губанов Эдуард Владимирович
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орёл, Россия Gubanov Eduard Vladimirovich
lecturer
department of physical training and sports Orlovsky Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V. V. Lukyanova Orel, Russia
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, адаптации девушек к физическим нагрузкам на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России.
Abstract. The article presents the results of the study, the adaptation of girls to physical exertion in the classroom for physical training in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Ключевые слова: девушки курсанты, физическая подготовка, физическая нагрузка, психологическая подготовка.
Keywords: girls cadets, physical training, physical activity, psychological preparation.
Адаптация — процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студентов должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий [1, 4]. На современном этапе развития общества растет количество женщин, стремящихся создать успешную карьеру и реализовать свои профессиональные возможности. Это можно объяснить тем, что совместно с развитием современного общества увеличивается число профессий, которые приобретают популярность среди женского пола. Женщинами все шире осваиваются так называемые «мужские профессии», в связи с чем удельный вес женщин в образовательных организациях МВД России увеличивается.
В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема адаптации девушек к физическим нагрузкам на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России. Обучение в указанных образовательных организациях оказывает широкое влияние на условия жизнедеятельности девушек, так как на занятиях по физической подготовке предъявляются достаточно высокие требования к физиологическим возможностям организма. Физические нагрузки относят к важнейшим факторам, влияющим на молодых людей при освоении различного рода специальностей
[3].
Физическая подготовка оказывает большое влияние на организм курсантов, так как помимо учебных занятий, обучающиеся также участвуют в спортивных соревнованиях, физкультурно-массовых мероприятиях [1].
Указанные факторы можно оправдать тем, что довольно большой объем физических и психических нагрузок оказывает значительное влияние на адаптационные процессы курсантов, которые отражаются в изменениях их функционального состояния, которые непосредственно учитываются в процессе организации физической подготовки с целью повышения ее эффективности, а также для профилактики возникновения различных заболевании.
На протяжении нескольких лет проводятся научные исследования, целью которых является мониторинг уровня физического здоровья различных категорий граждан. Прежде всего они направлены на изучение состояния физического здоровья населения страны, а также на разработку соответствующих мероприятий для его улучшения. Мониторинг включает в себя изучение показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния граждан [2].
Специалистами установлено, что в процессе обучения курсантов вузов МВД России под адаптивной динамикой системных механизмов понимается не только улучшение социально значимых результатов, к которым следует отнести высокий уровень физического развития, но и оптимизацию функционального состояния по критерию снижения физиологических затрат на адаптацию, которые заключаются в оптимизации ситуационного психологического статуса курсантов, уменьшения напряженности деятельности регуляторных систем организма. Следовательно, способы увеличения адаптивных возможностей
курсантов необходимо определять исходя из сочетания параметров социально значимого поведения и степени изменения гомеостатических реакций.
Одним из основных факторов, влияющих на процесс подготовки женщин-сотрудников к службе в системе МВД России является процесс их адаптации условиям службы в системе МВД.
Поступив на обучение в образовательные организации МВД России девушкам приходится в довольно короткие сроки перестроить свой распорядок дня, освоить этику служебных взаимоотношений.
На процесс адаптации девушек к физическим нагрузкам на занятиях по физической подготовке влияют не только выполнение достаточно сложных упражнений, но и ряд других факторов. К ним можно отнести:
-наличие достаточно жесткой системы «начальник-подчиненный»; -строгая дисциплина; -соблюдение распорядка дня.
Указанные факторы приводят к формированию эмоционального напряжения и усталости, а в большинстве случаев к конфликтам и эмоциональным срывам. Безусловно, это сказывается и при выполнении нормативов на занятиях по физической подготовке.
Так, в период с 1 по 3 курс обучения в поведении девушек растут виды физической, вербальной, общей агрессивности, направленной на других. Это создает условия для развития различного рода конфликтов.
На начальном этапе обучения, а именно в первом семестре, у девушек увеличивается напряжение деятельности сердечно - сосудистой системы, которое вызвано резким увеличением физических и психических нагрузок, воздействующих на курсантов в связи с началом их обучения в образовательных организациях МВД России.
Во втором семестре практически все статистические показатели уменьшились, в дальнейшем в процессе обучения амплитуда их колебаний значительно снизилась.
В начальный период обучения условия жизнедеятельности курсантов претерпели достаточно большие изменения значений функционального состояния. Это связано с тем, что в данный период увеличивается напряжение деятельности сердечно - сосудистой системы.
По окончании первого курса у курсантов происходят изменения в состоянии организма, выражающиеся в значительном снижении значений показателей, которые характеризуют напряженность деятельности сердечно -сосудистой системы, что является результатом их адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
К условиям успешного выполнения физических нагрузок девушками в системе МВД России следует отнести:
-высокий уровень функционального состояния (периодичность тренировок);
-степень сформированности двигательного навыка.
В результате регулярных занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России происходит развитие двигательных навыков, в процессе которого возникают корреляционные связи
между различными видами физических упражнений, что позволяет установить сходства и различия двигательной деятельности девушек на разных курсах обучения.
На первом курсе обучения девушки находятся на первоначальной стадии спортивного совершенствования. Это объясняется тем, что результаты выполнения упражнения на общую и силовую выносливость ниже, чем на старших курсах.
Высокие результаты выполнения нормативов по физической подготовке у девушек, проходящих обучение в образовательных организациях МВД России на старших курсах, связаны с активным процессом физического развития, так как данная категория лиц обладает высокими адаптационными возможностями по сравнению с девушками, обучающимися на первых курсах.
Установлено, что физическая тренировка в процессе индивидуального развития обеспечивает достаточно высокий уровень резервных возможностей организма. Как правило, лица, занимающиеся физической культурой и спортом, меньше тратят времени на подготовку к занятиям, у них медленнее развивается явление умственного утомления и быстрее восстанавливается работоспособность за счет улучшения восстановительных процессов. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что организация и планирование физической подготовки у девушек в образовательных организациях МВД России требует особого внимания, так как от правильного дозирования физической нагрузки зависит эффективный результат от физических упражнений, а также процесс адаптации обучающихся к условиям учебной и служебной деятельности.
Литература
1. Баркалов С. Н. Физическая культура как важнейший фактор организации свободного времени курсантов вузов МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы/ девятнадцатой Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2014. С.247-250.
2. Еремин Р. В. Укрепление и сохранение здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры, проблемы/ и решения // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы/ XVII Международной научно-практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. С. 348-350.
3. Кузнецов М. Б. Некоторые аспекты/ формирования здорового образа жизни на занятиях физической культурой и спортом // Наука и практика. 2016. № 3 (68). С. 144-146.
4. Подрезов И. Н. Формирование, укрепление и сохранение здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма: основные направления и пути реализации // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 161-165.
Referances
1. Barkalov S. N. [Physical culture as the most important factor in the organization of free time for cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii: materialy devyatnadcatoj Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferenci [Training for law enforcement agencies: modern trends and educational technologies. Materials of the nineteenth All-Russian Scientific and Methodological Conference]. Irkutsk, VSI MIA of Russia Publ, 2014, pp. 247-250. (In Russ.).
2. Eremin R. V. [Strengthening and preserving the health of students with the help of physical culture, problems and solutions]. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenci [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of the XVII International Scientific and Practical Conference]. Irkutsk, VSI MIA of Russia Publ., 2015, pp. 348-350. (In Russ).
3. Kuznetsov M. B. S Nekotorye aspekty formirovaniya zdorovogo obraza zhizni na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj i sportom [Some aspects of the formation of a healthy lifestyle in physical education and sports]. Nauka i praktika - Science and Practice, 2016, no. 3 (68), pp. 144-146.
4. Podrezov I. N. Formirovanie, ukreplenie i sohranenie zdorov'ya studencheskoj molodezhi sredstvami fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma: osnovnye napravleniya i puti realizacii [Formation, strengthening and preservation of the health of students' youth by means of physical culture, sports and tourism: the main directions and ways of implementation]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, OYLUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V V Lukyanov Pub!., 2016, pp. 161-165.