9. Обеспеченные
(основные характеристики группы)
Специфика формирования выборки мониторинга состоит в том, что она, представляя основную часть взрослого населения России, вместе с тем не позволяет адекватно отразить "полярные" слои и группы населения. Речь идет как о самых бедных, т.е. лицах без определенного места жительства, беженцах и т.п., так и о самых богатых, состоятельных представителях общества, которые в силу причин объективного и субъективного характера оказываются недоохваченными при проведении массовых опросов населения.
Изучение в рамках массовых опросов социально-экономического положения самых обеспеченных слоев российского общества имеет свои ограничения. В то же время можно достаточ&о надежно выделить благополучную в материальном отношении группу, которая, по нашим представлениям, не превышает 10% выборочной совокупности. В июле 1994 г. в такую группу попали лица, располагающие денежным доходом свыше 200 тыс. руб. на одного члена семьи в месяц, а средний уровень дохода в этой группе составил, соответственно, около 500 тыс. руб.
Состав этой группы, установки, поведение и оценки ее представителей и являются предметом данного исследования. В этих целях был проведен сравнительный анадега результатов опросов по трем составляющим компонентам выборки: 10% выборки — группа, представляющая наиболее обеспеченных респондентов, 90% выборки — "абсолютное большинство" (низко- и среднеобеспеченные респонденты), 100% выборки — все респонденты, участвовавшие в опросе.
Статусные характеристики. Представим основные социально-демографические характеристики группы обеспеченных (табл. 35).
В рассматриваемой группе, по сравнению и с общей выборкой, и 90% ее преобладают лица мужского пола и люди более молодого возраста. В ней почти в два раза выше доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, в то же время почти треть этой группы составляют люди, не имеющие даже среднего образования.
Половина наиболее обеспеченных респондентов занята в государственном секторе, хотя доля занятых в частном секторе среди них втрое больше средней. Основную часть представляют наемные работники, но одновременно доля лиц, занимающихся индивидуальной и предпринимательской деятельностью, более чем в три раза превышает число и в среднем, и среди большинства. Заметим, что в этой группе пенсионеров в три с лишним раза меньше, чем в среднем по выборке, а число иждивенцев (домохозяек, временно неработающих, учащихся, безработных и т.п.) примерно одинаково. Здесь чаще представлены руководители и специалисты, примерно одинаково — служащие и реже — рабочие, особенно низкой квалификации.
Высоким удельным весом самых обеспеченных людей резко выделяются Москва и Санкт-Петербург (хотя население этих городов в нашей выборке представлено недостаточно репрезентативно) и, напротив, низким — село.
Вместе с тем, по собственным оценкам обеспеченных респондентов, только 4% из их числа относят себя к состоятельным, богатым людям, 86% — к людям среднего достатка, а 7% — даже к бедным, малообеспеченным людям.
Самооценки общественного положения у респондентов из группы обеспеченных нельзя назвать высокими. Более того, они даже несколько ниже средних показателей и аналогичных оценок большинства, особенно когда речь идет о настоящем времени и ближайшем будущем (табл. 36).
Понятно, что этот "феномен" в большей мере определяется более высокими статусными стандартами обеспе-
Таблица 35
Социально-демографические характеристики
| Основные 1 характеристики Вся выборка Обеспе- ченные Большинство
Пол
мужской 46 58 44
женский 54 42 56
Возраст
18—24 года 16 23 14
25—39 лет 33 39 33
40—55 лет 23 25 23
Старше 55 лет 28 13 30
Образование
I высшее
1 и незаконченное высшее 14 24 12
I среднее 1 и среднее специальное 48 44 48
1 ниже среднего 38 32 40
Сектор экономики
государственный 72 51 77
смешанный 15 13 14
частный 13 36 9
Род деятельности (работающие респонденты)
владельцы
предприятия, дела 4 11 3
индивидуалы, фермеры 6 16 4
наемные работники 90 73 93
Основное занятие
наемные работники 49 47 51
работающие по контрактам, договорам и та 4 9 3
предприниматели 2 13 1 І
индивидуалы, фермеры 2 4 1
пенсионеры 24 7 27
домохозяйки, учащиеся, временно неработающие, безработные 18 19 16
1 другие 1 1 1
Группа работников (работающие респонденты)
руководители
разного уровня 7 16 6
специалисты 25 31 25
служащие 14 15 13
квалифицированные рабочие 40 27 43
неквалифицированные рабочие 11 4 12
другие 3 6 2
Типы населенных пунктов
Москва и Санкт-Петербург 9 20 8
большие города 27 25 28
малые города 38 41 39
село 26 14 27
ченных людей. Однако, на наш взгляд, не менее (если не более) значимым является фактор текущего денежного дохода, определивший состав рассматриваемой группы, сегодня он слабо коррелирует с такими статусными признаками, как уровень образования, престиж, ценностные ориентации и интересы. В этом состоит одно из основных противоречий периода социальной трансформации.
С одной стороны, сейчас часто встречается ситуация, когда в составе наиболее обеспеченных оказываются люди с довольно низкими статусными характеристиками (либо изначально низкими, либо понизившими свой "ста-
Таблица 36 Самооценки общественного положения*
(в % к числу опрошенных, июль 1994 г.)
По 10-балльной шкале Вся выборка Обеспеченные Большинство |
Два года тому назад 6.4 6.0 6.4
В настоящее время 6.7 5.5 6.8
Через пять лет 6.5 5.3 66 |
туе" в процессе "вживания" в рыночную экономику). С другой стороны, напротив, значительная часть людей с достаточно высокими статусными характеристиками (научные кадры, инженерно-технические работники, врачи, учителя и др.) оказалась в весьма затруднительном материальном положении, пополнив собой ряды "традиционных бедных". Такое противоречие таит опасность распространения антагонистических настроений и роста социальной напряженности в обществе.
Личные доходы. При анализе основных характеристик личных доходов бросаются в глаза существенные различия в средних уровнях фактических заработков и доходов обеспеченного меньшинства и большинства респондентов, но они заметно меньше в сравнении со средними оценками (табл. 37).
Это обусловлено тем, что заработки и доходы представителей обеспеченной группы оказывают весьма значительное влияние на формирование средних показателей по всей выборке, что, в свою очередь, является
Таблица 37
Оценки личных доходов (тыс.руб. в месяц, июль 1994 г.
Основные характеристики . Вся выборка Обеспеченные Большинство
В расчете на одного
работающею
Основной заработок** 189 534 140
Дополнительный заработок
(тех, кто подрабатывает)** 137 322 78
Суммарный заработок** 208 627 149
В расчете на одного
члена семьи
Фактический д енежный д оход** 123 495 82
Прожиточный минимум 191 236 187
"Нормальный" доход 318 534 292
следствием концентрации доходов в руках достаточно ограниченного круга людей. По нашим оценкам, у 10% наиболее обеспеченных респондентов сосредоточено 60% совокупного фонда личных доходов, в то время Как у "абсолютного большинства" — только 40%.
Именно поэтому, на наш взгляд, при анализе уровня и динамики личных доходов не вполне корректно использовать средние показатели по всей выборочной совокупности, а если речь идет о данных официальной статистики — средние показатели по всему населению, как это принято в официальной отчетности.
В оценках прожиточного минимума и "нормального" дохода резких различий не наблюдается. При этом среднедушевой доход самых обеспеченных респондентов примерно вдвое превышает оценку прожиточного минимума и приближается к оценке "нормального", с их точки зрения, дохода, что является свидетельством их вполне приличного существования.
* Представлено среднее значение ответов на вопросы, в которых респондентам по 10-балльной шкале предлагалось оценить свое общественное положение в прошлом, настоящем и будущем.
** Получено на руки.
Две трети представителей выделенной нами группы обеспеченных респондентов, несмотря на собственный материальный достаток, оценивают нынешнее распределение доходов как несправедливое, хотя среди них несколько чаще присутствует и противоположная точка зрения (14% их числа против 5% по общей совокупности считают его, скорее, справедливым). "Благополучные" респонденты значительно чаще (39% против 20% по всей выборке) предпочитают иметь высокие доходы, хотя и без гарантий на будущее. Но и среди них примерно половина все-таки предпочитают гарантированные, стабильные, хотя и невысокие, доходы.
Материальное положение. Несмотря на преобладание позитивных оценок относительно своего материального положения у обеспеченных респондентов по сравнению со всей выборкой и "абсолютным большинством", соответствующие субъективные оценки заметно дифференцированы, при этом одна пятая от их числа считают свое материальное положение не вполне благополучным (’ едва сводим концы с концами", "живем за гранью бедности") (табл. 38).
У представителей рассматриваемой группы значительно лучше выглядят и оценки изменения материального положения за последние полгода (рис. 11).
Тем не менее у четверти респондентов, относящихся к числу наиболее обеспеченных, материальное' положение ухудшилось, что вызвано в первую очередь отставанием денежных доходов от роста потребительских цен, хотя соответствующие субъективные оценки выглядят заметно лучше, чем по всей совокупности опрошенных и среди "абсолютного большинства".
Однако заметим, что ухудшение материального положения семьи выглядит у обеспеченных респондентов более умеренным по сравнению со снижением их "реаль-
Таблица 38
Вашей семьи? (В % к числу он] решенных, июнь 1994 г.)
Варианты ответов Вся выборка Обеспе- ченные Большин- ство
Живем хорошо, без особых матери-[ альных забот 2 8 1
1 Живем более или менее прилично 37 67 33
Едва сводим концы с концами 49 17 53
Живем за гранью бедности 10 3 11
1 Затруднились ответить 2 5 2
Скорее, улучшилось
Осталось без изменений
Скорее, ухудшилось
100 % выборки (3 10% выборки Щ 90% выборки
Рис. 11. Оценки изменения материального положения семьи (в % к числу опрошенных, июнь 1994 г.)
ных доходов, которые напрямую зависят от соотношения текущих денежных доходов и потребительских цен, в то время как материальное положение в целом во многом зависит от сложившейся материальной базы семей. Обеспеченность домашним имуществом в выделенной группе заметно выше и по традиционным, и, особенно, по престижным предметам длительного пользования, таким, как морозильные камеры (они есть у 21% обеспеченных против 7% остальных), микроволновые печи (соответственно 12 и 3%), видеомагнитофоны (35 и 8%), видеокамеры (8 и 1%). Однако нельзя не отметить, что и в этой группе большинство семей пока не только не располагает достаточно полным набором современного домашнего оборудования, но и не планирует сделать такие покупки в ближайшие месяцы.
Инфляционные ожидания на ближайшее время остаются очень высокими и мало различаются по отдельным группам населения. В июне половина опрошенных в каждой группе считала, что цены "будут расти так же, как сейчас", 20% — "быстрее, чем сейчас". При этом среди представителей обеспеченных вдвое выше доля тех, кто считает, что темпы инфляции будут снижаться (соответственно 18 и 9%). Эти субъективные оценки не согласуются с официальными утверждениями о появлении признаков экономической стабилизации.
Потребительские ориентации. Потребительские ориентации представителей обеспеченных имеют ряд особенностей, не в полной мере адекватных их положению (табл. 39). Если бы в их распоряжении оказалась крупная сумма денег, то только 5% предпочли бы сберечь деньги на будущее. Их потребительские приоритеты концентрируются на приобретении жилья (квартиры, дома, дачи). Значительно ниже интерес к покупке автомобиля и обеспечению текущего потребления. Отметим также более высокий, но не доминирующий, интерес к "инвестированию" средств в собственное дело или в акции, а также желание использовать "лишние" деньги на отдых и развлечения. Следует обратить внимание на то, что только 4% из них хотели бы истратить деньги на образование.
У трети остальной части населения даже в гипотетических расходах преобладает стремление к обеспечению текущего потребления. Для этих людей также было бы желательно использовать "лишние" деньги на жилье, лечение, покупку автомобиля и другие дорогие вещи, но,
Таблица 39
Если бы в Вашем распоряжении оказалась крупная сумма денег, то как бы Вы, скорее всего, ее использо-вали? (В % к числу опрошенных, май 1994 г.)
Варианты ответов Вся выборка Обеспеченные Большинство
Не стал бы тратить,
сберег бы на будущее 9 5 ю
Потратил бы на:
покупку квартиры, дома приобретение земли, 21 30 19
дачи, садового дома 6 7 6
покупку автомобиля 10 17 10
текущие нужды 30 17 32
покупку дорогих вещей собственное 11 10 11
дело, покупку акций 6 13 5
отдых, развлечения 7 11 6
лечение 13 9 14
образование 4 4 3
Другое 5 4 5
Затруднились ответить 9 7 9
повторяем, основное для них — улучшить текущее потребление своих семей.
Реальная потребительская активность 10% наиболее обеспеченных респондентов значительно выше, чем остальной части населения: представители этой группы в два раза реже говорят о том, что не собираются делать крупных покупок (табл. 40).
Таблица 40 Если Вы или Ваша семья собираетесь сделать крупную покупку, то на какие средства?*
Варианты ответов Вся выборка Обеспеченные Большинство
Не собираемся 55 30 59
Купим из текущих доходов 12 29 9
Используем сбережения 6 13 5
Возьмем кредит 4 7 3
Займем у родственников, знакомых 18 25 17
Другое 2 3 2
Затрудняюсь ответить 8 5 8 [
Треть обеспеченных респондентов при осуществлении таких покупок ориентируются в первую очередь на текущие доходы. По сравнению с основной частью населения ими выше оценивается возможность использования сбережений. Однако и среди этих людей значительная часть при осуществлении крупных покупок рассчитывает на помощь родственников и знакомых. Однако, судя по ответам, обеспеченные люди имеют больше вариантов поведения для реализации своих планов.
Представителям обеспеченного слоя населения в большей мере свойственна оптимистическая оценка своих возможностей в части повышения уровня жизни (табл. 41)
Таблица 41
Как Вы считаете, такие люди, как Вы, получили сейчас возможность повысить свой уровень жизни? (Б ----
Варианты ответов Вся выборка Обеспеченные Большинство
Да, получили 5 17 3
Скорее, да, чем нет 12 29 10
Скорее, нет, чем да 27 24 27
Нет, не получили 43 18 47
Затруднились ответить 13 12 13
Такую возможность, по их собственным оценкам, получили 46%, но почти столько же (42%) дают негативный ответ. В то же время среди остальных доля таких ответов составляет соответственно 13 и 74%. Как видим, дифференциация оценок весьма существенна.
Отношение к реформе. Изменения в области уровня жизни в значительной степени определяют отношение к экономической ситуации, к проводимым реформам (табл. 42).
Как видим, более обеспеченные респонденты чаще, чем другие, проявляют симпатии к системе рыночных отношений и продолжению реформ, хотя нынешняя экономическая ситуация в России ими, как и остальными, как правило, оценивается негативно.
Оптимизм самых обеспеченных людей проявляется в том, что они в большей степени уверены в своем положении, считая при этом, что их благополучие зависит от них самих (45 против 26% в среднем по выборке). Тем не
* Сумма ответов превышает 100%, поскольку респондент мог дать несколько ответов на вопрос.
Таблица 42 Отношение к экономической реформе (в % к числу опрошенных, июнь 1994 г.)______
1 Варианты ответов Вся выборка Обеспеченные Остальные
в среднем в том числе*
1 2
I "Как бы Вы оценили экономическое положение России?"
Очень хорошее, | хорошее 1 3 1 1 1
1 Среднее 15 22 25 13 15
Плохое, очень плохое 69 63 61 73 69
Затруднились ответить 15 12 13 13 15
"Какая система, на Ваш взгля д, лучше?"
Основанная на государственном 1 планировании 39 47 54 26 29
Основанная на | рыночных отношениях 25 50 58 15 2,
1 Затрудняюсь ответить 36 24 23 37 38
"Как Вы считаете, экономические реформы сейчас следует
продолжать или их следует прекратить?'
Нужно продолжать 31 47 54 26 29
Следует прекратить 32 25 18 37 32
| Затрудняюсь ответить 37 28 28 37 38 |
менее половина из их числа (против 64% по всей выборке) считают, что благополучие человека определяется тем, насколько справедливо устроено общество.
Л.Г.Зубова, Н.В.Ковалева
10. Поведение женщин на рынке труда
Переход к рыночной экономике предполагает структурную перестройку, которая ведет к временному спаду производства и высвобождению рабочих из старых сфер деятельности. Сегодня в самом невыгодном положении на рынке труда оказываются работающие женщины.
В январе, мае и августе 1994 г. ВЦИОМ провел ряд исследований**, в которых выявилось мнение работающих женщин о состоянии рынка труда, об особенностях поведения в условиях угрозы потерять работу, о возможной трудовой мобильности при переходе к рынку, готовности к переобучению, освоению новой квалификации. Также выяснилось отношение работающих женщин к общественным организациям и их роли в защите прав женщин.
Краткая характеристика положения женщин на рынке труда. Сложившийся рынок женской рабочей силы можно охарактеризовать следующим образом: более низкая по сравнению с мужчинами квалификация; более низкая по сравнению с мужчинами оплата труда; ограниченный набор профессий; специфическое отраслевое распределение; горизонтальная профессиональная мобильность; тяжелые и вредные условия труда;
* Доля респондентов, которые ответили на вопрос: "Как Вы считаете, такие люди, как Вы, получили сейчас возможность повысить свой уровень жизни?" ответили:
1 — да, получили; скорее, да, чем нет (46% обеспеченных респондентов)
2 — нет, не получили; скорее, нет, чем да (42% обеспеченных респондентов)
** "Мониторинг общественного мнения" и "Семья и гендерные изменения" (последний — массовый репрезентативный опрос взрослого населения России, N=2006 человек).
более высокий уровень безработицы среди женщин по сравнению с мужчинами;
отчуждение женщин от участия в высших политических и управленческих структурах.
Высвобождение женской рабочей силы происходит в первую очередь из-за сокращения рабочих мест, требующих более низкой квалификации, — переход к рыночной экономике увеличивает спрос на более профессиональный, квалифицированный и интенсивный труд.
В 1991—1993 гг. уровень занятости женщин в народном хозяйстве постоянно снижался: в 1991 г. он составлял 53%, в 1992 г. — 49, в 1993 г.— 48%*. При этом в отдельных отраслях (связь, торговля и общественное питание, здравоохранение, образование, культура, государственное управление, кредитование и государственное страхование) доля женщин среди занятых в 1993 г. достигала 70 и даже 90%. В жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, искусстве и науке удельный вес женщин не превышает 40—48%; в отраслях народного хозяйства с преимущественно мужской занятостью (в лесном хозяйстве, строительстве, транспорте) доля женщин среди рабочих и служащих была равна 18—25%
В тех отраслях, где более половины составляют женщины, тенденция не так однозначны. В образовании, искусстве, науке, кредитовании и государственном страховании происходит, хотя и в разной степени, некоторое увеличение доли женщин среди всех занятых. В другой же группе отраслей — информационно-вычислительном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании, культуре — в период с 1990 по
1993 гг. доля женщин среди рабочих и служащих сократилась. Только на транспорте и в связи доля женщин среди работников этих отраслей остается неизменной на протяжении более десяти лет ( соответственно 25 и 71%)**.
Из-за материальной нужды и проблем с трудоустройством женщины стремятся остаться на прежней работе, даже несмотря на более низкую зарплату. Снижение уровня занятости женщин в России — процесс неизбежный: он определяется переходом к более эффективной рыночной экономике. В России безработица имеет "женское" лицо: по данным Госкомстата России, на середину
1994 г. женщины составляли около 65% безработных. За период с 1991 по 1993 г. численность женщин-безработ-ных выросла в 11,4 раза (так же, как и общее число безработных).
Оценка ситуации на рынке труда. Оценка женщинами ситуации на рынке труда отличается большим пессимизмом по сравнению с мужчинами. По мнению 86% работающих женщин (май 1994 г.), в последнее время люди стали больше опасаться потерять работу (среди мужчин этот показатель — 80%). Большую степень опасения по сравнению со всеми работающими женщинами высказывают женщины-специалисты (90%); квалифицированные рабочие (92%); женщины, работающие на акционерных и государственных предприятиях в таких отраслях народного хозяйства, как промышленность (89%); в органах управления, кредитно-финансовой сфере (89%); здравоохранении, образовании, культуре, науке (88%); в армии, милиции (98%).
Существенны различия в оценке положения на рынке труда у женщин и мужчин в зависимости от возраста и семейного положения (табл. 43). С возрастом и у женщин, и у мужчин усиливаются опасения остаться без работы, хотя у женщин различия этого рода не столь значитель-ны, как у мужчин, поскольку выше исходный уровень
* По данным Госкомстата Российской Федерации.
** Российская Федерация в 1992 году. Стат. ежегодник. М., 1993.
С. 124.