Таблица 37
Изменение оценок реально полученной помощи от предприятий с разным экономическим положением
(декабрь 1993 г, в % к числу опрошенных)*
Виды социальной помощи Получили помощь от своих предприятий (организаций) |
В среднем Экономическое положение предприятий |
Хорошее Среднее Плохое |
апр. авг. дек. апр. авг. дек. апр. авг. дек. апр. авг. дек.
Приобретение товаров и продуктов по льготным ценам 19 12 18 26 14 27 23 14 21 15 10 13 1
Материальная помощь в трудных экономических ситуациях 13 11 10 13 15 16 15 14 13 11 7 6
Бесплотное (льготное) питание 13 8 8 20 12 7 15 9 12 8 6 5
Оплата медицинского обслуживания 9 7 7 19 14 11 10 8 9 7 6 6
Повышение квалификации, переобучение 6 3 4 7 5 4 6 5 4 5 2 3
Оплата и организация отдыха для взрослых и детей 4 6 4 2. 7 9 6 8 5 3 5 3
Обеспечение жильем 4 2 3 4 3 4 4 3 3 4 1 3
Распределение социальной помощи на предприятиях по разным категориям работников (декабрь 1993 г, в % к числу опрошенных)**
Таблица 38
Виды помощи (укрупненные позиции) Категории работников |
В среднем Руководители Специалисты Служащие Квалифицир. рабочие Неквалифицир. рабочие
апр. авг. дек. апр. авг. дек. апр. авг. дек. апр. авг. дек. апр. авг. дек. апр. авг. дек.
Социальное обслужи-вание (жилье, мед. услуги,отдых) 17 16 15 24 17 27 19 19 15 24 13 16 18 17 16 13 9 5
Материальная поддержка (питание, "распродажи* товаров, материальная помощь) 45 30 39 58 28 48 46 30 32 54 28 41 52 33 43 35 28 37
Повышение квалификации, переобучение 6 3 4 4 4 7 12 6 8 6 2 4 4 3 2 2 0 0
своих предприятий заметно чаще, чем работники из менее обеспеченных семей. При этом низкообеспеченные работники чаще заявляют о том, что никакая помощь им не предоставлялась.
Таким образом, результаты опросов работающего населения в течение 1993 г. свидетельствуют о том, что социальная деятельность предприятий в основном сосредоточена на оказании материальной поддержки своим работникам. Основная часть этой помощи попадает к работникам с более высоким служебным положением и более высоким уровнем заработной платы и дохода в семье. Заметно ниже уровень социального обслуживания и совсем незначительна деятельность предприятий по повышению квалификации и переобучению работников.
Л. Г. Зубова
11. Потребительские установки и оценки населения
На активность людей на потребительском рынке воздействуют различные факторы: состояние потребительского рынка, соотношение доходов и цен, сложившийся характер потребления, потребительские ориентации.
Потребительский рынок. Динамика ответов на вопрос: "Есть ли сейчас в свободной продаже там, где Вы
живете, необходимые для Вашей семьи товары (продукты питания, одежда и обувь, товары длительного пользования)?" свидетельствует, что в мае 1994 г. доля положительных ответов о наполненности потребительского рынка несколько сократилась и, напротив, увеличилась доля ответов, свидетельствующих о некотором увеличении его дефицитности, причем по всем его составляющим (см. рис. 14).
Это нашло свое отражение и в соответствующем обобщающем показателе, рассчитанном по приведенным выше ответам*: с февраля по май заметно его снижение по предметам гардероба (с 0,82 до 0,78) и по товарам длительного пользования (с 0,79 до 0,78). По продовольственным товарам его величина не изменилась (0,86).
Ранее в оценках населения также наблюдалось постепенное "затухание" процесса наполнения рынка, но рост дефицита был зафиксирован лишь однажды — в феврале 1994 г., и то локальный (в ответах жителей Севера и Центра России в отношении ТДП и у селян — в отношении продуктов питания).
Здесь и далее сумма ответов превышает 100%, так как каждый респондент мог дать больше одного ответа.
' Приведены только содержательные ответы.
' Напоминаем, что расчет этих показателей осуществляется на основании ответов на тот же вопрос, по следующей формуле: к = (р^ + р2а2 + р3а3 + р4а4) : 100, где Р!~р4 — значение весов, присвоенных отдельным вариантам ответов на вопросы, которые характеризуют состояние рынка: 1 — "в продаже есть все необходимое", 0,75 — "большая часть есть, но на некоторые товары сохраняется дефицит", 0,50 — "кое-что есть, но на большую часть товаров сохраняется дефицит", 0,25 — "дефицитны практически все товары"; а^—а4
— доля соответствующих ответов.
I. Продовольственные товары
70- /П ( / 1 <!
СП |
А(\ (
j эп
1/ А г ' - - 1
жы~ ,0 0 ЯН 1 ■" - * .. _ 1 ~ ~ Ч 1 _ ^
Ь 1 Р ~ - "
J ай
варь июнь октябрь февраль м 993 1994 II. Одежда и обувь
/СП ! 3
СП
АП
30 <
[ 10- 0 ~ ~ • { ~ ~ - ч ~ ~ ~ « _ - - < ~ ~
Г о
январь июнь октябрь февраль май
1993 1994
III. Товары длительного пользования
январь июнь октябрь февраль май
1993 1994
— О— В продаже есть все необходимое
— А - - Большая часть есть, но на некоторые товары
сохраняется дефицит
----в — Кое-что есть, но на большую часть товаров
сохраняется дефицит
— О - Дефицитны практически все товары
Рис. 14. Динамика субъективных оценок потребительского рынка (в % к числу опрошенных)
Снижение позитивных оценок насыщенности продуктового рынка в первую очередь характерно для представителей среднедоходной группы, составляющей 60% респондентов (с 0,87 до 0,83), жителей сельских населенных пунктов и малых городов, Предуралья и Урала. В то же время низко- И/ высокообеспеченные респонденты, жители крупных городов, Сибири и Дальнего Востока продолжают говорить о незначительном улучшении положения. Ухудшение ситуации на рынке одежды и обуви, а также товаров длительного пользования особенно чувствительным оказалось в последнее время для жителей села (с 0,75 до 0,67 и с 0,69 до 0,60 соответственно).
Эти обстоятельства пока рано интерпретировать как изменение тенденции, имевшей место на протяжении прошлого и в начале нынешнего года, однако обойти вниманием этот факт нельзя. Население в своих оценках очень чутко реагирует на изменения, происходящие на
потребительском рынке, что подтверждают результаты опросов начала прошлого года: население отметило улучшение ситуации еще до того, как оно было зафиксировано статистикой.
Можно предположить, что сейчас возникла аналогичная, но противоположная по характеру ситуация. Снижение оценок, по всей видимости, обусловлено следующим. Во-первых, могло иметь место снижение наполненности рынка, поскольку производство отечественной продукции не увеличилось, а возможности импорта сократились. Во-вторых, за два года могло произойти определенное привыкание людей к тому, что в продаже есть довольно широкий набор продуктов питания и непродовольственных товаров, появилась возможность выбора, потребители стали более требовательными и, соответственно, более строгими в своих оценках. Могло сказаться ухудшение материального положения, и наполненный, но очень дорогой потребительский рынок теряет свою привлекательность в глазах массового потребителя. Подтвердить или опровергнуть эти предположения позволят дальнейшие наблюдения.
Оценка населением изменения цен. В оценках населения соотношение роста денежных доходов и потребительских цен по-прежнему остается неблагоприятным. Преобладают ответы, свидетельствующие об опережающем росте цен: денежные доходы "значительно отставали от роста цен" (62%) и "несколько отставали от роста цен" (24%) . Негативные оценки преобладают во всех доходных группах, но особенно в этом отношении выделяются ответы представителей низко- и среднедоходных групп, составляющих 80% опрошенных: среди соответствующих категорий населения до 90% говорят о том, что цены растут значительно быстрее, чем доходы. В то же время среди представителей всех доходных групп есть люди, позитивно оценивающие ситуацию: в высокодоходной группе их 15%, в низкодоходной — 8%, среднедоходной — только 4 %. Естественно, чаще так оценивают ситуацию работники частного сектора экономики и руководители предприятий, другие высокообеспеченные респонденты
Инфляционные ожидания населения в течение 1993— 1994 гг. остаются на высоком уровне. Причем в оценках изменения цен в будущем заметно еще большее единодушие: преобладает уверенность в том, что цены будут расти "так же, как и сейчас" (50%) или "еще быстрее, чем сейчас" (27%). Мала доля тех, кто надеется на стабилизацию уровня цен, не говоря уже об их снижении. Высокий уровень инфляционных ожиданий характерен для представителей всех слоев населения, однако большую тревогу в связи с дальнейшим ростом выражают представители низко- и среднедоходных групп, что является отражением более быстрого, чем в среднем, роста цен на самые необходимые товары, в первую очередь — продовольственные. Именно в этих слоях населения отмечены самые слабые надежды на то, что их денежные доходы будут успевать за ростом цен.
О структуре потенциальных потребительских интересов можно получить некоторое представление из распределения ответов респондентов на прожективный вопрос о том, как бы они использовали оказавшуюся в их распоряжении крупную сумму денег (см. табл. 39).
Первое место в системе потребительских интересов занимает стремление "поправить" свое текущее потребление, хотя за два года доля соответствующих ответов сократилась. На втором месте стоит покупка квартиры, дома, что, с одной стороны., является проявлением остроты жилищной проблемы, а, с другой — результатом формирования рынка жилья. Вместе с тем в последнее
Изменение потенциальных потребительских интересов (в % к числу опрошенных)*
Таблица 39
Варианты ответов 1992 1993 1994 г, По доходным группам
август июнь февраль май низкие средние высокие
Не стал біі тратить, сберег бы на будущее — 9 11 9 9 11 5
Положил бы в банк, купил бы валюту 20 — — — —
Потратил бы на:
текущие нужды 39 35 32 30 38 31 22
покупку дорогих вещей — 16 13 11 10 11 11
приобретение автомобиля покупку дефицитных товаров и изделий из драгоценных — 3 10 5 11 16
металлов 14 — — — — — —
покупку квартиры, дома 22 25 24 23 18 19 26
покупку земли, садового участка, дачи 12 12 7 5 7 8
образование — 3 5 4 4 3 3
лечение — 13 13 13 15 13 10
отдых, развлечения 8 6 7 7 6 8
собственное дело, покупку акций 24 12 11 6 4 5 11
Другое 2 4 3 5 8 5 5 1
Затрудняюсь ответить 11 8 10 9 7 10 ' 7 |
время значительно сократилась доля упоминании о втором жилье" как желаемом приобретении.
Следует отметить еще один момент: понятный в условиях инфляции отказ от сбережений (по частоте упоминаний подсказка "сберег бы деньги на будущее" переместилась на одно из последних мест, хотя два года назад аналогичные ответы собрали 20% голосов), а также снижение готовности "инвестировать" доходы (в собственное дело или путем покупки акций), заметное даже среди представителей высокодоходной группы населения. В таких установках сконцентрировано очень многое: от низкого уровня материального положения, обеспечивающего только текущее потребление в ущерб будущему, до недоверия к соответствующим финансовым институтам и неуверенности в завтрашнем дне.
Потенциальные потребительские интересы, так же как и реальное потребление, зависят прежде всего от доходов семей, однако их уровень, влияя на соответствующие количественные оценки, не ведет к серьезной смене приоритетов. Можно отметить, что представители более обеспеченных слоев, руководители предприятий, работники частного сектора, часть молодых людей проявляют больший интерес к "перспективному" использованию средств — приобретению акций и других ценных бумаг, покупке недвижимости и т.п. — и предполагают расходовать меньше средств на удовлетворение текущих потребностей.
Текущее потребление в оценках населения. Большинство опрошенных (65%) вынуждены тратить на текущие нужды все деньги. Только 11% опрошенных стараются спланировать и обеспечить свои будущие расходы.
Поведение людей в этом плане существенно зависит от уровня материального положения семей: в высокообеспеченных группах лишь 44% опрошенных считают, что они тратят все деньги на текущее потребление (17% из них будут стремиться отложить часть средств на будущие расходы). В средне- и низкообеспеченных семьях эти цифры составляют 67 и 80% соответственно.
Для российских семей свойствен значительный перекос всей структуры бюджета в сторону расходов на питание: они составляют более двух третей бюджета семьи по оценкам 80% респондентов. Только 4% опрошенных указывают на то, что расходы на питание составляют менее половины бюджета семьи, и еще 13 % — около половины. Если исключить ответы самых обеспеченных семей, то такая структура расходов характерна для всех социально-демографических групп, причем сколько-нибудь заметных изменений не произошло с марта прошлого года.
Остаются на низком уровне и оценки питания семей. Вместе с тем, хотя в течение трех лет доля лиц, указавших на ухудшение питания, постоянно уменьшалась: февраль 1991 г. — 71%; март 1992 г. — 69%; март 1993 г.
— 57%; март 1994 г. — 52%. В мае 1994 г. 37% респондентов отметили, что "в этом месяце они покупали меньше продуктов питания, чем в прошлом", и 53% — что количество покупок не изменилось. При этом практически не изменилась доля отметивших.
Треть семей в течение месяца покупали одежду и обувь и 7% — товары длительного пользования. Однако покупательский спрос в основном концентрируется в высокодоходной группе. Здесь количество указаний на от-
Расходы населения на приобретение одежды, обуви и товаров длительного пользования (апрель 1994 гч в % к числу опрошенных)
Таблица 40
Покупка одежды и обуви (тыс. руб.) Покупка ТДП (тыс. руб.)
до 50 50-100 100-200 200-500 свыше нет до 50 50-100 100-200 200-500 свыше нет
500 покупок 500 ' покупок
В среднем 10 10 8 6 2 64 0 1 1 3 2 93
По группам с
доходом:
низким 8 6 3 3 1 79 0 1 0 1 0 97
[средним 10 10 7 6 1 66 0 1 1 2 1 94
|высоким 9 14 16 10 5 46 0 1 1 4 6 86 |
Таблица 41 Распределение ответов на вопрос:
"Если Вы, Ваша семья собираетесь сделать крупную покупку, то на какие средства?"
(В % к числу опрошенных по столбцу.)*________
По группам с доходом |
Варианты ответов В среднем низким средним высоким 1
Не собираемся делать крупных покупок 55 67 60 35
Купим из текущих доходов 12 5 10 23
Используем сбережения 6 4 5 12
" Возьмем кредит 4 3 3 6
Займем у знакомых, родственников 18 16 16 25
Другое 2 2 1 3
1 Затрудняюсь ответить 8 6 8 0
сутствие покупок (46% — по одежде и обуви, 86% — по ТДП) заметно меньше по сравнению со средними оценками и особенно с оценками представителей низко- (79 и 97% соответственно) и среднеобеспеченной (66 и 94%) групп, составляющих большинство населения (см. табл. 40). При этом 36% покупателей одежды и обуви сделали сравнительно небольшие покупки. Примерно треть из них в расчете на семью потратили менее 50 тыс. руб. и столько же — 50—100 тыс. руб. Что же касается покупок ТДП, то полученные оценки, в силу их малой величины, пока просто не могут быть подвергнуты серьезному анализу.
Несколько активнее на потребительском рынке ведут себя представители более обеспеченных семей, среди которых заметно выше доля указаний на крупные расходы. Но и в этой группе (составляющей 20% выборки) доля истративших в расчете на семью более 500 тыс. руб. на одежду и обувь составляет всего 5%, а на ТДП — 6%
* Сумма превышает 100%, поскольку респонденты могли дать более одного ответа.
Более половины опрошенных не планируют на ближайшее время крупные, по их меркам, покупки. Среди представителей низкодоходной группы их доля достигает 67%, а высокодоходной — 35%. Источники средств, необходимых для таких покупок, существенно различаются в зависимости от материального положения семей (см. табл. 41).
Как видим, представители высокодоходной группы оценивают свои возможности значительно выше. Во-первых, они реже говорят об отказе от покупок, а во-вторых, помимо более активного привлечения текущих денежных доходов, видят для себя больше способов найти необходимую сумму денег.
Позитивные изменения в области уровня жизни во многом связаны прежде всего с уровнем потребления услуг. Для значительного числа россиян обращение к услугам не является частью их обычной жизни: около половины (53%) опрошенных в мае 1994 г. указали на то, что и раньше они практически не пользовались услугами предприятий бытового обслуживания (прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских и т.п.), 64% — услугами предприятий общественного питания повседневного пользования (столовыми, кафе и т.п.) и 50% — услугами социально-культурной сферы (т.е. не ходили в кино, театры, музеи и т.п.).
Состав продолжающих в той или иной мере пользоваться услугами изменился мало. Но в результате роста цен на потребительские товары, и особенно на услуги, происходит весьма заметное сокращение частоты обращения в соответствующие учреждения среди тех, кто пользуется ими. Это касается всех видов услуг: реже стали пользоваться социально-культурными услугами 39%, бытовыми услугами — 34% и услугами предприятий общественного питания — 25%, и только около 10% сохранили привычный уровень их потребления.
Значительно более высокие оценки потребления дают представители наиболее обеспеченных семей, в первую очередь руководители предприятий, занятые в частном секторе, более молодые респонденты. Однако модель потребления малочисленной "элиты" не определяет ситуацию в целом, что, в свою очередь, пока не позволяет говорить о реальном позитивном воздействии "массового" потребителя на рынок товаров и услуг.
Н.В.Ковалева
Журнал
«Общественные науки и современность» Российской Академии наук —
единственное в стране академическое междисциплинарное издание
Наше кредо — научный плюрализм состязательность исследовательских школ и направленность.
На страницах «ОНС» представлены исследования по политологии и социологии, философии и истории, культурологии и психологии, экономике и праве. Но предпочтение отдается материалам на стыке различных дисциплин, в том числе гуманитарных и естественно-научных.
Журнал выходит 6 раз в год.
Распространяется только по подписке. Индекс 70677.
Подписка будет осуществляться по каталогу "Известий" ЦАЗИ Роспечати.
Подписка в редакции (для москвичей) дешевле!
Индекс для зарубежных читателей 0869—0499.
Цена одного экземпляра (без пересылки) — 11Б $8; годового комплекта — $48
Адрес редакции:
103717 М., Подсосенский пер., 21
(в 5 мин. ходьбы от м. "Курская").
Тел. 916-09-94, 917-80-00.