УДК 377:378
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ВУЗОВ)
Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина, А.П. Абдраковнов1
'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований
Аннотация. Система образования, обладающая высокой социокультурной значимостью, должна нести ответственность за развитие каждого индивида и общества в целом, за потенциал развития страны. Одним из требований к образованию, фактором его социальной ответственности выступает обеспечение безопасности в физическом и психологическом аспектах, как комплексной безопасности образовательных организаций и безопасности личности в современных условиях. В статье приведены результаты мониторинга комплексной безопасности образовательных организаций, выполненного в рамках государственного задания Института педагогики, психологии и социальных проблем. Показаны пробелы и проблемы формирования системы обеспечения комплексной безопасности и подготовки педагогов к ее реализации.
Ключевые слова: образование, социальная ответственность, комплексная безопасность, безопасность личности, мониторинг.
SECURITY AS A FACTOR
SOCIAL RESPONSIBILITY OF EDUCATION
(BY RESULTS OF MONITORING UNIVERSITIES)
F. Mukhametzyanova, E. Prokofieva, E. Levina, A. Abdrakovnov
Abstract. The education system, which has a high socio-cultural significance, should be responsible for the development of each individual and society as a whole, the potential for development of the country. One of the requirements to education, a factor of its social responsibility serves security in the physical and moral aspects of how complex safety educational organizations and security of the person in modern conditions. The results of the monitoring of complex security of educational institutions, performed within the public tasks of the Institute of Education, Psychology and social problems. Showing gaps and problems of formation of the system of ensuring comprehensive security and training of teachers for its implementation.
Keywords: education, social responsibility, comprehensive security, personal security, monitoring.
Социальные трансформации российского и мирового сообщества, вызовы времени во всех сферах жизни современного человека обусловливают понимание и необходимость развития социальной ответственности субъектов социально-экономической деятельности. Особая роль в формировании и обеспечении социальной ответственности принадлежит образованию, как наиболее значимому социальному институту, имеющему общественный приоритет и самый глобальный уровень распространения в нашей стране. Тесная связь общества и образования, обеспечивающего социальное, гуманитарное, интеллектуальное, технологическое развитие и воспроизводство, определяет приоритет образования с точки зрения личностного и общественного блага. Высокая социальная роль образовательных систем всех уровней, каждой образовательной организации позволяет говорить о социальной ответственности образования за состояние общества в целом и
каждого его индивида в частности, за потенциал развития страны, преодоление масштабного кризиса современной цивилизации.
Ответственность, в самом общем смысле понимаемая как готовность личности и/или социального института отвечать за свои действия, определяет возможности и способности действовать в рамках заданных ограничений с прогнозированием возможных последствий принятых решений и реализованных на их основе действий. Социальная ответственность образования, по нашему мнению, представляет собой основу взаимодействия всех агентов образования в ходе реализации образовательных процессов, результат которых удовлетворяет их ожидания и формирует область образовательного «благосостояния» общества с социальных, научных, культурных, личностных позиций [1]. Считая социальную ответственность
качественной характеристикой действий
субъекта, в нашем случае, социального института образования, мы определяем основную задачу социальной ответственности образования как разработку механизма действий, результат которых - гарантия интеграции ценностей, запросов общества и личности в рамках образовательной системы.
Социальная ответственность образования базируется [1;2] на:
1) осознании высокой степени долга всей системы и каждого ее агента перед личностью (в том числе и пред самим собой) и обществом;
2) необходимости достижения высокого качества образовательных процессов и их положительной результативности в рамках системы или организации;
3) оценке действий каждого агента образования и понимании социальных последствий каждого его действия в отношении себя и социума.
Одним из факторов социальной ответственности образования является обеспечение безопасности в физическом и психологическом аспектах, как комплексной безопасности образовательных организаций и формирование духовно-нравственного
иммунитета обучающихся в современных условиях [3-5]. Влияние образовательных организаций, их роль и уровень ответственности образования перед обществом за подрастающее поколение, в том числе и за формирование безопасной личности, обладающей
эмоциональной устойчивостью, готовностью и способностью к конструктивному
взаимодействию с окружающими в условиях культурного многообразия общества, осуществляемому как в социальной, так и в образовательной среде, обеспечивая тем самым свою безопасность и безопасность общества, невозможно переоценить [6].
Вопросы обеспечения безопасности личности, противодействие проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду на современном этапе является одной из приоритетных задач российского государства, поскольку, наряду с уже существующими многочисленными угрозами современного мира, постоянно появляются новые, изменяются их характер и степень опасности. Образовательные организации обладают собственной спецификой, обусловливающей особенность управления их безопасностью и уровень социальной ответственности перед личностью, обществом и государством, реализуя процессы обучения, воспитания и развития личности, определяя занятость детей и молодежи довольно
длительный период. Комплексная безопасность охватывает все компоненты образовательной среды и включает все виды безопасности, в том числе: обеспечение безопасности личности с педагогических и психологических позиций; антитеррористическую защищенность и формирование у учащейся молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма;
информационную безопасность; физическую охрану и инженерно-техническую защиту; гражданскую оборону; дорожно-транспортную безопасность; профилактику наркомании; охрану труда; пожарную безопасность.
Нормативную основу комплексной безопасности образовательных организаций составляют: ФЗ «Об образовании в РФ»; Постановление Правительства РФ № 272 «Об утверждении требований к
антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (от 25 марта 2015 г.); Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы; Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
Обеспечение комплексной безопасности образовательных организаций привело к необходимости систематизации работы по комплексному исполнению законодательных норм, определению рисков образовательной среды. С этой целью, в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ, Институтом педагогики, психологии и социальных проблем (г. Казань) был проведен мониторинг обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций, в том числе, мероприятий по профилактике проникновения идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду.
Особенностями данного мониторинга являются:
- широкий охват позиций обеспечения комплексной безопасности: социальная, субъектная, воспитательная, управленческая, инфраструктурная;
- сроки реализации: 3 этапа в течение календарного года с возможностью доработки недостающих позиций;
- обеспечение валидности измерений как меры обеспечения соответствия методик и результатов исследования.
Задачей всех этапов мониторинга комплексной безопасности образовательных
организаций является диагностика уровня соответствия состояния образовательных организаций нормативным требованиям, которые призваны обеспечить: формирование безопасного образования, противодействие проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду, реализацию системы воспитания учащейся молодежи, направленную на формирование духовно-нравственного иммунитета и безопасной личности.
Анализ результатов мониторинга организаций высшего образования (всего около 250 вузов) позволяет выделить тенденции, касающиеся как позиций обеспечения комплексной безопасности, так и организационно-управленческой деятельности ректоров вузов:
1. Имеются образовательные организации высшего образования, не принявшие участие в мониторинге и не предоставившие сведения о состоянии комплексной безопасности, что говорит о низкой социальной ответственности ректоров вузов перед государством и обществом в целом, перед студентами, обучающимися в этих вузах (19 % по результатам двух этапов мониторинга).
2. На достаточно высоком уровне отмечены инфраструктурные и технические компоненты обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций (имеются: система видеонаблюдения и автономная система оповещения и управления эвакуацией; пропускной режим; автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения при пожаре; технический отчет по наладке и испытанию электрооборудования, выполненный специализированной организацией; договор на транспортировку ТБО с лицензированной организацией и др.). Большинство образовательных организаций системно осуществляют деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Результаты качественного анализа показали отсутствие системного подхода к построению системы воспитания студентов вузов, в том числе в сфере противодействия проникновения идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду. В частности, слабо поставлена научно-исследовательская работа по разработке и внедрению в учебный процесс учебных материалов, раскрывающих преступную сущность идеологии терроризма и экстремизма; не разработаны дополнительные программы для молодежи по раскрытию преступной сущности идеологии терроризма и экстремизма (в более
чем 50% вузов); лишь в 63% образовательных организаций используются в учебном процессе учебно-методические материалы, раскрывающие преступную сущность идеологии терроризма; недостаточно организованы психологическое сопровождение студентов и их адаптация в вузе; в 41% рассмотренных организаций не проводятся исследования по выявлению групп молодежи, склонной подверженности влиянию идеологии экстремизма.
4. Анализ позиций готовности руководящего состава вузов и педагогов к обеспечению комплексной безопасности и противодействию идеологии терроризма и экстремизма показал: практическое отсутствие системы подготовки руководителей и педагогов образовательных организаций в названной области; недостаточность профилактической деятельности с сотрудниками и студентами в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма; низкую разработанность научно-методического обеспечения в сфере профилактики идеологии терроризма и экстремизма, рекомендуемого Министерством образования и науки РФ.
5. Система взаимодействия социальных институтов в обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций недостаточно сформирована; не используется образовательный и профилактический потенциал правоохранительных органов, общественных организаций, национальных и религиозных объединений в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма.
Результаты проведенного мониторинга позволили выявить системные проблемы и проблемы в области обеспечения комплексной безопасности, профилактики проникновения идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду, формированию духовно-нравственного иммунитета студентов. Качественный анализ результатов мониторинга выявил наличие в образовательных организациях количественных показателей обеспечения комплексной безопасности, подлежащих проверке различных ведомств, однако, данные показатели не в полной мере раскрывают качество системы комплексной безопасности образовательных организаций, в том числе: антитеррористической
защищенности, противодействия
проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду, воспитательной работы с учащейся молодежью в сфере патриотического воспитания и формированию стойкого неприятия идеологии экстремизма и терроризма у молодежи.
Очевидно, что руководители
образовательных организаций не в полной мере осознают современные угрозы обществу и степень собственной социальной
ответственности за организацию безопасного образования, между тем, именно системный подход, отработанные методы, методики и алгоритмы реализации комплексной
безопасности и формирования безопасной личности обеспечат возможность снижения рисков высшего образования. Решению спектра проблем обеспечения комплексной безопасности будет способствовать система подготовки руководителей, сотрудников и педагогов образовательной организации высшего образования; разработанная система научного и учебно-методического обеспечения
комплексной безопасности и система воспитания студентов, направленные на формирование безопасной личности, в том числе и стойкого неприятия идеологии экстремизма и терроризма.
Обобщая полученные данные, можно рекомендовать:
- разработать и реализовать систему
1. Мухаметзянова Ф.Ш. Социальная ответственность образования: приоритеты и закономерности / Ф.Ш. Мухаметзянова // Профессиональное образование. Столица. - 2016. -№ 5. - С. 13-16.
2. Мухаметзянова Ф.Ш. Социальная ответственность и ее роль в образовании / Ф.Ш. Мухаметзянова // Доклад международной научно-практической заочной конференции: Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения. Научно-образовательный центр «Знание». - 2016. - С. 10-13.
3. Прокофьева Е.Н. Модель управление комплексной безопасности образовательных организаций / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 57-60.
взаимодействия социальных институтов в сфере реализации Комплексного плана
противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013 - 2018гг.;
- разработать методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности, антитеррористической защищенности, противодействия проникновения идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду, воспитательной работы с учащейся молодежью, формированию безопасной личности;
- осуществить подготовку/переподготовку руководящего и педагогического состава образовательных организаций в сфере комплексной безопасности, в том числе и противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде;
- обеспечить разработку и реализацию в учебном процессе учебно-методических материалов, раскрывающих преступную сущность идеологии терроризма, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.
ра:
4. Prokofieva E.N. Management of educational institutions integrated security / E.N. Prokofieva, K.G. Erdyneeva, D.N. Efremova, N.L. Avilova, E.G. Savina // International Review of Management and Marketing. - 2016. - 6(2). - С. 322-327.
5. Гильмеева Р.Х. Формирование духовно-нравственного иммунитета молодежи как условие профилактики экстремизма в безопасной образовательной среде / Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 3. -№ 6-3(113). - С. 56-61.
6. Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты развития безопасной личности студента / В.Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 24-29.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: ipppo-rao@mail.ru
Прокофьева Елена Николаевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем».
Левина Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем».
Абдраковнов Алексей Павлович (г. Казань, Россия), ведущий инженер ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем».
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), Corresponding Member of RAO, doctor of pedagogical sciences, professor, director FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems", e-mail: ipppo-rao@mail.ru
E. Prokofieva (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, Head of Graduate School FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems".
E. Levina (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior research fellow FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems".
A. Abdrakovnov (Kazan, Russia), lead engineer FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems".