УДК 378
АНАЛИЗ РИСКООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ КОМПЛЕКСНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.Н. Прокофьева1
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1
Аннотация. Обеспечение комплексной безопасности образовательных организаций в личностном, социальном и физическом аспектах является актуальной задачей. В процессе своей деятельности образовательные организации сталкиваются с различными видами рисков безопасности, влекущих за собой угрозы защищенности всем участникам образовательных отношений. В связи с этим, автором классифицированы рискообразующие факторы и выделены компоненты процесса управления рисками комплексной безопасности образовательной организации, способствующие разработке системы управления комплексной безопасностью образовательной организации.
Ключевые слова: образовательная организация, комплексная безопасность, риск, рискообразующие факторы, управление рисками.
ANALYSIS OF RISK-FORMING FACTORS OF INTEGRATED
SAFETY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
E. Prokofieva
Abstract. Ensuring the integrated security of educational organizations in the personal, social and physical aspects is an urgent task. In the process of their activity, educational organizations face various types of security risks, which entail threats to the protection of all participants in educational relations. In this connection, the author classifies the risk-forming factors and outlines the components of the process of managing the risks of the integrated security of the educational organization that contribute to the organization of a comprehensive security management system for the educational organization.
Keywords: educational organization, complex safety, risk, risk-forming factors, risk management.
В течение всей своей жизнедеятельности человек подвергается разнообразным рискам. Круг опасностей и их характер меняются в зависимости от возраста и вида деятельности человека, внешней среды его обитания, поэтому учет и анализ рисков должны быть непрерывными и определяющими по отношению к видам опасностей, с которыми сталкивается человек, а изучение рисков должно включаться во все ступени и уровни образования.
Сегодня образовательные организации являются самостоятельными субъектами рыночной экономики и вправе сами определять вектор своего развития и пути их достижения. Является закономерным, что вуз несет полную ответственность за эффективность своей деятельности согласно реализуемым вариантам своей стратегии в зависимости от тенденций развития внешней среды вуза [1].
Высшая школа является достаточно специфической средой, для которой характерны свои особые риски в контексте достижения качества образования, как его результата [2]. В.В. Самородова «считая образование ведущей отраслью и приоритетом социокультурного и технико-технологического развития страны»,
отмечает значимость образования в поиске решений проблем безопасности, «связанных с актуализацией риска бедствий (в том числе, наблюдая те опасные социальные трансформации, которые затронули системы образования многих европейских стран в ходе изменений геополитики: вынужденная миграция, дискриминация «коренного» населения, «воинствующая» толерантность, потеря национальных традиций, снижение качества традиционных образовательных систем при массовизации образования), и, как следствие, снижение уровня жизни и повышение вероятности угроз безопасности населения» [3].
Обеспечение комплексной безопасности образовательных организаций в полной мере способствует решению задач безопасности личности, общества и государства, обусловливая защиту участников образовательных отношений от ценностно-субъектных, социальных и физических угроз в рамках образовательного пространства [4]. При решении задач обеспечения безопасности образовательных организаций необходимо ориентироваться на приемлемые уровни риска, которые установлены федеральными законами, директивными
документами, техническими регламентами и т.д. И рассматривать эти риски необходимо как максимально допустимые в реальных условиях технического, экономического и социального состояния общества [5;6]. В этом случае критерием качества обеспечения комплексной безопасности можно считать степень снижения уровня риска по сравнению с максимально допустимым.
Необходимым условием организации комплексной безопасности образовательной организации представляется понимание всеми участниками образовательных отношений необходимости смены подхода к личной и социальной безопасности, формирование культуры безопасности, важнейшим фактором которого является обучение. Система обеспечения комплексной безопасности образовательной организации представляет собой определённые меры и мероприятия, которые предусмотрены законодательством и
осуществляются под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с социальными институтами, с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности участников образовательных отношений к профессионально-осмысленным действиям в экстремальных ситуациях [7;8]. Действенность и эффективность данной системы определяется значительным рядом факторов, таких как:
- организационные, технические и инженерные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, противодействию терроризму и экстремизму;
- плановая работа по гражданской обороне;
- защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
- обеспечение информационной безопасности, защита информационных ресурсов сферы образования и науки;
- психолого-педагогическое обеспечение безопасности образовательной организации;
- соблюдение норм охраны труда;
- медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасности.
В процессе своей деятельности образовательные организации постоянно сталкиваются с различными видами рисков, которые могут быть как самостоятельными, так и влекущими за собой изменения остальных рисков. Следовательно, важно не только идентифицировать риски образовательной деятельности, но и систематизировать их,
осуществлять их анализ, взаимозависимость между собой и степень влияния на достижение главной цели образовательной
организации - оказание качественных образовательных услуг. В практике передовых образовательных организаций существует опыт по внедрению своей системы оценки и управления рисками, при этом имеются значительные трудности.
В условиях современного периода развития человечества оценка риска относится к числу актуальнейших проблем обеспечения безопасности на всех ее уровнях. Динамизм внешних и внутренних условий ведения деятельности, многообразие способов ее реализации требуют постоянной взвешенной оценки шансов и угроз достижения поставленных целей [9; 10]. Тем более, обоснованный подход к оценке и управлению риском востребован в системе обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций, которая по своей функциональной нагрузке призвана обеспечивать нормальное функционирование образовательных процессов, одновременно придавая им наиболее рациональный характер.
Риск при этом является контрольно-измерительным инструментом для определения уровня безопасности с позиции субъектной характеристики неопределенности, то есть там, где человеком не только обнаружено несоответствие требуемых и имеющихся или потенциальных возможностей в управлении ситуацией опасности, но и где неопределенной является оценка самого потенциала этих возможностей. Соответственно, готовность к риску будет означать готовность принимать решения и действовать в таких условиях субъектной неопределенности. Речь идет не об отказе от развертывания интеллектуальной ориентировки в ситуации, а о готовности к самоконтролю действий при заведомой неполноте или недоступности необходимых ориентиров, а также о готовности полагаться на свой личностный потенциал.
Фактор риска можно рассматривать в качестве меры несоответствия между разными возможными результатами принятого решения (при условии, что вероятность совокупности результатов известна или может быть определена), позволяющего достичь цели.
Изучение механизма протекания
многочисленных факторных взаимосвязей, их комплексного воздействия на результативность внедрения системы комплексной безопасности образовательной организации должно опираться на системный охват всех компонентов, учитывая диалектическое единство иерархического и
временного аспектов исследования систем. В то же время, в процессе анализа риска принципиальное значение имеет формирование представления о генерирующей совокупности рискообразующих факторов, свойственных исследуемой сфере деятельности и имеющих на данном этапе ее развития перманентный характер воздействия. Это позволяет не только «привязать» к выявленной совокупности исследование причинно-следственных связей, которые оказывают наиболее существенное влияние на уровень риска рассматриваемой системы, но и разработать адекватный этому влиянию механизм управления. Учитывая изложенное, нашей целью является идентификация и анализ совокупности рискообразующих факторов, оказывающих перманентное воздействие на состояние системы комплексной безопасности образовательных организаций на современном этапе развития.
По нашему мнению, риск обеспечения комплексной безопасности образовательной организации есть интегральная ситуативная характеристика реализуемого (принятого к реализации) варианта действий, которая на основе выявления факторов и оценки среды позволяет судить о вероятности достижения поставленных целей по защите участников образовательных отношений и размерах потенциально возможных в процессе их достижения потерь. Источником возникновения риска является широкий спектр рискообразующих факторов - конкретных объектов (явлений) реального мира, их отдельных свойств и характеристик, вероятная активизация
Таблица 1. - Классификация рискообразующих образовательной организации
которых определяет характер проявления и уровень риска, в той или иной мере оказывая влияние на ожидаемый результат деятельности.
Рискообразующий фактор - это сущность процесса или явления, способствующего возникновению того или иного вида риска и определяющего его характер. Определение рискообразующих факторов, их взаимосвязи и взаимного влияния играет важную роль в понимании процесса построения системы управления факторами рисков. Это связано, прежде всего, с тем, что рискообразующие факторы, негативно влияющие на процесс, в результате эволюции процесса могут трансформироваться в положительное влияние на результат. То есть, несмотря на схожую в ряде случаев природу формирования фактора риска, управление им должно различаться в зависимости от текущего его влияния либо на процесс, либо на результат.
Использование системного подхода к обеспечению комплексной безопасности образовательной организации позволяет все многообразие рискообразующих факторов условно объединить в две большие группы, традиционно определяемые в факторном анализе как факторы внешнего и внутреннего порядка. Такая группировка направлена на выявление и дифференцированную оценку тех возможностей и угроз состоянию и перспективам жизнедеятельности системы комплексной безопасности, которые аккумулированы как внутри, так и во внешнем ее окружении, см. табл. 1.
факторов обеспечения комплексной безопасности
Классификационный признак Виды Характеристика
Среда воздействия внутренние Все действия, процессы и предметы, причиной которых является деятельность образовательной организации
внешние (геополитические, социально-экономические, экологические, техногенные, технологические) Все действия и процессы, не зависящие от деятельности образовательной организации
Степени влияния деятельности образовательной организации объективные Факторы, на которые образовательная организация не может оказывать воздействие
субъективные Факторы, регулируемые образовательной организацией
Количество попадающих под влияние рисков нейтивные (уникальные) Рискообразующие факторы, воздействующие только на конкретный вид риска
интегральные Факторы, воздействующие сразу на несколько видов риска
Направление влияния на риск факторы прямого влияния Факторы, непосредственно влияющие на конкретные виды рисков
факторы косвенного влияния Оказывает опосредованное влияние
Анализ направлений теоретических исследований в области эффективного управления рисками комплексной безопасности позволяет сделать вывод о том, что в этих исследованиях уделяется недостаточное внимание ряду проблем, недооценка которых при практическом использовании результатов может привести к неполной или некорректной оценке влияния тех или иных рискообразующих факторов на соответствующие виды рисков образовательной организации.
Для устранения таких недостатков необходимо учитывать деление всех рискообразующих факторов на нейтивные (воздействующие только на конкретный вид риска) и интегральные (обобщенные) рискообразующие факторы (оказывающие влияние на риски сразу нескольких видов). Большинство рискообразующих факторов обеспечения комплексной безопасности образовательной организации, являются так называемыми интегральными (обобщенными) факторами риска, и одновременно воздействуют на риски нескольких видов. Причем наличие конкретного вида риска в группе рискообразующих факторов хотя бы одного интегрального фактора является основанием для обязательного комплексного анализа всех связанных с ним видов рисков.
В имеющихся в настоящее время исследованиях рискообразующие факторы представляются только в качестве факторов прямого воздействия на конкретные виды рисков, и не учитывается возможность диалектического перехода самого риска в категорию рискообразующего фактора. По нашему мнению, рискообразующие факторы должны
рассматриваться как факторы прямого, так и опосредованного воздействия. Например, необходимо анализировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и пожарного риска в образовательной организации с учетом их взаимовлияния.
Рискообразующие факторы оказывают ряд воздействий на определенные виды рисков обеспечения комплексной безопасности образовательной организации. Основными причинами чрезвычайных ситуаций, имевших место в образовательных организациях, являются [11]:
- серьезные недостатки в состоянии организаторской работы руководителей образовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности;
- недостаточность серьезных исследований в сфере возможных техногенных опасностей для образовательной организации и, как следствие,
отсутствие методик проведения защитных мероприятий в образовательных организациях;
- недостаточная техническая оснащенность образовательных организаций системами охраны, сигнализации, оповещения, связи, экстренного реагирования и прочее;
- низкая обученность сотрудников образовательных организаций, педагогического состава персонала и обучающихся основам безопасности жизнедеятельности, действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой помощи и проч.;
- отсутствие необходимой квалификации у должностных лиц, отвечающих за безопасность образовательной организации по каждому из направлений обеспечения комплексной безопасности.
В интегральном виде характерными рискообразующими факторами в системе обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций являются:
- недостаточность знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в области обеспечения всех видов безопасности;
- отсутствие или неисправность технических систем, мониторинга и экспертизы состояния безопасности;
- отсутствие единой системы обеспечения безопасности в образовательной организации, выраженной в нормативной базе.
Рассматривая существующие
рискообразующие факторы для различных подсистем обеспечения комплексной
безопасности образовательных организаций всех типов и видов, можно отметить следующее:
1) образовательная организация функционирует в динамических, постоянно меняющихся условиях потенциальной опасности, так как любой вид деятельности человека несет в себе скрытую угрозу;
2) в основе обеспечения безопасности образовательной организации лежит предупреждение воздействия поражающих факторов всех видов чрезвычайных ситуаций.
3) безопасность образовательной организации обеспечивается решением трех основных групп задач:
- идентификацией (распознаванием) опасностей, т.е. выяснением их вида, вероятности, пространственных и временной координат, масштаба, возможного ущерба и пр.;
- предвидением, предупреждением и профилактикой идентифицированной опасности на основе сопоставления выгод и затрат;
- организацией действий по оказанию помощи пострадавшим и спасению в условиях чрезвычайных ситуаций, так как в соответствии с
концепцией остаточного риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться.
Важное условие при управлении рисками обеспечения комплексной безопасности заключается в том, что каждая образовательная организация функционирует в целях удовлетворения образовательных потребностей заинтересованных групп [12], поэтому при создании организационных условий реализации образовательной деятельности возникают неопределенность и риски событий. Основной задачей руководителя организации здесь является принятие решения об уровне неопределенности, с которым организация готова «смириться»,
стремясь создать наиболее благоприятные условия своего функционирования, привлечения новых «потребителей услуг» и получения ресурсов. В этих условиях управление рисками, в том числе, и рисками обеспечения комплексной безопасности, позволяет руководителям образовательных организаций эффективно принимать решения в условиях неопределенности и использовать все возможности, увеличивая потенциал образовательной организации.
Процесс управления рисками
образовательной организации состоит из связанных компонентов - этапов управления, см. табл. 2.
Таблица 2. - Компоненты процесса управления рисками образовательной организации
Компоненты Описание процесса управления рисками организации
Внутренняя среда Внутренняя среда, определяющая восприятие и реакцию на риск участников образовательных отношений
Постановка целей. Цели должны быть определены до событий, которые могут оказать влияние на их достижение
Определение событий События внутреннего или внешнего характера будут воздействовать на достижение цели образовательной организации
Оценка рисков Анализ рисков происходит с учетом вероятности их возникновения и влияния с целью определения того, какие действия в отношении них необходимо предпринять.
Реагирование на риск Руководство образовательной организации выбирает метод реагирования на риск (уклонение от риска, принятие, сокращение или перераспределение риск), разрабатывая комплекс мероприятий, позволяющий привести выявленный риск в соответствие с допустимым уровнем риска
Средства контроля Необходимо выработать комплекс мер реагирования на каждый вид риска и обеспечить контроль его реализации.
Информация и коммуникации Информация по требованию будет фиксироваться и передаваться в должной форме и в определенные сроки сотрудниками, выполняющими функциональные обязанности
Мониторинг Весь процесс управления рисками организации отслеживается и по необходимости корректируется. Мониторинг осуществляется в рамках текущей деятельности руководства образовательной организации или путем проведения периодических оценок
Эффективность управления рисками в области комплексной безопасности образовательной организации во многом определяется идентификацией
местоположения рисков в общей системе их классификации, см. табл. 3.
Итак, основными результатами
качественного анализа рисков комплексной безопасности образовательной организации являются:
1) выявление конкретных рискообразующих факторов и порождающих их причин;
2) анализ и оценка гипотетических последствий возможной реализации
отмеченных рисков в области комплексной безопасности образовательной организации;
3) предложение алгоритма мероприятий по минимизации ущерба и их оценка.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что управление рисками представляет собой интегрированный процесс, имеющий свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. При этом важным элементом является не только осуществление процесса управления рисками, но и периодичность определенных мероприятий проводимых образовательной организацией, а также их контроль.
Таблица 3. - Классификация видов рисков обеспечения комплексной безопасности образовательной организации
Возможные риски КБОО Организационно-технические риски Педагогические/ психологические риски Кадровый риск Личностный риск
Антитеррористическая защищенность Недостаточный контроль за состоянием здания (сооружения), при котором обеспечивается безопасность его функционирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта Недостаточность профилактических мероприятий в сфере антитеррористической защищенности Уровень напряженности среды; Уровень подготовки ответственных лиц и педагогического состава Уровень культуры безопасности участников образовательных отношений
Психологическая безопасность Отсутствие психологической службы и/или регламента ее работы, отсутствие позитивной модели социальной среды в организации Недостаточность скрининговых исследований и профилактических мероприятий в области психологической безопасности Уровень напряженности среды; Уровень подготовки ответственных лиц и педагогического состава Уровень культуры безопасности участников образовательных отношений
Информационная безопасность Недостаточность организации обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации. Низкий уровень защищенности сетей и серверов Низкий уровень организации мер по разработке и обеспечению политики информационной безопасности и недооценка важности этих мероприятий Уровень подготовки педагогического состава Уровень культуры безопасности участников образовательных отношений
Профилактики наркомании и правонарушений Недостаточность мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и правонарушений; низкий уровень обеспечения социально-психологической, педагогической помощи в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения Недостаточность профилактических мероприятий в области профилактики наркомании и правонарушений Уровень подготовки ответственных лиц и педагогического состава Уровень культуры безопасности участников образовательных отношений
Пожарная безопасность Недостаточность организации пожарной охраны (профессиональной, добровольной), составление инструкций о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, проработка сценария возникновения пожара и эвакуации людей, применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности и прочее Недостаточность профилактических мероприятий в сфере пожарной безопасности Уровень подготовки ответственных лиц и педагогического состава Уровень культуры безопасности участников образовательных отношений
Охрана труда Недостаточность организации правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иные мероприятий Недостаточность профилактических мероприятий в сфере охраны труда Уровень подготовки ответственных лиц и педагогического состава Уровень культуры безопасности участников образовательных отношений
Гражданская оборона Недостаточность организации организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение защиты территорий вуза и персонала от опасностей, возникающих при диверсии, предупреждение ЧС техногенного и природного характера, уменьшение масштабов их последствий Недостаточность профилактических мероприятий в области гражданской обороны Уровень подготовки ответственных лиц и педагогического состава Уровень культуры безопасности участников образовательных отношений
Физическая защищенность Недостаточность организации физической охраны, инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта, инженерно-технического оборудования, взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами и службами, обеспечение контрольно-пропускного режима Недостаточность профилактических мероприятий в области физической защищенности Уровень подготовки ответственных лиц и педагогического состава Уровень культуры безопасности участников образовательных отношений
Литература:
1. Мухаметзянова Ф.Ш. Социальная ответственность образования: приоритеты и закономерности / Ф.Ш. Мухаметзянова // Профессиональное образование. - Столица. - 2016. - № 5. - С. 13-16.
2. Левина Е.Ю. Качество как детерминанта социальной ответственности образования / Е.Ю. Левина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2(26). - С. 42-47.
3. Самородова В.В. Образование как инструмент обеспечения безопасности / В.В. Самородова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 3. - С. 17-21.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 17-19.
5. Баетова Д.Р. Экономические риски и риски качества как стратегические риски образовательных учреждений / Д.Р. Баетова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2016. - № 3. - С. 16-19.
6. Кирильчук И.О., Рыкунова В.Л. Оценка и управление риском здоровью в системе эколого-экономической безопасности / И.О. Кирильчук, В.Л. Рыкунова // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2015. - № 2(59). - С. 93-97.
7. Загребина Е.И. К вопросу комплексной безопасности образовательных учреждений // Загребина Е.И. // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108). - С. 97-103.
8. Прокофьева Е.Н. Модель управления комплексной безопасностью образовательных организаций / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 57-61.
9. Романовский В.Л., Муравьёва Е.В., Чабанова А.А. Прикладная техносферная рискология в контексте риск-менеджмента техносферных комплексов / В.Л. Романовский, Е.В. Муравьёва, А.А. Чабанова // Вестник НЦБЖД. - 2015. - № 3(25). - С. 123-128.
10. Прокофьева Е.Н. Характеристика безопасности и риска: аспекты понимания / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 1(108). - С. 71-76.
11. Мухаметзянова Ф.Ш., Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Абраковнов А.П. Обеспечение безопасности как фактор социальной ответственности образования (по результатам мониторинга вузов) / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина, А.П. Абраковнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5(118). - С. 76-81.
12. Левина Е.Ю. К проблеме управления развитием образования: стейкхолдерский подход // Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-1(113). - С. 11-15.
Сведения об авторе:
Прокофьева Елена Николаевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Prokofieva (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, Head of Graduate School FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems", e-mail: [email protected]