УДК 377:378
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е.Н. Прокофьева1
'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований
Аннотация. В условиях многочисленных угроз социальной и личностной безопасности в современном мире необходимо обеспечить безопасность в реальных условиях функционирования образовательных организаций. В статье представлены приоритетные направления деятельности образовательной организации в области обеспечения комплексной безопасности. Автором выявлены компоненты процесса управления комплексной безопасностью образовательной организации, основу которой составляет процессный подход.
Ключ-евые слова: комплексная безопасность, образовательные организации, управление, результативность процессов.
THE MODEL OF MANAGEMENT OF THE COMPLEX
SAFETY OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS
E. Prokofieva
Abstract. Today's world is full of various threats of social and personal safety. That's why it is necessary to guarantee safety in the modern world in the conditions of functioning of educational institutions. This article shows the prior directions of activity of the educational organization. The author depicted the components of the process of management of the complex safety in the educational organization, the basement of which is the process approach.
Keywords: complex safety, educational institutions, management, the effectiveness of processes.
Образовательные организации обладают собственной спецификой, обуславливающей и особенность управления их безопасностью [1]. Прежде всего, российская образовательная система включает в себя всех детей и подростков, молодежь страны; в рамках образовательных организаций подрастающее поколение проводит значительную часть своего времени в ходе реализации процессов обучения и воспитания, подготовки профессионалов. Именно поэтому уровень ответственности образования перед обществом, в том числе, и в вопросах безопасности, невозможно переоценить. Вопросы комплексной безопасности, то есть рассмотрение всех видов безопасности в рамках деятельности образовательных организаций, должны охватывать все компоненты образовательной среды - социальный, субъектный, инфраструктурный.
При решении задач обеспечения безопасности образовательных организаций нужно ориентироваться на допустимые уровни риска, рассматривать которые необходимо как наиболее допустимые в современных тенденциях социального и технико-технологического состояния общества. В данной позиции, критерием качества обеспечения комплексной безопасности мы считаем степень снижения уровня риска опасности образовательной организации во всех ее аспектах.
Непрерывное совершенствование
требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения комплексной безопасности привело к необходимости создания единого подхода и систематизации работы по комплексному исполнению норм федеральных законов о противодействии терроризму; защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной
безопасности и гражданской обороне с учетом специфики деятельности образовательных организаций.
В последние годы в научной литературе рассматриваются отдельные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, такие, как: профилактика угроз терроризма, профилактика чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, информационной безопасности, безопасности в дорожно-транспортной среде и прочее. Однако, рассмотрение системы управления
комплексной безопасностью, решение спектра проблем формирования методик оценки состояния комплексной безопасности в образовательной организации, поиск способов снижения риска опасности в образовательной среде не получили должного научного освещения.
Комплексная безопасность образовательных организаций и разработка системы управления ею рассмотрены нами с позиции всеобщего
управления качеством в рамках действия системы менеджмента качества
образовательной организации, позволяющей обеспечить результативность процессов и их непрерывное совершенствование.
Комплексная безопасность образовательной организации — это состояние защищенности образовательной организации от возможных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, которые обеспечивают ее безопасное
функционирование. Она может быть достигнута путем реализации комплексной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера, таких как:
— организация мероприятий по гражданской обороне;
— организация пожарной безопасности самой образовательной организации и прилегающей к ней территории [2];
— организация инженерно-технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки и т.п.) и инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация, «тревожные» кнопки, видеонаблюдение, ограничение и контроль за доступом, пожарная сигнализация);
— обеспечение антитеррористической защиты образовательной организации;
— организация контрольно-пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на территорию образовательной организации посторонних лиц;
— организация мероприятий по соблюдению норм охраны труда;
— организация взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями в плане борьбы с криминальными правонарушениями (хулиганство, кражи, грабежу, применение насилия), экстремистскими проявлениями, массовыми беспорядками, распространением наркотиков;
— включение в образовательный и воспитательный процессы формирование мультикультурной безопасности личности [3].
Для формирования системы управления комплексной безопасностью образовательных организаций с технологических позиций нами использован процессный подход,
рассматривающий управление комплексной безопасностью как систематическое осуществление ряда согласованных между собой видов деятельности и единых функций
управления и ориентированный на качественный результат, рациональное использование ресурсов, непрерывность и постоянное совершенствование деятельности образовательной организации в сфере безопасности жизнедеятельности. Процессный подход в образовательной организации позволяет регулировать управление
комплексной безопасностью на основании оценивания его состояния по специально определенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат.
Результативностью системы управления комплексной безопасностью является удовлетворенность заинтересованных сторон в безопасных условиях функционирования образовательной организации; для этого расходуются ресурсы, необходимые для выполнения каждого из процессов. Заинтересованными сторонами являются образовательная организация и все, кто связан с ее деятельностью во внешней среде — социальные институты (государство, общество, профилирующие ведомства и др.). Можно также говорить (на основе процессных моделей систем менеджмента качества) о разделении процессов на процессы жизненного цикла, управления ресурсами, мониторинга, измерений и улучшения, а также процессах деятельности высшего руководства
образовательной организации [4]. Если в образовательной организации реализована система менеджмента качества, то управление процессами обеспечения комплексной безопасности будет являться основой ресурсов образовательной организации и позволит выстроить цепочку (ландшафт) остальных процессов [5].
В процессе управления комплексной безопасностью в рамках заданных границ образовательной организации должны быть определены показатели, которые
характеризовали бы ход процесса и его результаты; определена ответственность за каждый процесс. Основными характеристиками процесса управления комплексной
безопасностью образовательных организаций является его повторяемость и стабильность выходных характеристик при заданном входе, параметрах и имеющих ресурсах процессов.
Приведенная автором схема, см. рис. 1 позволит произвести идентификацию процессов комплексной безопасности образовательной организации любого уровня.
Рисунок 1. - Модель управления комплексной безопасностью образовательной организации
Нами предлагается следующий алгоритм деятельности образовательной организации по обеспечению комплексной безопасности:
1. Определение перечня основных процессов обеспечения комплексной безопасности образовательной организации и их документирование.
2. Проведение комплексного анализа качества безопасности при реализации основных процессов обеспечения комплексной безопасности.
3. Осуществление прогнозной деятельности сфере управления комплексной безопасностью с учетом факторов внешней среды образовательной организации и использование ее результатов при управлении процессами обеспечения комплексной безопасности.
4. Разработка научно-педагогических, производственных, организационных и хозяйственных способов достижения поставленной цели - непрерывного улучшения качества процессов обеспечения комплексной безопасности образовательной организации.
5. Оценка необходимого и располагаемого ресурсного обеспечения процессов обеспечения комплексной безопасности при реализации
основных (образовательных) процессов образовательной организации.
6. Осуществление мониторинга процессов управления и обеспечения комплексной безопасности образовательной организации.
На основе анализа текущего состояния образовательных организаций в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и изучения возможных угроз безопасности нами установлены следующие приоритетные направления деятельности на текущий момент времени:
- анализ требований к обеспечению безопасности участников образовательного процесса и самих образовательных организаций, как технических объектов (зданий);
- совершенствование нормативно-правового обеспечения комплексной безопасности;
- совершенствование системы управления комплексной безопасностью образовательных организаций, в том числе, разработка эффективных механизмов управления комплексной безопасностью и распределение функций, обеспечивающих отдельные аспекты комплексной безопасности между должностными лицами образовательных организаций;
- планирование организационного и финансового обеспечения комплексной безопасности;
- совершенствование учебно-методического и научно-методического обеспечения комплексной безопасности с психолого-педагогических позиций;
- совершенствование технического обеспечения комплексной безопасности, в том числе, внедрение современных технических средств и систем обеспечения комплексной безопасности (таких как: средства наблюдения, средства служебной связи, сигнализационные средства оповещения, средства обнаружения несанкционированного проникновения нарушителей или заноса запрещенных предметов на территорию образовательного учреждения и т.п.);
- организация информационно-технологического обеспечения комплексной безопасности, где ведущая роль принадлежит автоматизированным электронным системам, обеспечивающим высокую степень надежности;
- определение показателей и организация системного мониторинга комплексной безопасности образовательных организаций.
Разработка модели управления и компонент процесса управления комплексной безопасностью образовательных организаций, построенных с позиции достижения качества, позволяет постоянно совершенствовать процесс
Литература:
безопасности жизнедеятельности. Разработанные авторами компоненты, ландшафт процессов, модель управления применяются не только в интересах антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.
Необходимым условием организации комплексной безопасности образовательной организации представляется разработка не только системы обеспечения,
совершенствования управления и мониторинга, но и понимание всеми участниками образовательных организаций необходимости смены подхода к личной и общественной безопасности, формирование культуры безопасности, важнейшим фактором которого является обучение. Современный мир не признал концепцию абсолютной безопасности, но принял на вооружение новую философскую концепцию приемлемого риска, в том числе и в области создания безопасных условий функционирования [6]. Риск при этом является контрольно-измерительным инструментом для определения уровня безопасности.
Следовательно, готовность к риску будет свидетельствовать о возможности принятия решений и реализации действий в условиях субъектной неопределенности.
1. Загребина Е.И. К вопросу комплексной безопасности образовательных учреждений / Е.И. Загребина // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 1(108). - С. 97-103.
2. Загребина Е.И. Вопросы обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях / Е.И. Загребина // Вестник НЦБЖД. -2014. - № 4(22). - С. 119-125.
3. Прокофьева Е.Н. Мультикультурная безопасность как социальный феномен / Е.Н. Прокофьева // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции (с международным участием); научный ред. А.В. Гумеров. - 2015. - С. 18-21.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Типология управления развитием образовательных систем и структур // Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 19. - С. 201-203.
5. Левина Е.Ю. Процессный подход к формированию системы менеджмента качества высшего профессионального образования / Е.Ю. Левина // Человек и образование. - 2011. - № 3. - С. 5356.
6. Прокофьева Е.Н. Характеристика безопасности и риска: аспекты понимания / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108). - С. 71-76.
Сведения об авторе:
Прокофьева Елена Николаевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, заведующая аспирантурой ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Prokofieva (Kazan, Russia), Ph.D., Head of Graduate School FGBNU "Institute of the Russian Academy of Education issues of national and small schools", e-mail: [email protected]