ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А
Актуальные проблемы уголовного права
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ АНТИКРИМИНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНОСТЬ В ВОЙСКАХ
В.А. ШЕСТАК,
кандидат юридических наук, соискатель кафедры криминологии Московского университета МВД России, заместитель на чальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail:viktoг_shestak@mail.гu
Аннотация. Антикриминогенное воздействие (обстоятельства, способствующие предупреждению преступления (общественно опасного деяния)) — совокупность необходимых юридически значимых мер, закономерно и неизбежно приводящих к предупреждению преступления (общественно опасного деяния).
Ключевые слова: антикриминогенное обеспечение, предупреждение преступности, принципы, объект, субъект.
ABOUT FEATURES OF ANTI-CRIMINOGENIC INFLUENCE
ON CRIME IN ARMIES
V.A. SHESTAK,
candidate of jurisprudence, competitor of chair of criminology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, deputy chief of the press service of organizational management of the Main military prosecutor's office, colonel of justice
Annotation. Anti-criminogenic influence (the circumstances promoting the prevention of a crime (socially dangerous act) — set of necessary, legally significant measures, it is natural and inevitably bringing to the crime prevention (socially dangerous act). Keywords: anti-criminogenic providing, crime prevention, principles, object, subject.
Антикриминогенное обеспечение предупреждения преступности в войсках, во-первых, представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность правовых норм, реализация которых позволяет осуществлять специальным субъектам антикриминогенную деятельность в войсках на законных основаниях; во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов антикриминогенной деятельности, но и исходные правовые нормы (нормы-принципы, нормы-дефиниции), определяющие цели и задачи антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках, его роль и место в антикриминогенной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов этой деятельности в войсках; уровни антикриминогенного воздействия на преступность в войсках; в-третьих, антикриминогенное обеспечение предупреждения преступности в войсках является непременным условием (condition sine gua non) предупреждения преступности в войсках в соответствии с его целепо-лаганием и необходимой для достижения целей эффективностью.
Общим объектом антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках выступают: родовым — военная служба, видовым — Воо-
руженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а специальным — военнослужащие различных категорий. Командиры (начальники), являясь одновременно объектом антикриминогенного обеспечения, предупреждения преступности в войсках со стороны вышестоящего командования, выступают в качестве субъектов такой деятельности по отношению к подчиненным.
Субъектами антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках являются органы государственной власти, военного управления, состоящие из соответствующих командиров (начальников), юридических служб, воспитательных органов, военного духовенства; правоохранительные органы в войсках, включая в себя военные суды, органы военной прокуратуры, военные следственные органы и органы безопасности в войсках; общественность, включающую не только воинские коллективы и их отдельных представителей, но и семью, школьные и дошкольные учреждения.
Принципы антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках:
♦ общие (законность, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, недопустимость ограничения прав личности, общества и государства при осуществлении антикриминогенной деятельности);
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
♦ специальные (адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния преступности, законности и правопорядка; централизация руководства; единоначалие на правовой основе; единство криминологического обучения; соблюдение прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни);
♦ индивидуальные (социально-правовые — объективность, конкретность, эффективность, опора на поддержку общественности; организационные — организационно-структурные, функционально-структурные и процессуально-структурные).
Антикриминогенное обеспечение предупреждения преступности в войсках реализуется посредством осуществления антикриминогенной деятельности — комплекса действий органов государственной власти, военного управления, военной прокуратуры, военных следственных органов, органов безопасности в войсках, военных судов, духовенства и общественности по осуществлению антикриминогенного воздействия на преступность в войсках путем выявления, формирования и совершенствования антикриминогенного потенциала военной службы, реализации системы взаимосвязанных политических, идеологических, социально-экономических, организационных, управленческих, правовых (уголовных, уголовно-процессуальных, криминологических, уголовно-исполнительных и криминалистических) и воспитательных мер, в том числе по выявлению и устранению причин, способствующих совершению военнослужащими отдельных видов, групп и конкретных преступлений.
Механизмом практической реализации антикриминогенной деятельности в войсках является осуществление органами военного управления и правоохранительными органами антикриминогенного воздействие на преступность и военнослужащих.
Антикриминогенное воздействие (обстоятельства, способствующие предупреждению преступления (общественно опасного деяния)) — совокупность необходимых, юридически значимых мер, закономерно и неизбежно приводящих к предупреждению преступления (общественно опасного деяния). Может иметь длительный или кратковременный характер. В пространственном отношении оно может распространяться на обширную территорию (военное положение или чрезвычайная ситуация), а может концентрироваться в ограниченном пространстве
(неуставные отношения в отдельном воинском коллективе). По объему воздействия оно может затрагивать одного человека или узкий круг людей (воинское подразделение), а может приобрести и массовый характер (бунт, массовое неповиновение).
Классификация антикриминогенного воздействия. Во-первых, в зависимости от содержания и значения для субъекта, антикриминогенное воздействие может быть проблемным или конфликтным. В то время как первое создает определенные трудности и препятствия, мешающие преступнику достичь поставленной цели, второе носит более обостренный характер и связано с различного рода столкновениями и острыми противоречиями между интересами субъекта преступления и других военнослужащих. При этом важно подчеркнуть, что меры антикриминогенного воздействия могут быть созданы как самим субъектом, его родными и близкими, посторонними людьми, так и антикриминогенным потенциалом военной службы. В том случае, когда криминогенная ситуация возникла в результате правомерных действий, вопрос о поиске и применении мер антикриминогенного воздействия отпадает.
Во-вторых, в зависимости от воли субъекта, антикриминогенное воздействие может быть как связанным с лицом, совершившим преступление (неблагоприятные условия формирования личности и т.п.), так и существующим независимо от него (недостатки в охране собственности, ненадлежащий учет материальных ценностей и т.п.). Различие между ними состоит в том, что обстоятельства первой группы выясняются после установления лица, совершившего преступление, а обстоятельства второй группы выясняются при установлении факта совершения преступления независимо от того, установлено лицо, совершившее преступление или нет (нередко эти обстоятельства могут способствовать розыску преступника).
Основные уровни системы антикриминогенного воздействия в войсках: общевойсковой; специальный; коллективный; индивидуальный.
Общевойсковой уровень (общевойсковое антикриминогенное воздействие), применительно к войскам, включает в себя антикриминогенную деятельность государства в лице министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Осуществляется руководством Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, для которых функция предупреждения пре-
№ 7 / 2012
Вестник Московского университета МВД России
81
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
ступности не является главной или профессиональной. Предупредительный эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом, формирования у общественности позитивного мнения о военной службе. На практике представляет собой деятельность органов военного управления (в лице министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная службы) по применению антикриминогенного потенциала военной службы; своевременному прогнозированию, выявлению и разрешению возникающих в войсках противоречий и проблемных ситуаций, способных порождать преступления военнослужащих.
Специальный уровень — антикриминогенная деятельность военных судов, органов военной прокуратуры, военных следственных органов, органов безопасности в войсках, состоящая из реализации апробированных методов антикриминогенного воздействия на преступность в войсках и предупреждения самодетерминации преступности в войсках, недопущения рецидива преступлений, распространения преступной психологии, криминального профессионализма.
Коллективный уровень — антикриминогенная деятельность командиров (начальников), воспитательных органов по прогнозированию, выявлению негативных социальных явлений непреступного характера среди военнослужащих, их предупреждение).
Индивидуальный уровень — формирование у каждого военнослужащего нетерпимого отношения к любым правонарушениям в подразделении, создание убеждения о доступности и эффективности антикриминогенных средств воздействия, пресечение конкретных преступлений, совершаемых военнослужащими; оперативное раскрытие преступлений, изобличение виновных и принятие к ним установленных законом мер; устранение криминогенных факторов личности.
Реализация антикриминогенного воздействия в войсках на четырех уровнях создает необходимость выработки специфических антикриминогенных направлений воздействия на преступность: приоритетность предупреждения правонарушений над правоохранительной деятельностью; обеспечение неотвратимости ответственности за преступления, совершаемые военнослужащими; применение мер, ограничивающих права и свободы военнослужащих, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях; осуществление антикрими-
ногенного воздействия в войсках всеми военнослужащими; обеспечение антикриминогенной деятельности в войсках в режиме законности; комплексное осуществление антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках.
Основными мерами антикриминогенного воздействия правоохранительных органов в войсках являются:
а) антикриминогенные меры, воздействующие на обстоятельства, которые определяют форму и содержание антиобщественной установки (эти обстоятельства являются непосредственной причиной совершения преступления);
б) антикриминогенные меры, воздействующие на обстоятельства, явившиеся источником формирования антиобщественной установки (поскольку последние являются непосредственной причиной совершения преступления, постольку они могут быть названы основной (главной) причиной преступления. Это и неблагоприятные условия среды, в которой жил, воспитывался, учился, работал, служил субъект преступления);
в) антикриминогенные меры, воздействующие на обстоятельства, способствовавшие действию источников формирования антиобщественной установки (т.е. на условия, благоприятствующие действию основной причины преступления);
г) антикриминогенные меры, воздействующие на обстоятельства, способствующие превращению антиобщественной установки в преступное намерение (эти обстоятельства, будучи провоцирующими поводами, возникающими в определенной жизненной ситуации, хотя и выступают в роли «толчка», под воздействием которого человек решается совершить преступление, однако не являются причиной преступного деяния и должны быть отнесены к условиям, благоприятствующим его совершению);
д) антикриминогенные меры, воздействующие на обстоятельства, способствовавшие реализации преступного намерения в общественно опасное действие (данные обстоятельства являются объективными факторами, обусловливающими достижение преступного результата).
Антикриминогенное воздействия может быть реализовано органами военного управления и правоохранительными органами в войсках с учетом особенностей антикриминогенных качеств личности военнослужащих.