Научная статья на тему 'Криминологические аспекты участия военных судов в антикриминогенной деятельности'

Криминологические аспекты участия военных судов в антикриминогенной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ СУД / АНТИКРИМИНОГЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / MILITARY COURT / ANTI-CRIMINOGENIC ACTIVITY / PREVENTION OF CRIME OF THE MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестак В. А.

В современных условиях вследствие односторонней трактовки роли военного суда весьма популярной стала максималистская точка зрения: единственная функция военного суда осуществление правосудия. При этом отправление правосудия, якобы исключает участие военного суда в антикриминогенной деятельности. В связи с этим наметилась тенденция к ограничению участия судей военных судов в таком воздействии. Автор определяет криминологические аспекты антикриминогенной деятельности военного суда, ее принципы, средства и меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF PARTICIPATION OF MILITARY COURT IN ANTI-CRIMINOGENIC ACTIVITY1FSB Moscow boundary institute of Russia

In modem conditions owing to unilateral treatment of a role of military court the maximal point of view became very popular: the unique function of military court justice implementation. Thus administration of justice, allegedly excludes participation of military court in anti-criminogenic activity. The tendency to restriction of participation of judges of warships in this regard was outlined in such influence. The author defines criminological aspects of anti-criminogenic activity of military court, its principles, means and measures.

Текст научной работы на тему «Криминологические аспекты участия военных судов в антикриминогенной деятельности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права ^^

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ В АНТИКРИМИНОГЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.А. Шестак,

соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры Научный консультант: О.В. Дамаскин, доктор юридических наук Научная специальность 20.02.03 — военное право, военные проблемы международного права viktor_shestak@mail.ru

Аннотация: В современных условиях вследствие односторонней трактовки роли военного суда весьма популярной стала максималистская точка зрения: единственная функция военного суда — осуществление правосудия. При этом отправление правосудия, якобы исключает участие военного суда в антикриминогенной деятельности. В связи с этим наметилась тенденция к ограничению участия судей военных судов в таком воздействии. Автор определяет криминологические аспекты антикриминогенной деятельности военного суда, ее принципы, средства и меры.

Ключевые слова: военный суд, антикриминогенная деятельность, предупреждение преступности военнослужащих.

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF PARTICIPATION OF MILITARY COURT IN ANTI-CRIMINOGENIC ACTIVITY

V.A. Shestak,

competitor of chair of criminal and legal disciplines FSB Moscow boundary institute of Russia, deputy chief of the press service organizational management of the Main military prosecutor's office

Annotation: In modern conditions owing to unilateral treatment of a role of military court the maximal point of view became very popular: the unique function of military court — justice implementation. Thus administration of justice, allegedly excludes participation of military court in anti-criminogenic activity. The tendency to restriction of participation of judges of warships in this regard was outlined in such influence. The author defines criminological aspects of anti-criminogenic activity of military court, its principles, means and measures.

Keywords: military court, anti-criminogenic activity, prevention of crime of the military personnel.

Участие военный судов в антикриминогенной деятельности (как одно из антикриминогенного воздействия на воинский правопорядок) представляет собой систему законных мер, осуществляемых военными судами, направленных на выявление и применение антикриминогенного потенциала

специфических воинских правоотношений, непосредственного выявления, устранения или нейтрализации причин и условий, способствовавших противоправным действиям военнослужащих.

В современных условиях вследствие односторонней трактовки роли военного суда, сути его неза-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

висимости, весьма популярной стала максималистская точка зрения: единственная функция военного суда — осуществление правосудия1.

При этом отправление правосудия, якобы исключает участие военного суда в антикриминогенной деятельности. В связи с этим наметилась тенденция к ограничению участия судей военных судов в таком антикриминогенном воздействии. Предпринимаются попытки освободить военные суды от обязанности выявлять обстоятельства преступлений, соответствующим образом реагировать на них, а также участвовать в антикриминогенной деятельности. Отдельными судьями военных судов высказываются суждения об отсутствии организационных и правовых оснований для их участия в пропаганде антикриминогенного потенциала воинского правопорядка, антикриминогенных знаний и антикриминогенной деятельности.

Такая точка зрения, по мнению автора, не только противоречит действующему законодательству и задачам, стоящим перед военными судами, но и умаляет роль и авторитет судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации2.

Полагаем, что, не вызывает сомнения факт: утверждение справедливости в обществе посредством функционирования судебной системы оказывает мощное деструктивное воздействие на преступность военнослужащих. Военные суды на практике всей своей деятельностью способствуют предупреждению преступлений и других правонарушений в Вооруженных Силах. В этом состоит криминологическая особенность судебной власти и, в известном смысле, её универсальность.

В УК РФ и УПК РФ, регламентирующих деятельность военного суда по осуществлению уголовного судопроизводства, также отражены отдельные правовые вопросы предупреждения преступности. Так, в соответствии со ст. 43 УК РФ наказание применяется и в целях предупреждения совершения новых преступлений. Поэтому исключительно важное антикриминогенное значение имеет проведение открытых судебных процессов в присутствии личного состава в воинских частях, доведение приговоров до всех категорий военнослужащих и объявление наиболее актуальных приговоров об осуждении виновных в приказах командования3.

Кроме того согласно ст. 29 УПК РФ, если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, иные нарушения закона, «суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер».

Необходимость участия военных судов в антикриминогенной деятельности также определена одной из целей применения наказания к преступникам: состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений (частная превенция), а также предостережение других военнослужащих от совершения преступлений (общая превенция). Наиболее эффективными мерами участия военных судов в антикриминогенной деятельности — и это проверено как опытом предыдущей их деятельности, так и статистическими показателями зарегистрированной преступности в Вооруженных Силах — являются: проведение открытых судебных процессов, разъяснительной работы, реагирование на обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, оказание помощи органам военного управления в подготовке проектов приказов об осуждении военнослужащих. Кроме того, такая работа многоаспектна и позволяет решить сразу несколько задач как антикриминогенной деятельности, так и повышения авторитета военного суда среди командования и военнослужащих, а также обучения самих судей. Кроме того, практика показывает, что само по себе командование без взаимодействия с военными судами бывает пассивно в организации открытых судебных процессов и объявлении приговоров в приказах. Как правило, председательствующий по уголовному делу владеет более полной информацией по делу, знает особенности его рассмотрения, позиции подсудимого, потерпевшего и свидетелей. И, следовательно, антикриминогенный эффект от организации военным судом открытого процесса в расположении воинской части будет более выражен.

Криминологическими особенностями участия военных судов в антикриминогенной деятельности также являются неукоснительное выполнение судьями требований уголовного и процессуального законов, вынесение законных и обоснованных решений, поддержание высокого уровня культуры судебной деятельности4.

Помимо этого принцип гласности судебного разбирательства является конституционным основополагающим условием судопроизводства в Российской Федерации (закреплен в ст. 241 УПК РФ) и обладает существенным антикриминогенным потенциалом. Так, по мнению автора, в Вооруженных Силах в присутствии личного состава должны рассматриваться актуальные и представляющие общественный интерес дела. Особую антикриминогенную значимость, в частности, представляют дела о преступлениях, непосредственно влияющих на состояние боевой готовности войск. По мнению автора, судья военного суда должен стремиться к тому, чтобы каждое актуальное дело, если нет к этому препятствий, было рассмотрено публично, в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

присутствии военнослужащих. Такие дела подбираются с учетом их особенностей, характера совершенного преступления, состояния дисциплины и правопорядка в воинской части, мнения командира, помощника командира по работе с личным составом. При несогласии с мнением командира, который настаивает на слушании дела в части, судья военного суда должен разъяснить ему мотивы и причины, в силу которых это делать нецелесообразно. И наоборот, если командир необоснованно возражает против рассмотрения дела в части, судье следует убедить его в ошибочности такого мнения. В необходимых случаях этот вопрос может быть решен председательствующим либо председателем военного суда со старшим командиром (начальником). К рассмотрению в частях целесообразно назначать качественно расследованные дела, при судебном разбирательстве которых присутствующие на процессе могли бы наглядно увидеть действительно глубокое, всестороннее и объективное исследование обстоятельств дела, причин и условий, способствовавших совершению преступления, убедиться в эффективности применяемых мер антикриминогенного воздействия.

По мнению автора, не могут рассматриваться в присутствии личного состава дела, разбирательство которых в соответствии со ст. 241 УПК РФ допускается в закрытом судебном заседании: дела, открытое рассмотрение которых может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; о половых преступлениях; о других преступлениях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Полагаем, что производство процесса недопустимо в воинской части, если из материалов дела усматриваются факты, дискредитирующие командира (начальника). Исследование таких вопросов в военном суде в присутствии подчиненных может отрицательно сказаться на авторитете, как воинских должностных лиц, так и воинского правопорядка — в целом. Такие уголовные дела могут рассматриваться лишь в присутствии соответствующих категорий командиров (начальников). Следует особенно внимательно решать вопрос о слушании в частях дел о совершении насильственных действий в отношении командиров (начальников). При этом автор полагает, что не возникает препятствий для рассмотрения в присутствии личного состава дела, если командир — потерпевший действовал решительно и в соответствии с уставом. Вместе с тем, если из дела следует, что потерпевший сам допустил отступления от требований уставов, наставлений, целесообразно воздержаться от рассмотрения такого дела в присутствии его подчиненных. Также, по мнению авто-

ра, не является препятствием для рассмотрения уголовного дела в расположении воинский части, если подсудимый привлекается к уголовной ответственности повторно. Рассматривать уголовные дела часто в одной и той же аудитории нецелесообразно. Процесс должен восприниматься личным составом как исключительное антикриминогенное событие в жизни воинского коллектива, а не рядовое мероприятие.

По мнению автора, не рекомендуется рассматривать в присутствии военнослужащих уголовные дела, имеющий негодный антикриминогенный эффект: а) большие по объему, слушание которых требует нескольких дней (если же дело имеет принципиальное значение и к нему необходимо привлечь внимание воинского коллектива, то в виде исключения оно может быть рассмотрено в присутствии личного состава со стадии судебных прений. Нецелесообразно выезжать в часть только для провозглашения приговора.); б) сложные и спорные по доказательствам, особенно при наличии пробелов предварительного следствия, а также дела, раскрывающие методы оперативной работы правоохранительных органов в войсках по выявлению преступника; в) рассматривающиеся повторно после отмены приговора, либо слушание которых в присутствии личного состава ранее по каким-либо причинам откладывалось; г) в которых раскрываются специфические способы преступной деятельности; д) об уклонениях от военной службы под влиянием неблагоприятно сложившихся личных или семейных обстоятельств либо неправильных действий сослуживцев в отношении подсудимого; е) об уклонениях от военной службы военнослужащих, призванных с нарушениями действующего законодательства или негодных к военной службе по состоянию здоровья; ж) в отношении лиц, отказывающихся от несения обязанностей военной службы под влиянием религиозных убеждений; з) в отношении лиц с психическими или физическими недостатками (психопатов, умственно отсталых, наркоманов, лиц, страдающих ночным недержанием мочи, заиканием); и) о преступлениях, связанных с проявлением исключительного цинизма в отношении потерпевших; к) о членовредителях и лицах, применявших изощренные способы симуляции болезни.

Такое поведение подсудимого в ходе расследования как: нежелание давать показания, агрессивность, ссылки на якобы применявшиеся к нему незаконные методы следствия, симуляция психических заболеваний также имеет негодный антикриминогенный эффект и может служить препятствием к рассмотрению дела в расположении воинский части. Однако при наличии убедительных доказательств вины публичное осуждение преступника, пытающегося избежать ответственности, усилит

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

антикриминогенное значение процесса, более наглядно продемонстрирует принцип неотвратимости наказания.

Также, по мнению автора, военный суд должен учитывать, что выбор аудитории имеет своей целью создание наиболее благоприятных условий для антикриминогенного обеспечения воинского правопорядка на определенный контингент военнослужащих. Вопрос о круге лиц, которых целесообразно пригласить на процесс, решается председательствующим по делу и командованием воинской части. При этом учитывается характер совершенного преступления, обстоятельства, способствовавшие его совершению, должность, воинское звание подсудимого и другие аспекты, исходя из местных условий. На процессе может присутствовать весь личный состав части (подразделения) или же представители частей соединения, гарнизона, либо определенные категории военнослужащих. По делам в отношении сержантов должны приглашаться соответственно военнослужащие таких категорий и старшие по званию; в отношении младших офицеров — весь офицерский состав, в отношении старших офицеров — только старшие офицеры. Полагаем, что возможно рассмотрение в присутствии солдат (матросов) дел на бывших сержантов (старшин), лишенных сержантского (старшинского) звания в связи с совершением преступления, если при этом не затрагивается авторитет других сержантов (старшин) и офицеров воинской части. При этом судья военного суда во всех случаях должен ставить перед соответствующим начальником вопрос о присутствии на процессе офицерского состава. Это повышает значимость судебного процесса в глазах военнослужащих, его антикриминогенную роль, а также дает возможность командирам лучше понять причины преступления и свои упущения в антикриминогенной деятельности.

Процессы в присутствии большого числа военнослужащих следует организовывать только при наличии подходящих для этого помещений и соответствующего технического оборудования с тем, чтобы не снижалось эмоциональное воздействие. Желательно присутствие на процессе личного состава воинских подразделений, в которых проходили военную службу подсудимые и потерпевшие, а также военнослужащих, склонных к нарушениям воинской дисциплины (для них публичное судебное разбирательство и приговор послужат серьезным предупреждением). Однако нецелесообразно, по нашему мнению, направлять на судебные процессы только нарушителей воинской дисциплины. Такая аудитория может осложнить обстановку в зале суда, привести к нарушениям воинской дисциплины.

Проведенное автором исследование позволяет

сформулировать также и тезис о существовании зависимости между участием военных судов в антикриминогенной деятельности и уровнем преступности в Вооруженных Силах (хотя на единичном уровне выявить и проанализировать ее нелегко). Так, негативное воздействие на воинский правопорядок может оказать небрежность судьи военного суда: необоснованное оправдание человека, виновного в совершении преступления, или, наоборот, привлечение к уголовной ответственности и осуждению невиновного. Не менее негативные последствия может повлечь злоупотребление судьей военного суда своим служебным положением. Это может повлечь утрату военнослужащими веры в справедливость, в безупречность судебной власти, вызвать неуважение к закону, снизить эффективность антикриминогенного воздействия, что, в свою очередь, может подтолкнуть военнослужащих к совершению новых преступлений.

Таким образом, необходимость участия военных судов в антикриминогенной деятельности, формировании правового и нравственного сознания военнослужащих, культуры их правоотношений, сомнений не вызывает, но сможет дать положительный эффект только тогда, когда она будет грамотно организована, а проводимые мероприятия — тщательно спланированы, проведены в тесном взаимодействии с командованием и правоохранительными органами в войсках, с применением комплекса средств и мер.

Результаты участия военного суда в антикриминогенной деятельности должны быть направлены на достижение: а) активного участия воинской общественности в повышении престижа воинского правопорядка, применении его антикриминогенного потенциала; б) пропаганды антикриминогенного потенциала воинского правопорядка; разъяснения личному составу законодательства и практики его применения; в) защиты прав, чести и достоинства военнослужащих, в т.ч. путем рассмотрения в военных судах уголовных дел или гражданских дел по искам и заявлениям военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц; г) законности издания актов военного управления.

Также военные суды могут участвовать в антикриминогенной деятельности посредством правового информирования командования по следующим направлениям: а) в пропаганде и разъяснении Конституции Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов; б) в информировании командования о состоянии судимости в воинских частях и подразделениях, причинах и условиях, способствовав-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

ших совершению преступлений; в) в пропаганде и разъяснении военно-уголовного законодательства, а также основных положений других отраслей права; г) в разъяснении общественной опасности, которую представляет собой преступность в Вооруженных Силах; д) в разъяснении путей и способов выявления криминогенных факторов, средств и мер антикриминогенного воздействия; е) пропаганде антикриминогенного потенциала воинского правопорядка; ж) в оказании методической помощи организациям воинской общественности.

Таким образом, криминологическими аспектами участия военных судов в антикриминогенной деятельности являются: во-первых, в каждом антикриминогенном мероприятии, где участвуют военные суды, находят свое отражение цели и задачи уголовной политики государства по предупреждению преступности в Вооруженных Силах; во-вторых, при проведении антикриминогенных мероприятий военные суды могут разъяснять сущность Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов, демонстрировать воинской общественной значимость их неукоснительного соблюдения и разъяснению юридической ответственности за нарушения; в-третьих, в своих выступлениях судьи военных судов опираются на закон; в-четвертых, каждое мероприятие военного суда оказывает позитивное антикриминогенное воздействие не только на сознание военнослужащих, но и на их чувства; в-пятых, антикриминогенные мероприятия должны проводиться военными судами дифференцированно, с учетом специфических воинских правоотношений.

1 См. подр.: Петухов Н. А. Военные суды: проблемы организации и деятельности // Российская юстиция. — 1995. — № 4. — С. 26 — 39.

2 См. напр.: О судебной системе Российской Федерации: Фе-дер. конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ: по сост. на 8 июн. 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 1, ст. 1; О военных судах Российской Федерации: Федер. конституционный закон от 23 июн. 1999 г. № 1-ФКЗ: по состоянию на 7 фев. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999. — № 26, ст. 3170.

3 См. подр.: Об организации работы по проведению выездных заседаний военных судов в расположении воинских частей и по объявлению приговоров и решений военных судов в приказах командования — приказ Министра обороны Рос. Федерации от 29 фев. 2000 г. № 105. — М.: Министерство обороны Российской Федерации, 2000.

4 См. подр.: О статусе судей в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 26 июн. 1992 г. № 3132-1: по состоянию на 10 июл. 2012 г.: ввод Федер. законом от 10 июл. 2012 г. № 114-ФЗ // Вед. Съезда народн. депутатов Рос. Федерации и Верх. Совета Рос.Федерации. — 1992. — № 30, ст. 1792.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.