Научная статья на тему 'О совершенствовании антикриминогеннои деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках'

О совершенствовании антикриминогеннои деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИМИНОГЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ОРГАНЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ВОЙСКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ANTI-CRIMINOGENIC ACTIVITY / CRIME PREVENTION / BODIES OF MILITARY MANAGEMENT / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ARMIES / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестак В. А.

Антикриминогенная деятельность органов военного управления и правоохранительных органов, учитывая специфический характер и предназначение войск, требует системного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT IMPROVEMENT OF ANTI-CRIMINOGENIC ACTIVITY OF BODIES OF MILITARY MANAGEMENT AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN ARMIES

Anti-criminogenic activity of bodies of military management and law enforcement agencies, considering specific character and mission of armies, demands system improvement.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании антикриминогеннои деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках»

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АНТИКРИМИНОГЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ВОЙСКАХ

В.А. ШЕСТАК,

кандидат юридических наук, соискатель кафедры криминологии Московского университета МВД России, заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

[email protected]

Аннотация. Антикриминогенная деятельность органов военного управления и правоохранительных органов, учитывая специфический характер и предназначение войск, требует системного совершенствования.

Ключевые слова: антикриминогенная деятельность, предупреждение преступности, органы военного управления, правоохранительные органы, войска, совершенствование.

ABOUT IMPROVEMENT OF ANTI-CRIMINOGENIC ACTIVITY OF BODIES OF MILITARY MANAGEMENT AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN ARMIES

V.A. SHESTAK,

candidate of jurisprudence, competitor of chair of criminology of the Ministry of Internal Afairs Moscow university of Russia, deputy chief of the press service of organizational management of the Main military prosecutor's office, colonel of justice

Annotation. Anti-criminogenic activity of bodies of military management and law enforcement agencies, considering specific character and mission of armies, demands system improvement.

Keywords: anti-criminogenic activity, crime prevention, bodies of military management, law enforcement agencies, armies, improvement.

Антикриминогенная деятельность органов военного управления и правоохранительных органов, учитывая специфический характер и предназначение войск (всесторонность охвата антикриминогенным воздействием всех сторон жизни и деятельности войск; повышенная опасность преступлений, совершаемых военнослужащими; характер ответственности военнослужащих), требует постоянной модернизации.

Развитие системы антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках возможно в восьми основных направлениях: нормот-ворческом, координационном, организационном, кадровом, воспитательном, информационном, научном и методическом.

Нормотворческое направление заключается во внесении следующих изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации:

а) Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: во-первых, дополнить ч. 2 ст. 1 разд. I «Общие положения» следующим требованием: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:.... «Антикриминогенную деятельность в соответствии с полномочиями,

установленными законодательством Российской Федерации»; во-вторых, дополнить разд. I Закона ст.ст. 8-1 «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры разрабатывают и осуществляют антикриминогенные меры по предупреждению преступности»; в-третьих, дополнить ч. 2 ст. 47 разд. VI «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры» словами: «Военные прокуроры обладают полномочиями: по надзору за исполнением законов, уголовному преследованию, координации деятельности по борьбе с преступностью, антикриминогенной деятельности в войсках» и далее по тексту; в-четвертых, дополнить ст.ст. 25-1 требованием «В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме любому гражданину предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, гражданин, которому оно было объявлено, может быть привлечен к ответственности в установленном законом порядке»;

б) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: во-первых, в ст. 5 определить понятие представления в следующей редакции: «представление — процессуальное решение, составленное дознавателем,

следователем, в связи с установлением обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и внесенное в соответствующий государственный орган, общественную, коммерческую организацию или должностному лицу с целью устранения этих обстоятельств»; во-вторых, положения ст. 73 изложить в следующей редакции: «...Подлежат обязательному выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления», а в ст. 158 «Окончание предварительного расследования» предусмотреть требование об обязанности, а не праве дознавателя и следователя, установившим в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вносить в соответствующую организацию или конкретному должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона; в-третьих, в целях предупреждения направления в адрес работников органов предварительного расследования ложных сообщений об исполнении представлений внести в ч. 2 ст. 158 следующее дополнение: «Представление считается исполненным с момента официального уведомления дознавателя, следователя о результатах принятых соответствующей организацией или конкретным должностным лицом мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, с приложением копии нормативно-правовых документов, содержащих такие результаты»; в-четвертых, дополнить ч. 2 ст. 158 текстом следующего содержания: «В отдельных случаях, в целях наиболее оперативного устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления, дознаватель, следователь, вправе по своему усмотрению установить более короткие сроки исполнения представления»;

в) Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнить положениями о порядке прохождения военной службы, предусмотрев в них общие обязанности командиров (начальников) по руководству антикриминогенной деятельностью во вверенных воинских частях и подразделениях; а также поощрение военнослужащих за пресечение противоправных действий как проявление активной жизненной позиции и, напротив, общественное осуждение, дисциплинарное наказание за недонесение по команде за пассивное созерцание явных противоправных действий;

г) разработать Положение «О главном сержанте», которое ввести в действие приказами руководителей федеральных органов власти, в которых предусмотрена военная служба, наделить его должностными полномочиями не ниже помощника начальника штаба части, возложить обязанности по подбору и воспитанию сержантского состава, представлению к назначению на должности и присвоению воинских званий данной категории военнослужащих, осуществлению антикриминогенной деятельности среди солдат и сержантов воинской части;

д) увеличить призывной возраст до 21 года (к этому времени формируется физический, психологический и моральный статус человека, что создаст оптимальные условия для службы в войсках и окажет антикриминогенное воздействие на возможное девиантное поведение призывника);

е) принять Федеральную целевую программу антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках.

Координационное направление развития системы антикриминогенного обеспечения:

# возложить обязанности по осуществлению антикриминогенной деятельности на одного из помощников военного прокурора окружного звена;

ввести в постоянную практику работы военных прокуроров доведение актуальных судебных приговоров до сведения личного состава по месту прохождения военной службы осужденного военнослужащего.

Организационное направление:

восстановить суды чести офицеров, создать суды чести военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

# сформировать в каждом воинском подразделении антикриминогенный актив;

# стимулировать заинтересованность и готовность военнослужащих активно участвовать в предупреждении правонарушений, обеспечить им максимальную защищенность от противоправных посягательств;

# разработать систему эффективного реагирования на анонимные сообщения граждан, опасающихся легальной борьбы с преступниками;

# включить в программы правовой подготовки слушателей военных учебных заведений, курсантов, сержантов актуальные вопросы методики антикриминогенной деятельности, практики применения антикриминогенных средств и мер в управлении подчиненными и непосредственной работе по укреплению воинской дисциплины, предупреждению преступлений и иных правонарушений.

# повышать регулярно и целенаправленно уровень антикриминогенной культуры военнослужащих;

# изучать постоянно деловые и морально-психологические качества военнослужащих;

# знать и умело применять комплекс средств и мер антикриминогенного воздействия.

Кадровое направление следует вести должности помощника командира батальона по антикриминогенной работе в пределах существующей штатной численности войск.

Для реализации конкретных антикриминогенных мер воздействия, поддержания должного уровня дисциплины и правопорядка предусмотреть введение в воинских подразделениях (как правило, ротного звена) должности освобожденного сержанта. Комплектовать данные должности из числа лиц, склонных к антикриминогенной работе с личным составом, имеющих, как правило, высшее педагогическое или

юридическое образование. Установить подчинение освобожденного сержанта заместителю командира соединения (объединения) по работе с личным составом или помощнику командира воинской части по работе с личным составом. При подготовке данной категории сержантов использовать специальные антикриминогенные программы, уделив особое внимание освоению ими основ педагогики, психологии и криминологии в войсках.

Воспитательное направление предполагает разработку государственной программы повышения антикриминогенной культуры населения, используя потенциал: юристов, учреждений культуры, науки, образования, средств массовой информации.

Перенос воспитательного обеспечения на ранние стадии: при обучении граждан в детских дошкольных учреждениях, средних и средних специальных учебных заведениях, в вузах.

Формирование системы устойчивых антикриминогенных качеств, каждого военнослужащих включает: а) убеждения в справедливости законодательства, нерушимости законов, уставов, других правовых норм, в необходимости соблюдения требований воинского правопорядка; б) чувство уважения к закону, чувство долга, нетерпимости к преступлениям и иным правонарушениям; в) глубокое осознание своего воинского долга, ответственности за его неисполнение; г) повседневную привычку законопослушного антикриминогенного поведения, на основе точного соблюдения и исполнения требований Конституции России, федеральных законов и общевоинских уставов.

Возрождение соревнования военных профессионалов по основным военно-учетным специальностям в видах и родах войск с официальным признанием уровня их подготовки. Победителям и лауреатам таких соревнований присваивать почетные звания, вручать награды, устанавливать особый служебный статус и объявлять о достигнутых результатах в приказах руководителя федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

Информационное направление обеспечения антикриминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках должно способствовать преодолению социальной пассивности и апатии, скептического отношения к антикриминогенным инициативам военнослужащих. Антикриминогенная информация должна быть режимной и удовлетворять требованиям оптимальности, достоверности и своевременности, т.е., во-первых, обеспечивать конфиденциальность личной жизни военнослужащих, в том числе и тех, которые вступили в конфликт с уголовным законом; во-вторых, учитывать антикриминогенные интересы правоохранительных органов в войска — тайну предварительного следствия, секретность оперативной информации и т.п.; в-третьих, необходимо обеспечивать конституционное право военнослужащих на антикриминогенную информацию.

Необходимо выработать основы войсковой информационной антикриминогенной политики для пропаганды антикриминогенного потенциала военной службы, повышения ее престижа в обществе. Системно привлекать для этой работы известные в Российской Федерации личности, в том числе авторитетных специалистов, ученых, военнослужащих и ветеранов военной службы, имеющих особые заслуги перед Отечеством (в том числе в рамках деятельности общественных советов федеральных органов власти, где предусмотрена военная служба).

Оперативно информировать общественность о происходящих в войсках процессах.

Установить обратную связь с телезрителями военно-информационных каналов и программ, читателями военной прессы, слушателями радио.

Обеспечить права каждого военнослужащего на полную и достоверную информацию о жизни войск.

Научное обеспечение. Для повышения статуса такой работы, усиления ее влияния на предупреждение преступности военнослужащих, необходимо сформировать общественную потребность в антикриминогенных исследованиях. Выявить антикриминогенный потенциал военной службы возможно путем объединения криминологов. Организацию научного обеспечения антикриминогенной деятельности в войсках и антикриминогенных исследований возложить на Военный университет во взаимодействии с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Методическое обеспечение антикриминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках — составная часть управленческих функций руководителей всех уровней и заключается в обеспечении единообразия и наиболее прогрессивной практики использования антикриминогенных средств и мер предупреждения преступности, установления оптимальных приемов такой работы. Мероприятия методического обеспечения включают: а) текущее и перспективное планирование работы методического характера; б) выявление наиболее актуальных, сложных вопросов в практике предупреждения преступности; в) разработку и внедрение научно обоснованных и проверенных практикой нормативов различного содержания, форм и методов предупреждения преступности в войсках; г) контроль за осуществлением указаний и рекомендаций методического характера.

Методическое обеспечение антикриминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках может осуществляться в следующих формах: совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства; правовой регламентации антикриминогенной деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках; антикриминогенного воспитания; правового регулирование участия военнослужащих в антикриминогенных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.