Научная статья на тему 'О необходимости формирования концепции антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках'

О необходимости формирования концепции антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / CRIME PREVENTION / CONCEPT / REASONS OF CRIME OF THE MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестак В. А.

Выявленная специфика причинности преступности военнослужащих позволяет обосновать тезис о возможности построения «автономного» предупреждения преступности в войсках путем формирования концепции антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEED OF FORMATION OF THE CONCEPT OF ANTI-CRIMINOGENIC PROVIDING THE PREVENTION OF CRIME FOR ARMIES

The revealed specifics of causality of crime of the military personnel allows to prove the thesis about possibility of creation of the «independen» prevention of crime in armies by formation of the concept of anti-criminogenic providing the prevention of crime in armies.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования концепции антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АНТИКРИМИНОГЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ВОЙСКАХ

В.А. ШЕСТАК,

кандидат юридических наук, соискатель кафедры криминологии Московского университета МВД России, заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-m ail: viktor_sh estak@m ail.ru

Аннотация. Выявленная специфика причинности преступности военнослужащих позволяет обосновать тезис о возможности построения «автономного» предупреждения преступности в войсках путем формирования концепции антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках.

Ключевые слова: предупреждение преступности, концепция, причины преступности военнослужащих.

ABOUT NEED OF FORMATION OF THE CONCEPT OF ANTI-CRIMINOGENIC PROVIDING THE PREVENTION OF CRIME FOR ARMIES

V.A. SHESTAK,

candidate of jurisprudence, competitor of chair of criminology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, deputy chief of the press service of organizational management of the Main military prosecutor's office, colonel of justice

Annotation. The revealed specifics of causality of crime of the military personnel allows to prove the thesis about possibility of creation of the «independen» prevention of crime in armies by formation of the concept of anti-criminogenic providing the prevention of crime in armies.

Keywords: crime prevention, concept, reasons of crime of the military personnel.

Проблема предупреждения преступности в войсках занимает особое место в деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в войсках, так как напрямую связана с поддержанием уровня боеспособности и боеготовности воинских подразделений в целях обеспечения национальной безопасности государства.

Анализ состояния преступности в войсках свидетельствует, что, несмотря на уменьшение абсолютных показателей, структуру преступности в войсках, по-прежнему, определяют такие криминальные деяния, как превышение должностных полномочий, кражи, вымогательства, присвоения и растраты вверенного имущества и денежных средств. Отмечен рост количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Причиненный коррупцией ущерб превысил 2,7 млрд руб. Удельный же вес воинской преступности сохранился на прежнем уровне. В ее структуре доминируют деяния против порядка пребывания на военной службе

и нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. По-прежнему распространены нарушения законов о социальной защите военнослужащих, о воинской обязанности и военной службе. Наиболее актуальными остаются проблемы обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, создания безопасных условий прохождения военной службы, доведения положенных норм довольствия. Отмеченному росту нарушений закона, по-прежнему, способствуют: упущения в работе вышестоящих органов военного управления по руководству подчиненными финансово-экономическими органами и службами материально-технического обеспечения, отсутствие порядка в учете материальных и финансовых средств, несоблюдение периодичности контроля за их наличием, недостаточная эффективность контрольно-ревизионной работы, бездеятельность, халатность и корыстные злоупотребления

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

должностных лиц, низкое качество работы по подбору кадров к назначению на материально-ответственные должности.

В войсках сложилась нетерпимая обстановка с обеспечением примерности офицерского состава в выполнении служебного долга. Каждое пятое правонарушение совершено этой категорией военнослужащих, а количество участников правонарушений возросло в полтора раза. Отдельные офицеры, не обладая необходимыми теоретическими знаниями, не имеют навыков и опыта осуществления антикриминогенной деятельности, сами совершают противоправные действия. Военнослужащие встают на путь физических оскорблений и рукоприкладства, провоцируют тяжкие преступления и происшествия. Уровень их антикриминогенной культуры невысок. Офицеры зачастую не умеют добиваться результата в работе с личным составом антикриминогенными методами. Дисциплинарная практика для отдельных командиров является исключительно средством наказания, а не антикриминогенного воспитания подчиненных. Требовательность некоторых офицеров к подчиненным снижена, допускаются нарушения принципов социальной справедливости в военно-служебных отношениях. Часть из них проявляет невнимание к вопросам сплочения воинских коллективов, игнорируют проблемы и запросы подчиненных.

Такая ситуация в войсках складывается в результате влияния на военнослужащих общих и специфических причин преступности. Общими причинами преступности, проявляющимися в войсках являются:

а) социально-экономические (слабая бытовая обеспеченность; низкое качество медицинского и санаторно-курортного обеспечения);

б) организационно-управленческие (нежелание и неумение офицеров организовать деятельность по предупреждению преступности; ненадлежащее исполнение воинскими должностными лицами своих обязанностей, а также отсутствие примера офицеров; уменьшение методов дисциплинарного воздействия на нарушителей; порочная система учета дисциплинарной практики в подразделениях; сокрытие фактов правонарушений; наличие сложного процесса применения недавно восстановленного дисциплинарного ареста, что влечет за собой смещение воспитательных приемов начальников в сторону рукоприкладства; скученность и замкнутость молодых людей в казарме);

в) политические и идеологические (отсутствие четко обозначенного врага и угрозы военной опасности; размытая политическая подготовка);

г) правовые (необдуманное изменение действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих статус органов военной прокуратуры, отсутствие нормативных актов по предупреждению преступности; правовой нигилизм: отсутствие элементарных правовых знаний у военнослужащих; несистемная работа командования, органов военной прокуратуры, военного суда в этой сфере);

д) национально-культурные (утрата силы национального духа; забвение национальных и культурных традиций своего народа; отсутствие культуры поведения и речи (сквернословие);

е) информационные (ограниченность и односторонность информации);

ж) социально-психологические и духовные (сугубо мужской коллектив, который значительно криминогеннее женского; в силу возраста (18—27 лет) более высокая активность криминального характера; насаждение в казарме военно-криминальной субкультуры с ярко выраженным желанием демонстрации мнимого превосходства).

Специфическими причинами преступности военнослужащих являются:

а) ослабление контролирующей роли со стороны вышестоящих штабов и органов военного управления за организацией подчиненными должностными лицами повседневной деятельности войск, в том числе в вопросах предотвращения гибели и травматизма среди военнослужащих, обеспечения безопасных условий прохождения службы;

б) низкая личная примерность командного состава и других воинских должностных лиц; ненадлежащее исполнение должностными лицами, младшими командирами и лицами суточного наряда уставных обязанностей по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, а также попытки сокрытия преступных деяний;

в) неправильные, искаженные представления отдельных военнослужащих об интересах, назначении службы, ложное понимание требований служебного долга, с которыми связаны опрометчивые, необдуманные действия;

г) недостаточность законодательно установленных мер дисциплинарного воздействия на нарушителей правопорядка из числа военнослужащих, а

90

Вестник Московского университета МВД России

№ 8 / 2012

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

также зачастую необоснованная либеризация законодательства об уголовной ответственности за преступления против военной службы;

д) снижение качества призывного контингента, обусловленное, в том числе и нарушениями законодательства о комплектовании войск;

е) недостатки существующей системы правовой и профессиональной подготовки командного состава.

Выявленная специфика причинности преступности военнослужащих позволяет обосновать тезис о возможности построения «автономного» предупреждения преступности в войсках путем формирования концепции антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках.

Актуальность формирования такой концепции обусловлена:

а) сложностью и масштабностью задач, стоящих перед войсками, решение которых требует высокого уровня антикриминогенной культуры и подготовки личного состава;

б) наличием значительного количества нерешенных проблем в поддержании правопорядка и воинской дисциплины в войсках;

в) насущной необходимостью формирования отвечающего потребностям войск антикриминогенного поведения военнослужащих, побуждения их к поддержанию и укреплению правопорядка;

г) необходимостью улучшения морально-психологического климата, формированию антикриминогенной культуры в воинских коллективах.

Целью формирования такой концепции является разработка эффективной криминологической системы, формирующей теоретические подходы и оценку военной службы как совокупности антикриминогенный свойств — антикриминогенного потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с определением целей, содержания, системы и условий; изучение факторов, позволяющих предотвращать и предупреждать правонарушения в войсках, выявление дефектов антикриминогенного сознания военнослужащих на ранних стадиях, разработка мер повышения эффективности антикриминогенной деятельности.

Организация антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках основыва-

ется как на основополагающих началах предупреждения преступности концепциях, так и на специальных военно-криминологических разработках.

Основополагающими началами антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках являются:

а) приоритетность предупреждения правонарушений над правоохранительной деятельностью; в предупреждении правонарушений — приоритетность применения мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней;

б) обеспечение неотвратимости предусмотренной в законе ответственности виновных лиц за преступления;

в) применение мер, ограничивающих права и свободы военнослужащих, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях;

г) осуществление предупреждения преступности в войсках всеми военнослужащими;

д) осуществление предупреждения преступности в режиме законности только в рамках Конституции Российской Федерации, не противоречащих ей федеральных законов и подзаконных актов;

е) комплексное предупреждение преступности в войсках, т.е. недопустимость применения в одни периоды только мер социальной направленности (организационных), а в другие — только правоохранительных мер, преимущественно карательного характера (правовых).

Элементами концепции антикриминогенного обеспечения предупреждения преступности в войсках являются: формирование позитивного отношения в обществе к военной организации государства, использование антикриминогенного потенциала военной службы силами существующих субъектов: органов военного управления и правоохранительных органов в войсках; определение новых компонентов и социальных факторов антикриминогенного воздействия на преступность; системное и структурно-функциональное построение теории антикриминогенного воздействия на преступность в войсках; комплексный подход, основывающийся на предлагаемых направлениях использования методов криминологии в обеспечении антикриминогенной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.