свои банки информации, доступ к которым другим потенциальным пользователям затруднен. Назрела необходимость создания межведомственного централизованного банка информации по делам миграции. Естественно, должны быть разработаны меры защиты информации от несанкционированного доступа. Назрела необходимость разработать и внедрить механизм информационного влияния на миграционные мотивации в целях приглашения европейского населения из стран ближнего зарубежья для переселения на территорию страны. Также необходимо разработать комплекс мер, направленных на усиление контроля за размещением мигрантов на территории России; заменить самовыбор для размещения на рекомендуемый выбор, причем направлять внешних мигрантов, прежде всего, в те районы, которые испытывают потребности в рабочей силе.
Шестак В.А.,
канд. юрид. наук, заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ ОТЛАХ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Проблема организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации занимает особое место в деятельности органов военного управления и военной юстиции, так как она напрямую связана с поддержанием уровня боеспособности войск в целях обеспечения национальной безопасности нашего государства. Проведенное автором исследование свидетельствует, что в войсках несколько улучшилась деятельность военного командования по защите конституционных прав военнослужащих, совершенствуется организация взаимодействия командиров и начальников с органами военной прокуратуры, военными следственными органами, военными судами, органами безопасности в войсках, государственными и общественными правозащитными организациями. Большинство органов военного управления для укрепления правопорядка применяют дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих, принимаются усилия, направленные на улучшение качества работы по предупреждению преступности, сплочение воинских коллективов.
Повысился уровень исполнительской дисциплины, организаторской и криминологической деятельности должностных лиц, направленной на наведение и поддержание уставного порядка в подразделениях. Автор отмечает, что поступающая в настоящее время объективная информация из войск (сил) о преступлениях и происшествиях позволяет принимать своевременные, упреждающие развитие негативных процессов меры, что позволяет надеяться на положительные результаты в деятельности органов военного управления и военной юстиции по предупреждению преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Вместе с тем до настоящего времени коренным образом изменить положение дел с состоянием правопорядка и законности в Вооруженных Силах Российской Федерации не удалось. Количество преступлений продолжает оставаться недопустимо высоким. Так, наибольший удельный вес в структуре преступности в войсках составляют преступления, связанные с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, основными из которых являются: нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и превышение должностных полномочий, составляющие 32,9% от всех зарегистрированных преступлений, и уклонения от военной службы — 25,5%. Таким образом, более 50% преступлений — это преступления против военной службы. Обращает на себя внимание тот факт, что выросло на 41,2% количество преступлений, связанных с превышением должностных полномочий, и их количество приближается к уровню преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Такое положение является прямым следствием существенных недоработок органов военного управления и военной юстиции в деятельности по организационно-правовому обеспечению предупреждения преступности в войсках.
Следует отметить, что важнейшим направлением деятельности командиров (начальников) в сфере организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках является сохранение жизни и здоровья военнослужащих. По такому показателю, как количество погибших в расчете на 1 тысячу военнослужащих, уровень гибели в Вооруженных Силах сегодня неуклонно снижается. Основными причинами гибели военнослужащих к настоящему времени являлись несчастные случаи, самоубийства и нарушения правил дорожного движения, эксплуатации военной техники, транспортных средств. Количество военнослужащих, погибших от насильственных преступлений, снизилось в 8 раз. Девять из десяти таких преступлений связаны с причинением легкого вреда здоровью потерпевших, побоев либо различных форм морального воздействия. Меньше стало суицидальных происшествий,
изменилась их структура. Самоубийства постепенно уходят из казарм, и в основном происходят в обстоятельствах, условиях, не связанных с военной службой. Их больше происходит на бытовом уровне, что тоже необходимо учитывать в деятельности по организационно-правовому обеспечению предупреждения преступности в войсках. Семейные неурядицы остаются основной причиной совершения самоубийств военнослужащими, составляя 34,4% от общего количества суицидальных происшествий, среди которых неразделенная любовь является причиной 13,4%. По причине физического или морального давления со стороны других военнослужащих совершается 4% суицидальных происшествий.
В современных условиях в Вооруженных Силах Российской Федерации наблюдается рост в 1,5 раза количества уголовно наказуемых правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, и в первую очередь в воинских частях и подразделениях, дислоцирующихся в регионах с наиболее неблагополучной наркообстановкой. Так, в войсках (силах), расположенных на территории Южного федерального округа, отмечено до 45% преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, от их общего числа в Вооруженных Силах Российской Федерации. В войсках, дислоцируемых в Центральном федеральном округе, — 25%. За последние пять лет число граждан, освобожденных от призыва на военную службу в связи с наркоманией, выросло более чем в 3 раза. Особую тревогу вызывают случаи распространения наркомании и токсикомании в высших военноучебных заведениях. До настоящего времени в войсках (силах) отсутствует четкая система координации деятельности органов военного управления по предупреждению наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков в подчиненных объединениях, соединениях, воинских частях и учреждениях. Мероприятия, противодействующие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, проводятся формально.
Результаты проведенного автором исследования свидетельствуют, что сегодня в войсках сложилась нетерпимая обстановка с обеспечением примерности офицерского состава в выполнении служебного долга. Каждое пятое правонарушение совершено этой категорией военнослужащих, а количество участников правонарушений возросло в полтора раза. Отдельные офицеры, не обладая необходимыми теоретическими знаниями, не имея навыков и опыта проведения правопредупредительной работы, совершают противоправные действия в отношении подчиненных. В ряде воинских коллективов процветают грубость, сквернословие, хамство, высокомерие по отношению к подчиненным. Особенно нетерпимо, когда офицеры позволяют себе рукоприкладство, провоцируя тяжелые преступления и происшествия. Правовой беспредел становится нормой поведения многих из них. Одна из главных
проблем здесь состоит в том, что зачастую офицеры не умеют добиваться результата в работе с личным составом правовыми методами. Они не знают требований законодательных и нормативных актов. Дисциплинарная практика для некоторых из них является исключительно средством наказания, а не воспитания подчиненных.
Автор, к сожалению, полагает возможным констатировать следующий факт: образовался разрыв между практической деятельностью офицерского состава по управлению подчиненными воинскими коллективами и современной законодательной базой, объективно выдвигающей требования о выведении на новый уровень криминологической подготовки офицерского состава. По нашему мнению, актуальность проблемы формирования высокоэффективной, динамичной системы организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации обусловлена: а) сложностью и масштабностью задач реформирования армии в Российской Федерации, решение которых требует высокого уровня криминологической культуры и антикриминогенной подготовки личного состава; б) наличием значительного количества нерешенных проблем в поддержании правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации; насущной необходимостью формирования климата, отвечающего потребностям антикриминогенного воспитания военнослужащих, побуждения их к поддержанию и укреплению правопорядка; в) необходимостью улучшения морально-психологического климата в воинских коллективах; качественного совершенствования работы должностных лиц по реализации прав и законных интересов военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В современных условиях организационно-правовое обеспечение предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации, к сожалению, все еще продолжает оставаться недостаточно эффективным. Практически нигде в подразделениях не сформированы правовые активы. Уровень криминологической подготовки значительной части офицерского состава — непозволительно низкий. Обучение командиров (начальников) современным формам и методам криминологического воспитания не проводится. Эти вопросы редко включаются в планы сборовой подготовки. Уровень криминологических знаний и умение применять их в повседневной деятельности редко отражается в аттестациях и служебных характеристиках офицеров, а при назначении на высшую должность этот вопрос вообще не рассматривается. Планирование криминологического воспитания военнослужащих как составной части общей системы правового воспитания не осуществляется. Планы совместной деятельности с органами военной прокуратуры, военными следственными органами и военными судами в
большинстве объединений, соединений и воинских частях выполняются не полностью. Мероприятия криминологического воспитания и правового информирования личного состава подчас носят формальный характер. Состояние такого вида воспитания не анализируется, в отчетных документах не отражается. Индивидуальные задания военнослужащим по самостоятельному изучению ими правового минимума не определяются. Во многом следствием низкой антикриминальной культуры являются: отступление от норм российского законодательства и воинских уставов в процессе организации повседневной деятельности войск (сил); низкий авторитет и недостаточная примерность отдельных командиров, их низкая требовательность, нарушение принципов социальной справедливости в военно-служебных отношениях; невнимание к вопросам сплочения воинских коллективов; черствость, бездушие, игнорирование проблем и запросов подчиненных.
В целях дальнейшего совершенствования организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках приняты следующие меры:
1. Разработана и введена в действие Инструкция по организации учета сведений о преступлениях и происшествиях в Вооруженных Силах Российской Федерации, определяющая единые подходы к учету преступлений и происшествий, порядок взаимодействия с правоохранительными органами, ужесточающая меры ответственности за их сокрытие. Военным комендантам вменено в обязанности немедленно, а при необходимости напрямую, минуя порядок подчиненности, докладывать о всех преступлениях и происшествиях, фактах нарушения воинской дисциплины и правопорядка в гарнизоне.
2. Министром обороны Российской Федерации подписаны указания органам военного управления об исключении случаев привлечения к дисциплинарной ответственности командиров (начальников) за преступления, происшествия и проступки подчиненных, не являющиеся прямым следствием их деятельности или непринятия ими мер по их предупреждению. Эти указания позволяют уменьшить случаи сокрытия командирами правонарушений.
3. Издан приказ министра обороны в 2005 г. № 428 о запрещении привлечения военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, направленный на дальнейшее укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. Невыполнение требований указанного приказа влечет за собой привлечение к ответственности, вплоть до уголовной.
4. Подготовлен и утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — министром обороны Российской Федерации План совместных мероприятий Министерства обороны Российской Федерации
и федеральных органов исполнительной власти по реализации поручения Президента Российской Федерации от 11 марта 2006 г. № Пр-394 о мерах правового и организационного характера по улучшению воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, которым, в частности, предусматривается:
— проработать вопросы исключения практики прохождения военной службы условно осужденных военнослужащих по призыву, а также нахождения в воинских частях военнослужащих по призыву, совершивших уголовно наказуемые деяния, на период проведения с ними следственных и судебных действий;
— предусмотреть возможность создания в воинских частях дисциплинарных судов (судов чести) для рассмотрения грубых дисциплинарных проступков солдат, сержантов, прапорщиков и младших офицеров.
5. Организовано взаимодействие с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации и его представителями в субъектах Российской Федерации в интересах контроля исполнения обязательств государства по соблюдению прав и свобод всех тех, кто так или иначе связан с Вооруженными Силами Российской Федерации.
6. Все более конструктивный характер приобретает совместная работа с Общественной палатой Российской Федерации, другими общественными объединениями и союзами.
7. Продолжается реализация комплекса совместных с органами военной прокуратуры и военных следственных органов правопредупредительных мероприятий непосредственно в соединениях и воинских частях с низким уровнем состояния правопорядка и воинской дисциплины, а также на выпускных курсах ряда военно-учебных заведений.
8. Проведено второе Всеармейское совещание офицеров войскового звена и первое Всеармейское совещание сержантов Вооруженных Сил Российской Федерации по проблемам укрепления правопорядка, организованности и воинской дисциплины в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
9. Создан Национальный телевизионный канал «Звезда», учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации. Канал вышел на общегосударственный рынок информационных услуг. Получена возможность теле- и радиовещания в круглосуточном режиме. Продолжается работа по созданию Единой телерадиовещательной системы Вооруженных Сил Российской Федерации в организационной форме федерального государственного унитарного предприятия. Развиваются и войсковые телерадиосистемы. Создание телевизионного канала «Звезда» и радиостанции «Звезда^М», на наш взгляд, в значительной мере позволит противостоять
негативной информации целого ряда СМИ. Некоторые меры приняты и реализуются главными командованиями видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командованиями родов войск, командованиями военных округов, флотов.
По нашему мнению, для достижения конечных целей обеспечения национальной безопасности дальнейшая деятельность, связанная с организационно-правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках, требует конкретизации задач и координации усилий органов военного управления, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов и общественных организаций. Основные ее направления должны соответствовать структуре, содержанию причин преступности среди военнослужащих. В современных условиях для реализации мер предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации представляется важным разработать проекты Федеральных программ по предупреждению преступности в Российской федерации и организационно-правовому обеспечению предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Колбая М.Б.,
аспирантка Московской государственной юридической академии
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ ЗА 2006-2007 гг.
В послевоенные годы в Республике Абхазия наблюдался всплеск преступности. Сложившееся положение было вполне естественно для послевоенного периода не только Абхазии, но и всех других стран, столкнувшихся с подобной проблемой. Поэтому правоохранительным органам РА пришлось мобилизовать максимум усилий для стабилизации, а впоследствии и снижения уровня преступности.
Тяжелая криминогенная обстановка объяснялась, прежде всего, отсутствием четкой правоохранительной системы. Многие очевидные правонарушения оставались безнаказанными, что вселяло в преступников чувство вседозволенности.
С течением времени государство сосредотачивало усилия на мобилизацию профессиональных кадров и реформацию всей правоохранительной системы в целом. Естественно, впоследствии эти процессы положительно повлияли на криминогенную обстановку в республике.