Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности органов военного управления по предупреждению преступности'

Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности органов военного управления по предупреждению преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности органов военного управления по предупреждению преступности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ

В.А. ШЕСТАК,

Заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, кандидат юридических наук

Деятельность органов военного управления по предупреждению преступности в армии и на флоте приобретает все большую значимость в новых условиях строительства военной организации государства, обеспечения национальной безопасности. Однако до сих пор преимущество в юридической литературе отдавалось административно-правовым аспектам их функционирования, как правило, в сфере хозяйствования1. По нашему мнению, сегодня приходит осознание необходимости осмысления и научного исследования новых тенденций и содержания криминологической деятельности — части правовой работы командования как комплекса мероприятий, направленных, в первую очередь, на предупреждение преступности в войсках. Юридическая литература содержит ряд ее определений, которые существенным образом отличаются друг от друга и не дают полного представления о правовой работе как антикриминогенной деятельности органов военного управления в войсках. Так, И.В. Замойский считает, что правовая работа — это правоорганизующая (правотворческая и правореализующая) деятельность организаций и их подразделений в процессе хозяйствования, направленная на повышение эффективности общественного производства при строгом соблюдении законности2. В.И. Солдатова определяет правовую работу как обеспечение управленческой и оперативно-хозяйственной деятельности путем подготовки и принятия правовых актов, организации их реализации, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства в целях обеспечения законности в деятельности министерств, предприятий и организаций3. В.Н. Пащенко обращает внимание на использование правовых средств

1 См: Каземиров Е.М. Правовая работа в Вооруженных силах СССР. М., 1983.

2 См.: Замойский И.В. Эффективность хозяйственно-правовой работы. Киев, 1982. С. 39.

3 См.: Солдатова В.И. Правовая работа в народном хозяйстве // Советское государство и право. 1988. № 2. С. 60—65.

в процессе осуществления правовой работы, подчеркивая, что правовая работа — это объективно необходимая деятельность юрисконсультов, структурных подразделений, должностных лиц и отдельных работников предприятия, объединения по применению и использованию предусмотренных либо санкционированных нормой права правовых средств в качестве одного из важнейших условий для достижений заданного или желаемого результата при строгом соблюдении законности. В приведенных последних двух определениях правовой работы подчеркнуты два важнейших содержательных аспекта — обеспечение законности и применение правовых средств для решения управленческих задач. При этом Б.И. Путинский вполне справедливо сформулировал определение правовой работы как осуществляемой в масштабе государства, отрасли, региона или отдельного предприятия системы мероприятий по обеспечению законности в служебной деятельности и использовании правовых средств для повышения качества работы. Таким образом, с одной стороны, мы имеем общее признание значимости такого вида правовой работы, как криминологическая подготовка, а с другой — весьма широкий спектр научных суждений о ее существе, что вряд ли способствует эффективному теоретическому организационно-правовому обеспечению предупреждения преступности в войсках. Всем ходом деятельности войск, по нашему мнению, доказана невозможность описать работу правовой системы вне рассмотрения деятельности субъектов и решаемых им задач. Сказанное в полной мере относится и к военному праву. Следует отметить, что понятие деятельности — одно из фундаментальных понятий всех изучаемых дисциплин, что неоднократно отмечалось в философской и специальной литературе.

Проведенный анализ нормативных источников и юридической литературы позволяет подтвердить высказывания О.В. Дамаскина о том, что сведения о сущности, формах и методах правовой работы в

нормативных материалах весьма скудны, а ее понятийное определение не получило своего законодательного закрепления. Одни авторы трактуют понятие правовой работы беспредельно широко, подразумевая под ней любую работу в правовой сфере; другие видят в правовой работе часть деятельности, осуществляемой юридическими службами тех или иных субъектов4. Существует и третий взгляд на правовую работу (как деятельность криминологическую), согласно которому этот термин должен нести более узкую, чем в первом случае, но самостоятельную нагрузку. Беспредельно широкое содержание понятия «правовая работа» не может иметь ни теоретического, ни практического значения. Что касается отождествления организационно-правового обеспечения предупреждения преступности только с правовой работой, то оно, с точки зрения задач совершенствования деятельности органов управления по предупреждению преступности в войсках в современных условиях, также бесперспективно. Синтезируя попытки вычленить правовую работу из правопредупредительной деятельности с учетом критических замечаний и развития Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданского общества за последние годы, можно сформулировать некоторые предварительные итоги.

По нашему мнению, правовой работе как основе организационно-правового обеспечения деятельности органов военного управления по предупреждению преступности в войсках следует придать значение специальной криминологической функции всех органов военного управления. Конкретные цели, методы, объем и виды криминологической работы различны у разных субъектов управления. Следовательно, общему определению организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках должны сопутствовать определения, характеризующие содержание такой деятельности применительно к различным группам субъектов. Рассмотрение криминологической работы как части организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках необходимо отграничить от всех иных, определив ее цель, основные определения и субъектов. Нормативно-правовыми актами должна быть выделена особая роль органов военного управления в организации правовой работы своей организации, а также роль тех органов, которые должны отвечать за состояние организационно-правового обеспечения предупреждения преступности, будучи ее субъектами. Такой подход реализован при подготовке плана по противодействию коррупции в войсках, проекта плана (программы) по предупреждению

4 См.: Дамаскин О.В. Криминологические проблемы правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1994.

преступности в войсках и нормативных документов Генерального прокурора Российской Федерации и Главного военного прокурора, регламентирующих организационно-правовое обеспечение предупреждения преступности в войсках. В качестве общего для всех возможных субъектов правовой работы можно предложить следующее определение: правовая работа — это деятельность государственных органов и иных организаций, их руководителей и специалистов, юридических служб, направленная на предупреждение преступлений и правонарушений, обеспечение законности, дисциплины и правопорядка в своей организации, на использование норм права и правовых средств при выполнении своих обязанностей и функций в целях решения задач и повышения эффективности основной деятельности.

Практическое значение предлагаемого подхода к совершенствованию организационно-правового обеспечения деятельности органов военного управления по предупреждению преступности позволяет:

• рассматривать правовую работу как самостоятельный вид деятельности, имеющей специфическую цель — максимальное использование правовых средств ее субъектами при выполнении возложенных на них полномочий и функций по предупреждению преступности;

• ставить вопрос о компетентности и ответственности руководителей за состояние деятельности по предупреждению преступности в войсках;

• выдвинуть задачу выработки критериев оценки эффективности деятельности органов военного управления и военной юстиции по предупреждению преступности в войсках и определению возможностей повышения ее качества;

• считать актуальной задачу повышения роли органов военной юстиции как организатора и координатора деятельности по предупреждению преступности в войсках, а органов военного управления — ведущего исполнителя такой деятельности.

По нашему мнению, в правовой работе органов военного управления заложен значительный потенциал возможностей борьбы не только с преступлениями, но и с иными правонарушениями. Социальная ценность организационно-право -вого обеспечения предупреждения преступности в войсках зависит от того, в какой мере оно удовлетворяет потребности Вооруженных Сил в предупреждении преступности, обеспечении законности и правопорядка в воинских частях и соединениях, защите прав военнослужащих и членов их семей, их правовом воспитании. Воспитание ответственности личного состава армии и флота, формирование правового поведения военнослужащих возможно лишь в условиях последовательного применения законодательства

полномочными лицами. Действующие акты российского законодательства, регламентирующие порядок прохождения военной службы, определяют средства укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка, основания и порядок их применения. От того, насколько правильно применяется в войсках это законодательство, во многом зависит качество предупреждения преступности, состояние воинской дисциплины, законности и правопорядка.

При этом организационно-правовое обеспечение предупреждения преступности в Вооруженных Силах имеет свои особенности, вытекающие из специфики военной службы как особого вида государственной службы. Для определения основных направлений совершенствования указанной деятельности в войсках важную роль играет выявление ее характерных признаков, которые могут быть сформулированы следующим образом.

Организационно-правовое обеспечение предупреждения преступности в армии и на флоте — это деятельность органов военного управления и военной юстиции в процессе осуществления ими функций управления и реализации прав и обязанностей, обусловленных необходимостью оказания воздействия на преступность в конкретном подразделении; это целенаправленная деятельность, которая состоит в применении, реализации норм права в конкретной жизненной ситуации; это многообразная деятельность полномочных органов и лиц, обеспечивающая применение, реализацию правовых норм, заключающаяся в обеспечении законности в служебной деятельности и в использовании разнообразных организационных и правовых средств в целях успешного решения задач боевой подготовки, защиты прав и законных интересов военнослужащих и военных организаций, предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Для укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка в подразделении, предотвращения нарушений порядка несения военной службы командир части и подчиненные ему службы в рамках обеспечения предупреждения преступности могут: вынести постановление о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по конкретному факту преступления (с соблюдением требований уголовно-про цессуаль-ного законодательства), провести дознание (административное расследование — для проступков) обстоятельств конкретных правонарушений, подготовить и издать приказ о привлечении к дисциплинарной (материальной) ответственности виновных военнослужащих, подготовить и издать приказ о принятии иных мер по наведению уставного порядка в части и т.д. Разумеется, командир части

может использовать и неправовые средства для решения той задачи: например, провести служебное совещание, побеседовать с нарушителями, организовать правопредупредительные мероприятия и т.д. Возможность и обязанность их осуществления закреплены в воинских уставах.

Приведенные признаки организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в армии и на флоте позволяют утверждать, что оно само является своеобразным средством, способом военного управления. Своеобразие этого средства заключается, прежде всего, в универсальности, т.е. применимости для решения самых различных задач, стоящих перед органами военного управления. По своему содержанию организационно-правовое обеспечение предупреждения преступности в войсках чрезвычайно обширно. Содержание его зависит от того, на какой степени организационно-правового воздействия оно осуществляется. Поэтому мы полагаем возможным совершенствовать эту деятельность по следующим направлениям: нормотворческому, правоприменительному, правопредупредитель-ному и правовоспитательному.

Нормотворческое направление совершенствования организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках, по нашему мнению, должно осуществляться, прежде всего, в сфере распорядительной деятельности органов военного управления. Оно может заключать в себе подготовку, согласование и юридический контроль проектов федеральных законов в сфере военного строительства, проектов приказов и иных актов Министерства обороны Российской Федерации и других органов военного управления, направленных на исполнение федеральных законов и регулирование отношений, складывающихся внутри Вооруженных Сил. На стадии формирования правоотношений, т.е. установления и закрепления прав и обязанностей различных органов, должностных лиц, военнослужащих, рабочих и служащих, это направление может быть разделено на деятельность, связанную с установлением и осуществлением правоотношений внутри армии и флота и с возникающими отношениями между органами военного управления, другими ведомствами и гражданами.

На стадии реализации правовых норм нормотворческое направление совершенствования организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках заключается в использовании правовых средств с целью наиболее эффективного исполнения, использования и соблюдения прав и обязанностей всеми органами военного управления, воинскими частями, организациями и учреждениями.

Правоприменительное направление совершенствования организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках может быть ориентировано на обеспечение законности при подготовке и принятии органами военного управления управленческих решений. Как известно, процедура применения права включает анализ фактических обстоятельств дела, выбор юридических норм, подлежащих применению, и принятие решения по конкретному делу. Очевидно, что к указанному направлению совершенствования будет относиться работа по выбору юридических норм, подлежащих применению, и работа по соблюдению правовой процедуры выработки решения и обеспечению его юридически значимой формы.

Правопредупредительное направление совершенствования может заключаться в непосредственном обеспечении предупреждения преступности в войсках, формировании у военнослужащих стойкой правовой позиции, позволяющей не только активно противостоять различным криминогенным факторам современного общества, но и пресекать преступления, совершаемые другими лицами, удерживать своих товарищей от противоправного общественно опасного и уголовно наказуемого поведения.

Правовоспитательное направление совершенствования позволяет в полной мере учесть роль военнослужащего-гражданина в реализации норм права. Философии свойственно понимание общества как системы, в которой действуют люди, использующие различные, в том числе правовые, средства для удовлетворения своих потребностей и интересов. В настоящее время возрастает роль человеческого фактора в социально-экономическом развитии и решении задач укрепления правовых основ служебной деятельности, законности и правопорядка, предупреждении преступности.

Организационно-правовое обеспечение предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации возможно определить и как комплекс мер нормотворческой, правоприменительной, правопредупредительной и правовоспитательной направленности, разрабатываемых и осуществляемых с использованием организационных и правовых средств органами военного управления, их юридическими подразделениями, командирами и начальниками, органами военной юстиции в пределах их компетенции в целях предупреждения преступности, обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов военнослужащих и военных организаций, решения задач боевой подготовки и повышения боевой готовности воинских частей.

Кроме того, на совершенствование организационно-правового обеспечения предупрежде-

ния преступности в войсках оказывает влияние и специфический характер и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации, что, в свою очередь обуславливает: а) охват правовым регулированием всех сторон жизни и деятельности армии и флота; б) повышенную опасность преступлений, совершаемых военнослужащими, и характер ответственности военнослужащих за их совершение; в) приоритетность антикриминогенного направления совершенствования организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках.

Таким образом, организационно-правовое обеспечение предупреждения преступности в войсках, осуществляемое органами военного управления, различно по арсеналу средств, но неизменно имеет криминологическую сущность и является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка, предупреждения преступлений и иных правонарушений, совершаемых военнослужащими. Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Организационно-правовое обеспечение предупреждения преступности в войсках само по себе выступает средством, способом военного управления. Своеобразие этого средства заключается, прежде всего, в универсальности, т.е. применимости для решения самых различных задач в борьбе с преступностью, стоящих перед органами военного управления и образующих криминологические функции органов военного управления. Принимая во внимание чрезвычайную обширность организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках, полагаем, что содержание его зависит от того, на какой степени организационно-правового воздействия оно осуществляется. Совершенствование указанной деятельности органами военного управления возможно в нормотворческом, правоприменительном, правопредупредительном и правовоспитательном направлениях.

2. На совершенствование организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках неизбежно оказывает влияние специфический характер и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации, что, в свою очередь, обуславливает: а) охват правовым регулированием всех сторон жизни и деятельности армии и флота; б) повышенную опасность преступлений, совершаемых военнослужащими, и характер ответственности военнослужащих за их совершение; в) приоритетность антикриминогенного направления совершенствования организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.