Научная статья на тему 'Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих'

Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4810
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ РАБОТА КОМАНДИРА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ / УКРЕПЛЕНИЕ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ЗАКОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Браилко Олеся Александровна

В данной статье рассматриваются вопросы организации правовой работы командиров (начальников), которая является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений военнослужащих, вопросы правового воспитания военнослужащих военного вуза. Значимость и обеспечение законности в воинской части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА

УДК 378 Б 872

О.А. Браилко

ПРАВОВАЯ РАБОТА КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В данной статье рассматриваются вопросы организации правовой работы командиров (начальников), которая является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений военнослужащих, вопросы правового воспитания военнослужащих военного вуза. Значимость и обеспечение законности в воинской части.

Ключевые слова: правовая работа командира, Вооруженные Силы, воинский коллектив, правовое воспитание курсантов, укрепление воинской дисциплины, предупреждение правонарушений военнослужащих, законность.

В Вооруженных Силах законность обеспечивается рядом органов и специальных подразделений, но основная, главная роль в обеспечении законности и ее проведении в жизнь войск принадлежит командирам-единоначальникам, которые целиком отвечают за все стороны работы вверенных им частей, подразделений, учреждений и организаций перед вышестоящим командиром (начальником) и государством в лице его компетентных органов.

Важнейшим условием обеспечения законности и правопорядка в войсках является единоначалие, пронизывающее всю систему органов военного управления.

Под единоначалием понимается такая организационная форма централизованного управления войсками, при которой происходит сосредоточение в одном лице командира (начальника) всех строевых, политических, хозяйственных, административных функций и установлена целиком его единоличная ответственность за все стороны жизни части, соединения, учреждения, организации.

Командир-единоначальник может успешно выполнять свои задачи по обеспечению законности и правопорядка во вверенной ему военной организации лишь в том случае, если он будет обладать всей полнотой власти, предоставляемой ему законодательством. Командир свободен в выборе решения, он принимает его самостоятельно и несет полную ответственность за принятое решение и проведение его в жизнь. Для реализации своих решений, претворения в действие политики государства в деле военного строительства и укрепления Вооруженных Сил командиры наделяются правом издания приказов и других

правовых актов, обязательных для исполнения подчиненными войсками. Данная правовая форма управления является важным правовым средством обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах, поскольку позволяет оказывать эффективное воздействие на все стороны и сферы деятельности войск, поведение личного состава, соблюдение им норм действующего военного законодательства.

Другим основанным на единоначалии важным организационно-правовым способом обеспечения законности в войсках является дисциплинарная власть командиров, суть которой заключается в предоставлении командирам права и наделении их обязанностью внимательно наблюдать за действиями подчиненных, всемерно поощряя отличившихся и строго взыскивая с провинившихся нарушителей. При этом командирам следует неуклонно проводить в жизнь принцип неотвратимости наказания. Ни одно нарушение закона, требований воинских уставов и других правовых норм не должно оставаться без внимания и должного реагирования со стороны командования.

Командир-единоначальник ни с кем не должен делить своей власти и своей ответственности. В этой связи, важным является вопрос документального закрепления конкретного перечня обязанностей и прав (командиров и начальников, других должностных лиц в соответствии с занимаемой ими должностью), за ненадлежащее исполнение которых они будут нести ответственность, поскольку общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты не содержат полного перечня полномочий по всем должнос-

© О.А. Браилко, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

381

тям, имеющимся в штатах Вооруженных Сил (например, не содержат общевоинские уставы должностные обязанности командира дивизии, командира корпуса, командующего армией, их заместителей и др.). В тех же случаях, когда в этих актах содержатся такие обязанности и права по какой-либо должности, то перечень этих полномочий часто оказывается неполным либо они не учитывают специфики конкретной должности.

По этой причине при установлении ответственности и привлечении к ней виновных должностных лиц возникают трудности, обусловленные тем, что полномочия на виновного, как часто выясняется, официально не возлагались и документально не оформлялись, установить размер и степень вины за то, что не возлагалось нельзя, а следовательно, невозможно и наложить взыскание, привлечь к ответственности, в том числе и уголовной.

Во избежание подобных негативных явлений, порождающих безответственность и халатное отношение к исполнению своих служебных обязанностей, необходимо каждому командиру полно и конкретно определить в должностных инструкциях (положениях о подразделениях) круг обязанностей свих непосредственных подчиненных и после утверждения этих инструкций довести их до каждого из них под роспись. Четкое правовое закрепление обязанностей подчиненных является залогом высокой исполнительности.

Социальная ценность правовой работы зависит от того, в какой мере она удовлетворяет потребности общества в обеспечении законности в управленческой деятельности, защите прав граждан, предупреждении правонарушений, правовом воспитании. Воспитание ответственности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, формирование правомерного поведения военнослужащих возможно лишь в условиях последовательного применения законодательства полномочными лицами.

Действующие акты военного законодательства в основном определяют пути и средства укрепления воинского правопорядка и воинской дисциплины, основания и порядок применения этих средств. Поэтому от того, насколько правильно применяется в войсках это законодательство, во многом зависит предупреждение правонарушений, состояние воинской дисциплины, законности и правопорядка.

Командиры и начальники обязаны использовать в полной мере свои полномочия для того,

чтобы обеспечить нормальные условия для жизни, службы и быта военнослужащих на правовой основе.

Правовая работа в войсках имеет свои особенности, вытекающие из специфики военной службы как вида государственной службы.

Специфической характер и предназначение Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований обусловливает:

- всесторонность охвата и детальность правового регулирования всех сторон жизни и деятельности военнослужащих;

- повышенную опасность воинских правонарушений и ответственность военнослужащих за их совершение;

- приоритетность антикриминогенного направления правовой работы по борьбе с правонарушениями, их пресечению и предупреждению.

Таким образом, правовую работу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях можно определить как комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной направленности, разрабатываемых и осуществляемых с использованием правовых средств органами военного управления, их юридическими подразделениями, командирами и начальниками в пределах их компетенции в целях предупреждения правонарушений, обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов военнослужащих и военных организаций, решения задач боевой подготовки и повышения боевой готовности воинских частей.

Правовую работу можно условно разделить на нормотворческую, правоприменительную, правовоспитательную.

Нормотворческая работа осуществляется прежде всего в сфере распорядительной деятельности органов военного управления. Она включает в себя подготовку, согласование и правовую экспертизу проектов приказов и иных актов органов военного управления, направленных на использование законов и регулирование отношений, складывающихся в сфере военной службы.

Правовая работа на стадии формирования правоотношений, т. е. установления и закрепления прав и обязанностей различных органов, должностных лиц, военнослужащих, рабочих и служащих, может быть условно разделена на работу, связанную с правоотношениями внутри Вооруженных Сил, и с правоотношениями, возника-

Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих

ющими между органами военного управления и другими ведомствами и гражданами.

Правоприменительная работа направлена на обеспечение законности при подготовке и принятии органами военного управления управленческих решений. Процедура применения норм права включает анализ фактических обстоятельств дела, выбор юридических норм, подлежащих применению, и принятие решения в конкретной ситуации. Очевидно, что к собственно правовой работе будет относиться работа по выбору юридических норм, подлежащих применению, и работа по соблюдению правовой процедуры выработки решения и обеспечения его юридически значимой формы.

На стадии реализации правовых норм правовая работа заключается в использовании правовых средств в целях наиболее эффективного исполнения, использования и соблюдения прав и обязанностей всеми органами военного управления, воинскими частями, предприятиями, организациями и учреждениями.

Правовоспитательная работа позволяет в полной мере учесть роль личностных качеств человека в реализации норм права. С учетом того, что общество - это система, в которой действуют люди, использующие различные, в том числе правовые, средства для удовлетворения своих законных потребностей и интересов, в настоящее время возрастает роль военных руководителей в решении задач укрепления правовых основ служебной деятельности, законности и правопорядка, предупреждения правонарушений.

Таким образом, правовая работа является важным средством защиты прав, укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений военнослужащих.

Практика предупреждения правонарушений и преступлений требует регулярного изучения возможностей органов военного управления для изыскания эффективных форм воздействия на социальные явления, причинно связанные с ними и выступающие как криминогенные факторы. Круг этих явлений на разных уровнях (общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном) исследуется в различных теориях. Характеризуя природу причин преступлений как разновидности социальных явлений, можно констатировать, что эти причины носят конкретно-исторический и социальный характер. Причины преступности (как и отдельных преступлений)

проявляют себя по диалектическому закону универсального взаимодействия, который отражает одновременное (сквозное) действие многих явлений, связанных с жизнью общества, отдельных индивидов и вызывающих в итоге общественно опасное поведение.

Те или иные институты различных отраслей права могут быть использованы для такого регулирования отношений, с помощью которого можно устранять или нейтрализовать явления, как непосредственно детерминирующие (вызывающие) преступления, так и имеющие большую или меньшую степень влияния на преступность в целом и на индивидуальное преступное поведение в частности.

Правовыми средствами можно воздействовать на явления, связанные с преступностью, добиться их нейтрализации, локализации или устранения. Другими словами, правовая работа своими специфическими средствами может способствовать противодействию и предотвращению различного рода негативных явлений. В этой связи представляется, что применение уголовно-правовых мер воздействия в нашем обществе должно оптимально сочетаться с другими методами и средствами воспитания и принуждения. Здесь речь идет о специфических сферах социальных отношений, которые регулируются той или иной отраслью права. В сфере воинских отношений действует военное право. Его криминологическая функция проявляется в воздействии на определенный круг явлений, существенно влияющих на возникновение и развитие противоправного, преступного поведения в специфических условиях военной службы.

Правовая работа как комплекс нормотворчес-ких, правоприменительных, правовоспитательных мер направлена на обеспечение законности, правопорядка командирами и начальниками. Если правовая работа осуществляется в полном объеме и с должным качеством, то в части, подразделении складываются объективные условия, способствующие формированию у военнослужащих добросовестного, законопослушного отношения к воинскому долгу и своим служебным обязанностям, предупреждению правонарушений. На этот процесс оказывает влияние деятельность командования практически на всех направлениях правовой работы.

Однако обеспечение законности наиболее значимо при осуществлении дисциплинарной

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

383

практики, использовании иных мер юридического воздействия на военнослужащих; изучении причин и разработке мер предупреждения правонарушений; издании приказов и других правовых актов, особенно связанных с вопросами укрепления воинской дисциплины, определением (изменением) правового положения военнослужащих; организации контроля и проверки исполнения требований законов, конкретных правовых норм, приказов, приказаний; проведении дознания и административного расследования; организации работы общественности, особенно по вопросам укрепления воинской дисциплины; осуществлении юридического обучения и правового воспитания военнослужащих.

Правильное отношение военнослужащих к требованиям законодательства формируется также под воздействием правовой работы командования при организации повседневной жизни и деятельности личного состава; осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности; рассмотрении предложений, заявлений, жалоб и проведении приема посетителей.

Качественное осуществление правовой работы обеспечивает в интересах укрепления воинской дисциплины формирование обстановки законности в подразделении, воинской части, в том числе законности реагирования должностных лиц на поведение военнослужащих, а также эффективное осуществление юридического обучения и правового воспитания военнослужащих.

Обстановка законности в воинской части включает:

- соответствие распорядка дня уставным требованиям и его выполнение личным составом;

- уставную организацию гарнизонной, караульной и внутренней служб;

- обеспеченность военнослужащих положенным довольствием, уставную организацию их материального, медицинского обеспечения и культурного обслуживания; предоставление им времени для личных нужд, организацию их увольнения из расположения части и посещения их родственниками и знакомыми;

- соблюдение военнослужащими порядка подчиненности, правил воинской вежливости, отдания воинского приветствия, ношения военной формы одежды;

- оперативное и законное разрешение предложений, заявлений и жалоб, правильное ведение приема посетителей;

- правильное реагирование должностных лиц на факты преступлений, происшествий, дисциплинарных проступков, утраты и порчи материальных средств;

- правильное реагирование командования на протесты, представления военных прокуроров и частные определения военных судов;

- качественное изучение причин и условий, способствующих правонарушениям, и выработку мер по их устранению;

- работу по профилактике травматизма, пьянства и наркомании, неуставных отношений между военнослужащими, других негативных явлений, характерных для данной воинской части, подразделения;

- организацию правового обучения и воспитания личного состава.

Целенаправленное проведение правовой работы позволит существенно влиять на укрепление воинской дисциплины, уставных взаимоотношений между военнослужащими, совершенствование дисциплинарной практики, осуществление служебных расследований и дознаний, надежность исполнения служебных обязанностей.

Библиографический список

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах России. - М.: ВУ, 2002.

2. «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил»: Приказ министра обороны РФ N° 250 от 8 мая 1993 г. - М., 1993.

3. ЧертополохА.А. «Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». - М.: ВУ, 1999.

4. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М., 1998.

5. Методика организации информационно-воспитательной работы в полку (на корабле). -М.: ГУВР, 2000.

6. Приказ № 235 от 17.06.1997 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

7. Правоведение. Курс лекций: учебное пособие / Под ред. О.А. Зайцева. - М., 2006.

8. Тюрина И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российс-

Обучение будущих государственных служащих письменным формам..,

кой Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.

9. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - Т. 2.

10. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально экономические ис-

токи и предпосылки // Государство и право. - 1992.

11. Ильин И.А. О сущности правосознания. -М.: «Рарогъ», 1993. - С. 37.

12. Елисеев А.П. Формирование и развитие правосознания у молодых офицеров. Дисс. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1985.

М.Н. Горанская

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПИСЬМЕННЫМ ФОРМАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБЩЕНИЯ С ОПОРОЙ НА ИНОЯЗЫЧНУЮ КОМПЕНСАТОРНУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ

Статья посвящена рассмотрению понятий «профессионально-коммуникативная компетентность служащих» и «иноязычная компетентность служащих». Подчеркивается актуальность развития иноязычных умений будущих служащих в письме. Формулируются пути оптимизации обучения письменным формам делового общения с опорой на иноязычную компенсаторную компетенцию.

В современных динамичных и, порой, нестабильных условиях важно, чтобы государственные служащие, которые всегда олицетворялись у большинства населения с государством, властью, силой, покровительством и защитой, и сейчас воспринимались как высококвалифицированные и компетентные кадры, поддерживающие авторитет государственной службы. Научные работы Л.И. Берестовой, А.А. Бода-лева, А.С. Гусевой, А.А. Деркача, И.В. Дур-мановой, Л.Н. Захаровой, И.Е. Елиной, Л.И. Елши-ной, Ц. Б. Жанчиповой, Ю.М. Жукова, Р.Л. Кри-чевского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.В. Новикова, О.А. Полищук, П.В. Растянникова, И.Н. Семенова, А.П. Ситникова, С.Ю. Степанова, Л.А. Степновой, Е.А. Яблоновой, В.Ю. Фивейского и других ученых посвящены вопросам компетентности как специфической характеристике профессиональной деятельности современных служащих.

Исследования последнего десятилетия (В.А. Введенская, О.А. Захарова, М.В. Колтуно-ва, С.И. Обушак, М.Н. Панова, С.В. Рудакова, Е.С. Сорокина, С.А. Юсупов и др.) выделяют особую роль профессионально-коммуникативной компетентности служащих в управленческой роли, подчеркивая необходимость ответственного диалогического взаимодействия руководителя и подчиненных, направленного на достижение общего результата в ситуациях профессиональной коммуникации.

Сравнивая иноязычную компетентность разных специальностей, ученые приходят к выводу

о том, что «без коммуникативных умений, диктуемых особенностями будущей профессии, невозможно сформировать квалифицированного специалиста...» [8, с. 152]. Иноязычная компетентность служащих стала предметом анализа Л.С. Зникиной и С.А. Львовой.

По результатам опроса Л.С. Зникиной, специалисты-менеджеры, имеющие определенный опыт работы в сфере управления, показали «почти стопроцентную. необходимость в их работе (иноязычной - прим.) профессионально-коммуникативной компетенции» [5, с. 236]. Это связано с формированием глобального экономического рынка, с возможностью получения высшего образования и прохождения практик, стажировок и участия в различных формах повышения квалификации за рубежом, с развитием международного туризма, а также с расширением границ профессиональной деятельности и необходимостью владения информационно-компьютерными технологиями. Все эти факторы приводят будущих и работающих служащих к осознанию значимости владения иностранными языками для сохранения своей конкурентоспособности, ведь служащие должны уметь общаться компетентно «и как представители своей профессии, и граждане России, и носители своей этнической культуры, и жители Земли» [6, с. 62].

Анкетирование студентов первых и вторых курсов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление» Карельского филиала Северо-Западной ака-

© М.Н. Горанская, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

385

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.