НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.А. ШЕСТАК,
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24), одной из угроз национальной безопасности определяет угрозу криминализации общественных отношений, при отсутствии эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточной правовой и материально-технической обеспеченности деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности. Помимо этого, задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации называются реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, а в основных направлениях защиты конституционного строя в России — «формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан».
Кроме того, в концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренной Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003 г., отмечается необходимость решения задач воспитания граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создания условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга.
О необходимости предотвращения противоправных проявлений, угрожающих военно-политическим основам государства, говорит и «Военная доктрина Российской Федерации», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706. Среди основных внутренних угроз военной безопасности Военная доктрина называет: незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованную преступность, терроризм, контрабандную и иную противоправную деятельность в масштабах, угрожающих безопасности Российской Федерации (ст. 6).
кандидат юридических наук
Провозглашая обеспечение военной безопасности важнейшим направлением деятельности государства, Военная доктрина называет главными целями такого обеспечения предотвращение, локализацию и нейтрализацию военных угроз Российской Федерации; одним из основных направлений развития военной организации государства — укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины; одной из основных задач Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по обеспечению военной безопасности — предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов (ст. 7, 10, 17).
Органы военного управления и военной юстиции в соответствии с названным Положением осуществляют, в частности: изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; участие в разработке совместных с территориальными правоохранительными органами и органами государственной власти и управления, военными научными и учебными учреждениями предложений по предупреждению криминальных правонарушений.
Предупреждение преступлений в Вооруженных Силах и других воинских формированиях и органах Российской Федерации, по мнению автора, должно строиться на тех же принципах, что и данная право-предупредительная деятельность в обществе в целом. Это совокупность различных взаимосвязанных мер, проводимых военным командованием, органами военной юстиции, представителями юридической службы, общественными организациями, армейской (флотской) общественностью, отдельными военнослужащими, которые направлены на предотвращение уголовно-наказуемых деяний в воинских частях и на кораблях и устранение причин, порождающих преступное поведение военнослужащих.
Анализ деятельности органов военной прокуратуры показывает, что за десятки лет практики выработались основные методы предупреждения преступлений, которые осуществляются по следующим направлениям:
Ф надзор за исполнением законодательства всеми субъектами, вовлеченными в сферу военно-правовой деятельности государства (органами военного управления, предварительного следствия, оперативно-ро-зыскной деятельности и дознания, а также участия в рассмотрении дел судами);
Ф уголовное преследование военнослужащих, представляющих общественную опасность, пресечение их преступного поведения (на котором я уже останавливался);
Ф координация деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и органах Российской Федерации;
Ф правовое воспитание и информирование военнослужащих.
Предупреждение преступности является одним из основных направлений в правопредупредительной деятельности прокуратуры в сфере прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокурор обязан проверять исполнение этими органами мероприятий по предупреждению, предотвращению и пресечению преступлений и реагировать средствами прокурорского надзора на нарушения закона в этой сфере деятельности правоохранительных органов. Нарушения, допускаемые в сфере предупреждения преступности, могут выражаться как в виде активных действий противоправного характера (например, нарушений прав граждан при проведении профилактических мероприятий), так и в бездействии (непринятии в необходимых случаях мер по предотвращению и пресечению преступлений)1.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ и от 10 февраля 1999 г. № ЗЮ-ФЗ) наделяет прокурора целым рядом полномочий по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений. Так, определенный пра-вопредупредительный потенциал заложен в ст. 4 этого закона («Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации»), согласно которой органы прокуратуры «информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности». Безусловно, сообщения о состоянии законности, преступности должны содержать сведения и о ее причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, и о мерах по их устранению, предупреждению.
Согласно ст. 23 названного закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд. О результатах рассмотрения протеста соответствующие должностные лица обязаны сообщить прокурору в письменной форме.
В соответствии со ст. 24 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В те-
чение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Прокурор или его заместитель, руководствуясь требованиями ст. 25, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В ст. 27 при перечислении возложенных на прокурора функций указывается, что он «принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина...».
Кроме того, правопредупредительная деятельность в процессе расследования уголовных дел должна быть дополнена общепредупредительными мерами, направленными на устранение причин и условий преступности в деятельности органов дознания и предварительного следствия. В этих целях используются представления, письменные указания обобщающего характера, которым предшествует систематическая аналитическая работа прокурора.
Уголовно-процессуальный закон не только обязывает правоприменителя выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, но и является серьезным инструментом в руках правоприменителей в борьбе с преступностью в армейской среде. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, введенном в действие (за некоторыми исключениями) с 1 июля 2002 г., ряд статей посвящен предупреждению преступлений. К примеру, в ч. 2 ст. 73 («Обстоятельства, подлежащие доказыванию») указано, что «подлежат выявлению также обстоятельства, способствующие совершению преступления». В ч. 2 ст. 158 («Окончание предварительного расследования») дознавателю и следователю, установившим в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствующие совершению преступления, предоставляется право внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Такое представление «подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения».
В соответствии со ст. 29 («Полномочия суда»), если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствующие совершению преступления, иные нарушения закона, то «суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответству-
ющих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер».
Важнейшим ведомственным нормативным правовым актом последнего времени в прокурорской системе, предназначенным активизировать работу по предупреждению преступности, является Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 52/20 «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений». В нем органам прокуратуры предложено принять целый комплекс мер в целях надлежащего применения норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства для предупреждения преступлений.
В целях совершенствования деятельности военных прокуроров в сфере предупреждения правонарушений и во исполнение названного Указания Генерального прокурора его заместитель — Главный военный прокурор — 17 сентября 2002 г. издал приказ № 255 «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений». В приказе подчеркнуто, что предупреждение преступлений и иных правонарушений в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба, являясь важнейшей составной частью правопредупредительной деятельности прокуратуры, «должна стать мощным инструментом подтверждения боевой готовности войск, укрепления режима законности и правопорядка».
Таким образом, по мнению автора, предупреждение преступности в войсках предполагает, в частности, эффективную систему, во-первых, мер общего предупреждения как совокупности социально-экономических, организационно-управленческих, правовых мероприятий; во-вторых, правопредупредительных мер. Целям предупреждения указанной преступности подчинены и многие другие меры и мероприятия государственного, общественного, ведомственного, коллективного значения.
Анализ современного действующего законодательства, других правовых, в том числе ведомственных, актов свидетельствует о том, что вопросам предупреждения преступности, профилактике отдельных видов преступлений посвящены многие правовые нормы и организационно-распорядительные документы, которые, как правило, не имеют целостной завершенной системы, а лишь фрагментарно и разрозненно регламентируют деятельность правоохранительных органов, в том числе и военной прокуратуры.
Сегодня нет специальных подразделений по предупреждению преступности, которые бы по-новому стали решать вопросы ее организации, информационного и ресурсного обеспечения, тактики и методики. Между тем связано это с отсутствием в современных российских условиях целостной концепции предупреждения преступности, отдельных видов преступлений и, соответственно, единого законодательства по всей вертикали правоохранительных органов. В настоящее время требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования, направленного на повышение эффективности работы правоохранительных органов и прокуратуры, в том числе военной прокуратуры, по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых военнослужащими.
Оптимальный путь в борьбе с преступлениями, совершаемыми военнослужащими, видится в государственном подходе к этой проблеме, разумном сочетании прокурорского надзора, уголовного преследования и внедрения предупреждения преступности и профилактики отдельных видов преступлений. Для этого необходимо принятие следующей системы мер: разработка концепции государственного воздействия на преступность и защиты от преступлений; разработка и принятие Федерального закона «О предупреждении преступлений в России»; разработка и принятие государственной программы по предупреждению преступности (предполагает соответствующее финансирование); создание государственного фонда поддержки жертв преступлений; проведение криминологических (виктимологических) экспертиз нормативных актов; разработка и принятие в органах прокуратуры и других правоохранительных органах организационно-распорядительных документов по организации и проведению предупреждения преступности и профилактики отдельных видов преступлений; создание специальных подразделений внутри министерств, ведомств и органов предупредительной направленности; введение преподавания виктимоло-гии в качестве элективного курса в гуманитарных вузах; введение специальной карточки статистического учета предупредительной деятельности, в том числе о жертвах преступлений; организация системы криминологического мониторинга и других мер; в УПК РФ — возложение обязанностей на дознавателя, следователя и суд по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и принятию мер по их устранению и др.
1 См.: Алексеев А.И. Должна ли прокуратура заниматься предупреждением преступлений? // Законность. — № 1. — 2002. - С. 12.