Научная статья на тему 'Методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности'

Методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности»

мент является структурным подразделением Верховного Суда РФ. При этом Судебный департамент не только не является его структурным подразделением, но даже не отвечает за организационное обеспечение Верховного Суда РФ (п. 3 ст. 1 Закона).

Очевидно, что такое название, а также весь текст закона явились результатом политического компромисса, который был достигнут в 1998 году при создании Судебного департамента. Однако те проблемы, которые не имели принципиального значения десять лет назад, в настоящее время нуждаются в своем решении. К ним относятся, например, вопрос об обеспечении единства судебной системы \ в том числе единства подхода к организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (включая Верховный Суд РФ) и арбитражных судов; вопрос о подчиненности Судебного департамента. Так, например, высказывается предложение о том, что Судебный департамент должен находиться «непосредственно под эгидой Президента Российской Федерации в целях укрепления независимости судей»2.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что создание Судебного департамента, а также десятилетний опыт его работы являются результатом продолжающейся судебной реформы. При этом очевидно, что Судебный департамент является публичным органом, подчиненным системе судов общей юрисдикции и обладающим особым правовым статусом, который нуждается в дальнейшей конкретизации.

1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06 января 1997, № 1, ст. 1; Федеральный конституционный закон от 05 апреля 2005 № З-ФКЗ «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11 апреля 2005. № 15. Ст. 1274.

2 Вдовенков Б.М. Указ. соч. С.13—14.

Шестак В. А.,

канд. юрид. наук, заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ

Повышение роли права, законности в деятельности органов военного управления, командиров и начальников всех степеней, других должностных лиц армии и флота должно найти свое выражение как в обеспечении точного следования нормам военного законодательства, так и во все более активном, целенаправленном использовании методов правовой работы для предупреждения преступлений и иных правонарушений и укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка. Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в армии и на флоте осуществляется в процессе управления как в целом правовой работы органов военного управления, так и ее правопредупредительной функции. Управление правовой работой как элементом деятельности органов военного управления, командиров (начальников) имеет организационную и методическую стороны. Организационный элемент управления правовой работой направлен на то, чтобы обеспечить обязательное использование правовых средств там и тогда, где и когда это действительно вызывается необходимостью и обеспечивается командиром и начальником. Методическая сторона в управлении правовой работой заключается в обеспечении правильной, наиболее эффективной методики использования правовых средств и должна обеспечиваться юридической службой.

Таким образом, методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках является составной частью управления правовой работой и заключается в обеспечении единообразной и наиболее прогрессивной практики использования правовых средств органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, организациями Министерства обороны, т.е. выработки оптимальных приемов этой деятельности. Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках в современных условиях должно быть направлено на укрепление дисциплины, законности и правопорядка в армии и на флоте.

Поэтому важной представляется работа органов военного управления по совершенствованию использования правовых средств в подчиненных воинских частях и учреждениях.

С учетом существа правовых средств могут быть предложены следующие способы руководства их использования:

1. Изучение состояния правовой работы и особенностей использования правовых средств мер уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности, норм хозяйственного, трудового права и т .д. с учетом специфики военных организаций.

2. Разработка типовых правил, инструкций об организации правовой работы. Внедрение названных документов в подчиненных воинских частях и учреждениях.

3. Подготовка и издание методических указаний, рекомендаций об оптимальном использовании отдельных правовых средств.

4. Контроль и проверка использования правовых средств в подчиненных воинских частях и учреждениях.

5. Разработка и осуществление организационных мер по устранению недостатков, изучение и распространение передового опыта использования правовых средств.

6. Работа по совершенствованию действующего военного законодательства о предупреждении преступности в армии и на флоте.

Исходя из сущности правовых средств как совокупности правовых действий, основанных на инициативе и усмотрении, можно утверждать, что в управлении правовой работой в армии и на флоте главное внимание должно быть уделено методическому руководству, т.е. вооружению субъектов предупреждения преступности в войсках передовой методикой ее осуществления.

Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в армии и на флоте может быть определено как составная часть управления правовой работой, заключающееся в обеспечении единообразной и наиболее прогрессивной практики использования правовых средств органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями Министерства обороны, т.е. выработки оптимальных приемов работы.

Основные признаки методического руководства, по нашему мнению, следующие:

— методическое руководство является неотъемлемой составной частью (элементом) военного управления вообще и управления правовой работой в частности;

— сущность его заключается в обеспечении наиболее эффективного осуществления подчиненными своих обязанностей в области правовой работы;

— методическое руководство правовой работой является частной реализацией общей обязанности командира (начальника) совершенствовать

методы управления частью, кораблем (подразделением), внедрять в практику все новое, передовое, способствующее повышению эффективности обучения и воспитания подчиненных;

— методическое руководство выражается в издании актов военного управления, содержащих обязательные для подчиненных по существу и рекомендательные по содержанию указания методического характера.

В самом методическом руководстве правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках можно выделить и организационный и методический аспекты. Первый выражается в изучении и контроле состояния правовой работы, организации практических семинаров, сборов, стажировок и т.д., второй — в выработке методических рекомендаций и доведении их до сведения субъектов предупреждения преступности в войсках. Особую организацию методического руководства правовой работой в армии и на флоте осуществляет министр обороны Российской Федерации. Для этого аппарат министра обороны организует проверки состояния правовой работы, подготовку указаний методического характера по ее улучшению и проверку исполнения этих указаний. Эту работу министр обороны Российской Федерации осуществляет через подчиненные ему центральные органы военного управления, которые, в свою очередь, осуществляют организацию методического руководства правовым обеспечением предупреждения преступности в подчиненных органах, службах и войсках.

Командующие войсками округов, флотами, командиры соединений (объединений), воинских частей (кораблей), начальники учреждений, предприятий, организаций армии и флота выполняют эту же задачу в пределах своей компетенции. В соответствии с задачами исследования автором был проведен опрос военнослужащих — командиров соединений и командиров полков. Опрос имел целью изучение деятельности командиров полков по реализации предоставленных им полномочий в наиболее важных сферах военного управления: при осуществлении единоначалия и самостоятельности в управлении службами и подразделениями полка; решении вопросов обеспечения надлежащего хранения и сбережения выделяемых государством полкам материальных ценностей; решении вопросов укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка; предупреждения преступности в войсках. Исследованы вопросы законодательного закрепления и реализации в войсковой практике полномочий командира полка в сфере осуществления ими единоначалия и самостоятельности.

Проведенное исследование военно-правовой деятельности показывает, что в структуре военного управления выделяется относительно обособленный участок работы органов военного управления, воинских должностных лиц по обеспечению законности и активному использованию правовых

средств для решения повседневных задач. Эта работа, получившая наименование правовой работы, осуществляется под руководством командиров и начальников всех степеней. В структуре органов военного управления есть подразделения, специально созданные для проведения правовой работы в армии и на флоте — юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации. Юридическая служба не только выполняет правовую работу (в том числе и ее правопредупредительную функцию), но и участвует в управлении ею, в том числе мерами методического характера. Представляется необходимым в структуре Министерства обороны Российской Федерации возложить методическое обеспечение правовым обеспечением предупреждения преступности на юридическую службу, придав ей соответствующие полномочия, создав необходимые для этого организационно-правовые основы

Рассмотрение вопросов методического руководства правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках, да и в целом правовой работой, позволяет сделать выводы:

1. Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках является составной частью управления правовой работой и заключается в обеспечении единообразия и наиболее прогрессивной практики использования правовых средств органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, организациями оптимальных приемов работы.

2. Цель методического руководства правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках заключается в обеспечении наиболее эффективного и экономичного использования правовых средств в правовой работе командиров (начальников).

3. Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках включает следующие мероприятия:

— текущее и перспективное планирование работы методического характера;

— выявление наиболее актуальных, сложных вопросов в практике правовой работы;

— разработку и внедрение научно обоснованных и проверенных практикой нормативов различного содержания, форм и методов предупреждения преступности в войсках;

— контроль за осуществлением указаний и рекомендации методического характера.

4. В целях повышения роли командиров (начальников) в совершенствовании правового обеспечения предупреждения преступности в войсках, а также правовой работы в целом, представляется необходимым:

— дополнить общие обязанности командиров (начальников) их обязанностью руководить правовой работой во вверенных воинских частях;

— включить в программы правовой подготовки актуальные вопросы методики правовой работы, практики применения правовых средств в управлении, работе по укреплению воинской дисциплины, предупреждению преступлений и иных правонарушений;

— пересмотреть систему правовой подготовки курсантов и слушателей военно-учебных заведений, исходя из современных требований к укреплению правовых основ управления, повышению роли правовой работы как средства предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Основная роль в правовой подготовке офицеров принадлежит высшим военно-учебным заведениям (вузам) и непосредственно работающим в них офицерам юридической службы. Главным содержанием правовой работы является применение командованием в соответствии с законом правовых средств в служебной деятельности в целях укрепления дисциплины, законности и правопорядка; предупреждения преступлений и иных правонарушений; обеспечения боевой готовности войск. Одним из основных ее факторов является состояние правовой подготовки офицеров, как руководителей и воспитателей подчиненных.

Рассмотрение состояния правовой подготовки офицеров позволяет сделать следующие выводы:

1. Значительная часть офицеров, проходящих службу в войсках, имеет уровень правовых знаний, недостаточных для эффективного использования правовых средств в сфере служебной деятельности по укреплению дисциплины, законности и правопорядка.

2. Возможности восполнения офицерами пробелов правовых знаний в войсках путем самостоятельной работы по усвоению правового минимума являются ограниченными, ввиду недостатка источников правовой информации, компетентных в правовом отношении специалистов, способных правильно разъяснять правовые нормы.

3. Офицеры признают необходимость и высокую практическую значимость фундаментализации правового обучения в вузах как основы управленческой подготовки военных руководителей.

4. Организация правового обучения в вузах не в полной мере соответствует современным требованиям к управленческой подготовке руководящего состава и не в полной мере обеспечивает высокое качество правовой подготовки обучаемых.

5. Изучение и учет общественного мнения обучаемых о состоянии и возможностях совершенствования правового обучения является обязательным условием рационального совершенствования учебного процесса.

В целом это позволяет сделать вывод о необходимости повышения внимания к организации и осуществлению правового обучения в вузах как фактору повышения эффективности управленческой, правопредупредительной деятельности офицеров в войсках. Автор формулирует задачи улучшения правовой подготовки выпускников вузов и возможности их решений в современных условиях в сфере предупреждения преступности. Задачами улучшения правовой подготовки выпускников, учитывающими требования к их личностным качествам, являются: формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, военного законодательства, информирование по текущим и актуальным вопросам права; формирование уважения к праву, принципам законности; развитие навыков правомерного поведения; принятие правомерных решений в сфере управления, чувства ответственности за качество исполнения воинского долга; формирование потребности и умения активно защищать, в установленном законом порядке, интересы государства, свои права и права подчиненных; воспитание активной позиции нетерпимости к преступлениям и иным правонарушениям.

Пример безукоризненного выполнения законов должны, прежде всего, подавать воспитатели-командиры и преподаватели. По мнению автора, основной задачей правовой подготовки курсантов и слушателей является усвоение ими правовых норм, необходимых для успешного выполнения должностных функций, правильного применения норм законодательства, эффективного использования правовых средств в проведении организаторской и правопредупредительной работы в подразделениях и частях.

Следовательно, в понятие правовой подготовки курсантов и слушателей включается не только изучение законодательства, но и преодоление правового нигилизма, формирование позитивных установок и ориентации на их исполнение в практике, т.е. формирование правосознания, правовой, культуры как факторов поведения. Важность такой работы в вузах предопределяется тем, что речь идет о подготовке воспитателей. Следовательно, в вузах необходима система усвоения правовых знаний, превращения их в убеждения и претворения ее в практику военной службы как целенаправленный процесс формирования у курсантов и слушателей высокой правовой культуры. По мнению автора, представляется возможным определить, что под правовой культурой офицера понимается совокупность позитивных установок и ориентации в правовой сфере как личностных качеств, выражающихся в личном правомерном поведении, организаторской и воспитательной деятельности, основанной на знании законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с предусмотренными в правовых нормах целями.

Возможности получения командирами воинских частей правовой информации являются неудовлетворительными, ввиду многочисленности

нормативных актов и сложности в связи с этим их использования, сложностью содержания для восприятия, несвоевременностью поступления нормативных актов в войска. В целях улучшения правопредупредительной деятельности в войсках необходимо организовать правовую подготовку командиров полков и других офицеров, обеспечивать их справочными изданиями по законодательству, повысить качества нормативных актов, сократив их количество. Выполнение правовой работы командирами по укреплению воинской дисциплины, предупреждению преступлений и иных правонарушений предполагает знание ими своих криминологических функций и их осуществление на правовой основе с учетом психолого-педагогических и юридических условий. Организация работы по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка, предупреждению преступлений и иных правонарушений требует от командиров выполнения ряда условий: регулярной и целенаправленной деятельности по повышению правовой культуры военнослужащих; систематического анализа причин и условий, способствующих совершению нарушений воинской дисциплины, законности и правопорядка; постоянного изучения деловых и морально-психо-логических качеств подчиненных; глубокого анализа состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики; знание и использование правовых средств укрепления воинской дисциплины. Основными недостатками в деятельности офицеров по предупреждению преступности являются: сокрытие проступков и преступлений; несовершенство системы учета дисциплинарной практики; ограниченность прав и возможностей офицеров приказами и распоряжениями вышестоящих начальников; неумение ряда офицеров пользоваться соответствующими правами.

Указанные предложения автора были учтены при подготовке новых Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, вступивших в действие с 1 февраля 2008 г. Так, в частности, в новом Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации были учтены предложения, касающиеся порядка применения дисциплинарного ареста, а также об отражении в нем норм о защите прав и личного достоинства военнослужащих, гарантий социально-правовой защиты. При подготовке нового Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, также введенном в действие с 1 февраля 2008 г., учтены предложения о закреплении в нем положений о криминологических функциях командиров воинских частей в организации предупреждения преступности и укреплении воинской дисциплины. Признавая реальную и неотложную необходимость укрепления правовых основ управления, компетентного проведения правопредупредительной деятельности, предлагается введение должности помощника командира роты по правовой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.