мент является структурным подразделением Верховного Суда РФ. При этом Судебный департамент не только не является его структурным подразделением, но даже не отвечает за организационное обеспечение Верховного Суда РФ (п. 3 ст. 1 Закона).
Очевидно, что такое название, а также весь текст закона явились результатом политического компромисса, который был достигнут в 1998 году при создании Судебного департамента. Однако те проблемы, которые не имели принципиального значения десять лет назад, в настоящее время нуждаются в своем решении. К ним относятся, например, вопрос об обеспечении единства судебной системы \ в том числе единства подхода к организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (включая Верховный Суд РФ) и арбитражных судов; вопрос о подчиненности Судебного департамента. Так, например, высказывается предложение о том, что Судебный департамент должен находиться «непосредственно под эгидой Президента Российской Федерации в целях укрепления независимости судей»2.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что создание Судебного департамента, а также десятилетний опыт его работы являются результатом продолжающейся судебной реформы. При этом очевидно, что Судебный департамент является публичным органом, подчиненным системе судов общей юрисдикции и обладающим особым правовым статусом, который нуждается в дальнейшей конкретизации.
1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06 января 1997, № 1, ст. 1; Федеральный конституционный закон от 05 апреля 2005 № З-ФКЗ «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11 апреля 2005. № 15. Ст. 1274.
2 Вдовенков Б.М. Указ. соч. С.13—14.
Шестак В. А.,
канд. юрид. наук, заместитель начальника пресс-службы организационного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ
Повышение роли права, законности в деятельности органов военного управления, командиров и начальников всех степеней, других должностных лиц армии и флота должно найти свое выражение как в обеспечении точного следования нормам военного законодательства, так и во все более активном, целенаправленном использовании методов правовой работы для предупреждения преступлений и иных правонарушений и укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка. Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в армии и на флоте осуществляется в процессе управления как в целом правовой работы органов военного управления, так и ее правопредупредительной функции. Управление правовой работой как элементом деятельности органов военного управления, командиров (начальников) имеет организационную и методическую стороны. Организационный элемент управления правовой работой направлен на то, чтобы обеспечить обязательное использование правовых средств там и тогда, где и когда это действительно вызывается необходимостью и обеспечивается командиром и начальником. Методическая сторона в управлении правовой работой заключается в обеспечении правильной, наиболее эффективной методики использования правовых средств и должна обеспечиваться юридической службой.
Таким образом, методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках является составной частью управления правовой работой и заключается в обеспечении единообразной и наиболее прогрессивной практики использования правовых средств органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, организациями Министерства обороны, т.е. выработки оптимальных приемов этой деятельности. Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках в современных условиях должно быть направлено на укрепление дисциплины, законности и правопорядка в армии и на флоте.
Поэтому важной представляется работа органов военного управления по совершенствованию использования правовых средств в подчиненных воинских частях и учреждениях.
С учетом существа правовых средств могут быть предложены следующие способы руководства их использования:
1. Изучение состояния правовой работы и особенностей использования правовых средств мер уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности, норм хозяйственного, трудового права и т .д. с учетом специфики военных организаций.
2. Разработка типовых правил, инструкций об организации правовой работы. Внедрение названных документов в подчиненных воинских частях и учреждениях.
3. Подготовка и издание методических указаний, рекомендаций об оптимальном использовании отдельных правовых средств.
4. Контроль и проверка использования правовых средств в подчиненных воинских частях и учреждениях.
5. Разработка и осуществление организационных мер по устранению недостатков, изучение и распространение передового опыта использования правовых средств.
6. Работа по совершенствованию действующего военного законодательства о предупреждении преступности в армии и на флоте.
Исходя из сущности правовых средств как совокупности правовых действий, основанных на инициативе и усмотрении, можно утверждать, что в управлении правовой работой в армии и на флоте главное внимание должно быть уделено методическому руководству, т.е. вооружению субъектов предупреждения преступности в войсках передовой методикой ее осуществления.
Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в армии и на флоте может быть определено как составная часть управления правовой работой, заключающееся в обеспечении единообразной и наиболее прогрессивной практики использования правовых средств органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями Министерства обороны, т.е. выработки оптимальных приемов работы.
Основные признаки методического руководства, по нашему мнению, следующие:
— методическое руководство является неотъемлемой составной частью (элементом) военного управления вообще и управления правовой работой в частности;
— сущность его заключается в обеспечении наиболее эффективного осуществления подчиненными своих обязанностей в области правовой работы;
— методическое руководство правовой работой является частной реализацией общей обязанности командира (начальника) совершенствовать
методы управления частью, кораблем (подразделением), внедрять в практику все новое, передовое, способствующее повышению эффективности обучения и воспитания подчиненных;
— методическое руководство выражается в издании актов военного управления, содержащих обязательные для подчиненных по существу и рекомендательные по содержанию указания методического характера.
В самом методическом руководстве правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках можно выделить и организационный и методический аспекты. Первый выражается в изучении и контроле состояния правовой работы, организации практических семинаров, сборов, стажировок и т.д., второй — в выработке методических рекомендаций и доведении их до сведения субъектов предупреждения преступности в войсках. Особую организацию методического руководства правовой работой в армии и на флоте осуществляет министр обороны Российской Федерации. Для этого аппарат министра обороны организует проверки состояния правовой работы, подготовку указаний методического характера по ее улучшению и проверку исполнения этих указаний. Эту работу министр обороны Российской Федерации осуществляет через подчиненные ему центральные органы военного управления, которые, в свою очередь, осуществляют организацию методического руководства правовым обеспечением предупреждения преступности в подчиненных органах, службах и войсках.
Командующие войсками округов, флотами, командиры соединений (объединений), воинских частей (кораблей), начальники учреждений, предприятий, организаций армии и флота выполняют эту же задачу в пределах своей компетенции. В соответствии с задачами исследования автором был проведен опрос военнослужащих — командиров соединений и командиров полков. Опрос имел целью изучение деятельности командиров полков по реализации предоставленных им полномочий в наиболее важных сферах военного управления: при осуществлении единоначалия и самостоятельности в управлении службами и подразделениями полка; решении вопросов обеспечения надлежащего хранения и сбережения выделяемых государством полкам материальных ценностей; решении вопросов укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка; предупреждения преступности в войсках. Исследованы вопросы законодательного закрепления и реализации в войсковой практике полномочий командира полка в сфере осуществления ими единоначалия и самостоятельности.
Проведенное исследование военно-правовой деятельности показывает, что в структуре военного управления выделяется относительно обособленный участок работы органов военного управления, воинских должностных лиц по обеспечению законности и активному использованию правовых
средств для решения повседневных задач. Эта работа, получившая наименование правовой работы, осуществляется под руководством командиров и начальников всех степеней. В структуре органов военного управления есть подразделения, специально созданные для проведения правовой работы в армии и на флоте — юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации. Юридическая служба не только выполняет правовую работу (в том числе и ее правопредупредительную функцию), но и участвует в управлении ею, в том числе мерами методического характера. Представляется необходимым в структуре Министерства обороны Российской Федерации возложить методическое обеспечение правовым обеспечением предупреждения преступности на юридическую службу, придав ей соответствующие полномочия, создав необходимые для этого организационно-правовые основы
Рассмотрение вопросов методического руководства правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках, да и в целом правовой работой, позволяет сделать выводы:
1. Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках является составной частью управления правовой работой и заключается в обеспечении единообразия и наиболее прогрессивной практики использования правовых средств органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, организациями оптимальных приемов работы.
2. Цель методического руководства правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках заключается в обеспечении наиболее эффективного и экономичного использования правовых средств в правовой работе командиров (начальников).
3. Методическое руководство правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках включает следующие мероприятия:
— текущее и перспективное планирование работы методического характера;
— выявление наиболее актуальных, сложных вопросов в практике правовой работы;
— разработку и внедрение научно обоснованных и проверенных практикой нормативов различного содержания, форм и методов предупреждения преступности в войсках;
— контроль за осуществлением указаний и рекомендации методического характера.
4. В целях повышения роли командиров (начальников) в совершенствовании правового обеспечения предупреждения преступности в войсках, а также правовой работы в целом, представляется необходимым:
— дополнить общие обязанности командиров (начальников) их обязанностью руководить правовой работой во вверенных воинских частях;
— включить в программы правовой подготовки актуальные вопросы методики правовой работы, практики применения правовых средств в управлении, работе по укреплению воинской дисциплины, предупреждению преступлений и иных правонарушений;
— пересмотреть систему правовой подготовки курсантов и слушателей военно-учебных заведений, исходя из современных требований к укреплению правовых основ управления, повышению роли правовой работы как средства предупреждения преступлений и иных правонарушений.
Основная роль в правовой подготовке офицеров принадлежит высшим военно-учебным заведениям (вузам) и непосредственно работающим в них офицерам юридической службы. Главным содержанием правовой работы является применение командованием в соответствии с законом правовых средств в служебной деятельности в целях укрепления дисциплины, законности и правопорядка; предупреждения преступлений и иных правонарушений; обеспечения боевой готовности войск. Одним из основных ее факторов является состояние правовой подготовки офицеров, как руководителей и воспитателей подчиненных.
Рассмотрение состояния правовой подготовки офицеров позволяет сделать следующие выводы:
1. Значительная часть офицеров, проходящих службу в войсках, имеет уровень правовых знаний, недостаточных для эффективного использования правовых средств в сфере служебной деятельности по укреплению дисциплины, законности и правопорядка.
2. Возможности восполнения офицерами пробелов правовых знаний в войсках путем самостоятельной работы по усвоению правового минимума являются ограниченными, ввиду недостатка источников правовой информации, компетентных в правовом отношении специалистов, способных правильно разъяснять правовые нормы.
3. Офицеры признают необходимость и высокую практическую значимость фундаментализации правового обучения в вузах как основы управленческой подготовки военных руководителей.
4. Организация правового обучения в вузах не в полной мере соответствует современным требованиям к управленческой подготовке руководящего состава и не в полной мере обеспечивает высокое качество правовой подготовки обучаемых.
5. Изучение и учет общественного мнения обучаемых о состоянии и возможностях совершенствования правового обучения является обязательным условием рационального совершенствования учебного процесса.
В целом это позволяет сделать вывод о необходимости повышения внимания к организации и осуществлению правового обучения в вузах как фактору повышения эффективности управленческой, правопредупредительной деятельности офицеров в войсках. Автор формулирует задачи улучшения правовой подготовки выпускников вузов и возможности их решений в современных условиях в сфере предупреждения преступности. Задачами улучшения правовой подготовки выпускников, учитывающими требования к их личностным качествам, являются: формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, военного законодательства, информирование по текущим и актуальным вопросам права; формирование уважения к праву, принципам законности; развитие навыков правомерного поведения; принятие правомерных решений в сфере управления, чувства ответственности за качество исполнения воинского долга; формирование потребности и умения активно защищать, в установленном законом порядке, интересы государства, свои права и права подчиненных; воспитание активной позиции нетерпимости к преступлениям и иным правонарушениям.
Пример безукоризненного выполнения законов должны, прежде всего, подавать воспитатели-командиры и преподаватели. По мнению автора, основной задачей правовой подготовки курсантов и слушателей является усвоение ими правовых норм, необходимых для успешного выполнения должностных функций, правильного применения норм законодательства, эффективного использования правовых средств в проведении организаторской и правопредупредительной работы в подразделениях и частях.
Следовательно, в понятие правовой подготовки курсантов и слушателей включается не только изучение законодательства, но и преодоление правового нигилизма, формирование позитивных установок и ориентации на их исполнение в практике, т.е. формирование правосознания, правовой, культуры как факторов поведения. Важность такой работы в вузах предопределяется тем, что речь идет о подготовке воспитателей. Следовательно, в вузах необходима система усвоения правовых знаний, превращения их в убеждения и претворения ее в практику военной службы как целенаправленный процесс формирования у курсантов и слушателей высокой правовой культуры. По мнению автора, представляется возможным определить, что под правовой культурой офицера понимается совокупность позитивных установок и ориентации в правовой сфере как личностных качеств, выражающихся в личном правомерном поведении, организаторской и воспитательной деятельности, основанной на знании законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с предусмотренными в правовых нормах целями.
Возможности получения командирами воинских частей правовой информации являются неудовлетворительными, ввиду многочисленности
нормативных актов и сложности в связи с этим их использования, сложностью содержания для восприятия, несвоевременностью поступления нормативных актов в войска. В целях улучшения правопредупредительной деятельности в войсках необходимо организовать правовую подготовку командиров полков и других офицеров, обеспечивать их справочными изданиями по законодательству, повысить качества нормативных актов, сократив их количество. Выполнение правовой работы командирами по укреплению воинской дисциплины, предупреждению преступлений и иных правонарушений предполагает знание ими своих криминологических функций и их осуществление на правовой основе с учетом психолого-педагогических и юридических условий. Организация работы по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка, предупреждению преступлений и иных правонарушений требует от командиров выполнения ряда условий: регулярной и целенаправленной деятельности по повышению правовой культуры военнослужащих; систематического анализа причин и условий, способствующих совершению нарушений воинской дисциплины, законности и правопорядка; постоянного изучения деловых и морально-психо-логических качеств подчиненных; глубокого анализа состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики; знание и использование правовых средств укрепления воинской дисциплины. Основными недостатками в деятельности офицеров по предупреждению преступности являются: сокрытие проступков и преступлений; несовершенство системы учета дисциплинарной практики; ограниченность прав и возможностей офицеров приказами и распоряжениями вышестоящих начальников; неумение ряда офицеров пользоваться соответствующими правами.
Указанные предложения автора были учтены при подготовке новых Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, вступивших в действие с 1 февраля 2008 г. Так, в частности, в новом Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации были учтены предложения, касающиеся порядка применения дисциплинарного ареста, а также об отражении в нем норм о защите прав и личного достоинства военнослужащих, гарантий социально-правовой защиты. При подготовке нового Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, также введенном в действие с 1 февраля 2008 г., учтены предложения о закреплении в нем положений о криминологических функциях командиров воинских частей в организации предупреждения преступности и укреплении воинской дисциплины. Признавая реальную и неотложную необходимость укрепления правовых основ управления, компетентного проведения правопредупредительной деятельности, предлагается введение должности помощника командира роты по правовой работе.