Научная статья на тему 'Методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности'

Методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ

В.А. ШЕСТАК,

Повышение роли права, законности в деятельности органов военного управления, командиров и начальников всех степеней, других должностных лиц в армии и на флоте должно найти свое выражение как в обеспечении точного следования нормам военного законодательства, так и в активном, целенаправленном использовании организацион-но-правовых методов деятельности органов военного управления по предупреждению преступности, укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка. Методическое обеспечение предупреждения преступности осуществляется в процессе управленческой деятельности органов военного управления, а также их правопредуп-редительной функцией.

Управление организационно-правовым обеспечением предупреждения преступности в Вооруженных Силах РФ в деятельности органов военного управления, командиров (начальников) имеет организационную и методическую стороны. Организационный элемент управления направлен на то, чтобы обеспечить обязательное использование правовых средств командиром и начальником там и тогда, где и когда это необходимо. Методическая сторона заключается в обеспечении правильной, эффективной методики использования правовых средств и должна обеспечиваться юридической службой. Методическое обеспечение предупреждения преступности в войсках является составной частью управления и заключается в обеспечении единообразной и прогрессивной практики использования органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, организациями Минобороны России организационных и правовых средств предуп-

реждения преступности в войсках, т.е. выработки оптимальных приемов этой деятельности.

Методическое обеспечение органами военного управления предупреждения преступности в войсках должно быть направлено на укрепление дисциплины, законности и правопорядка. Важной представляется работа органов военного управления по совершенствованию использования организационных и правовых средств в подчиненных воинских частях и учреждениях. С учетом их существа могут быть предложены следующие способы использования организационных и правовых средств:

Ф изучение состояния законности, преступности, правопорядка и особенностей использования правовых средств мер уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности, норм хозяйственного, гражданского, трудового законодательства и т.д. с учетом специфики Вооруженных Сил РФ;

Ф разработка типовых правил, инструкций об организационных и правовых основах предупреждения преступности; внедрение этих документов в практическую деятельность всех подразделений;

Ф подготовка и издание методических указаний, рекомендаций об оптимальном использовании отдельных организационных и правовых средств обеспечения предупреждения преступности;

Ф контроль и проверка использования в подчиненных воинских частях и учреждениях организационных и правовых средств обеспечения предупреждения преступности;

Ф разработка и осуществление организационных и правовых мер по устранению недостатков, изучение и распространение передового опыта использования средств

кандидат юридических наук

обеспечения предупреждения преступности;

Ф работа по совершенствованию военного законодательства о предупреждении преступности в армии и на флоте.

Сущность организационно-правовых средств заключается в совокупности управленческих действий, основанных на инициативе и усмотрении. В организа-ционно-правовом обеспечении предупреждения преступности в армии и на флоте основное внимание должно быть уделено методическому руководству, т.е. вооружению субъектов предупреждения преступности в войсках передовой методикой ее осуществления. Само методическое руководство организационно-правовым обеспечением предупреждения преступности в войсках может быть определено как составная часть управления этой деятельностью, заключающаяся в обеспечении единообразной и прогрессивной практики использования организационных и правовых средств органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями Минобороны России, т.е. выработка оптимальных приемов борьбы с преступностью в Вооруженных Силах РФ.

Основные признаки методического обеспечения предупреждения преступности в войсках:

Ф неотъемлемая составная часть (элемент) военного управления;

Ф ее сущность — обеспечение эффективного осуществления подчиненными своих обязанностей в сфере предупреждения преступности;

Ф частная реализация общей обязанности командира (начальника) — совершенствовать методы управления частью, кораблем (под-

СОсХКХхХЮ

разделением), внедрять в практику новое, передовое, способствующее эффективности обучения и воспитания подчиненных;

Ф издание актов военного управления, содержащих обязательные для подчиненных по существу и рекомендательные по содержанию указания методического характера.

В методическом обеспечении предупреждения преступности в войсках можно выделить организационный и методический аспекты. Первый выражается в изучении и контроле состояния этой деятельности, организации семинаров, сборов, стажировок и т.д., второй — в выработке методических рекомендаций и доведении их до сведения субъектов предупреждения преступности в войсках. Особую организацию методического обеспечения предупреждения преступности в войсках осуществляет министр обороны РФ. Для этого его аппарат должен организовывать проверки состояния этой деятельности, подготовку указаний методического характера по ее улучшению и проверку исполнения изданных указаний. Эту работу министр обороны РФ осуществляет через подчиненные ему центральные органы военного управления, которые, в свою очередь, осуществляют методическое руководство организа-ционно-правовым обеспечением предупреждения преступности в подчиненных органах, службах и войсках. Командующие войсками округов, флотами, командиры соединений (объединений), воинских частей (кораблей), начальники учреждений, предприятий, организаций армии и флота выполняют эту же задачу в пределах своей компетенции.

Деятельность органов венного управления должна осуществляться в соответствии с основополагающими условиями — принципами организационно-правового обеспечения предупреждения преступности в войсках. Криминологическая теория предупреждения преступности — это учение о совокупности всех законных видов, форм, способов, средств и методов контроля над преступностью не-

зависимо от того, какой отраслью права они предусмотрены. Социальное управление — это один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем1. Предупреждение преступности в войсках является специфической разновидностью деятельности органов военного управления. Деятельность органов военного управления по предупреждению преступлений должна соответствовать требованиям, предъявляемым к социальному управлению.

Специфика деятельности по предупреждению преступности в войсках состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности военнослужащих. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности в войсках должно строиться на принципах социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности), важнейшим из которых является принцип законности.

Принцип целеполагания является определяющим в выделении методического обеспечения органами военного управления по предупреждению преступности в особую разновидность деятельности органов военного управления. Именно цель предупреждения преступности в войсках является системообразующим объединяющим началом, позволяющим относить субъекты, объекты и меры воздействия к этой особой деятельности. Цель находится в центре внимания субъекта, и ее достижение служит мерилом качества и эффективности предупреждения преступности в войсках.

Принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступности как взаимодействия субъекта (управляющая подсистема) и объекта (управляе-

мая подсистема), а меры предупреждения преступности — в качестве отношений управления2.

Принцип объективности требует максимального соотнесения управляющих воздействий с закономерностями и тенденциями развития социальных процессов. Эта деятельность невозможна без познания и учета закономерностей функционирования объекта и социума. Борьба с преступностью «кавалерийскими наскоками» приносит больше вреда, чем пользы.

Принцип основного звена позволяет найти главную задачу деятельности по предупреждению преступлений в войсках, вычленить ключевую проблему или несколько проблем и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы органов военного управления3.

Принцип оптимальности и эффективности требует, чтобы при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов органы военного управления могли получать наилучший результат в возможно короткий срок. В предупреждении преступности в войсках действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона, и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение.

Таким образом, методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности — это специфическая разновидность военного управления. Ее цель — снизить вероятность преступного поведения военнослужащих, для чего субъект, используя комплекс законных мер воздействия (в том числе принудительных), стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи.

Офицеры выполняют следующие криминологические функции:

Ф изучают личные криминогенные качества и межличностные отношения военнослужащих;

Ф контролируют поведение подчиненных военнослужащих;

Ф выявляют и пресекают преступления и иные правонарушения военнослужащих;

Ф расследуют и устанавливают причины и условия (обстоятельства) совершения преступлений и иных правонарушений;

Ф устраняют обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений и иных правонарушений;

Ф изучают правосознание военнослужащих и их криминологическое воспитание;

Ф организуют службы, быт подчиненных военнослужащих в условиях, обеспечивающих активное противодействие совершению ими преступлений и иных правонарушений.

Условия эффективности работы органов военного управления по предупреждению преступности в войсках:

Ф личный пример офицеров (должностных лиц) в соблюдении законности при осуществлении руководства подчиненными;

Ф объективная оценка состояния законности и правопорядка;

Ф соответствие мер воздействия криминогенной характеристике личности, коллектива, криминологическим возможностям командиров;

Ф опора на общественные организации, правовой актив;

Ф активное деловое взаимодействие с юридической службой, органами военной прокуратуры, военными следственными органами, военными судами и органами безопасности в войсках.

Постоянное совершенствование методического обеспечения деятельности органов военного управления по предупреждению преступности в войсках является необходимым условием дальнейшего укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка, повышения боевой готовности воинских частей, обеспечения обороноспособности страны. Командирам и начальникам принадлежат важные криминологические функции в защите прав военнослужащих, укреплении законности, правопорядка, предуп-

реждении преступлении и иных правонарушений, совершаемых военнослужащими. Основные организационные и правовые формы деятельности командиров (начальников) по предупреждению преступности в войсках:

Ф издание законных приказов и других нормативных правовых актов;

Ф работа по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка;

Ф организация службы войск;

Ф проведение работы по разрешению предложений, заявлений и жалоб;

Ф организация и проведение криминологической подготовки подчиненных;

Ф виктимологическая профилактика;

Ф административное расследование и дознание;

Ф организация систематизации приказов и проведение справочной работы;

Ф организация и осуществление контроля и проверки исполнения и др.

Получение командирами воинских частей криминологической информации неудовлетворительно ввиду многочисленности нормативных актов, сложности их использования, трудности содержания для восприятия, несвоевременного поступления нормативных актов, методически обеспечивающих деятельность органов военного управления по предупреждению преступности в войсках. Необходимо организовать криминологическую подготовку командиров полков и других офицеров, обеспечивать их соответствующими справочными изданиями, повысить качество и доступность в понимании нормативных актов, сократив их количество. Методика обеспечения деятельности органов военного управления по предупреждению преступности в войсках, определяющая такую деятельность командиров и начальников, устанавливающая их права, обязанности и ответственность в сфере борьбы с преступностью в Вооруженных

Силах РФ, а также порядок выполнения ими своих служебных криминологических функций и обеспечения прав военнослужащих нуждаются в постоянном совершенствовании.

Таким образом, методическое обеспечение деятельности органов военного управления является составной частью управленческих функций командиров (начальников) всех уровней и заключается в обеспечении единообразия и наиболее прогрессивной практики использования организационных и правовых средств борьбы с преступностью органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, организациями, установления оптимальных приемов такой работы. Цель этой деятельности — обеспечить эффективное и экономичное использование организационных и правовых средств предупреждения преступности в войсках.

Методическое обеспечение деятельности органов военного управления по предупреждению преступности должно включать в себя следующие мероприятия:

Ф текущее и перспективное планирование работы методического характера;

Ф выявление наиболее актуальных, сложных вопросов в практике предупреждения преступности;

Ф разработку и внедрение научно обоснованных и проверенных практикой нормативов различного содержания, форм и методов предупреждения преступности в войсках;

Ф контроль над осуществлением указаний и рекомендаций методического характера.

В целях повышения роли командиров (начальников) в организационно-правовом обеспечении предупреждения преступности в войсках необходимо:

Ф дополнить общие обязанности командиров (начальников) обязанностью руководить организационно-правовым обеспечением предупреждения преступности во вверенных воинских частях;

Ф включить в программы правовой подготовки актуальные воп-

СОсХКХхХЮ

росы методики этой деятельности, практики применения организационных и правовых средств в управлении и непосредственной работе по укреплению воинской дисциплины, предупреждению преступлений и иных правонарушений;

Ф пересмотреть систему криминологической подготовки курсан-

тов и слушателей военно-учебных заведений исходя из современных требований к укреплению организационных и правовых основ предупреждения преступности.

1 См.: Социологический энциклопедический словарь. — М., 1998. — С. 380; Раска Э.Э. Борьба с преступностью и

социальное управление: теоретические и методологические аспекты. — Таллинн, 1985.

2 См.: БлаубергИ.В. Становление и сущность системного подхода. — М.. 1972.

3 См.: Зудин В.Ф. Социальная профилактика преступлений: Криминологические и криминалистические проблемы. — Саратов, 1983.

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРАКТУ

C.B. АКУЛОВ

Необходимым условием стабильных отношений имущественного характера является законодательно установленная юридическая ответственность каждого субъекта гражданского оборота, а применительно к государственным контрактам, соответственно, гражданско-правовая ответственность их сторон.

Вопрос о гражданско-правовой ответственности в юридической литературе до сих пор остается спорным. Этим, прежде всего, и объясняется множественность точек зрения относительно сущности этого понятия, высказанных в юридической литературе1.

Гражданский кодекс РФ2 предусматривает ответственность государственного заказчика перед поставщиком в двух случаях.

Во-первых, государственный заказчик обязан возместить убытки поставщику в связи с исполнением поставщиком обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 527 ГК РФ, а именно, по обязательному заключению государственного контракта в установленных законом случаях (п. 1 ст. 533 ГК РФ). При этом, если убытки, причиненные поставщику в связи с выполнением государственного контракта, не возмещаются государственным заказчиком, то поставщик вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта (п. 2 ст. 533 ГК РФ).

Во-вторых, государственный заказчик обязан возместить убытки поставщику, вызванные отказом государственного заказчика, полностью или частично от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом (ст. 534 ГК РФ).

Ответственность за иные случаи ненадлежащего исполнения, за неисполнение государственного контракта Гражданским кодексом РФ не предусматривается.

Как справедливо отмечает М.И. Брагинский, «ответственностью за нарушение обязательства называют установленные законом меры имущественного воздействия на должника, нарушившего обязательство. Существуют две формы ответственности за нарушение обязательства... во-первых, возмещение причиненных убытков и, во-вторых, уплата неустойки»3.

Положения о возмещении убытков закреплены в ряде статей Гражданского кодекса РФ (ст. 15, 393 ГК РФ) и в дальнейшем конкретизированы в других статьях Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ под убытками понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях граж-

данского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Поскольку возмещение убытков является формой гражданско-правовой ответственности, ему свойственны все черты и особенности последней.

Правовые нормы, регулирующие основания применения ответственности, содержатся в ст. 401 ГК РФ. В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Исходя из смысла приведенной нормы можно сделать вывод, что вина является основанием ответственности, а помимо вины могут применяться иные основания ответственности.

Между тем в отечественной цивилистике в настоящее время обосновывается несколько иной подход. В.В. Витрянский предлагает разграничивать такие понятия, как основание гражданско-правовой ответственности и условия гражданско-правовой ответственности. Он справедливо полагает, что «единственным и общим основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение субъективных гражданских прав... Нарушение права субъекта граж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.