ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.А. ШЕСТАК, кандидат юридических наук
Предупреждение преступности в Вооруженных силах Российской Федерации как основное направление антикриминогенной деятельности командования и иных уполномоченных органов и должностных лиц нуждается в изучении, обобщении, совершенствовании ее организации и повышении результативности, в том числе с помощью научного обеспечения. По мнению автора, такая потребность вызвана действием факторов, влияющих на криминогенную обстановку в стране и армии. Это обусловливает необходимость не только установления состояния, но и определения криминологических возможностей правового обеспечения предупреждения преступности органами военного управления и военной юстиции. В современных условиях возрастает необходимость научного исследования такой деятельности для разработки ее научно-методических основ, обоснования криминологической концепции определения ее места в криминологии.
Проблема правового обеспечения предупреждения преступности в Вооруженных силах как единого явления ставится впервые. До сих пор предметом научного анализа была только преступность военнослужащих. Вместе с тем Вооруженные силы имеют наиболее благоприятные условия для организации и проведения такой работы, поскольку они представляют относительно самостоятельную, закрытую общность, функционирующую на единой правовой основе, имеют единую материально-техническую базу, единый порядок деятельности и общую цель. Все
это позволяет обобщать состояние и динамику преступности, выявлять наиболее типичные факторы, лежащие в основе преступлений, совершаемых военнослужащими, и вырабатывать единые для Вооруженных сил правопредуп-редительные мероприятия. При этом следует отметить, что узость профилактических исследований, ориентированность их на преступления не обеспечивает должной эффективности профилактики, поскольку, во-первых, исчезает такое важное звено, как раннее предупреждение, т. е. упреждающая борьба с преступностью.
Во-вторых, обращение только к преступлениям заведомо обрекает правопредупредительную работу на определенную ограниченность. Преступления — только часть правонарушений, причем незначительная. По ним невозможно судить в более или менее полном объеме о причинах преступности в войсках, если не изучать дисциплинарные проступки. Проступки — это промежуточные звенья между преступностью и явлениями, выступающими в качестве ее причин. Проступки непосредственно вырастают из этих явлений и при определенных условиях трансформируются в преступления.
Из-за существующего исследовательского вакуума между преступностью и причинными факторами мы не видим специфических причин ряда категорий преступлений. Неслучайно многие частные определения судов и представления следователей характеризуются однообразием обстоятельств, указываемых в качестве причин и условий, способствующих совершению преступле-
ний, — бесконтрольность, слабый уровень воспитательной работы и т. д. Для полного представления необходимо изучать совокупность правонарушений, тем более что принципиальные содержательные различия между воинскими правонарушениями и преступлениями во многих случаях незначительны.
В-третьих, отсутствие таких исследований не позволяет обобщить работу командиров (начальников) по предупреждению правонарушений, их дисциплинарную практику, вести их целенаправленное изучение, вырабатывать необходимые рекомендации. Совокупность пред-криминальных правонарушений, не образующих преступление, разнообразна. Наиболее распространенная их часть — дисциплинарные проступки. Но обобщать их невозможно из-за отсутствия единого перечня.
Для разработки предупреждения преступлений в войсках необходима соответствующая правовая база. Речь идет о точном определении содержания и объема де-линквентности, подобно тому как определяется преступность. Для того, чтобы выяснить причину какого-либо явления, необходимо знать, что представляет собой это явление. Сегодня мы не можем ответить на этот вопрос, поскольку в военном законодательстве отсутствуют понятия и признаки конкретных дисциплинарных правонарушений. В качестве правонарушения признается нарушение тех или иных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами и иными актами. Такое определение является формальным, произвольным, не дает критериев для оценки опасности содеянного,
что не способствует осуществлению военным законодательством правопредупредительной функции.
В этом отношении общее законодательство ушло вперед, установив систему административных правонарушений и основания привлечения к ответственности лиц, виновных в их совершении. К подавляющему большинству военнослужащих это административное законодательство не применяется.
Таким образом, актуальной задачей является создание кодифицированного законодательства о дисциплинарных проступках, которое не только позволит упорядочить дисциплинарную ответственность военнослужащих, повысить предупредительную роль военного законодательства, но и определить содержание де-линквентности военнослужащих как явления, что необходимо для научной разработки профилактических мероприятий, защиты прав военнослужащих от субъективизма и произвола.
Помимо дисциплинарных проступков предметом делинквент-ного предупреждения являются лица, нарушившие уголовный закон, но не признанные преступниками, и лица, совершившие деяния, предусмотренные уголовным законом, но не осужденные судом по каким-либо причинам. В том числе это касается военнослужащих. В отношении одних дела прекращаются по не-реабилитирующим основаниям, преступления других скрываются командирами (начальниками), деяния третьих вообще остаются необнаруженными. По нашему мнению, к группе лиц, вступивших в конфликт с уголовным законом, но продолжающих прохождение военной службы, а следовательно, являющихся объектом предупреждения, следует отнести военнослужащих, осужденных условно с испытательным сроком, с отсрочкой исполнения приговора, взятых на
поруки, условно-досрочно освобожденных из дисциплинарной воинской части. Кроме того, надо учесть призыв на военную службу лиц, имеющих судимость, которые в настоящее время остаются вне специального профилактического воздействия. Таким образом, речь идет о правонарушителях, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом, но остающихся на воинской службе. Несомненно, что работа с ними должна быть специфичной, она должна включать такие элементы, которые характерны для работы с осужденными преступниками. Это, конечно, не значит, что нужно создавать для них в воинской части режим исправительной колонии, но комплекс проводимых с ними индивидуальных мероприятий должен быть направлен на их исправление и перевоспитание с учетом совершенных ими деяний.
Выявление обстоятельств, способствовавших совершению ими преступлений и иных правонарушений, недостаточно. Если ограничиться этим, создаются реальные предпосылки для закрепления у них антиобщественных качеств, они идут на рецидив. Это создает предпосылки к распространению криминального вируса. По мнению автора, предупредительная работа должна отражать качественные изменения в структуре воинских правонарушений. По форме как нарушения, так и их наиболее опасная форма — преступления могут быть неизмененными, но ждут изменения в моти-вационной сфере.
Так, в неуставных взаимоотношениях получают распространение насильственные действия на почве межнациональных конфликтов и землячества, социального и материального расслоения, происходящего в обществе. Не исключено появление неуставных взаимоотношений по политическим мотивам, что связано с развитием многопартийности,
усилением влияния на армию так называемых неформальных организаций.
Происходят изменения не только в мотивации, но и в видах преступлений. Появились мошенничество, организованная и коррупционная преступность, увеличивается количество хищений бюджетных средств и т. д. Эти новые явления также нуждаются в исследовании.
Все большее значение в структуре причин неуставных взаимоотношений приобретает такой криминогенный фактор, как сокрытие преступлений и чрезвычайных происшествий. Это явление в армейской специфике мало изучено. Между тем проблема актуальна настолько, что стала достоянием широкой общественности. Речь идет о случаях гибели военнослужащих в мирное время. Остается вне поля зрения военно-юридической науки еще один аспект негативных явлений. Так называемые фоновые явления, которые создают для преступности питательную среду. К ним относятся преступность несовершеннолетних, самоубийство, наркомания, алкоголизм.
Необходимо подчеркнуть, что с криминологических позиций, проступки рассматриваются как исходный материал для предупреждения преступлений. Особенность криминологического подхода к борьбе с антиобщественными явлениями состоит в том, что они рассматриваются с позиции предупреждения преступлений, возможностей их криминогенного действия, влияния на рост преступности. По мнению автора, особый криминологический подход к предупреждению антиобщественных явлений можно проследить на всех этапах профилактики преступлений, начиная с этапа раннего предупреждения.
В армейских условиях эти этапы охватывают периоды военной службы по призыву и по контракту (начальный, основной, завершающий), учитывают характер службы и служебное положение
военнослужащих и образуют раннее, непосредственное предупреждение и предупреждение рецидива.
Теоретический и практический интерес представляет определение общего и особенного во взаимосвязанных направлениях не только правопредупредительной деятельности, но и правовой работы в целом (нормотворческой, правоприменительной, правовоспитательной) органов военного управления и военной юстиции. Эти направления объединяет то, что они служат способами обеспечения законности и направлены на снижение уровня преступности в войсках. Общие у них и цели: укрепление правопорядка, соблюдение военнослужащими правовых норм. По мнению автора, основным методом осуществления этих целей является убеждение. Их взаимосвязь имеет правопре-дупредительную направленность и придает криминологический аспект всем направлениям правовой работы органов военного управления и военной юстиции, включая правопредупредительную деятельность. Сложность и специфичность предупреждения преступности в войсках, характер задач, уровни и масштабы мероприятий обусловливают необходимость исследования и систематизации путей и приемов предупреждения всех правонарушений.
Основные методы предупреждения преступности в армейских условиях — убеждение, поощрение и принуждение. Специфика воинской дисциплины и правового положения военнослужащих, повышенная ответственность за ряд деяний, квалифицируемых как воинские преступления обусловливают необходимость исследования дисциплинарной практики как важного средства предупреждения преступлений и правового воспитания военнослужащих.
Анализ дисциплинарной практики позволяет оценить ее эффективность не только с точки зрения воздействия командиров (на-
чальников на подчиненных), но и состояния правовой подготовки командных кадров к выполнению криминологических функций в осуществлении как правопредуп-редительной деятельности, так и правовой работы в целом. Методы предупреждения преступности (убеждение, поощрение, принуждение) тесно связаны с методами ее организации.
В группу методов организации входят:
1) методы организации деятельности субъектов правопредупре-дительной деятельности;
2) методы избирательного воздействия правопредупредитель-ных мероприятий;
3) методы обеспечения предупреждения преступлений;
4) методы изучения эффективности правопредупредительной деятельности.
Разумеется, названные методы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако они имеют и свою специфику.
К основным методам правопре-дупредительной деятельности указанных субъектов относятся:
1) учет и анализ информации о преступлениях и факторах, влияющих на обстоятельства их совершения;
2) прогнозирование и планирование правопредупредительной деятельности;
3) определение содержания путей, мер и способов предупреждения преступности в Вооруженных силах.
Субъектами правопредупреди-тельной деятельности в воинских частях и соединениях являются главным образом командиры (начальники). Правовые основы ее проведения и методы осуществления также своеобразны. В руках командования сосредоточены практически все средства право-предупредительного воздействия на военнослужащих в процессе их службы, деятельности, быта, досуга и отдыха.
Криминологическая наука и ее составная часть — военная крими-
нология — решают на современном этапе важные задачи, главной из которых является разработка эффективных путей, мер и способов предупреждения преступности, отдельных групп и видов уголовно наказуемых деяний. По мнению автора, конкретное решение этой задачи тесно связывает криминологическую науку с практическими вопросами повышения боеготовности и боеспособности войск, укрепления воинской дисциплины и правопорядка в воинских частях и соединениях. Объективные условия для решения главной задачи постоянно меняются; следовательно, ее практическое осуществление возможно лишь при получении надежных сведений об имеющихся тенденциях преступности в целом, а также по отдельным регионам и сферам, о конкретном содержании причин преступности, социальной характеристике преступников и т. д. Поэтому наряду с главной задачей следует различать задачи прикладного характера, которые обеспечивают разработку научно обоснованных и эффективных мер предупреждения преступности. Эти прикладные задачи многочисленны, их целесообразно сгруппировать по составным частям криминологии и другим практически важным направлениям правовой работы.
Первая группа задач связана с необходимостью постоянного изучения состояния, структуры и динамики преступности в стране и в Вооруженных силах путем:
1) сравнительного анализа преступных проявлении в республиках, областях, округах, гарнизонах;
2) изучения динамики отдельных видов общеуголовных и воинских преступлений;
3) изучения уголовно наказуемых деяний, совершаемых в особых условиях несения службы (в боевой обстановке, в военное время, на учениях, в походах, на боевом дежурстве);
4) изучения преступных деяний среди отдельных категорий воен-
нослужащих (офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат);
5) изучения латентной (скрытой) преступности в воинских частях.
Вторая группа задач связана с изучением причин преступности, конкретных преступлений и личности правонарушителей:
1) дальнейшего уточнения общей концепции причин преступности в обществе и Вооруженных силах;
2) выявления связей преступных проявлений с неблагоприятными условиями воспитания военнослужащих, их жизни, деятельности, быта и досуга;
3) изучения социально-психологических, социально-демографических и психофизиологических особенностей личности правонарушителей из различных категорий военнослужащих;
4) анализа мотивации в конкретных видах преступного поведения военнослужащих и в ситуациях военной службы;
5) изучения причин отдельных групп преступлений;
6) комплексного изучения причин преступлений в отдельных частях, гарнизонах и округах, видах Вооруженных сил и родах войск.
Третья группа задач связана с изучением преступности, ее причин и личности правонарушителей. В нее входят:
1) совершенствование статистических методов изучения преступности в деятельности органов военного управления и военной юстиции;
2) разработка автоматизированной системы информации в органах военного управления и военной юстиции, позволяющей оперативно собирать и обрабатывать криминологические сведения;
3) изучение возможностей использования более точных мате-
матических методов анализа криминологических данных;
4) разработка и внедрение новых методов изучения причин преступлений и личности виновных по конкретным уголовным делам и для проведения криминологических обследований в воинских частях и гарнизонах;
5) разработка методов криминологического прогнозирования и планирования правопредупреди-тельной работы в войсках.
В перечне актуальных задач военной криминологии следует также назвать изучение и распространение положительного опыта борьбы с преступными проявлениями в Вооруженных силах Российской Федерации.
Таким образом, правовое обеспечение предупреждения преступлений в войсках как вид криминологической деятельности органов военного управления и военной юстиции исследуется составной частью криминологической науки — военной криминологией, предметом которой являются специфические особенности преступности в Вооруженных силах. Специфика криминологической концепции правового обеспечения состоит в раскрытии содержания и механизма ее осуществления в системе познания причин преступности и разработки мер по ее предупреждению, установления влияния правовой работы на состояние правопорядка. Выделение этого направления исследований в качестве самостоятельного принципиально важно для развития методологии и теории криминологической науки и научного обеспечения деятельности по укреплению правопорядка и предупреждению преступлений в войсках.
В условиях необходимости укрепления правовых основ военной службы и быта, законности и правопорядка исследование
криминологических проблем правовой работы органов военного управления и военной юстиции позволяет определить теоретическую модель оптимизации правого обеспечения предупреждения преступности в войсках.
Оптимальность этой деятельности включает:
1) обусловленность правопре-дупредительной деятельности социальными потребностями (социальная ценность);
2) целедостижение (эффективность правопредупредительной работы в узком смысле);
3) целеполагание (задание органам военного управления и военной юстиции полезных целей);
4) организацию достижения целей правопредупредительной деятельности средствами органов военного управления и военной юстиции.
По мнению автора, общими целями предупреждения преступности в войсках как социально-криминологического направления правовой работы органов военного управления и военной юстиции на основе действующего законодательства и потребностей практики являются:
1) защита прав военнослужащих;
2) охрана от противоправных посягательств воинского правопорядка;
3) обеспечение исполнения законодательства и актов военного управления всеми военнослужащими;
4) правовое обучение и воспитание военнослужащих в духе обязательного исполнения законов и актов военного управления;
5) создание условий для предупреждения всех правонарушений, исправления, перевоспитания военнослужащих, совершивших правонарушения и преступления.