Мокрицкий A.B.,
■Заместитель Главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
Преступность — это сложное явление, которое предстает перед нами, прежде всего, в виде различных преступлений. Поэтому целесообразно начать рассматривать вопрос ней, подходя к оценке преступления и с позиции криминологии, и с позиции уголовного права, то есть, исходя из того, как оно отражает разные стороны фактически совершаемых наиболее общественно опасных деяний. При уголовно-правовом подходе внимание сосредоточивается на юридическом анализе состава преступления в единстве четырех его элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Преступление анализируется как относительно изолированный акт виновного нарушения человеком уголовного запрета. При криминологическом подходе преступление рассматривается, во-первых, одновременно в контексте условий внешней для человека среды и характеристик самого человека; во-вторых, не как одномоментный акт, а как определенный процесс, развертывающийся в пространстве и времени. Закон требует исследования преступления в единстве его уголовно-правовой и криминологической характеристик. В соответствии с ч. 3 ст. 60 Уголовного кодекса Российской Федерации «при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, и личность виновного».
Поведение человека — сложное многофакторное явление. Этим оно отличается от поведения животных. В самых тяжелых, критических ситуациях высоконравственные люди находят достойные выходы. И если есть свобода выбора, то сама личность ответственна за тот вариант поведения, который избирает. Ситуация — лишь «лакмусовая бумажка», выявляющая сущность личности. Никакие «способствующие» преступлению обстоятельства не могут служить оправданием преступного поведения. Ситуация возникновения преступных действий — лишь показатель того, в каких условиях данная личность способна совершить преступление. Повод преступления — внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественно опасную направленность личности преступника. Причины — это социально-психологические детерминан-
ты, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Условия — такие антисоциальные явления, которые сами не порождают преступность, а способствуют формированию и действию причин. Условия сами не могут породить преступление, но без их наличия причина не может ни сформироваться, ни реализоваться. Повод не имеет самостоятельного причиняющего значения. Однако повод преступления в значительной мере характеризует личность преступника, его склонности, социальные позиции, мотивы и цели преступления. Мотивация преступления формируется негативными личностными качествами преступника — корыстью, мстительностью, ревностью, тщеславием, системой ложных воззрений (неправильным пониманием понятия долга, товарищества). Все это исходит не только из личных качеств преступника, но и из жизненных факторов, которые его окружают. Фактор — это обстоятельство, обусловливающее (порождающее, способствующее и препятствующее) какое-либо явление.
Понятие преступления является одной из основных категорий уголовного права. Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений, Уголовный кодекс Российской Федерации определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями. Преступление всегда представляет собой деяние (действие или бездействие). Такая формулировка закона подчеркивает, что преступление — это всегда поведение, деятельность конкретного человека. Понятием деяния в Уголовном кодексе Российской Федерации охватывается как общественно опасное действие (бездействие), так и его вредные последствия. Как правомерное, так и противоправное поведение человека начинается с мыслительной деятельности, которая сама по себе не может быть преступной, если не сопровождается непосредственной деятельностью, поступками человека. Намерения, цели, ради осуществления которых человек не предпринимает действий, не относятся к области уголовно-правового регулирования, поскольку не создают опасности причинения вредных последствий.
Такое положение в настоящее время является общепринятым в науке уголовного права. Но почему человек совершает преступление? Почему для решения своих проблем многие избирают преступный путь? Что делать в целях недопущения этого? Эти вопросы волнуют умы людей уже не одно тысячелетие. На них пытались ответить философы и писатели, социологи и врачи, экономисты и политики. Это понятно, поскольку затрагиваются жизненно важные,
касающегося каждого человека вопросы. Многие полагают, что покончить с преступностью можно, руководствуясь только здравым смыслом, обыденным сознанием, не изучая и не учитывая весь накопленный в данном отношении человеческий опыт. Причем нередко отвергаются научные рекомендации и игнорируются даже требования закона со ссылками на «чрезвычайность». Однако через короткое время в этих случаях преступность снова растет и становится еще более опасной, чем прежде, поскольку ее причины сохраняются. На смену задержанным, арестованным преступникам приходят новые лица, находившиеся и действовавшие в таких же социальных условиях, что и ранее совершавшие преступления люди. История показала, что люди продолжали совершать преступления, причем далеко не единичные и самые разные. Часть из них делали это неоднократно. На вопросы, что же такое преступление, почему преступления совершаются, и что делать с теми, кто их совершает, также пытались ответить Платон и Аристотель в Древней Греции. Платон считал, что причинами преступлений являются, гнев, ревность, стремление к наслаждениям, неведение и заблуждение человеческого разума. Однако Аристотель отмечал такие причины преступлений, которые коренились во внешних для преступника условиях: беспорядки в государстве; возможность легко скрыть похищенное; искусственная нужда, возникающая от чрезмерного богатства других; нежелание и боязнь потерпевших обратиться с жалобой. О причинах преступности писали также и в эпоху Возрождения: Локк, Гельвеций, Гольбах, Дидро и другие философы, отмечая социальную неустроенность общества. Из этого можно сделать вывод, что причины и условия преступности объединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. Determinate — обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают преступность как свое следствие.
Различные недостатки в организации воинской жизни, быта, учебно-воспитательного процесса в части или подразделении, проявление бюрократизма, бездушия и элементарной несправедливости отдельными начальниками, с одной стороны, оказывают отрицательное влияние на неправильное формирование личности и закрепление антиобщественной ориентации отдельных военнослужащих, а с другой стороны, — это условия, способствующие совершению преступлений и иных правонарушений в войсках.
К данной группе предпосылок относятся такие, наличие которых может способствовать совершению самых различных общеуголовных и воинских правонарушений. При их выявлении следует установить конкретных лиц, допустивших эти недостатки. К числу наиболее общих предпосылок, способствующих совершению военнослужащими различных преступлений, следует отнести:
а) недостатки в организации и проведении правопредупредительной работы в части, подразделении (отсутствие ее системы в воспитательном процессе и несоответствие его предъявляемым требованиям; расхождение слова и дела; аморальное и неправомерное поведение отдельных командиров на службе и в быту; незнание положения дел в коллективе и индивидуальных качеств подчиненных; отсутствие работы с судимыми до призыва на военную службу и условно-досрочно освобожденными из дисциплинарной воинской части, либо имеющими дефекты в воспитании и поведении; отсутствие контроля за личным составом, находящимся в отрыве от коллектива; оставление без внимания неформальных групп, объединившихся по национальным признакам, землячеству, и их лидеров и др.);
б) недостатки дисциплинарной практики (безнаказанность за прежние правонарушения, дисциплинарные проступки, аморальное поведение; неприведение в исполнение наложенных дисциплинарных взысканий; неиспользование мер общественного воздействия (обсуждение проступков на соответствующих совещаниях, собраниях и т.п.); применение мер воздействия, не предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, либо с превышением дисциплинарных прав; неприменение мер поощрения к лицам, заслужившим их; неисполнение объявленных мер поощрения; применение хотя и законных, но явно несправедливых мер воздействия; грубость и бестактность);
в) сокрытие командованием правонарушений и грубых дисциплинарных проступков подчиненных (недонесение о них вышестоящему командованию, а при необходимости — военному прокурору; непринятие мер к возбуждению дознания либо расследованию; неправильный учет дисциплинарных проступков, подмена их менее опасными; лакировка положения с дисциплиной в части);
г) неправильные действия командиров и начальников (офицеров, прапорщиков, сержантов), которые могут проявляться в неиспользовании своих прав или в превышении их, неиспользовании своих общих или специальных обязанностей, вовлечении подчиненных в неправомерные, действия, даче им поручений, не вытекающих из служебных взаимоотношений и интересов службы);
д) недостатки в организации службы войск:
— несоблюдение требований общевоинских уставов в организации повседневного порядка (несоответствие распорядка дня в части требованиям устава и несоблюдение его различными категориями личного состава, а также своих обязанностей от подъема до отбоя; неправильная отдача распоряжений, например, минуя непосредственных начальников; оставление личного состава подразделения без старшего в отсутствие соответствующего начальника; передвижение личного состава на занятия, для приема пищи вне строя и т.п.);
— недостатки в организации и несении боевого дежурства, караульной (вахтенной), внутренней, пограничной служб, патрулирования в гарнизоне (несоответствие содержания отдельных внутренних документов требованиям соответствующих уставов; нарушение уставный требований в организации службы или ее элементов; недостатки в подготовке к исполнению обязанностей, незнание их, непроведение занятий, непредоставление времени для отдыка и др.);
— отсутствие заботы о подчиненных, бытовая неустроенность личного состава (необеспеченность личного состава соответствующими видами довольствия в пределах, предусмотренных нормативами, нарушение уставных положений, определяющих площадь, температурный режим, наличие удобств и т.п.; нерегулярность в обеспечении обмундированием, продовольствием и т.п.; недочеты в медицинском обеспечении);
— недостатки в контроле за личным составом (отступление от уставных требований при проведении вечерних поверок; несоблюдение командирами отделений, расчетов, экипажей и заместителями командиров взводов обязанности — знать о месте нахождения каждого своего подчиненного; несистематические проверки личного состава при построениях для следования в столовую, к месту занятий, в клуб и т.п. Невыполнение своих обязанностей по контролю за соблюдением личным составом распорядка дня различными должностными лицами части);
— недостаточная борьба с пьянством (непринятие мер дисциплинарного и общественного воздействия к лицам, замеченным в употреблении спиртного и т.п.);
— неправильное поведение потерпевшего, способствовавшее совершению преступления (легкомысленное отношение к правилам, охраняющим общественный порядок и безопасность, вступление в незаконные сделки, провоцирующее поведение, пребывание в состоянии опьянения и т.п.).
Таким образом, организация эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми военнослужащими, является одним из перспективных направлений снижения криминогенной ситуации в войсках. В целом возможности для этого имеются. Для их реализации, на наш взгляд, необходимы: целенаправленная правовая работа всех звеньев органов военного управления, органов военной юстиции и общественности; организация регулярных криминологических обследований (в армии таких подразделений нет); создание и реализация программ предупреждения преступности в Вооруженных Силах; повышение уровня криминологической грамотности военнослужащих.
Анализ материалов уголовных дел, прокурорских проверок, данные социологических и криминологических исследований позволяют выделить следующие основные обстоятельства (причины и условия), способствующие совершению военнослужащими преступлений: ослабление контроли-
Криминологическая характеристика контрабанды
Васильев Д.В.
рующей роли со стороны вышестоящих штабов и органов военного управления за организацией подчиненными должностными лицами повседневной деятельности войск, в том числе в вопросах предотвращения гибели и травматизма среди военнослужащих, обеспечения безопасных условий прохождения службы; низкая личная примерность командного состава и других воинских должностных лиц; ненадлежащее исполнение должностными лицами, младшими командирами и лицами суточного наряда уставных обязанностей по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, а также попытки сокрытия преступных деяний; неправильные, искаженные представления отдельных военнослужащих об интересах, назначении службы, ложное понимание требований служебного долга, с которыми связаны опрометчивые, необдуманные действия; недостаточность законодательно установленных мер дисциплинарного воздействия на нарушителей правопорядка из числа военнослужащих, а также зачастую необоснованная либерализация законодательства об уголовной ответственности за преступления против военной службы; снижение качества призывного контингента, обусловленное в том числе и нарушениями законодательства о комплектовании войск и престижа военной службы; недостатки существующей системы правовой и профессиональной подготовки командного состава.