дексом Российской Федерации, при совершении любого правонарушения с материальным составом, причиняющего не только имущественный, но и физический, а также моральный вред.
Оправдывая такой подход к пониманию мелкого хищения, в то же время необходимо сказать, что применение мер дисциплинарного и гражданско-правового характера к виновному может быть реализовано только после применения мер административно-деликтного характера. Для возложения на виновное лицо, совершившее мелкое хищение, мер дисциплинарной и материальной ответственности необходима предварительная реализация административной ответственности. Это происходит в установленной нормами административного права процедуре, т. е. «...имеет место своего рода преюдиция в установлении фактов, приводящих к правовым последствиям» (5, 43). Во всех случаях реализации различных по правовой природе мер ответственности базовым, главным элементом фактического основания ответственности является совершение собственно административного правонарушения, в нашем случае - мелкого хищения. Таким образом, административная ответственность за совершение мелкого хищения является первичной по отношению к иным рассмотренным видам юридической ответственности.
Исходя из сферы правового регулирования, являющейся доминирующим критерием при определении места правовой категории в системе права, мелкое хищение в современный период является административно-правовым понятием, с присущими ему признаками административного правонарушения, включающими в себя черты уголовно-правового хищения.
Совершение лицом мелкого хищения, являющегося правонарушением с материальным составом, служит основанием для привлечения его к гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности, что связано с возмещением причиненного ущерба гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям, а также с нарушением трудовой дисциплины, выразившемся в хищении вверенных работнику материальных средств в силу его трудовых отношений. При этом административная ответственность является первичной по отношению к иным видам юридической ответственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. - М., 1995.
2. Владимиров В. А., Ляпунов Ю. И. Социалистическая законность под охраной закона. - М., 1979.
3. Гаухман Л. Д., Серова М. Н. Ответственность за мелкое хищение государственного или общественного имущества. - М., 1990.
4. Завидов Б. Д. Кража: уголовно-правовой анализ. - М., 2002.
5. Зарубицкая Т. П. Мелкое хищение как комплексный правовой деликт: вопросы квалификации и ответственности. - Н. Новгород, 2004.
6. Захарова Т. П. Правовые и криминологические аспекты реализации задач уголовной политики в сфере борьбы с мелкими хищениями государственного и общественного имущества: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1984.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ под ред. В. М. Лебедева. - 3-е изд., доп. и испр. - М., 2004.
8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. / под ред. О. Ф. Шишова. - М., 1998. - Т. 2.
9. Кочои С. М. Ответственность за корыстные преступления против собственности. - М., 2000.
10. Кригер Г. А. Борьба с хищениями социалистического имущества. - М., 1965.
11. Назарова Н. Л. Мелкое хищение чужого имущества в России: вопросы правовой квалификации и профилактики в современный период: дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2000.
12. Российское уголовное право: в 2 т. / под ред. А. И. Ра-рога. - М., 2003. - Т. 2.
13. Севрюков А. П. Хищение имущества: (Криминологические и уголовно-правовые аспекты). - М., 2004.
14. Севрюков А. П., Пономарев П. Г., Уканов К. Ш., Бор-бат А. В. Проблемы борьбы с хищениями в регионах России. -М., 2003.
15. Сергеева Т. Л. Уголовно-правовая охрана социалистической собственности в СССР. - М., 1954.
16. Трудовое право России / под ред. А. С. Пашкова. - СПб., 1994.
17. Уголовное право Российской Федерации: (Особенная часть) / под ред. А. И. Рарога. - М., 2002.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
С. В. Зайцев
Омская академия М ВД России
Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, переход российской армии на качественно новый уровень должны касаться не только материально-технического обеспечения и решения ряда вопросов социального характера, но и совершенствования уровня правопорядка и правосознания российских военнослужащих. Происходить это должно одновременно на всех уровнях армейской вертикали и, в первую очередь, среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. За последние годы резко увеличилось количество преступлений против военной службы как закономерное следствие нарушений воинской дисциплины. Удельный вес воинских преступлений военнослужащих в структуре преступности в войсках не является постоянной величиной и колеблется в пределах 50-70% (1, 37).
Негативным криминологическим явлением в войсках продолжает оставаться офицерская преступность: с 2000 г. по 2004 г. количество преступлений, совершенных офицерами, возросло более чем в 1,5 раза. Удельный вес этих деяний в общей структуре армейской преступности увеличился с 10,6 до 14,8% (2).
Более всего криминализованной группой воинских должностных лиц, имеющих доступ к бюджетным средствам, являются работники финансовых органов. Среди них распространены хищения государственных денежных средств.
Статистика показывает, что общее количество преступлений, зарегистрированных в высших военно-учебных заведениях, остается высоким. Так, в первой половине 2005 г. наиболее распространены преступления, совершенные на почве неуставных взаимоотношений (+27%) и против военного имущества и бюджетных средств, выделенных на нужды обороны (+22,2%) (2).
Распространенными видами правонарушений являются нарушения уставных взаимоотношений между военнослужащими (вымогательство денег курсантами у сослуживцев с применением физического насилия и др.); преступления в отношении гражданских лиц (кражи, грабежи и разбойные нападения в целях завладения личным имуществом граждан и организаций и др.); самовольное оставление части.
Для укрепления правопорядка и воинской дисциплины в курсантской и слушательской среде представляется целесообразным изменить стиль работы руководящего состава военных вузов, отойти от преимущественно административных методов управления и усилить внимание к проблемам обуча-
емых, учитывая в работе с ними исключительно воспитательный аспект наказания. В этом процессе важно использовать также нравственное, правовое, эстетическое, экологическое и другие виды воспитания курсантов и слушателей. Именно комплексный подход будет способствовать практической реализации указанных целей в ходе подготовки офицеров.
Мероприятия по переходу к комплектованию воинских частей и соединений, проводимые преимущественно военнос-лу жащими-контракгниками, показали: одной лишь материальной мотивации при их поступлении на военную службу недостаточно.
Стремление значительной части молодых офицеров досрочно уволиться из армии и нежелание преобладающей части офицеров, призванных из запаса, продлить службу после окончания первого контракта указывают на неустойчивую воен-но-профессиональную ориентацию. Этому способствует также падение престижа военной службы и снижение социального статуса офицера в современной России (1,45). На наш взгляд, необходим более глубокий подход к проблеме выбора человеком военной профессии и поиску оптимальных управленческих решений в сфере воспроизводства и сохранения офицерских кадров.
Для достижения существенных сдвигов в предупреждении правонарушений и преступлений среди военнослужащих нужно избавиться от элементов стихийности в этой области, поставить профилактическую работу в частях, подразделениях на научную основу. Для успешного решения этой задачи офицерам и, в первую очередь, офицерскому составу в подразделениях, остро необходим определенный объем теоретических знаний в области криминологии. Эго позволит им хотя бы в самой общей форме предвидеть возможность совершения правонарушений и своевременно предупреждать противоправное поведение подчиненных (3,4).
К причинам и условиям преступности военнослужащих необходимо отнести такие криминогенные факторы, как плохое материальное обеспечение солдат, их низкая дисциплина, неукомплектованность воинских частей кадрами, низкий уровень подготовки офицеров, необеспеченность офицерского корпуса нормальными жилшцно-бытовыми условиями, бесхозяйственность и бесконтрольность, укрывательство правонарушений и даже преступлений. Однако, по нашему мнению, основным криминогенным фактором в армии является низкий уровень воспитания подчиненных командирами и начальниками, отсутствие в воспитании индивидуального подхода.
Проведенный нами анализ официальных статистических данных о преступности в армии и анкетный опрос более 700 военнослужащих различных категорий показали, что среди мер, касающихся предупреждения правонарушений и преступлений военнослужащих, можно выделить следующие:
- реальное введение, наряду с воинской, альтернативной гражданской службы;
- переход на призыв в армию один раз в году, с тем чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих и перекрыть каналы попадания в армию криминально зараженных лиц;
- повышение призывного возраста до 20 лет;
- определение единых подходов к учету всех преступлений и происшествий, а также ужесточение меры ответственности должностных лиц за их сокрытие. По каждому случаю сокрытия информации о преступлении и направлении подчиненных на любые хозяйственные работы необходимо привлекать виновных лиц к законной ответственности вплоть до увольнения с военной службы;
- принятие комплекса мер по кардинальному изменению ситуации с преступными проявлениями и происшествиями в армии. Прежде всего, в офицерской среде необходимо искоренить случаи полного равнодушия к своим подчиненным. Особое внимание следует уделить качествам военного профессионала, высокой общей культуре и нравственной чистоте офицера;
- внесение изменений в программы обучения высших военно-учебных заведений, в которых предлагается предусмотреть усиление акцента на привитие будущим офицерам навыков индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Необходимо существенно скорректировать систему их подготовки;
- введение в вузах учебной дисциплины «Военная криминология»;
- возвращение к практике целенаправленной подготовки офицеров - воспитателей ротного и батальонного звена. Подготовка специалистов этой категории для армии должна осуществляться по соответствующим программам, в заранее определенных военно-учебных заведениях;
- разработка новой, более действенной системы поощрения офицеров, непосредственно работающих с личным составом воинских частей и подразделений. В частности, предусмотреть повышение штатно-должностных категорий командиров рот и их заместителей по воспитательной работе;
- введение самостоятельного и независимого от военного командования и федеральных структур исполнительной власти органа военной полиции, уполномоченного пресекать, выявлять и предупреждать правонарушения и преступления, проводить дознание, осуществлять охрану общественного порядка, проводить оперативно-розыскные мероприятия в полном объеме и розыск военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, и похищенного оружия, осуществлять патрулирование и конвоирование военнослужащих;
- активизирование борьбы с пьянством и наркоманией в частях и подразделениях;
- обеспечение эффективности работы ведомственного контрольно-ревизионного аппарата;
- качественное улучшение сержантского корпуса. Он должен состоять из военнослужащих, проходящих службу по контракту, имеющих достаточное денежное содержание и специальную подготовку;
- воссоздание в войсках системы юридического всеобуча на всех уровнях;
- развитие существующих и создание новых эффективных механизмов взаимодействия и форм совместной работы органов военного управления Вооруженных Сил и Русской Православной Церкви. Продолжительный отказ от сотрудничества с Русской Православной Церковью способствовал развитию в армии таких негативных явлений, как нравственный нигилизм и релятивизм, утрата патриотизма, ухудшения здоровья военнослужащих, ослабление дисциплины и рост преступности. И офицер-воспитатель, и священник, на наш взгляд, крайне необходимы в полку, в батальоне.
Таким образом, современным Вооруженным Силам сегодня нужны не просто высококвалифицированные командиры и офицерские кадры, а психологически и педагогически подготовленные, научно мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Они несут личную ответственность за все, что происходит в подразделении, части, за их боеготовность, подготовку, состояние дисциплины, морально-психологичес-кий климат, за все дела и поступки подчиненных. Только при осуществлении конкретных, целенаправленных и комплексных мер предупреждения правонарушений и преступлений можно рассчитывать на определенные успехи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев С. В. Криминологическая характеристика преступности в армии и основополагающие начала борьбы с ней // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения: межвуз. сб. науч. тр. - Омск: Омская академия МВД России, 2003. - Вып. 10.
2. Обзор ГВП о состоянии преступности среди офицерского состава Вооруженных Сил и других воинских формирований (2005 г.).
3. Усманов О. О., Чесноков В. А. Правовые основы воинской дисциплины // Предупреждение правонарушений в воинских частях / под ред. А. П. Шумаева. - Новосибирск, 1990.