ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИМИНОГЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ВОЙСКАХ
В.А. ШЕСТАК,
кандидат юридических наук, заместитель начальника пресс-службы организационного управления
Главной военной прокуратуры, полковник юстиции Научная специальность: 20.02.03 — военное право, военные проблемы международного права
E-mail: [email protected]
Аннотация. Антикриминогенная деятельность органов военного управления и правоохранительных органов в войсках представляет собой систему законных мер, направленных на выявление и применение антикриминогенного потенциала военной службы, устранение или нейтрализацию причин преступлений и условий, способствующих их совершению.
Ключевые слова: антикриминогенная деятельность, предупреждение преступности, сознание, военнослужащие, органы военного управления, правоохранительные органы.
FEATURES OF ANTICRIMINOGENIC ACTIVITY OF BODIES OF MILITARY MANAGEMENT AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN ARMIES
V.A. SHESTAK,
candidate of jurisprudence, deputy chief of the press service of organizational management
of the Main military prosecutor's office, colonel of justice
Annotation. Anticriminogenic activity of bodies of military management and law enforcement agencies in armies represents system of the lawful measures directed on identification and application of anticriminogenic capacity of military service, elimination or neutralization of the reasons of crimes and the conditions promoting their commission.
Keywords: anticriminogenic activity, crime prevention, consciousness, military personnel, bodies of military management, law enforcement agencies.
Нормы российского законодательства оказывают стимулирующее влияние на формирование позитивного отношения граждан к содержанию военной службы и исполняемым функциональным обязанностям, представляя модель желаемого, законопослушного поведения. При этом, большинство военнослужащих верно ориентируется в иерархии ценностей в антикриминогенной сфере. Они высоко оценивают престиж правопорядка, правовой системы и правоохранительных органов в войсках. Оценка антикриминогенной эффективности правоохранительных органов в войсках не всегда совпадает с оценкой их престижа. Так, при существенном взаимовлиянии оценок такое расхождение наиболее характерно для осужденных. Для ряда законопослушных военнослужащих различных категорий, отличающихся высоким уровнем сознательности, деятельность правоохранительных органов в войсках представляется недостаточно эффективной, в связи с повышенной требовательностью этих лиц к обеспечению правопорядка. При этом значительная часть военнослужащих имеет низкий уровень антикриминогенной культуры, что существенно влияет на их поведение.
Высокая степень правовой регламентации военно-служебных и внеслужебных межличностных от-
ношений обусловливает закрепление ряда моральных норм, обращенных к гражданам, в качестве обязательных правовых норм для военнослужащих. Их реализация существенно увеличивает правовую ответственность военнослужащих и значимость позитивного оценочного отношения к нормам военного законодательства и воинским правонарушениям.
Основные деформации антикриминогенного сознания находятся на уровне установок и ориентации. Индикатором установок является последовательный выбор правомерного или противоправного варианта поведения военнослужащих.
Основными антикриминогенными факторами, ослабляющими действие криминогенных детерминант преступности в войсках, являются: введение комплексной системы антикриминогенного воспитания военнослужащих; установление постоянного контроля за деятельностью и поведением военнослужащих, в том числе проходящих службу по призыву; обеспечение военнослужащих всеми видами довольствия.
Формирование отношения военнослужащих к нормам военного законодательства и преступлениям против военной службы происходит при преобладающем влиянии оценки ими практики применения правовых норм.
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
Нарушение командирами законности в применении власти, особенно в социально-бытовой сфере, сфере поощрения и наказания оказывает отрицательное воздействие на отношение к ним подчиненных.
На осознание отношения к правонарушениям оказывает влияние внутренняя оценочная позиция личности, обусловливаемая военно-служебным положением и общесоциальной ориентацией в характере охраняемых законом ценностей, вырабатывающейся в процессе приобретения опыта военной службы.
Сформированность позитивного отношения военнослужащих к нормам действующего законодательства и преступлениям, как самой негативной формы проявления правонарушений, является необходимым условием их активного антикриминогенного поведения в сфере оказания содействия командованию в пресечении и предупреждении преступлений, межличностных отношений военнослужащих разных возрастов и сроков призыва на военную службу, отношениях и исполнению приказов командиров.
Основополагающей задачей в сфере предупреждения деструктивных девиаций в поведении военнослужащих является формирование у них потребности вести здоровый образ жизни, что в значительной мере способствовало бы нейтрализации мотивов и причин аддиктивного и суицидального поведения, уменьшало бы риск вовлечения в иное правонарушающее поведение. Решение такой задачи требует создания соответствующих антикриминогенных условий. Другой взаимосвязанной задачей предупреждения социальной патологии является формирование у широких слоев населения «культуры законопослушания» в противовес сформировавшимся в России мощным «агрессивным» субкультурам криминального мира. Третьей задачей предупреждения девиаций является восстановление (формирование) духовно-нравственных начал в повседневной и профессиональной жизни военнослужащих.
Важным средством формирования активного позитивного оценочного отношения военнослужащих к нормам действующего законодательства и преступлениям является социально-бытовая и дисциплинарная практика командиров (необходимо обоснованное использование средств поощрения и наказания, т.е. правовых средств стимулирования с учетом личностных характеристик военнослужащих, для преодоления дефектов антикриминогенного сознания на основе использования выявленных оценочных отношений различных категорий военнослужащих).
С учетом антикриминогенных качеств личности военнослужащих органы военного управления и правоохранительные органы в войсках осуществляют антикриминогенную деятельность, которая отличается своей специфичностью.
Ашикриминогенная деятельность органов военного управления — специальное средство военного управления, причем его своеобразие заключается в универсальности, т.е. применимости для решения различных задач в борьбе с преступностью, стоящих перед органами военного управления, и образующих антикриминогенные функции органов военного управления. Принимая во внимание чрезвычайную потенциальную обширность антикриминогенной деятельности органов военного управления, автор полагает, что содержание ее зависит от того, на какой стадии антикриминогенного воздействия она осуществляется. Основные направления антикриминогенной деятельности органов военного управления — воинское, нравственное и правовое воспитание личного состава.
Основными средствами антикриминогенного воздействия органов военного управления являются:
♦ своевременное, полное раскрытие совершенных преступлений и привлечение виновных к уголовной ответственности. Немедленный доклад по команде о совершенном преступлении, своевременное информирование правоохранительных органов в войсках, принятие мер к сохранению в неприкосновенности обстановки происшествия, квалифицированное проведение дознания по каждому совершенному преступлению — все это закладывает основу для быстрого и успешного предварительного расследования и обеспечения неотвратимости ответственности. Социологические исследования свидетельствуют, что значительная часть осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, были убеждены в своей безнаказанности. Если бы они не рассчитывали на это, то преступления, по их же словам, не были бы совершены. Существование таких представлений во многом объясняется недостатками в антикриминогенной деятельности тех коллективов, где находились эти лица, а также недочетами и ошибками в работе отдельных командиров (начальников). По мнению автора, уверенность в безнаказанности за совершенное преступление объясняется не только недостаточным осуществлением принципов неотвратимости наказания, но и существенными пробелами в антикриминогенном воспитании, правовым нигилизмом;
78
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2013
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права
♦ блокирование физических возможностей преступника. Обеспечение надлежащей охраны военного имущества, ведение бухгалтерского учета и ревизионной работы в соответствии с требованиями федерального законодательства — останавливают не только случайного преступника;
♦ контроль за исполнением каждым военнослужащим своих уставных обязанностей, приказов, приказаний и распоряжений, за соблюдением правопорядка воспитывает у подчиненных исполнительность и дисциплинированность, повышает чувство ответственности за выполнение своего долга. С помощью контроля командиры имеют возможность выявить и своевременно устранить недостатки в работе подчиненных, выяснить причины, породившие эти недостатки, и предупредить возможность повторения этих ошибок. Однако было бы неправильно сводить только к этому роль контроля. Второй его стороной является выявление лиц, ответственных за надлежащее выполнение служебных обязанностей, и привлечение их к различным видам юридической ответственности. Соблюдение принципа неотвратимости наказания формирует позитивное антикриминогенное отношение военнослужащих к правонарушениям;
♦ рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб военнослужащих;
♦ повышение культурного уровня военнослужащих, расширение их кругозора, обогащение интересов, вовлечение в военную службу. Согласно выборочным данным, из числа военнослужащих, совершивших тяжкие преступления против личности, лишь около пяти процентов имели среднее и менее одного процента — высшее образование. Решающее воздействие на формирование антикриминогенных свойств конкретной личности оказывают условия семейного воспитания, школа, воинский коллектив;
♦ общественное мнение. Это не только осуждение общественностью преступления, но и всякого, без исключения, противоправного поведения. Общественное мнение должно внушать неустойчивым людям понимание опасности и недопустимости антиобщественных поступков, неизбежной ответственности за них перед коллективом, обществом, государством.
Антикриминогенная деятельность правоохранительных органов в войсках представляет собой систему законных мер, направленных на выявление и применение антикриминогенного потенциала военной службы, устранение или нейтрализацию причин
преступлений и условий, способствующих их совершению. Такая деятельность состоит из процессуальных и непроцессуальных средств: вынесения постановлений, представлений, внесения протестов, предостережений, правового информирования, взаимодействия со средствами массовой информации, повседневная деятельность соответствующих органов.
Участие военных судов в антикриминогенной деятельности в войсках строится на основе взаимодействия с органами военного управления и другими правоохранительными органами с соблюдением принципов независимости органов судебной власти, судей военных судов и их подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Основными формами участия военных судов в антикриминогенной деятельности в войсках являются:
♦ проведение открытых судебных процессов военного суда в расположении воинских частей в присутствии личного состава с обязательным выявлением причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и антикриминогенного потенциала военной службы;
♦ вынесение приговоров по уголовным делам;
♦ доведение приговора до всего личного состава;
♦ выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;
♦ рассмотрение гражданских дел, направленных на обеспечение защиты прав и свобод военнослужащих;
♦ разбор предпосылок преступлений и иных правонарушений на служебных совещаниях, собраниях личного состава;
♦ правовое информирование военнослужащих и общественности о состоянии преступности и судимости, в том числе с привлечением средств массовой информации;
♦ индивидуальные и коллективные беседы с военнослужащими, лекции, семинары, конференции, тематические вечера на антикриминогенные темы;
♦ участие судей и сотрудников аппарата военных судов в учебе членов судов чести;
♦ использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;
♦ совместная работа по подготовке законопроектов о предупреждении преступности;
♦ участие в повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов в войсках.