О^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК - 347 ГАЛУЗО Василий Николаевич,
ББК - 67 кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник НИИ образования и науки,
e-mail: [email protected] КАНАФИН Наиль Ахметович, доцент кафедры экономики культуры Московского государственного института культуры,
e-mai: [email protected]
12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная
и правоохранительная деятельность
О ЮРИСДИКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ РАЙОННОГО ЗВЕНА В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ЛИ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ПРАВООХРАНЫ?
Аннотация. В статье обращено внимание на несовершенство названий государственных судебных органов районного звена в городе Санкт-Петербурге как субъекте Российской Федерации и на последствия данного обстоятельства.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, город Санкт-Петербург, Конституция РФ, законодательство, нормативный правовой акт, теория правоохраны, правоохранительный орган, судебная система, общая юрисдикция, районный суд, территориальное деление.
GALUZO Vasily Nikolaevich,
candidate of legal Sciences, senior research fellow Institute of education and science
KANAFIN Nail Akhmetovich,
associate Professor in the Department of Economics of culture at the Moscow state Institute of culture
ABOUT THE JURISDICTION OF THE STATE COURTS OF THE DISTRICT LEVEL IN SAINT PETERSBURG: ARE THE PROVISIONS THEORY OF LAW ENFORCEMENT?
Abstract. The article drew attention to the imperfection of the names of the state and the judiciary of the district level in the city of St.-Petersburg as the subject of the Russian Federation, and the consequences of this fact.
Keywords: Russian Federation, Russian Federation, Saint Petersburg city, the Russian Constitution, legislation, regulation, the theory of law enforcement, law enforcement Agency, judiciary, General jurisdiction district court, territorial division.
Данная статья является продолжением иных наших публикаций [17, 18, 19] и предопределена несколькими обстоятельствами: во-первых, обоснованием выделения теории правоох-
раны в качестве самостоятельного направления юридической науки [15, с. 15, 16; 14, с. 110 — 113]; во-вторых, небезуспешным опытом соединения теории и практики [1, с. 103-106; 2, с. 96-101; 16, с. 116-123];
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017
в-третьих, наличием в Номенклатуре специальностей научных работников в рубрикаторе «юридические науки» научной специальности 12.00.11 «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность» [22, с. 116-119]; в-четвертых, посильным участием в преодолении в Российской Федерации (мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин [6, с. 119-123]) явно наметившейся негативной тенденции повсеместного распространения правового нигилизма (подмены права иными, как правило, суррогатными регуляторами общественных отношений) [12, с. 28-30; 13, с. 27, 28].
Предмет данной статьи составляет неопределенность в названиях государственных судебных органов районного звена в городе Санкт-Петербурге [10, с. 47] как субъекте Российской Федерации. Здесь же обращаем внимание и на нынешнее название данного «географического объекта» [25].
В соответствии со ст. 49 Устава города Санкт-Петербурга от 14 января 1998 г. [3] судебная система в городе Санкт-Петербурге является составной частью судебной системы РФ и включают в себя суды Санкт-Петербурга.
Для определения системы судов г. Санкт-Петербурга необходимо учитывать административно-территориальное деление данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом г. Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г. «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» [4] территориальными единицами города являются районы (п. 1 ст. 2). В г. Санкт-Петербурге восемнадцать районов: Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Калининский, Кировский, Колпинский, Красногвардейский, Красносельский, Кронштадтский, Курортный, Московский, Невский, Петроградский, Петродворцо-вый, Приморский, Пушкинский, Фрунзенский, Центральный.
В г. Санкт-Петербурге ныне действуют следующие районные суды общей юрисдикции [26]:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017
- Василеостровский районный суд;
- Выборгский районный суд;
- Дзержинский районный суд;
- Зеленогорский районный суд;
- Калининский районный суд;
- Кировский районный суд;
- Колпинский районный суд;
- Красногвардейский районный суд;
- Красносельский районный суд;
- Кронштадтский районный суд;
- Куйбышевский районный суд;
- Ленинский районный суд;
- Московский районный суд;
- Невский районный суд;
- Октябрьский районный суд;
- Петроградский районный суд;
- Петродворцовый районный суд;
- Приморский районный суд;
- Пушкинский районный суд;
- Сестрорецкий районный суд;
- Смольнинский районный суд;
- Фрунзенский районный суд.
Положения ст. 49 Устава города Санкт-
Петербурга от 14 января 1998 г. (здесь же обращаем внимание и на неопределенность статуса «Устава города Санкт-Петербурга» в системе нормативных правовых актов г. Санкт-Петербурга [20]) и Закона г. Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г. «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» позволяют определить названия государственных судебных органов общей юрисдикции районного звена:
- районный суд Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Василеостровского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Выборгского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Калининского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Кировского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Колпинского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Красногвардейского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Красносельского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Кронштадтского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Курортного района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Московского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Невского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Петроградского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Петродворцового района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Приморского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Пушкинского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Фрунзенского района города Санкт-Петербурга;
- районный суд Центрального района города Санкт-Петербурга.
Анализ положений Закона г. Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г. «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» позволяет также определить территориальную юрисдикцию всех судебных органов общей юрисдикции районного звена:
- районный суд Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ Коломна, муниципальный округ Сенной округ, муниципальный округ Адмиралтейский округ, муниципальный округ Семеновский, муниципальный округ Измайловское, муниципальный округ Екатерингоф-ский»);
- районный суд Василеостровского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ № 7, муниципальный округ Васильевский, муниципальный округ Гавань, муниципальный округ Морской, муниципальный округ Остров Декабристов»);
- районный суд Выборгского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ Сампсониевское, муниципальный округ Светлановское, муниципальный округ Со-сновское, муниципальный округ № 15, муниципальный округ Сергиевское, муниципальный округ Шувалово-Озерки, поселок Парголово, поселок Левашово»);
- районный суд Калининского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ
Гражданка, муниципальный округ Академическое, муниципальный округ Финляндский округ, муниципальный округ № 21, муниципальный округ Пискаревка, муниципальный округ Северный, муниципальный округ Прометей»);
- районный суд Кировского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ Княжево, муниципальный округ Ульянка, муниципальный округ Дачное, муниципальный округ Автово, муниципальный округ Нарвский округ, муниципальный округ Красненькая речка, муниципальный округ Морские ворота»);
- районный суд Колпинского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «город Колпино, поселок Понтонный, поселок Усть-Ижора, поселок Петро-Славянка, поселок Саперный, поселок Металлострой»);
- районный суд Красногвардейского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ Полюстрово, муниципальный округ Большая Охта, муниципальный округ Малая Охта, муниципальный округ Пороховые, муниципальный округ Ржевка»);
- районный суд Красносельского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ Юго-Запад, муниципальный округ ЮжноПриморский, муниципальный округ Сосновая Поляна, муниципальный округ Урицк, муниципальный округ Константиновское, муниципальный округ Горелово, город Красное Село»);
- районный суд Кронштадтского района города Санкт-Петербурга (муниципальное образование — «город Кронштадт»);
- районный суд Курортного района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «город Зеленогорск, город Сестрорецк, поселок Белоостров, поселок Комарово, поселок Молодежное, поселок Песочный, поселок Репино, поселок Серо-во, поселок Смолячково, поселок Солнечное, поселок Ушково»);
- районный суд Московского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ Московская застава, муниципальный округ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017
Гагаринское, муниципальный округ Новоизмайловское, муниципальный округ Пулковский меридиан, муниципальный округ Звездное»);
- районный суд Невского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ Невская застава, муниципальный округ Ивановский, муниципальный округ Обуховский, муниципальный округ Рыбацкое, муниципальный округ Народный, муниципальный округ № 54, муниципальный округ Невский округ, муниципальный округ Оккервиль, муниципальный округ Правобережный»);
- районный суд Петроградского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования — «муниципальный округ Введенский, муниципальный округ Кронверкское, муниципальный округ Посадский, муниципальный округ Аптекарский остров, муниципальный округ округ Петровский, муниципальный округ Чкалов-ское»);
- районный суд Петродворцового района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования - «поселок Стрельна, город Петергоф, город Ломоносов»);
- районный суд Приморского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования - «муниципальный округ Лахта-Ольгино, муниципальный округ № 65, муниципальный округ Черная речка, муниципальный округ Комендантский аэродром, муниципальный округ Озеро Долгое, муниципальный округ Юнтолово, муниципальный округ Коломяги, поселок Лисий Нос»);
- районный суд Пушкинского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования - «город Пушкин, поселок Шушары, поселок Александровская, город Павловск, поселок Тярлево»);
- районный суд Фрунзенского района города Санкт-Петербурга (муниципальные образования - «муниципальный округ Волковское, муниципальный округ № 72, муниципальный округ Купчино, муниципальный округ Георгиевский, муниципальный округ № 75, муниципальный округ Балканский»);
- районный суд Центрального района города Санкт-Петербурга (муниципаль-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017
ные образования - «муниципальный округ Дворцовый округ, муниципальный округ № 78, муниципальный округ Литейный округ, муниципальный округ Смольнинское, муниципальный округ Лиговка-Ямская, муниципальный округ Владимирский округ»).
Оставляя в стороне ситуацию с несовершенством названий муниципальных образований, отметим, что в законодательстве г. Санкт-Петербурга [21] все же удалось избежать фактического отождествления терминов «муниципальный район» и «район», влекущее за собой неопределенность юрисдикций судебных органов районного звена, как это допущено в законодательстве иного города федерального значения, в г. Москве.
Судами общей юрисдикции районного звена в г. Санкт-Петербурге являются военные суды: 224 гарнизонный военный суд и Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд [26], названия которых также вызывают возражения (в частности, предлагаемые нами названия - районный суд 224 военного гарнизона и районный суд военного гарнизона города Санкт-Петербурга).
Однако следует признать соответствие абзацу пятому ч. 1 ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (о проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: [5, с. 98-102]) названия судебного органа общей юрисдикции, являющегося вышестоящим по отношению ко всякому судебному органу районного звена, -Санкт-Петербургский городской суд.
Таким образом, в г. Санкт-Петербурге, даже ввиду несовершенного правового обоснования, продолжают функционировать государственные судебные органы общей юрисдикции районного звена. Правомерен вопрос: каковы же последствия деятельности подобных «квазисудебных органов» (исключительно в смысле названия)? Результаты деятельности их признаются де-факто. А вот де-юре таковые не должны вызывать правовых последствий.
Надеемся, что наши предложения будут не только приняты во внимание, но и реализованы компетентным государственным органом. Таковым ныне является Су-
дебный департамент при Верховном Суде РФ и его подразделения в субъектах Российской Федерации (в частности, Управление Судебного департамента при ВС РФ в г. Санкт-Петербурге), организация и деятельность которого урегулированы в Федеральном законе от 19 декабря 1997 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [24]. Деятельность же Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его подразделений в субъектах Российской Федерации (в частности, Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в г. Санкт-Петербурге) поднадзорна прокуратуре РФ, как правоохранительному органу [8, с. 38, 39; 9, с. 36, 37; 7, с. 60—63; 23, с. 130—172]. Позитивный опыт подобного взаимодействия ученых и практиков у нас имеется. Так, например, наше предложение об отмене приказа Министра внутренних дел РФ от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации о предоставлении государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [2, с. 96 — 101] повлекло за собой отмену данного подзаконного нормативного правового акта [1, с. 103—106].
Изложенное позволяет высказать несколько суждений.
Во-первых, всякие реформы и в Российской Федерации, и в ее субъектах, в том числе в городе федерального значения Санкт-Петербурге, должны научно обосновываться.
Во-вторых, реформирование правоохранительных органов предполагает учет устоявшихся положений теории правоох-раны.
В-третьих, как и для всякого субъекта Российской Федерации, для города федерального значения Санкт-Петербурга обязательно неукоснительное соблюдение положений теории правоохраны, а также нормативных правовых актов об организации судебной системы.
В-четвертых, административно-территориальное деление города Санкт-Петербурга вызвало и неопределенность названий государственных судебных органов районного звена, и их юрисдикцию.
Список литературы:
[1] Батюк В.И., Галузо В.Н. О действенности результатов научных изысканий в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 4.
[2] Батюк В.И., Галузо В.Н. Принцип публичности в уголовном процессе Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2013. № 8.
[3] Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1998. № 2 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http: //www.gow.spb.ru (05.07.2017).
[4] Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. № 11 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gow.spb.ru (17.03.2017).
[5] Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11.
[6]Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.
[7] Галузо В.Н. О проблемах совершенствования конституционного законодательства Российской Федерации и роли прокурора в этом // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 11.
[8] Галузо В.Н. Правоохрана прокурором в Российской Федерации // Закон и право. 2008. № 6.
[9] Галузо В.Н. Правовое регулирование деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 4.
[10] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (1649-1913): Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
[11] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
[12] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017
и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8.
[13] Галузо В.Н. Систематизация нормативных правовых актов о деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 9.
[14] Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11.
[15] Галузо В.Н. Теория правоохраны - новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12.
[16] Галузо В.Н. Юридическая наука и правоприменение в Российской Федерации (проблема соотношения) // Право и государство: теория и практика. 2011. № 5.
[17] Галузо В.Н., Канафин Н.А. О государственных судебных органах общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации (со статусом «республика»): обеспечиваются ли положения теории правоохраны? // Образование и право. 2017. № 9.
[18] Галузо В.Н., Канафин Н.А. О юрисдикции государственных судебных органов районного звена в городе Москве: обеспечиваются ли положения теории правоохраны? // Образование и право. 2017. № 7.
[19] Галузо В.Н., Канафин Н.А. О юрисдикции государственных судебных органов районного звена в субъектах Российской Федерации (со статусом «область»): обеспечиваются ли положения теории правоохраны? // Образование и право. 2017. № 8.
[20] Закон г. Санкт-Петербурга от 04.06. 1997 г. «О правовых актах, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга и их структурными подразделениями» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1997. № 7, 8.
[21] Закон г. Санкт-Петербурга от 23.09. 2009 г. «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2009. № 22 // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gow. spb.ru (03.07.2017).
[22] Приказ Минобрнауки России № 5 от 10.01.2012 г. «О внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59» // БНА РФ. 2012. № 15.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017
[23] Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 8-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015.
[24] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223; 2016. № 27 (часть I). Ст. 4227.
[25] Федеральный закон от 17.10.1997 г. «О наименованиях географических объектов» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5718; 2016. № (часть I). Ст. 51.
[26] usd/spb.sudrf.ru (сайт Управления Судебного департаменнта при Верховном Суде РФ в г. Санкт-Петербурге).
Spisok literatury:
[1] Batyuk V.l., Galuzo V.N. O dejstvennosti rezul'tatov nauchny'x izy'skanij v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2015. № 4.
[2] Batyuk V.I., Galuzo V.N. Princip publi-chnosti v ugolovnom processe Rossijskoj Federacii: problemy' pravovogo regulirovaniya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2013. № 8.
[3]Vestnik Zakonodatel'nogo Sobraniya Sankt-Peterburga. 1998. № 2 // Oficial'ny'j sajt Administracii Sankt-Peterburga http:// www.gow.spb.ru (05.07.2017).
[4]Vestnik Zakonodatel'nogo Sobraniya Sankt-Peterburga. 2005. № 11 // Oficial'ny'j sajt Administracii Sankt-Peterburga http:// www.gow.spb.ru (17.03.2017).
[5] Galuzo V.N. Vozmozhno li obespechenie edinoobraznogo ispolneniya zakonodatel'stva pri otsutstvii ego sistematizacii? // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 11.
[6] Galuzo V.N. Konstitucionno-pravovoj status Rossii: problema imenovaniya gosu-darstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 5.
[7] Galuzo V.N. O problemax sovershenst-vovaniya konstitucionnogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii i roli prokurora v e'tom // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009. № 11.
[8] Galuzo V.N. Pravooxrana prokurorom v Rossijskoj Federacii // Zakon i pravo. 2008. № 6.
[9] Galuzo V.N. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti prokurora v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy' razvitiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 4.
[10] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakono-datel'stva v Rossii (1649-1913): Uchebnoe
posobie. M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2007.
[11] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakono-datel'stva v Rossii (istoriko-pravovoe issledo-vanie): Monografiya. M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2009.
[12] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakono-datel'stva v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy' razvitiya // Zakon i pravo. 2009. № 8.
[13] Galuzo V.N. Sistematizaciya normativ-ny'x pravovy'x aktov o deyatel'nosti prokurora v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy' razvitiya // Zakon i pravo. 2008. № 9.
[14] Galuzo V.N. Teoriya pravooxrany' v Rossijskoj Federacii: pro et contra // Gosudarstvo i pravo. 2012. № 11.
[15] Galuzo V.N. Teoriya pravooxrany' -novoe napravlenie v yuridicheskoj nauke? // Zakon i pravo. 2009. № 12.
[16] Galuzo V.N. Yuridicheskaya nauka i pravoprimenenie v Rossijskoj Federacii (problema sootnosheniya) // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2011. № 5.
[17] Galuzo V.N., Kanafin N.A. O gosudarst-venny'x sudebny'x organax obshhej yurisdikcii v sub»ektax Rossijskoj Federacii (so statusom «respublika»): obespechivayutsya li polozheniya teorii pravooxrany'? // Obrazovanie i pravo. 2017. № 9.
[18] Galuzo V.N., Kanafin N.A. O yurisdikcii gosudarstvenny'x sudebny'x organov rajonnogo zvena v gorode Moskve: obespechivayutsya li polozheniya teorii pravooxrany'? // Obrazovanie i pravo. 2017. № 7.
[19] Galuzo V.N., Kanafin N.A. O yurisdikcii gosudarstvenny'x sudebny'x organov rajonnogo
zvena v sub»ektax Rossijskoj Federacii (so statusom «oblast'»): obespechivayutsya li polozheniya teorii pravooxrany'? // Obrazovanie i pravo. 2017. № 8.
[20] Zakon g. Sankt-Peterburga ot 04.06.1997 g. «O pravovy'x aktax, prinimaemy'x organami gosudarstvennoj vlasti Sankt-Peterburga i ix strukturny'mi podrazdeleniyami» // Vestnik Zakonodatel'nogo Sobraniya Sankt-Peterburga. 1997. № 7, 8.
[21] Zakon g. Sankt-Peterburga ot 23.09.2009 g. «Ob organizacii mestnogo samoupravleniya v Sankt-Peterburge» // Vestnik Zakonodatel'-nogo Sobraniya Sankt-Peterburga. 2009. № 22 // Oficial'ny'j sajt Administracii Sankt-Peter-burga http: //www.gow.spb.ru (03.07.2017).
[22] Prikaz Minobrnauki Rossii № 5 ot 10.01.2012 g. «O vnesenii izmenenij v Nomen-klaturu special'nostej nauchny'x rabotnikov, utverzhdennuyu prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 25 fevralya 2009 g. № 59» // BNA RF. 2012. № 15.
[23] Prokurorskij nadzor: Uchebnik dlya studentov vuzov. 8-e izd., pererab. i dop. / Pod red. 1.1. Sy'doruka, A.V. Endol'cevoj. M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2015.
[24] SZ RF. 1998. № 2. St. 223; 2016. № 27 (chast' I). St. 4227.
[25] Federal'ny'j zakon ot 17.10.1997 g. «O naimenovaniyax geograficheskix ob»ektov» // SZ RF. 1997. № 51. St. 5718; 2016. № (chast' I). St. 51.
[26] usd/spb.sudrf.ru (sajt Upravleniya Sudebnogo departamennta pri Verxovnom Sude RF v g. Sankt-Peterburge).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017