Научная статья на тему 'О территориальной конкуренции'

О территориальной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О территориальной конкуренции»

Раздел I. Организационно-экономические механизмы

муниципального управления

ем местоположения (где производить ?), то есть производственные решения имеют пространственный аспект, или аспект местоположения. Необходимость для фирм минимизировать затраты на преодоление географического пространства предопределяет стремление фирм к агломерации, то есть к расположению их рядом друг с другом и со своим рынком. Пространственные преимущества являются основополагающими для экономического обоснования роста городов, поскольку порождает интегрирующие факторы (силы). Возникает экономия, обусловленная агломерацией:

а) из-за удешевления производства и сбыта как результата снижения транспортных издержек и издержек обмена. Не случайно наиболее крупные города исторически сложились вокруг дешевых естественных или искусственных транспортных узлов;

б) внутренней экономии от увеличения масштабов производства;

в) внешней экономии от роста масштабов производства группы предприятий, сконцентрированных на одной территории и использующих инфраструктуру городских территорий.

Вместе с тем концентрация производства на единой городской территории вызывает к действию дезинтегрирующие силы:

- растущая концентрация производства ведет к росту цены на землю;

- рост спроса на рыночную силу обуславливает увеличение издержек на оплату труда и социальные выплаты;

- возникают отрицательные эффекты (издержки) перелива, связанные с ухудшением экологической ситуации в городе, повышением напряжения в его транспортных системах, удорожанием и изменением структуры производства в центре города, ветшанием жилого фонда и нарастающем бегстве в пригороды, сопровождающемся политико-административной фрагментацией.

Многие урбанисты сходятся во мнении, что одной из основных предпосылок разрешения городских проблем является политико-административная консолидация и создание положительных “эффектов перелива” (типа образовательных учреждений, готовящих кадры для более широкого региона и пр.).

Колесников Ю. С.

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Одной из наиболее характерных черт переживаемого Россией трансформационного процесса является обострение в системе воспроизводственных отношений территориальной конкуренции.

Пусковой причинностью этого процесса явилась рыночная форма регионализации социально-экономических процессов, неравномерность экономического развития регионов, глубокая социально-экономическая асимметричность их развития, появление и быстрое формирование экономических элит, способных идентифицировать социально-экономические интересы регионов.

В конечном итоге развитие территориальной конкуренции стало формой достижения равновесного состояния народнохозяйственного комплекса в целом, экономической формой реализации «региональных» преимуществ и выгод на рынках товаров, капиталов и услуг.

2. Под территориальной конкуренцией понимается процесс, посредством которого группы, действующие в интересах региональной или суб-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

региональной экономики, стремятся поддержать ее как локальный субъект экономической активности в соревновании с другими регионами.

3. В качестве предмета территориальной конкуренции выступают доходы и рента, получаемые субъектами хозяйственной деятельности от использования уникальных природно-экономических условий и ресурсов региона, объектов федеральной собственности, федеральный бюджет (включая социальные трансферты), налоговые источники, инвестиции, федеральные программы социально-экономического развития и др.

Особыми сферами территориальной конкуренции являются региональные и межрегиональные инфраструктурные образования (ФПГ, холдинги, коммуникационные и информационные узлы, фондовые биржи и т. п.).

4. Ключевыми первичными факторами территориальной конкуренции и приобретения городами конкурентоспособности в настоящее время являются: а) комплекс стратегических городских служб (система маркетинга, система общественных связей, продвинутые телекоммуникации, учреждения культуры); б) система городского планирования; в) эффективные бизнес-структуры.

К числу вторичных факторов территориальной конкуренции следует отнести: 1) положение города в международном бизнесе; 2) уровень развития культурных и инновационных сетей; 3) промышленность; 4) уровень международной экономической интеграции.

Таким образом, исследования и инновации, высокий уровень бизнеса, финансовых учреждений, коммуникаций, маркетинга, высокая степень культурной идентификации населения в пределах локального пространства, наличие развитой экономической элиты определяют сегодня конкурентоспособность территорий и городов в российском экономическом пространстве.

5. Эффективная территориальная конкуренция требует скоординированного стратегического подхода, включающего: 1) систематические

исследования возможностей региональной экономики, возникающих перед ней опасностей и рисков от конкурирующих регионов, путей эффективного использования ее сравнительных преимуществ; 2) выработку долгосрочных целей и координацию деятельности экономической элиты региона (города); 3) создание возможностей (правовых, организационных) для развития и реализации конкурентной политики.

Д-р Jan de Jong

ТАГАНРОГ — ВЗГЛЯД НА ЛОКАЛЬНУЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ

1. Думать ГЛОБАЛЬНО

Все мы являемся частью мировой экономики, находящейся в непрерывном движении, и играем в ней определенную роль. В последние годы изменения в технологии и экономике происходят быстрее, чем когда-либо прежде. В течение более чем десяти лет сильные изменения произошли во всем мире по отношению к либерализации торговли. Я живу в маленькой стране Нидерланды, где объем импорта и экспорта, вместе взятых, составляет больше чем ВНП. Мы сталкивались лицом к лицу с этим феноменом много лет. И даже несмотря на это иногда сложно ориентироваться в соответствии с новыми ситуациями за границей, изменениями во всем мире, оказывающими разнообразные влияния на нашу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.