Научная статья на тему 'О становлении социальной информатики'

О становлении социальной информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / COMPUTER SCIENCE / SOCIAL SPHERE / EDUCATION / SOCIAL ASPECT OF INFORMATIZATION / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стариков Сергей Александрович

В содержании статьи автор анализирует основные теоретико-методологические подходы к информатизации общества. Наиболее подробно раскрывает социальный аспект информатизации, его значение и роль для жизни современного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Social Computer Science Developing

In the article the author analyses the main theoretical-and-methodological approaches to the informatization of the society and gives a detailed investigation of the social aspect of informatization and its role for the life of modern society.

Текст научной работы на тему «О становлении социальной информатики»

УДК 37.01 ББК С521.2

Стариков Сергей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Института электроэнергетики и информатики Российский государственный профессионально-педагогический университет

Екатеринбург Starikov Sergey Aleksandrovich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Information Technology Institute of Power Engineering and Computer Science Russian State Professional-and-Pedagogical University

Yekaterinburg О становлении социальной информатики About Social Computer Science Developing

В содержании статьи автор анализирует основные теоретикометодологические подходы к информатизации общества. Наиболее подробно раскрывает социальный аспект информатизации, его значение и роль для жизни современного общества.

In the article the author analyses the main theoretical-and-methodological approaches to the informatization of the society and gives a detailed investigation of the social aspect of informatization and its role for the life of modern society.

Ключевые слова: Информатика, социальная сфера, образование, социальный аспект информатизации, социальные сети.

Key words: Computer science, social sphere, education, social aspect of informatization, social networks.

Социальная информатика представляет новое междисциплинарное научное направление, изучающее социальные последствия информатизации общества. На современном этапе основной целью социальной информатики является повышение эффективности функционирования общества знаний на основе синтеза социальных и информационных технологий.

Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (в естественных и искусственных системах) (1).

Важно отметить, что в общественном мнении, и не только в России, постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие

«Информатика□ связано исключительно с технической средой. Возникла потребность «Защитить» специальным названием предметное поле исследований специалистов, занимающихся проблематикой информатизации общества (7, 9). Аналогичные причины вызвали, например, появление нового названия в структуре кибернетики как научного знания □ социальная кибернетика.

Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, их воздействие на социальные процессы, в том числе на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.

Социальная информатика □ это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме, которая возникла на стыке таких дисциплин как информатика, философия, социология, психология, и представляет собой новое социологическое направление.

Один из основоположников социальной информатики академик А.Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества (7, 8).

В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как целого комплекса учебных дисциплин, направленных на создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию; методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области (4, 5, 6).

В науке выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

• технократический, при реализации которого информационные технологии являются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

• гуманитарный, при котором информационные технологии рассматриваются как важная часть человеческой жизни, имеющей значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Важно отметить то, что образование относится к сфере услуг и в определенной степени не просто образовательных, а, в целом, выполняет роль социальных услуг населению страны. При этом большинство образовательных проблем становится непосредственно связанными с социальными проблемами общества. И решение данных проблем определяется социальным уровнем развития общества.

Распространение технократического подхода, отождествление понятий «информатизация» и «компьютеризация» носят как объективный, так и субъективный характер. Во-первых, развитие новой техники идет стремительно, имеет инновационный характер. С другой стороны, существует значительное число людей, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимый финансовый или политический успех. На наш взгляд, следует выделять социальный аспект информатизации как один из важнейших в существующих условиях развития общества.

Информатизация имеет связь с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества. Основой информационной экономики выступают знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами, так как выступают одним из средств повышения качества образования.

Как известно, социально-экономическая структура общества базируется на информационной экономике, что потенциально предполагает его экспоненциальное развитие по основным параметрам («знания порождают знания»). Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993 Л994 гг., включает следующие основные направления:

• создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

• формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния;

• формирование и защиту информационных ресурсов образовательного учреждения и отдельно взятого человека;

• обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений;

• использование и защита интересов социума и каждого отдельно взятого человека в открытом информационном пространстве.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления.

В настоящее время активно разрабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляющая собой систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства в развивающейся информационной среде. Выполнение обозначенной концепции базируется на, так называемой, социальной информатике.

К основным уровням социальной информатики, на наш взгляд, следует отнести следующие:

Первый уровень, теоретико-методологический (основные категории, понятия, законы и закономерности прохождения информационных процессов в обществе).

Второй уровень, научно-методический (представляет собой социальный «Ърез» экономических, правовых, психологических, педагогических и других аспектов информатизации).

Третий уровень, эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях знаний).

Каждый из обозначенных уровней требует подробного рассмотрения, раскрытия его сущности и анализа.

Остановимся более подробно на третьем уровне, предполагающем внедрение информационных технологий в процесс повышения качества образовательных услуг в области социальной информатики.

К становлению социальной информатики, основной задачей которой является создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мировом уровне в целом, так и в России; формирование представления о необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего становится невозможным включение человека в современную информационную среду; методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области и будущей профессиональной деятельности, в целом жизнедеятельности.

Успех жизнедеятельности сегодняшнего человека в соответствующей области знаний базируется на сформированности информационной компетентности и компетенции в области дальнейшего продвижения информационных технологий в социальную сферу общества (2, 3).

Переход России в постиндустриальное развитие характеризуется не столько освоением информационных технологий, сколько возможностью их использования для различных социальных нужд. А это предполагает повышение качества предлагаемых образовательных услуг.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа.» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие □ единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XX1 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам» (В.А. Медведев). Перед образованием встает задача формирования таких важнейших качеств личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь в высокотехнологичном, конкурентном мире, готовность обучаться в течение всей жизни.

Наша новая школа должна стать тем социальным институтом, который будет реализовывать цели опережающего развития, т. е. изучение не только

достижений прошлого, но и технологий будущего. Поставлена задача подготовки нового учителя, который открыт ко всему новому, понимающий детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающий не только свой предмет, но и владеющий высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, а также обладающий высоким уровнем сформированности информационных компетенций, обеспечивающим ему продвижение в жизни (5, 6).

Безусловно, поставленные стратегические задачи перед образованием невозможно решить за короткий срок. Для этого потребуются годы сложной и многоаспектной работы. Готовы ли в настоящее время педагогические работники к реализации поставленных задач? Вопрос непростой и неоднозначный. Он потребует больших усилий и напряжений учителей, всех работников системы образования, общества и государства.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни населения страны и национальной безопасности; осмысление новых тенденций в развитии педагогической науки и образования, изменение места и роли образования в общественных процессах; утверждение статуса России в мировом образовательном пространстве, культуре, искусстве, науке, новых наукоемких технологиях и экономике; создании основы для устойчивого развития России.

В связи с актуализацией проблемы российского образования необходимы дополнительные исследования по подготовке «нового учителя» способного решать поставленные задачи. «Новый учитель» должен обладать не только компетенцией в предметной области знаний, но и информационной компетентностью и компетенциями, творческой индивидуальностью, умеющий осуществлять подготовку учащихся, готовых жить и успешно трудиться в высокотехнологичном, конкурентном мире ((4, 5).

Решение заявленной в работе проблемы видится в реализации подготовки будущего педагога в области информационных технологий обучения. Автором ещё при выполнении диссертационной работы «Обучение педагогическим

дисциплинам студентов вуза на основе дистанционных технологий □ осуществлено внедрение дистанционных технологий в систему подготовки будущего педагога профессионального обучения в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. Автором были разработаны электронные образовательные ресурсы по дисциплинам педагогического цикла, которые успешно используются при обучении будущих педагогов профессионального обучения.

Важно отметить, что жизнь современного специалиста практически любой сферы трудовой занятости в определенной степени зависит от качества владения информационными технологиями и сформированности информационной компетенции. Таким образом, доказывается важность, необходимость и значимость овладения будущими специалистами информационными компетенциями, востребованными не только в профессиональной деятельности, но и в жизнедеятельности любого члена нашего общества.

В сегодняшнем мире востребованным становится не тот специалист, который овладел соответствующей совокупностью предметных знаний, а тот, кто научился находить и использовать ту информацию, которая представляет интерес в данной области знаний. Это может сделать только такой выпускник вуза, который нацелен на данный процесс, умеет им пользоваться в новых, ранее неизвестных условиях.

Огромную известность во всем мире набирают онлайн сервисы коллективных покупок. Многие называют их едва ли не одним из самых популярных направлений онлайн шопинга, в частности и электронной коммерции в целом.

Описываемое мною явление называется туангоу (слово пришло из Китая, где впервые произошел известный официальной истории случай скидки при коллективной покупке), team-buying или коллективный шопинг.

Инновационная составляющая данных проектов состоит в кардинальном сокращении маркетинговых издержек со стороны организаторов акции. Необходимость в формировании рекламного бюджета акции отпадает как

таковая □ все расходы по «раскрутке» акции берёт на себя сам сервис. Помимо этого, проведение мероприятий по привлечению клиентов чётко просчитывается в плане эффективности □ минимальное количество задаётся стороной-организатором.

Коллективные покупки, на сегодняшний день, это модное направление шоппинга. С помощью онлайн сервисов потребители во всем мире, объединившись, гарантированно получают значительные скидки на самую разнообразную продукцию и услуги от 50% до 90%.

Совсем недавно я узнал об интересном проекте, который официально был запущен в августе 2010 года под кодовым названием «С купоном» работает пока только в городе Екатеринбурге. Я думаю мало, кто еще знает об этом полезном сервисе коллективных покупок.

Действует система сайта SKUPONOM.RU следующим образом. Существует определенная скидка, ограниченная во времени. И вот, в течение, к примеру, трех дней, купон на эту скидку покупают. Если набралось определенное количество покупателей □ тогда акция состоится. Если людей слишком мало, акция не проходит. Стоимость купона, как правило, небольшая. Зато скидки существенные □ от 50% до 90%. Для получения скидки достаточно распечатать купленный купон и предъявить его уже «на месте». Время, когда можно использовать купон, ограничено (например, несколькими неделями). Каждый купон действует только на одного человека, если вы задумали пойти куда-то компанией, нужно, чтобы каждый из вас купил купон отдельно.

В первую очередь сайт НС купоном П создан для людей, которые умеют следить за своими деньгами и стремятся экономить на своем досуге и развлечениях. Этот сервис, по сути, является посредником между поставщиком и конечным покупателем и предоставляет скидки на товары.

Для того чтобы приобрести купон необходимо зарегистрироваться, ввести свои данные и выбрать удобный вам способ оплаты. Принимаются карты Viza, Master Card. Электронные деньги, такие как Webmoney, Яндекс Деньги, Mail деньги, автоматы пополнения QIWI, также можно оплатить с баланса своего сотового телефона, если у вас МТС или Билайн. Удобней всего

платить по пластиковым картам, так как другие способы оплаты возьмут с вас комиссию от 3 до 10%.

В мире на данный момент онлайновых сервисов коллективных покупок уже довольно много. Так, в одной Европе их несколько десятков. Появились и настоящие лидеры. К примеру, один из наиболее популярных сервисов Groupon.com предлагает акции для жителей более чем 50 городов США и Канады.

Такой вид услуг становится значимым среди продвинутой части населения города и многие из них систематически принимают участие в подобной акции. В условиях обновляющейся России данный вид услуг активно развивается и внедряется в социальную сферу общества.

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. □ М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» 2002. □ 352 с.

2. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. □ М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС» 2007. □ Вып. 5. □ С. 345П56.

3. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. □ 2000. □ № 3 (5). □ С. 90П02.

4. Лебедева, М.Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе: автореф. дис. □ д-ра пед. наук [Текст] / М.Б. Лебедева. □ СПб., 2006. □ 34 с.

5. Стариченко, Б.Е. Совершенствование информационно-техноло-гической подготовки студентов на основе системно-объектного подхода [Текст] / Б.Е. Стариченко, Е.Б. Стариченко, А.Д. Шеметова // Образование и наука. □2009. □ № 4 (61). □ С. 78-91.

6. Шилова, О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего педагогического образования: дис. д-ра пед. наук [Текст] / О.Н. Шилова. □ СПб., 2001. □ 365 с.

7. Урсул А.Д. Информация. Методологические аспекты [Текст] / Д. А. Урсул. М., 1971.

8. Проблема эффективности в современной науке: Методологические аспекты [Текст] / А.Д. Урсул; под ред. А.Д. Урсула. □ Кишинев, 1985.

9. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие [Текст] / А.В. Соколов. □ СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. □ 461 с.

Bibliography

1. Bespalko, V.P. Education and Training with the Computer (Pedagogy of the Third

Millennium) [Text] / V.P. Bespalko. □ М.: Publishing House of Moscow Psych.-Social Institute ;

Voronezh: СМОБЕК» Publishing House, 2002. □ 352 p.

2. Lebedeva, M.B. The System of Modular Professional Training of Future Teachers for

Using Information Technology in Schools: Synopsis of Dis. □ Cand. of Ped. [Text] /

М.В. Lebedeva. □ Saint Petersburg, 2006. □ 34 p.

3. Shilova, O.N. Theoretical Aspects of the StudentsD Informational-Educational Thesaurus

Forming in the System of Higher Pedagogical Education: Diss. □ Doctor of Ped. [Text] / O.N. Shilova. □ Saint Petersburg, 2001. □ 365 p.

4. Sokolov A. V. The General Theory of Social Communication: Tutorial [Text ] / A.V. Sokolov. □ S.Pb.: Publishing House of Mikhailova V.A., 2002. □ 461 p.

5. Starichenko, B.E. Improving the Information Technology Training of Students on the Basis of a System-Object Approach [Text] / B.E. Starichenko, E.B. Starichenko, A.D. Shemetova // Education and Science. □ 2009. □ № 4 (61). □ P. 78-91.

6. The Problem of Efficiency in Modern Science: Methodological Aspects [Text] / A.D. Ursul; Ed. by A.D. Ursul. □ Kishinev, 1985. □ 217 p.

7. Ursul, A.D. Information. Methodological Aspects [ Text ] / D.A. Ursul. - M., 1971. □254 p.

8. Zeer, E.F. Conceptual-and-Terminological Support of Competence Approach in Professional Education [Text] / E.F. Zeer // Conceptual Apparatus of Pedagogy and Education: Col. of Sc. Articles / Ed. by E.V. Tkachenko, M.A. Galaguzova. □ M.: CVLADOSD Humanitarian Publishing House, 2007. □ V. 5. □ P. 345Q56.

9. Zeer, E.F. Key Qualifications and Competences in Personality-Oriented Professional Education [Text] / E.F. Zeer // Education and Science. □ 2000. □ № 3 (5). □ P. 90Q02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.