Библиографический список
1. Рынок труда ИТ-специалистов в Калининградском регионе [Э/р] - Режим доступа: http://itkaliningrad.ru/articles/8/0/28767
2. Умение работать в команде [Э/р] - Р/д: http://planetahr.ru/publication/1706
3. Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования: монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 2000.
4. Зуев, П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе: метод. пособие для учителей / П.В. Зуев, О.П. Мерзлякова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2009.
5. Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.
6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5.
7. Стариченко, Б.Е. Методы педагогической статистики в работе учителя / Б.Е. Стариченко, Н.В. Шуняева, Н.А. Стариченко // Управление качеством образования: сущность, направления, технологии: мат. научно-практ. конф., Екатеринбург, 6-7 июля 2000 / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2000.
Bibliography
1. The labor market of IT experts in the Kaliningrad region [E/r] - Access mode: http://itkaliningrad.ru/articles/8/0/28767
2. Ability to teamwork [E/r] - Access mode: http://planetahr.ru/publication/1706
3. Zeer, E.F. Psychology student-oriented professional education: monograph. - Ekaterinburg: Publishing House Ural State Professional Pedagogical
University, 2000.
4. Zuev, P.V. Formation of key competencies of students in learning physics at school: handbook for teachers / P.V. Zuev, O.P. Merzlyakova. -Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2009.
5. Symanyuk, E.E. Modernisation of vocational education: the competence approach: Tutorial / E.E. Symanyuk, E.F. Zeer, A.M. Pavlova. - M.: Publishing House of Moscow Psychological-social institution, 2005.
6. Hutorskoy, A.V. Key competencies. Technology Design // Public education. — 2003. — № 5.
7. Starichenko, B.E. Methods of teaching statistics in the teacher work / B.E. Starichenko, N.V. Shunyaeva, N.A. Starichenko // Quality management education: the nature, trends, technology: proceedings of the Conference, Ekaterinburg, 6-7 July 2000 г. — Ekaterinburg, 2000.
Статья поступила в редакцию 24.03.11
УДК 159.923.2
Flotskaya N. SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY WITH VARIOUS TYPES OF GENDER IDENTITY. The article discusses peculiarities of the socio-psychological adaptation of personality with different types of gender identity; results of a diagnose experiment show that both males and females with the androgynous type of gender identity have the highest adaptive abilities, while personalities with undifferentiated type of gender identity have the lowest adaptive abilities.
Key words: socio-psychological adaptation, gender identity, types of gender identity, masculinity, femininity, androgyny.
Н.Ю. Флотская, д-р психол.наук, доц. ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации личности с разными типами половой идентичности и приводятся результаты констатирующего эксперимента, свидетельствующие о том, что наиболее высокими адаптивными возможностями обладают представители мужского и женского пола с андрогинным типом половой идентичности, а наиболее низкими - с недифференцированным типом половой идентичности.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, половая идентичность, типы половой идентичности, маскулинность, фемининность, андрогиния.
Половая идентичность, являясь ключевым элементом субъективной реальности, находится в диалектической взаимосвязи с обществом и формируется социальными процессами. Однажды выкристаллизовавшись, она поддерживается, видоизменяется или даже переформируется социальными отношениями. Современная ситуация ярко высвечивает необходимость осмысления процесса становления половой идентичности, поскольку данный феномен входит в динамическую структуру личности и является одним из регуляторов аутогенных адаптационных процессов, связанных с трансформацией образа Я при освоении новых социальных ролей. Процесс становления половой идентичности является необходимым компонентом процесса социализации, важным для общей подготовки человека к здоровой, гармоничной жизни, для полноценного нравственного развития личности, способной совершать моральный самоанализ, не противоречащий целям и жизни каждого индивида и всего общества.
Социально-экономический кризис, обусловленный политическими и социальными трансформациями в России в конце прошлого столетия, заострил проблемы, связанные с самоидентификацией мужчин и женщин. На смену единственным ролям пришли предпочтительные ориентации. В настоящее время настоятельно заявляет о себе отсутствие жесткого регулирования социальных моделей полоролевого поведения.
В ряде исследований, проведенных отечественными психологами [1-3] было обнаружено, что в нашем обществе в силу ряда причин формируется половая идентичность, которая включает в себя особенности как маскулинной, так и фемининной полоролевой модели. Для проверки данного факта нами было проведено исследование, в ходе которого обследовано 1300 респондентов в возрасте от 6 до 60 лет проживающих в условиях города Архангельска. Результаты исследования показали, что для наибольшего процента мужского и женского населения в разных возрастных периодах (10-11, 14-15, 17-18, 30 лет), характерен андрогинный тип половой идентичности (рис. 1).
возраст, лет
50 40 30 -| 20 10 -| 0
женский пол
6-7
10-11
14-15
17-18
30
40
60
возраст, лет
Ш маскулинный □ фемининный □ андрогинный □ недифференцированный Рис. 1. Распределение типов половой идентичности в зависимости от возраста и пола
/
Из вышесказанного следует, что сложившиеся условия протекания половой социализации повлекли за собой изменения в структуре половой идентичности. Итак, с одной стороны, мы видим, что половая идентичность является результатом социализации и социально-психологической адаптации личности; с другой стороны, можно предположить, что особенности половой идентичности являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. На наш взгляд, в структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные типы половой идентичности. Учитывая, что в процессе исследования у респондентов были выявлены маскулинный, фемининный, андрогинный и недифференцированный типы половой идентичности, было интересно выяснить, какими адаптационными возможностями обладает личность с определенным типом половой идентичности; какой из них обеспечивает индивиду наиболее успешную социально-психологическую адаптацию в современных условиях развития российского общества.
Следует обратить внимание, что изучение влияния полоролевой ориентации на психологическое благополучие личности, представляет особый интерес, поскольку в настоящее время данный вопрос остро обсуждается в отечественной и зарубежной психологии. Можно выделить три точки зрения на эту проблему. Первая из них состоит в том, что наиболее благополучными будут люди, полоролевые ориентации которых соответствуют их половой принадлежности (Ю.А. Алешина, Г.М. Бреслав, И.С. Кон, В.Е. Каган, Б.И. Хасан и др.). Представители данного подхода считают, что совокупность характеристик половой идентичности должна строго соответствовать определенному полу, т.е. для мужчин будет характерна маскулинная идентичность, а для женщин - фемининная. Выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных черт для женщины отражают, таким образом, их наибольшую психологическую адаптированность. Согласно второму подходу, считается оптимальной андрогиния. Сторонники этой точки зрения утверждают, что лишь андрогинные мужчины и женщины обладают высокими адаптационными возможностями и психологически более благополучны (S.L. Bem, F. Lorenzi-Cioldi, C.A. O'Heron, J.L. Orlofsky,
B.E. Whitley, J. Spence, R. Heilbrun, С. Н. Ениколопов,
А.В. Герасимов, Н.В. Дворянчиков, М.В. Коваленко, Т.Л. Бессонова, и др.). В соответствии с данной концепцией в маскулинной идентичности мужчин могут присутствовать и фемининные характеристики, а фемининной женщине свойственны маскулинные черты. Данный подход к пониманию андрогинии в психологии был обозначен как концепция соприсутствия [4]. Представители третьего подхода утверждают предпочтение маскулинности для обоих полов (M. Taylor, J. Hull, D. Martin, и др.). В соответствии с данной концепцией маскулинность отождествляется с активно-творческим, культурным началом в личности индивида. Представители указанного подхода считают, что сильная степень выраженности маскулинных качеств (честолюбие, решительность, доминантность и др.) как у мужчин, так и у женщин оказывает существенное влияние на эффективность социально-психологической адаптации индивидов в обществе. При этом маскулинные мужчины и женщины демонстрируют большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением в обществе, отличаются самостоятельностью и малой внушаемостью, положительным отношением к себе.
Для выявления адаптационных возможностей личности, обладающей определенным типом половой идентичности, мы обратились к методике «Диагностика социальнопсихологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда [5]. В исследовании приняли участие подростки 14-15 лет, юноши и девушки 17-18 лет, мужчины и женщины 30 лет. Общее количество респондентов составило 635 человек. Проведение исследования с представителями данных возрастных категорий обусловлено тем, что в 14-15 лет идет быстрое развитие самосознания и формируется устойчивое представление о своей половой принадлежности, юношеский возраст характеризуется углубленной рефлексией, а с возрастом 30 лет связано закрепление мировоззренческих ориентаций. Именно в этих возрастных периодах половая идентичность становится устойчивой подструктурой самосознания. Индивидуальные показатели степени адаптации каждого испытуемого, были соотнесены с типом половой идентичности. Метод ранговой корреляции позволил установить корреляционные взаимосвязи между типом полоролевой идентичности и степенью социально-психологической адаптации, а также с такими показателями адаптации, как самопринятие, принятие других, эмо-
циональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию, эскапизм (табл. 1, 2).
Анализ результатов проведенного исследования показал, что у представителей мужского пола выявлены положительные корреляционные взаимосвязи социальнопсихологической адаптации с андрогинным типом половой
идентичности в возрасте 14-15 лет (р < 0,001), 17-18 лет (р < 0,001) и в 30 лет (р < 0,001) (табл. 1). У респондентов с недифференцированным типом половой идентичности установлены отрицательные корреляционные взаимосвязи с социально-психологической адаптацией в возрасте 14-15 лет (р < 0,001) и 30 лет (р < 0,001).
Таблица 1
Корреляционные связи между типами половой идентичности и показателями социально-психологической адаптации у представителей мужского пола
Тип Возраст А Сп Пд ЭК И Д Э
Маскулинный 14-15 0,42** 0,30* 0,50**
17-18 0,30**
30
Фемининный 14-15 -0,30* -0,30* -0,40* -,046**
17-18 -0,30** -0,30** -0,36**
30 -0,49** -0,42** -0,34* -0,48**
Андрогинный 14-15 0,66** 0,40* 0,30*
17-18 0,34** 0,30**
30 0,40* 0,36* 0,37*
Недифференциро- ванный 14-15 -0,66**
17-18 -0,43** -0,48**
30 -0,46**
Примечание: А - адаптация; Сп - самопринятие; Пд - принятие других; ЭК - эмоциональная комфортность; И - интернальность; Д - доминирование; Э - эскапизм.
*- р < 0,05; ** - р < 0,001
Корреляционные взаимосвязи социально-
психологической адаптации с маскулинным типом половой идентичности не установлены у представителей мужского пола ни в одной возрастной группе. У мужской выборки отсутствуют положительные корреляционные взаимосвязи социально-психологической адаптации с фемининным типом половой идентичности, и лишь у мужчин 30 лет наблюдается отрицательная корреляционная взаимосвязь социальнопсихологической адаптации и фемининного типа (р < 0,001). У представителей мужского пола установлены положитель-
ные корреляционные взаимосвязи андрогинного типа с принятием других и эмоциональной комфортностью. Представители мужского пола с маскулинным типом характеризуются высоким уровнем самопринятия и эмоциональной комфортностью. У респондентов с фемининным типом установлены положительные корреляционные взаимосвязи с внешним контролем, ведомостью и низким уровнем самопринятия, а для лиц с недифференцированным типом половой идентичности свойственно непринятие себя и других. У лиц женского пола прослеживаются аналогичные тенденции (табл. 2).
Таблица 2
Корреляционные связи между типами половой идентичности и показателями социально-психологической адаптации у представителей женского пола
Тип Возраст А Сп Пд ЭК И Д Э
Маскулинный 14-15
17-18 0,31**
30 -0,30**
Фемининный 14-15 -0,40** -0,30* -0,40*
17-18 -0,30** -0,32**
30 -0,30** -0,40* -0,40**
Андрогинный 14-15 0,51** 0,34* 0,40** 0,35* 0,30* 0,33*
17-18 0,30** 0,30**
30 0,40** 0,30** 0,30** 0,30**
Недифференциро- ванный 14-15 -0,53**
17-18
30 -0,40**
Примечание: А - адаптация; Сп - самопринятие; Пд И - интернальность; Д - доминирование; Э - эскапизм.
* - р < 0,05; ** - р < 0,001
Выявлены положительные корреляционные взаимосвязи социально-психологической адаптации с андрогинным типом половой идентичности в возрасте 14-15 лет (р < 0,001), 17-18 лет (р < 0,001) и в 30 лет (р < 0,001). В указанных возрастных группах, за исключением девушек 17-18 лет, установлены отрицательные корреляционные взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и недифференцированным типом половой идентичности. Какие-либо взаимосвязи с фе-
- принятие других; ЭК - эмоциональная комфортность;
мининным типом половой идентичности отсутствуют. В ходе проведения исследования были получены факты, свидетельствующие о положительной связи андрогинных качеств личности у представительниц женского пола с высоким уровнем самопринятия и принятия других, эмоциональной комфортностью, интернальностью и стремлением к доминированию. Представительницы с фемининным типом характеризуются эмоциональным дискомфортом, внешним контролем, ведомо-
стью и низким уровнем самопринятия, а для испытуемых с Обратимся к таблице 3, на которой представлены средние
недифференцированным типом половой идентичности свой- значения показателя СПА (социально-психологической адап-ственно непринятие себя и других. тации) у представителей мужского и женского пола в разные
возрастные периоды.
Таблица 3
Показатели социально-психологической адаптации у представителей мужского и женского пола с разными типами половой идентичности
Возраст лет Пол Кол-во испыт. Маскулинный Фемининный Андрогинный Недифферен- цированный
14-15 М 117 65,93±2,28 55,18±1,90 66,52±0,81 51,41±0,51
14-15 Ж 116 65,57±2,48 59,33±1,29 68,52±1,29 53,00±1,22
17-18 М 105 66,53±0,94 53,37±0,86 67,37±0,86 53,87±1,06
Ж 119 64,17±1,95 57,97±0,96 65,04±0,96 53,53±1,12
30 М 80 66,82±1,19 53,40±5,22 68,89±5,22 53,40±0,68
Ж 98 65,60±3,06 58,08±1,12 67,51±1,43 53,50±1,10
Как видно из таблицы, наибольшее значение показателя СПА характерно для респондентов обоего пола во всех возрастных группах (14-15, 17-18, 30 лет) с андрогинным типом половой идентичности. Высокие значения показателя СПА выявлены у представителей мужского и женского пола с маскулинным типом половой идентичности, но все же несколько ниже, чем у обладателей с андрогинным типом. Низкие значения показателя СПА установлены у испытуемых с фемининным типом половой идентичности, и самые низкие значения показателя СПА зафиксированы у представителей мужского и женского пола с недифференцированным типом половой идентичности
Таким образом, данные, полученные в нашем исследовании, позволяют утверждать, что тип половой идентичности определяет адаптационные возможности индивида. Результаты эксперимента дают основание признать, что наиболее высокими адаптивными возможностями обладают испытуемые обоего пола с андрогинным типом половой идентичности (высокой маскулинностью и высокой фемининностью), а наиболее низкими - с недифференцированным типом половой идентичности (низкой маскулинностью и низкой фемининно-стью). Из анализа результатов становится очевидным, что развитие фемининных качеств у лиц женского пола, и маскулинных у мужского пола не ведет к повышению адаптационных возможностей индивида.
Результаты, полученные в нашем исследовании, показали, что в случае, когда критерием оценки выступает общая социально-психологическая адаптированность, подтверждается, прежде всего, вторая точка зрения, несколько меньше третья, и совсем не оправдывается первая. По результатам нашего эксперимента мужчины и женщины с андрогинным типом половой идентичности обладают наиболее высокими адаптационными возможностями. Полученные в нашем исследовании выводы согласуются с данными Б. Уитли, который утверждает, что максимальное соответствие индивида полоролевому стереотипу - высокая маскулинность у мужчин и высокая феминность у женщин - не является гарантией психологического и социального благополучия. Фемининные женщины часто отличаются повышенной тревожностью и понижен-
ным самоуважением. Маскулинные подростки и юноши обнаруживают большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет они проявляют более высокую тревожность, неуверенность в себе и менее способны к лидерству. Маскулинные мужчины и фемининные женщины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Напротив, личности, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны [6].
В отечественной психологии андрогинная концепция не получила признания и широкого распространения. Исследователи психологии пола (особенно клинические психологи) рассматривают идентичность строго соответствующую полу как залог успешной социальной адаптации и психического здоровья личности [7-9]. Данные, полученные в нашем исследовании, позволяют не согласиться с этим предположением и утверждать, что на современном этапе развития общества наиболее благополучными будут люди, успешно сочетающие в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества, т.е. с андрогинным типом половой идентичности. Андрогинные субъекты обладают более богатым поведенческим репертуаром, что позволяет им лучше справляться с разными видами деятельности и менять тактику поведения в зависимости от требований.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что половая идентичность является подструктурой самосознания, оказывающей существенное влияние на его адаптивные аспекты. У представителей мужского и женского пола с андро-гинным типом половой идентичности адаптационные возможности значительно выше, чем у представителей других типов половой идентичности, тогда как наиболее низкими адаптационными возможностями характеризуются обладатели недифференцированного типа. Можно заключить, что развитие адаптивной половой идентичности является важнейшим условием успешной реализации человека в современном мире, а также обеспечивает личности высокий уровень самоприня-тия и удовлетворенность собой в жизни.
Библиографический список
1. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопр. психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-82.
2. Крыгина Н.Н. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Крыгина. - М., 1993.
3. Лекторская Е.В. Поло-ролевая идентификация мальчиков и проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников: сб. науч. тр. - М., 1990.
4. Lorenzi-Cioldi F. Psychological androgyny: a concert of lesser substance. Towards the understanding of the transformation of a social representation / F. Lorenzi-Cioldi // J. theory soc. behav. - 1996. - Vol. 26. - № 2.
5. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда // Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие. - Самара, 1988.
6. Whitley B.E. Sex-Role Orientation and Psychological Well-Being: Two Meta-Analyses // Sex Role. - 1985. - Vol. 12. - № 1-2.
7. Бреслав Т.М. Половые различия и современное школьное образование / Т.М. Бреслав, Б.И. Хасан // Вопр. психологии. - 1990. - № 3.
8. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика, 1991.
9. Куинджи Н.Н. Кого воспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или .? // Биология в школе. - 1988. - № 2.
Bibliography
1. Aleshina, J.E. Problems in assimilation of roles of men and women / J.E. Aleshina, A.S. Volovich // Psychology questions. - 1991. - № 4.
2. Krygina, N.N. Gender identity peculiarities of older adolescents brought up in children homes: abstract, dissertatation, thesis in psychological sciences. - M., 1993.
3. Lektorskaya, E.V. Gender - role identification of boys and problems of deviational behaviour // Psychological problems of detection and correction of deviant behaviour of pupils: collection of scientific artricles. - M., 1990.
4. Lorenzi-Cioldi, F. Psychological androgyny: a concert of lesser substance. Towards the understanding of the transformation of a social representation // J. Theory Soc. Behav. - 1996. - Vol. 26. - № 2.
5. Diagnosis methods of socio -psychological adaptation of C. Rogers, R. Daimond // Practical psychodiagnostics: techniques and tests: textbook. -Samara, 1998.
6. Whitley, B.E. Sex-Role Orientation and Psychological Well-Being: Two Meta-Analyses // Sex Role. - 1985. - Vol. 12. - № 1-2.
7. Breslav, T.M. Gender differences and moderen school education / T.M. Breslav, B.I. Hasan // Psychol. questions. - 1990. — № 3.
8. Kagan, V. E. Sexology for educators. - M.: Pedagogics, 1991.
9. Kyindji, N.N Whom does school train nd aducate: boys, girls or ..? // Biology at school. - 1988. — № 2.
Статья поступила в редакцию 28.03.11
УДК 373 Frolova S.L. FORMATION OF IDEALS LEARNED IN SOVIET SCHOOLS. The article examines the experience of the Soviet school students to form ideals; shows the content of the ideals of research students in the dynamics, observed positive and negative aspects of Soviet education system, identifies patterns of the formation of ideals.
Key words: ideal, methods of study and formation of ideals, educational environment.
С. Л. Фролова, главный специалист учебно-методического отдела Института сервиса, филиала ФГОУ ВПО «РГУТиС», г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
В статье анализируется опыт советской школы по изучению и формированию идеалов школьников и учащейся молодежи; приводятся данные исследований содержания идеалов обучающихся в динамике; отмечаются положительные и отрицательные стороны советской воспитательной системы; выявляются закономерности процесса формирования идеалов.
Ключевые слова: идеал, методы изучения и формирования идеалов, воспитательная среда.
Интерес отечественной педагогики и психологии к проблеме индивидуальных идеалов подрастающего поколения обусловлен пониманием идеала как основы мировоззрения и главного, смыслообразующего мотива деятельности. Этот интерес на протяжении XX столетия не был равномерным: в определенные периоды он возрастал, периодами снижался, но никогда не угасал совершенно. В зависимости от целей, методов исследования и полученных результатов процесс изучения идеалов российских учащихся можно условно разделить на несколько периодов:
1. От начала XX века до 1917 года (С.А. Ананьин, П.Н. Колотинский, Марков, Г. Роков, Н.А. Рыбников, К. Сивков).
2. 20-е годы XX века (А.М. Большаков, Н.Н. Иорданский, П.Н. Колотинский, Н.Ф. Познанский, Н.А. Рыбников).
3. 40-е годы (Н.Д. Левитов, Л.Е. Раскин).
4. 50-е - 60-е годы (В.Г. Васильева, А.А. Гримоть, Б.А. Грушин, Л.Ю. Дукат, А.К. Желтов, Н.И. Загоренко,
С.Н. Иконникова, М.Г. Казакина, И.С. Кон С. Г. Крантовский, В.Т. Лисовский, А.С. Марьясин, А.А. Микаберидзе, Л.М. Николаева, Е.А. Ракша, Р.В. Роговина, З.Г. Сафонова, В.А. Су-хомлинский, Н.А. Шульчева, В.А. Ядов, Н.Ф. Яковлев).
5. Конец 70-х - 80-е годы (З.И. Гришанова, Р.Г. Гурова Л.М. Исьянова, В.А. Кратинова, Т.Н. Мальковская, В.Д. Новиков, Ю.П. Петров, Р.М. Рогова, Н.И. Судаков, В.Э. Чудновский).
6. Середина 90-х годов XX века - первое десятилетие XXI века (Н.В. Граблина, С. Л. Гостомыслова, И.Г. Завойчинская,
В.Н. Соболев, С.Г. Чухин).
Анализ работ, посвященных проблеме детских идеалов, показывает, что наибольшая активность в данном вопросе приходится на период функционирования советской воспитательной системы. И это не случайно: после Октябрьской революции 1917 года началось активное наступление на старые идеалы и утверждение новых. Следует отметить, что новые социалистические идеалы были близки и понятны российскому сознанию. По свидетельству русского историка М.И. Ту-
ган-Барановского, социалистическая симпатия русской интеллигенции составляла одну из ее характерных отличительных черт: «Русский интеллигент, если он вообще не чужд общественных интересов, обычно более или менее сочувствует, а иногда и фанатически привержен социализму. Причины полубессознательного тяготения нашей интеллигенции к социализму коренятся очень глубоко в условиях нашего общественного развития» [1, с. 419]. Социалистические идеи, по мнению С.Н. Булгакова, созвучны русскому православному христианству: «...в социализме, как хозяйственной организации, содержится христианская идея, заложено организующее начало социальной любви» [2, с. 103].
Социалистические идеалы, ключевыми идеями которых были справедливость, равенство, братство, свобода, мир, труд, всеединство, бескорыстие, просвещение, образование, культура, прогресс, родились в недрах социокультурного творчества русского народа как протест против угнетения и эксплуатации, против отчуждения трудящихся от продуктов материальной и духовной культуры, против идеалов буржуазного строя и находили выражение и в светской, и в религиозной среде, и на социально-практическом и на теоретическом (философском) уровнях, и среди рабочих, и крестьян, и среди интеллигенции.
Исследования показывают, что в содержании идеалов школьников первых послереволюционных лет доминируют нравственные качества: доброта, смирение, трудолюбие -и духовные ценности: счастье, общее равенство, семейный мир. Однако Н.А. Рыбников отмечает, что «условия русской действительности обострили инстинкт собственности» [3, с. 52], поэтому значительный процент составляют «вещные» идеалы: книги, животные (лошади, коровы, козы, кролики, поросенок и т. д.), деньги, собственные дома и дачи, магазины и булочные, именья, автомобили, музыкальные инструменты (пианино, скрипка т. п.), конфеты, игрушки, оружие (для мальчиков), спортивный инвентарь (лыжи, коньки, санки, мотоцикл и т. п.), краски, ящики для красок, бумага для рисо-