Научная статья на тему 'Psychological-and-Pedagogical Aspects of readiness to use computer networks in educational activities'

Psychological-and-Pedagogical Aspects of readiness to use computer networks in educational activities Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION / INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COMPUTER NETWORKS / READINESS FOR ACTIVITY / MOTIVATION / AND ACTIVITY / ENERGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казачихина Мария Викторовна, Суслов Александр Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы информатизации образования, применение компьютерных сетей в педагогической деятельности; анализируется понятие «готовность» к деятельности; раскрываются особенности формирования готовности к применению компьютерных сетей в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Psychological-and-Pedagogical Aspects of readiness to use computer networks in educational activities»

УДК 78ю.6 ББК 54

Казачихина Мария Викторовна

аспирант

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Суслов Александр Александрович Аспирант

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Kazachikhina Maria Viktorovna Post-graduate

Russian State Professional-and-Pedagogical University

Yekaterinburg Suslov Alexander Alexandrovich

Post-graduate

Russian State Professional-and-Pedagogical University

Yekaterinburg

Психолого-педагогические аспекты готовности к использованию компьютерных сетей в педагогической деятельности Psychological-and-Pedagogical Aspects of Readiness To Use Computer Networks in Educational Activities

В статье рассматриваются актуальные вопросы информатизации образования, применение компьютерных сетей в педагогической деятельности; анализируется понятие «готовность» к деятельности; раскрываются особенности формирования готовности к применению компьютерных сетей в образовательном процессе.

The article deals with the topical issues of education informatization; the usage of computer networks in educational activities; the concept of "readiness" for activity is analyzed; the peculiarities of readiness forming to use computer networks in the educational process are revealed.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные образовательные технологии, компьютерные сети, готовность к деятельности, мотивация, energy.

Key words: education informatization, information educational technologies, computer networks, readiness for activity, motivation, and activity.

Важной особенностью современных процессов глобализации является экспоненциальный рост масштабов применения новых информационных технологий (НИТ) в образовании. В настоящее время в России идет модернизация системы образования, ориентированная на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Информатизация образования в России - один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные

направления модернизации образовательной системы. Ее основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:

• возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности;

• индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет возможности изменения и адаптации автоматизированных учебных программ;

• преобразование процесса познания, развитие системного мышления;

• возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому субъекту индивидуальную траекторию обучения и самообучения;

• создание эффективной системы управления информационнометодическим обеспечением образования [5].

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой результативного использования НИТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей воспитания и обучения.

Компьютеризация учебного процесса, несомненно, является основной частью НИТ в образовании. Такие технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, активно и необратимо воздействуя на систему образования.

Проблема широкого применения информационных технологий в системе образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах

A.П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И.В. Роберт; педагогические -Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические -

B.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии».

И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программноаппаратные и технические средства, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) [11].

Компьютерная сеть - группа компьютеров, объединенных между собой для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией. Чтобы создать компьютерную сеть, нужны компьютеры, линии связи, а также специальные устройства для подключения компьютеров к линиям связи. К аппаратной составляющей компьютерной сети относится также коммуникационное оборудование, позволяющее объединять отдельные сегменты сети и организовывать информационные потоки. Для управления процессами передачи данных и организации совместной работы в сети необходимо установить специальное программное обеспечение.

Выделяют следующие основные направления использования компьютерных сетей [3, 11, 12]:

• совместный доступ к аппаратным и программным ресурсам. Компьютеры в сети могут при наличии специальных правил доступа использовать диски или только определенные папки и файлы других машин, а также программное обеспечение, установленное на других компьютерах. Это

приводит к экономии ресурсов, поскольку нет необходимости к каждому персональному компьютеру подключать принтер или тиражировать объемный программный продукт на все машины;

• совместный доступ к информации общего характера. В сети можно выделить специальный компьютер, на котором будут храниться данные, предназначенные для всех пользователей сети. Такой компьютер обеспечивает хранение и архивирование данных, а также доступ и передачу этих данных на другие машины;

• предоставление коммуникационных услуг. Наличие компьютерной сети предполагает организацию эффективного обмена информацией между ее пользователями. Здесь можно выделить передачу файлов, передачу сообщений посредством электронной почты, а также передачу звуковой и видео информации в реальном режиме времени;

• распределенная обработка данных. Компьютерную сеть можно использовать для обработки данных на отдельных компьютерах, связанных между собой и представляющих распределенную систему.

Выделим основные возможности компьютерных сетей [2]:

• возможность быстрой передачи информации на большие расстояния;

• оперативный поиск информации;

• обмен информацией в режиме off-line;

• обмен текстовой, звуковой и видеоинформацией в реальном режиме времени;

• возможность сохранения информации, размещенной на серверах Internet, локальном компьютере для дальнейшей переработки;

• возможность интерактивности и оперативной обратной связи.

Создание компьютерных сетей дало человечеству абсолютно новый

способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара [1].

Применение сетевых компьютерных технологий в дистанционном образовании открывает ранее неиспользуемые возможности [9]:

• организация совместных международных исследовательских проектов;

• расширение доступа к учебно-методической информации;

• организация оперативной консультационной помощи;

• организация сети дистанционного обучения;

• формирование у партнеров коммуникативных навыков, культуры общения, умения искать информацию;

• моделирование научно-исследовательской деятельности;

• проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

В ходе работы нами были проанализированы общепрофессиональные дисциплины (например, «Педагогические технологии» и «Методика

профессионального обучения»), и дисциплины специализации (например, «Методика обучения информатике», «Педагогические программные средства» и «Методы и средства дистанционного обучения»). При переходе к перспективным средствам обучения для каждой конкретной дисциплины требуется переложение ее предметной области на новую технологическую основу, т.к. традиционное преподавание не позволяет полностью использовать все возможности новых форм представления знаний. Сегодняшний преподаватель, прежде всего, сам должен владеть техническими средствами и быть подготовленным к освоению и практическому использованию новых средств в образовательном процессе.

Анализ современных требований к подготовке будущего специалиста, а также анализ литературы и результатов исследований по названному направлению позволяют выявить ряд противоречий между:

• современной практикой подготовки педагогов профессионального обучения и задачами реальной профессиональной деятельности;

• существующими методами и средствами, применяемыми в обучении курсам, охватывающих изложение компьютерных коммуникаций, сетевых настроек и администрирования сетей и недостаточными междисциплинарными связями с дисциплинами педагогического цикла;

• наличием существующего педагогического потенциала сетевых технологий, обоснованного опытом применения последних в обучении различным дисциплинам, и отсутствием понимания будущими педагогами профессионального обучения необходимости использования данного потенциала в своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, выявляется несоответствие между сформированностью готовности педагогов профессионального обучения к использованию сетевых технологий в педагогической деятельности и недостаточной нацеленностью на это существующего содержания их информационно-технологической подготовки.

С целью выявления отношения студентов к использованию компьютерных сетей в педагогической деятельности нами было проведено анкетирование. При этом компьютерные сети воспринимались студентами как частный случай информационно-коммуникационных технологий. В результате было выявлено отсутствие у них уверенности в своих силах, отсутствие понимания позитивного момента применения компьютерных сетей и, как следствие, отсутствие желания применять компьютерные сети в педагогической деятельности. Исходя из этого, мы можем предположить, что отсутствие готовности является основной причиной несформированности умений по использованию компьютерных сетей в будущей профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

В современной науке накоплен обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности человека к различным видам деятельности. На сегодняшний день определено множество сложившихся понятий готовности, выведено содержание, структура, основные параметры готовности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость ее проявлений. Анализ

состояния проблемы готовности личности к деятельности показал, что это особое психическое состояние и относительно устойчивая характеристика личности.

Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий [4].

Большинство авторов раскрывают готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, обеспечивающую актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов,

Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.).

Являясь целостным образованием, психологическая готовность включает следующие компоненты:

• мотивационные (успешное решение поставленной задачи, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

• познавательные (понимание обязанностей, задач, оценки ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);

• эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);

• волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни) [10].

Психологическая готовность к профессиональной деятельности, по мнению О.М. Краснорядцевой, проявляется:

- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации [4].

Возникновение состояния психологической готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной или возникшей перед ним задачи). Далее идёт выработка плана, создание моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях, применяет определённые средства и способы деятельности, сравнивает ход и промежуточные результаты со стоящей перед ним целью, вносит коррективы. Причём анализ ситуации, решение, развитие замысла, эмоций, проявление и преобразование готовности определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности.

Под готовностью к педагогической деятельности Е.А. Коняева понимает «внутреннее свойство личности, необходимое для успешного решения социально-профессиональных задач, проявляющееся в стремлении к педагогической деятельности (личность убеждена в необходимости осуществления этой деятельности и внутренне к ней сориентирована) и в овладении этой деятельностью (личность знает, как осуществлять педагогическую деятельность, имеет определённые умения и навыки)» [6,

с. 36].

Таким образом, под готовностью к использованию компьютерных сетей в педагогической деятельности будем понимать результат процесса обучения, включающего особую профессиональную, дидактическую и методическую подготовку, позволяющий педагогу целенаправленно использовать компьютерные коммуникации в своей педагогической и методической деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании можно смело отнести к инновационной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности будем понимать совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива образовательного учреждения, а также его способности выявлять актуальные образовательные задачи для обучающихся, находить и реализовать эффективные способы их решения [7].

Психологическая готовность к инновационной деятельности - целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и деятельностного компонентов [13]. Когнитивный компонент, в основе которого лежит профессионально-педагогическая компетентность,

предполагает владение педагогическими знаниями по предмету, методике его преподавания, знаниями о содержании, сущности и специфике инноваций в педагогической деятельности. Аффективный компонент включает отношение к педагогической профессии, детям, отношение и самооценка себя как будущего учителя, самооценка своих творческих способностей, уровень эмпатии. Деятельностный компонент имеет мотивационную (мотивы самоутверждения, самореализации, профессиональная направленность) и операциональнотехнологическую (умение проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели, этапы, подходы к применению инновации; осваивать методы, приемы, технологии профессиональной деятельности преподавателя; прогнозировать результаты инновационной деятельности; осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.) подструктуры [13].

Одним из условий внедрения информационных технологий обучения в широкую вузовскую практику является уровень готовности преподавателей и студентов к их использованию, и это предопределяет актуальность их подготовки, предъявляет повышенные требования к содержанию последней.

Сегодня, к сожалению, еще многие преподаватели рассматривают информатизацию обучения только как процесс внедрения компьютеров в систему высшего образования. Она же заключается в принципиально новой организации учебного процесса на более высоком качественном уровне взаимодействия педагогов и обучаемых в условиях использования информационных технологий обучения. Речь идет о создании принципиально новой дидактической модели технологии обучения, предполагающей организацию оптимального взаимодействия человека с компьютером на основе широкого внедрения НИТ во все сферы жизнедеятельности вуза. Именно поэтому целью нашего исследования стало формирование готовности студентов к использованию компьютерных сетей в педагогической деятельности.

Изучением применения компьютерных сетей в педагогическом процессе занимаются А.А. Андреев, С.А. Бешенков, М.Ю. Бухаркина, А.Г. Гейн, Е.С. Полат, М.И. Потеев, Б.Е. Стариченко и др.

В результате анализа литературы нами были выявлены дидактические функции компьютерных сетей:

• формирование умений хранения ресурсов и организации контролируемого доступа к ним;

• организация различного рода совместных исследовательских работ педагогов и студентов;

• организация оперативных консультаций;

• организация сети дистанционного обучения и повышения

квалификации педагогических кадров;

• организация оперативной педагогической диагностики;

• формирование умений добывать информацию из различных источников;

• способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся при самостоятельном обучении.

Под дидактическими функциями компьютерных сетей нами понимается их назначение, роль и место в учебном процессе.

Исходя из дидактических функций и возможностей компьютерных сетей, нами были определены сетевые технологии, посредством которых возможно формирование профессиональной готовности выпускников вуза, в том числе и за счет реализации исследовательского подхода. Уровень сформированности готовности станет легко оценить через степень освоения конкретных методов сетевых технологий, таких как: технология ftp; технология web; глобальная сеть Интернет; форум; чат; электронная почта; технология ICQ; видеоконференция; аудиоконференция; IP-телевидение.

Обучаясь экспериментальным способам анализа действительности, умению работать с приборами и современным оборудованием, овладевая техникой эксперимента, умением решать практические задачи у студентов формируется операциональный компонент готовности. Именно на операциональном компоненте готовности мы решили сделать основной акцент, поэтому на основе перечисленных технологий были определены соответствующие умения и владения, которые необходимы для овладения и реализации указанных сетевых технологий:

• умение физического подключения компьютеров к сети;

• умение вести протокол IP;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• владение маршрутизацией и разделением на IP;

• владение трансляцией сетевых адресов (NAT);

• умение работать со службой доменных имён (DNS), владение технологией сопоставления IP-адресов и доменных имён;

• умение работать со службой FTP и организовывать FTP-сайты;

• умение работать с web-службой и организовывать www-сайты;

• владение технологией Active Directory;

• умение управлять доступом с помощью доменных и локальных учётных записей;

• работа с файловым сервером и распределённой файловой системой (DFS);

• умение работать с электронной почтой и её протоколами (SMTP, POP, IMAP, NNTP);

• владение технологией IP-телевидения и протоколом IGMP.

Для оценки формируемой готовности нами была выбрана форма курсового проекта. Курсовой проект по дисциплинам, охватывающим изучение компьютерных коммуникаций и сетей, предусматривает теоретическую часть, включающую планирование физического подключения компьютеров к сети, обоснование выбора оборудования, настройки сетевых протоколов, выбор необходимых сетевых служб и планирование организации доступа в сеть Интернет. В результате выполнения практического задания курсового проекта, студенты должны иметь ряд настроенных сетевых служб на реальной операционной системе, установленной на виртуальной машине. Таким образом, можно оценить не только знания обучающегося, но и его самостоятельность в выполнении задания, а также умение работать с источниками информации. С помощью разработанной анкеты нами было проверено наличие у обучающихся желания и уверенности в использовании компьютерных сетей в будущей педагогической деятельности.

Курсовой проект максимально приближен к реальным потребностям профессиональной деятельности педагога образовательного учреждения. Результатом выполнения практической части курсового проекта должна стать работоспособная, полнофункциональная сетевая служба. Единственным отличием результата учебной задачи от реального www-сайта является принадлежность к типу сети: учебный www-сайт расположен в местной интрасети, а не в сети Интернет.

В результате проведенной работы обучающиеся усвоили дидактические функции компьютерных сетей, трудоёмкость их реализации. Также было отмечено повышение интереса к использованию компьютерных сетей в педагогическом процессе и желания использовать их в собственной практической деятельности. В исследовании принимали участие студенты заочного отделения, т.е. уже осуществляющие образовательную деятельность,

которые понимают, что использование компьютерных сетей окажет положительное влияние на рост уровня обученности слушателей их курсов.

Мы также пришли к выводу, что при подготовке педагогов следует усилить связь между предметами педагогического цикла и предметами специализации, потому что будущие педагоги профессионального обучения, согласно результатам исследования, не могут самостоятельно осуществить преломление изученных методик и технологий для формирования умений у обучающихся в области проектирования и настройки сетевых ресурсов.

На современном этапе развития системы образования наиболее востребованным в обществе является педагог, который успешно использует ресурсы информационной образовательной среды, ориентируется в информационных потоках, применяет информационно-коммуникационные технологии для решения различных профессиональных задач и осуществляет подготовку учащихся к деятельности в быстро развивающемся информационном обществе с использованием информационнокоммуникационных технологий. Для реализации вышеперечисленного у педагога должна быть сформирована готовность к выполнению данных видов деятельности.

Библиографический список

1. Бухарова, Г.Д. Мультимедиа-технологии: происхождение, сущность,

использование в учебном процессе [Текст] / Г. Д. Бухарова, Д. А. Стариков // Педагогический журнал Башкортостана. - 2009. - № 4(23). - С. 49-56

2. Дистанционное обучение [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

3. Информатика [Текст]: учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 768 с.

4. Киселёва, Д.С. Психологическая готовность человека к профессиональной

деятельности [Электронный ресурс] / Д.С. Киселёва. - Режим доступа:

http://science.ncstu.rU/_/2008/12region/2_ped/341.pdf

5. Колосов, М.Б. Готовность к деятельности в психологии [Электронный ресурс] / М.Б. Колосов. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html

6. Коняева, Е.А. Формирование готовности будущих учителей к реализации технологии модульного обучения [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Коняева. -Челябинск, 2004. - 200 с.

7. Лазарев, В.С. Готовность учителя к инновационной деятельности [Электронный ресурс] / В.С. Лазарев // Инновации и эксперимент в образовании. - 2008. - № 3. - Режим доступа: http://www.in-exp.ru/inexp-3-2008/16-teor-in-exp-dejat/54-in-dejat-taecher.html.

8. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 509 с.

9. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты [Текст] / Е.С. Полат. - М.: ИНФО, 1996.

10. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования [Текст] / под ред. Е.Д. Божович. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 400 с.

11. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании [Текст] / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994.

12. Симонович, С.В. Информатика. Базовый курс [Текст] / С.В. Симонович [и др.]. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 640 с.

13. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений / В.А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

14. Стариченко, Б.Е. Совершенствование информационно-технологической

подготовки студентов на основе системно-объектного подхода [Текст] / Б.Е. Стариченко, Е.Б. Стариченко, А.Д. Шеметова // Образование и наука. - 2009. - № 4 (61). - С. 78-92.

15. Стариченко, Б.Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем [Текст] / Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 1998. - 208 с.

Bibliography

1. Bukharova, G.D. Multimedia Technology: Origin, Nature, Classroom Usage [Text] / G.D. Bukharova, D.A. Starikov // Pedagogical Journal of Bashkortostan. - 2009. - № 4(23) - P. 49-56.

2. Computer Science [Text]: textbook, Ed. by Prof. N.V. Makarova. - M.: Finance and Statistics, 2000. - 768 p.

3. Distance Learning [Text]: Manual, Ed. by E.S. Polat. - M.: VLADOS Publishing Centre, 1998. - 192 p.

4. Education Subject Development: Problems, Approaches, Research Methods [Text] / Ed. by ED. Bozhovich. - M.: PER SE, 2005. - 400 p.

5. Kiseleva, D.S. Person’s Psychological Readiness for Professional Activity [Electronic

Resource] / D.S. Kiselyova. - Access Mode: http://science.ncstu.ru/ ... /

2008/12region/2_ped/341.pdf

6. Kolosov, M.B. Readiness for Activity in Psychology [Electronic Resource] / M.B. Kolosov. - Access Mode: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html

7. Konyayeva, E.A. Future Teachers’ Readiness Forming for Modular Training Technology Using [Text]: Dis. ... Cand. of Ped.: 13.00.08 / E.A. Konyayeva. - Chelyabinsk, 2004. - 200 p.

8. Lazarev, V.S. Teacher’ Readiness for Innovation Activity [Electronic Resource] / V.S. Lazarev // Innovation and Experimentation in Education. - 2008. - № 3. - Access Mode: http://www.in-exp.ru/inexp-3-2008/16-teor-in-exp-dejat/54-in-dejat-taecher.html.

9. Petrovsky, V.A. Personality in Psychology: Subjective Paradigm [Text] / V.A. Petrovsky. - Rostov-on Don: Feniks, 1998. - 509 p.

10. Polat, E.S. Distance Learning: Organizational and Pedagogical Aspects [Text] / E.S. Polat. - M.: INFO, 1996.

11. Robert, I.V. Modern Information Technologies in Education [Text] / I.V. Robert. - M.: School Press, 1994.

12. Simonovich, S. Computer Science. Basic Course [Text] / S. Simonovich [and others]. -SPb.: "Peter" Publishing House, 1999. - 640 p.

13. Slastenin, V.A. Pedagogy [Text]: Manual for students of Ped. Educat. Institutions / V.A. Slastenin [and others]. - M.: School Press, 1997. - 512 p.

14. Starichenko, B.E. Students’ Information Technology Training Improving on the Basis of System-and-Object Approach [Text] / B.E. Starichenko, E.B. Starichenko, A.D. Shemetova // Education and Science. - 2009. - № 4(61). - P. 78-92.

15. Starichenko, B.E. Computer Technologies in Educational Systems Optimization Matters [Text] / B.E. Starichenko. - Yekaterinburg: Ural State Ped. Univ., 1998. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.