Научная статья на тему 'Результаты внедрения методической системы обучения будущих ИТ-специалистов коллективной разработке прикладных информационных систем'

Результаты внедрения методической системы обучения будущих ИТ-специалистов коллективной разработке прикладных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А CRITERION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИТ-ПРОЕКТ / ОБУЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКЕ ИТ-ПРОЕКТОВ / ПОКАЗАТЕЛЬ / КРИТЕРИЙ / ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА / COMPETENCE / THE IT PROJECT / TRAINING COLLECTIVE WORKING OUT OF IT PROJECTS / AN INDICATOR / EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина Е. В.

В настоящей статье представлены результаты эксперимента по обучению будущих ИТ-специалистов коллективной разработке информационно-технологических продуктов, раскрыта структура компетентности в рассматриваемой области и описаны механизмы диагностики ее сформированности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION RESULTS OF METHODOLOGICAL SYSTEM OF TRAINING OF THE FUTURE IT EXPERTS TO COLLECTIVE WORKING OUT OF APPLIED INFORMATION SYSTEMS

T his article presents the results of the experiment on training of the future IT experts collective working out of information-technological products, the structure of competence of the region under consideration is opened and the mechanisms of diagnostics of its formation at students are described.

Текст научной работы на тему «Результаты внедрения методической системы обучения будущих ИТ-специалистов коллективной разработке прикладных информационных систем»

(имеющие знания педагогики и психологии) могут расположить ребенка на откровенный разговор. То, что подросток не расскажет взрослому, может стать предметом доверительной беседы с волонтером. Для ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, общение это способ выхода эмоционального напряжения, снятие стресса. Волонтерское движение студентов формирует профессиональные компетенции, необходимые специалисту в дальнейшей работе.

Одним из примеров плодотворного социального партнерства является сотрудничество Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних с Кемеровским государственным университетом культуры и искусств (КемГУКИ). На основании приказа № 495 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июня 2006г. муниципальному учреждению (МУ) «Социальнореабилитационный Центр для несовершеннолетних» присвоен статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы, что дало новый толчок к продуктивному сотрудничеству молодых ученых и учреждения. Итогом сотрудничества явилась разработка и внедрение в деятельность Центра социальных проектов и программ, в основу которых положена концепция межведомственного взаимодействия и научный подход. Примерами взаимодействия являются социальнозначимые проекты «Росток», «Социальная поликлиника», «Социальный профилакторий». Дальнейшее развитие социального партнерства КемГУКИ и МУ «Социальнореабилитационный центр» мы видим в создании на базе данного учреждения научно-исследовательской лаборатории инновационных социокультурных технологий.

Цель создания лаборатории - научное исследование и опытно-практическая разработка актуальных проблем современного социокультурного пространства.

Основные направления деятельности лаборатории:

- исследовательское: прикладные исследования, опытнопрактическая, опытно-экспериментальная работа по актуальным проблемам социокультурного пространства; прикладные исследования по проблемам профессионального образования - подготовки бакалавров и магистров социокультурной деятельности,

- просветительское: поиск, обобщение и распространение позитивных результатов научных исследований и передового педагогического опыта в области социальнокультурных технологий через организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров, консультаций и др.; оказание научно-методической помощи/ поддержки преподавателям КемГУКИ, руководителям учреждений социальной сферы;

- издательское: подготовка к публикации - разработка, редактирование, оформление материалов (статей, методических рекомендаций и разработок, описания и результатов опытно-экспериментальной работы и др.) по проблематике лаборатории в виде монографий, сборников, публикаций в научно-методических изданиях и средствах массовой информации;

- проектное: разработка, реализация и (или) участие в проектах по направлениям научно-исследовательской деятельности лаборатории.

Вывод: процессы, происходящие сегодня в обществе, требуют активного взаимодействия всех субъектов микросоциума. Ресурсы и научный потенциал ВУЗов г. Кемерово в социальном партнерстве с учреждениями социальной сферы позволяет найти научный подход к решению социальных проблем общества и внедрить его в практическую деятельность учреждений.

Библиографический список

1. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2005.

2. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Юдина, А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2006.

4. Смирнов, И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005.

5. Карташов, В.Я. Управление процессом социальной реабилитации на основе моделирования / В.Я. Карташов, Т.А. Хорошева, А.И. Юдина: монография. - Кемерово: ИПК, 2010.

6. Карташов, В.Я. Научно-методические рекомендации по оценке эффективности индивидуальных программ реабилитации в условиях организаций социальной защиты, работающих с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / В.Я. Карташов, А.И. Юдина, Е.А. Кагакина, Т.А. Хорошева. - Кемерово: КемГУ, 2008.

7. Хорошева, Т.А. Математическое моделирование и оценка эффективности процесса социальной реабилитации детей «группы риска»: автореф. дис. ... канд. тех. наук. - Новокузнецк: СибГИУ, 2009.

Bibliography

1. Kornilova, T.V. Teen risk group / T.V. Kornilova, E. L. Grigorenko, S. D. Smirnov. - Saint-Petersburg: Piter, 2005.

2. Oliferenko, L.Y. Socio-pedagogical support of children risk group / L.Y. Oliferenko, T.I. Shulga, I.F. Dementyeva: Manual. - Moscow: Publisher «Academy», 2002.

3. Yudina, A.I. Pedagogical socialization escort of teen-agers living in a hardship: Summary of candidate on pedagogical science dissertation. - Kemerovo, 2006.

4. Smirnov, I.P. New principle of upbringing: orientation to the interest of youth . — Ekaterinburg: Publisher «Sokrat», 2005.

5. Kartashov, V.Y. Managing of social rehabilitation on the basis of modelin / V.Y. Kartashov, T.A. Horosheva, A. I. Yudina: monograph. — Kemerovo: Institute of improvement of professional skills, 2010.

6. Kartashov, V.Y. Scientific methodical recommendation on effectiveness assessment of individual programme on rehabilitation in the condition of social services, dealing with family, children, living in a hardship / V.Y. Kartashov, A. I. Yudina, E.A. Kagakina, T.A. Horosheva. — Kemerovo: Kemerovo State University, 2008.

7. Horosheva, T.A. Mathematical modeling and effectiveness assessment of social rehabilitation of children risk group: Summary of candidate on technical science dissertation. - Novokuznetsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 378:004.9

Osokina E.V. THE INTRODUCTION RESULTS OF METHODOLOGICAL SYSTEM OF TRAINING OF THE FUTURE IT EXPERTS TO COLLECTIVE WORKING OUT OF APPLIED INFORMATION SYSTEMS. T his article presents the results of the experiment on training of the future IT experts collective working out of information-technological products, the structure of competence of the region under consideration is opened and the mechanisms of diagnostics of its formation at students are described.

Key words: competence, the IT project, training collective working out of IT projects, an indicator, а criterion, experimental work.

Е.В. Осокина, соискатель ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: osokinaek@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКЕ ПРИКЛАДНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В настоящей статье представлены результаты эксперимента по обучению будущих ИТ-специалистов коллективной разработке информационно-технологических продуктов, раскрыта структура компетентности в рассматриваемой области и описаны механизмы диагностики ее сформированности у студентов.

Ключевые слова: компетентность, ИТ-проект, обучение коллективной разработке ИТ-проектов, показатель, критерий, опытно-поисковая работа.

Важной особенностью производственной деятельности целого ряда специалистов технического профиля является ее коллективный характер. Сложность современных технических, технологических, архитектурных, программных, научно-исследовательских и пр. систем такова, что оказывается принципиально невозможным их проектирование и реализация силами одного специалиста даже весьма высокой квалификации. Проектирование сложных и больших информационных систем осуществляется посредством коллективной деятельности, в рамках которой каждый специалист выполняет индивидуальное задание, согласованное по входным и выходным требованиям, а также срокам выполнения с остальными участниками процесса. Таким образом, важной квалификационной составляющей специалиста оказывается его готовность к осуществлению профессиональной деятельности в условиях коллектива.

Вместе с тем, анализ действующих и вводимых государственных образовательных стандартов (ГОС) показывает, что они ориентированы на преимущественно индивидуальный характер обучения и не предусматривают целенаправленной подготовки будущих специалистов к коллективной профессиональной деятельности. Это влечет неудовлетворенность работодателя качеством подготовки выпускников вузов и вынуждает его организовывать «доучивание» на предприятии [1; 2].

Выявляется противоречие между индивидуальным характером подготовки специалиста в вузе и коллективным характером его последующей производственной деятельности. ГОС 3-го поколения, предоставляющие вузу достаточно обширные полномочия в формировании планов подготовки, позволяют обозначенное противоречие в значительной степени устранить. В связи с этим представляется актуальной разработка методов организации учебного процесса, ориентированных на формирование у будущих специалистов компетенций, необходимых в дальнейшей коллективной производственной деятельности.

Основываясь на результатах проведенного анализа педагогических исследований Э.Ф. Зеера [3], П.В. Зуева [4], Э.Э. Сыманюк [5] и А.В. Хуторского [6] с одной стороны и на результатах исследования профессиональной деятельности, связанной с коллективной разработкой ИТ-проектов с другой, нами было установлено, что под компетентностью будущих ИТ-специалистов в области коллективной разработки прикладных информационных систем (далее ИС) следует понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности, включающую в себя, необходимые для успешной реализации рассматриваемой деятельности знания, умения, ценностные ориентации, коммуникативные умения и опыт успешной деятельности, которая связана с коллективной разработкой прикладных ИС.

В данной статье описываются результаты, полученные автором на протяжении семи лет исследования, связанного с применением метода коллективного проектирования в обучении студентов разработке прикладных информационных систем. Под этим методом понимается проектный метод обучения, направленный на формирование у студентов компетентности в области коллективной разработки продуктов их будущей профессиональной деятельности посредством создания из учебной группы коллектива проектантов, организационная структура которого приближена к производственной, с регла-

ментированными способами взаимодействия его участников и нацеленного на разработку объемного и сложного проекта, представляющего собой реальную практическую задачу.

Эксперимент проводился на факультете информатики ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» на примере специальностей и направлений подготовки 351400 - «Прикладная информатика (по областям)» (2000 г.) и 080800 - «Прикладная информатика» (2005 г.) в 2004-2011 годах.

Общий охват обучаемых, участвовавших в опытнопоисковой работе составил сто двадцать семь человек; объём выборки на заключительном этапе - шестьдесят четыре человека, что является достаточным условием для репрезентативности результатов и применимости используемых в исследовании статистических методов.

Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа. На констатирующем были выявлены противоречия, связанные с недостаточной подготовленностью будущих ИТ-специалистов к коллективной разработке прикладных ИС, сформулирована проблема исследования, описаны его исходные положения, проведена проработка теоретических оснований, произведён терминологический анализ и сформирован понятийный аппарат.

На втором этапе - поисковом был разработан метод коллективного проектирования, спроектирована модель методической системы обучения будущих ИТ-специалистов коллективной разработке прикладных ИС, предусматривающая использование этого метода, обоснована необходимость введения в план подготовки этих специалистов дополняющей дисциплины «Внедрение прикладных информационных систем», определено её содержание и методика проведения учебных занятий. Также были обоснованы показатели и критерии результативности рассматриваемой методической системы и процедура измерения этих показателей.

На третьем этапе - формирующем осуществлялась проверка результативности методической системы обучения будущих ИТ-специалистов коллективной разработке прикладных ИС.

Оценивание уровня усвоения теоретических знаний проводилось посредством компьютерного тестирования, с последующим использованием метода модифицированного поэлементного анализа [7] и сопоставлением полученных данных с показателем 0,7 в модели полного усвоения знаний В.П. Беспалько (см. табл. 1).

Основываясь на данных представленных в табл. 1. можно заключить, что в течение четырех последних лет проведения эксперимента уровень усвоения был близок или превышал критериальные значения, что свидетельствует о достаточно высокой результативности методической системы обучения будущих ИТ-специалистов коллективной разработке прикладных ИС.

Вторым свидетельством результативности являлся результат оценивания коллективного практико-ориенти-рованного проекта, которое так же производилось по методу модифицированного поэлементного анализа. Проверка согласованности экспертных оценок осуществлялась посредством и критерия Стьюдента. Усредненные оценки экспертов по каждому проверяемому элементу проектов приведены в табл. 2.

Таблица 1

Усредненные данные по каждому проверяемому элементу теста проверки сформированности

у студентов теоретических знаний

Элементы тестов Ср. доля успешности выполнения элементов тестов по проверке теоретических знаний в группе

2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010

Анализ предметной области 0.68 0,74 0,72 0,73

Разработка клиентского модуля ИС 0.72 0,7 0,73 0,72

Разработка серверного модуля ИС 0.78 0,69 0,8 0,77

Тестирование и внедрение ИС 0,69 0,82 0,79 0,75

Таблица 2

Усредненные оценки экспертов по каждому проверяемому элементу проектов

Элементы проектов Ср. доля успешности выполнения элементов проектов в группе

2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010

Анализ предметной области 0,71 0,77 0,75 0,77

Разработка клиентского модуля ИС 0,73 0,76 0,74 0,76

Разработка серверного модуля ИС 0,8 0,75 0,85 0,82

Тестирование и внедрение ИС 0,72 0,84 0,82 0,81

Сопоставление данных табл. 2. с 0,7-критерием В.П. Беспалько в модели полного усвоения знаний свидетельствует о достаточном уровне сформированности практических умений.

Отсутствие статистически значимых различий между данными анкетирования студентов (самооценка) и данными, полученными в результате их оценки преподавателем, проверялось посредством ^критерия Стьюдента. Усредненные по группам оценки, которые далее обрабатывались с помощью этого статистического метода приведены в табл. 3.

Таблица 3

Данные самооценки возможностей студентов в области коллективной разработки ИС и их оценки преподавателем

Г од обучения Самооценка студента Оценка студента преподавателем

Ценностные ориентации Коммуникативные умения Ценностные ориентации Коммуникативные умения

2006-2007 0,92 0.82 0,93 0,81

2007-2008 0,9 0,85 0,89 0,84

2008-2009 0,94 0,8 0,95 0.78

2009-2010 0,87 0,91 0,89 0,9

Сопоставление данных табл. 3. выявило соотношение значений |^ксп|=0,35 < ^^=2,45 (для ценностных ориентаций) и |£жсп|=0,36 < ^^=2,45 (для коммуникативных умений) - это служит доказательством того, что у будущих ИТ-специалистов сформированы не только необходимые знания и умения в области коллективной разработки прикладных ИС, но и соответствующие ценностные ориентации и коммуникативные умения.

Последним свидетельством результативности разработанной нами методической системы являлся результат оценивания выпускных квалификационных работ студентов, который так же производился по методу модифицированного поэлементного анализа (см. табл. 4).

Таблица 4

Сформированность у студентов опыта успешной коллективной разработки прикладных ИС

Значительное превышение данными, представленными в табл. 4. значения 0,7 в модели полного усвоения знаний В.П. Беспалько свидетельствует о высокой результативности методической системы обучения будущих ИТ-специалистов коллективной разработке прикладных ИС.

Отсутствие статистически значимых различий экспериментальных значений данных из табл. 1-4 для различных лет обучения, доказанное с помощью ^критерия Стьюдента

свидетельствует об устойчивом воспроизведении результатов в течение всего времени проведения экспериментальной работы.

Таким образом, представленные результаты опытнопоисковой работы позволяют заключить, что применение предложенной автором методической системы воспроизводимо обеспечивает формирование компетентности в области разработки прикладных ИС у будущих ИТ-специалистов.

Библиографический список

1. Рынок труда ИТ-специалистов в Калининградском регионе [Э/р] - Режим доступа: http://itkaliningrad.ru/articles/8/0/28767

2. Умение работать в команде [Э/р] - Р/д: http://planetahr.ru/publication/1706

3. Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования: монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 2000.

4. Зуев, П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе: метод. пособие для учителей / П.В. Зуев, О.П. Мерзлякова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2009.

5. Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5.

7. Стариченко, Б.Е. Методы педагогической статистики в работе учителя / Б.Е. Стариченко, Н.В. Шуняева, Н.А. Стариченко // Управление качеством образования: сущность, направления, технологии: мат. научно-практ. конф., Екатеринбург, 6-7 июля 2000 / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2000.

Bibliography

1. The labor market of IT experts in the Kaliningrad region [E/r] - Access mode: http://itkaliningrad.ru/articles/8/0/28767

2. Ability to teamwork [E/r] - Access mode: http://planetahr.ru/publication/1706

3. Zeer, E.F. Psychology student-oriented professional education: monograph. - Ekaterinburg: Publishing House Ural State Professional Pedagogical University, 2000.

4. Zuev, P.V. Formation of key competencies of students in learning physics at school: handbook for teachers / P.V. Zuev, O.P. Merzlyakova. -Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2009.

5. Symanyuk, E.E. Modernisation of vocational education: the competence approach: Tutorial / E.E. Symanyuk, E.F. Zeer, A.M. Pavlova. - M.: Publishing House of Moscow Psychological-social institution, 2005.

6. Hutorskoy, A.V. Key competencies. Technology Design // Public education. — 2003. — № 5.

7. Starichenko, B.E. Methods of teaching statistics in the teacher work / B.E. Starichenko, N.V. Shunyaeva, N.A. Starichenko // Quality management education: the nature, trends, technology: proceedings of the Conference, Ekaterinburg, 6-7 July 2000 г. — Ekaterinburg, 2000.

Статья поступила в редакцию 24.03.11

УДК 159.923.2

Flotskaya N. SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY WITH VARIOUS TYPES OF GENDER IDENTITY. The article discusses peculiarities of the socio-psychological adaptation of personality with different types of gender identity; results of a diagnose experiment show that both males and females with the androgynous type of gender identity have the highest adaptive abilities, while personalities with undifferentiated type of gender identity have the lowest adaptive abilities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: socio-psychological adaptation, gender identity, types of gender identity, masculinity, femininity, androgyny.

Н.Ю. Флотская, д-р психол.наук, доц. ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск,

E-mail: flotskaya@pomorsu.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации личности с разными типами половой идентичности и приводятся результаты констатирующего эксперимента, свидетельствующие о том, что наиболее высокими адаптивными возможностями обладают представители мужского и женского пола с андрогинным типом половой идентичности, а наиболее низкими - с недифференцированным типом половой идентичности.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, половая идентичность, типы половой идентичности, маскулинность, фемининность, андрогиния.

Половая идентичность, являясь ключевым элементом субъективной реальности, находится в диалектической взаимосвязи с обществом и формируется социальными процессами. Однажды выкристаллизовавшись, она поддерживается, видоизменяется или даже переформируется социальными отношениями. Современная ситуация ярко высвечивает необходимость осмысления процесса становления половой идентичности, поскольку данный феномен входит в динамическую структуру личности и является одним из регуляторов аутогенных адаптационных процессов, связанных с трансформацией образа Я при освоении новых социальных ролей. Процесс становления половой идентичности является необходимым компонентом процесса социализации, важным для общей подготовки человека к здоровой, гармоничной жизни, для полноценного нравственного развития личности, способной совершать моральный самоанализ, не противоречащий целям и жизни каждого индивида и всего общества.

Социально-экономический кризис, обусловленный политическими и социальными трансформациями в России в конце прошлого столетия, заострил проблемы, связанные с самоидентификацией мужчин и женщин. На смену единственным ролям пришли предпочтительные ориентации. В настоящее время настоятельно заявляет о себе отсутствие жесткого регулирования социальных моделей полоролевого поведения.

В ряде исследований, проведенных отечественными психологами [1-3] было обнаружено, что в нашем обществе в силу ряда причин формируется половая идентичность, которая включает в себя особенности как маскулинной, так и фемининной полоролевой модели. Для проверки данного факта нами было проведено исследование, в ходе которого обследовано 1300 респондентов в возрасте от 6 до 60 лет проживающих в условиях города Архангельска. Результаты исследования показали, что для наибольшего процента мужского и женского населения в разных возрастных периодах (10-11, 14-15, 17-18, 30 лет), характерен андрогинный тип половой идентичности (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.