Научная статья на тему 'Informatization of Education Influence on the essence of the successful learning pedagogical diagnostics'

Informatization of Education Influence on the essence of the successful learning pedagogical diagnostics Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / PEDAGOGICAL DIAGNOSTIC / HUMANISTIC PARADIGM / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Sukhovienko Elena Albertovna

В статье представлено исследование сущностных черт педагогической диагностики в условиях информатизации образования. Определено, что педагогическая диагностика является технологичной, инструментализованной, формализованной, вариативной, мультимедийной педагогической деятельностью, направленной на изучение педагогических явлений и процессов с применением компьютерных средств и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Informatization of Education Influence on the essence of the successful learning pedagogical diagnostics»

УДК 371.01 ББК 74.202.15

Суховиенко Елена Альбертовна доктор педагогических наук г. Челябинск Sukhovienko Elena Albertovna

Doctor of Pedagogics Chelyabinsk

Влияние информатизации образования на сущность педагогической диагностики успешности обучения Informatization of Education Influence on the Essence of the Successful Learning Pedagogical Diagnostics

В статье представлено исследование сущностных черт педагогической диагностики в условиях информатизации образования. Определено, что педагогическая диагностика является технологичной, инструментализованной, формализованной, вариативной, мультимедийной педагогической деятельностью, направленной на изучение педагогических явлений и процессов с применением компьютерных средств и методов.

The article presents the investigation of pedagogical diagnostic features in the context of informatization. The author came to the conclusion that pedagogical diagnostic is technological, instrumentalized, formalized, variative and multi-media activity for researching pedagogical phenomena and processes using computer means and methods.

Ключевые слова: информатизация образования, педагогическая диагностика, гуманистическая парадигма, информационные технологии

Key words: informatization of education, pedagogical diagnostic, humanistic paradigm, informational technologies.

Одним из перспективных направлений развития системы образования является его информатизация. Среди различных аспектов информатизации выделяют применение современной компьютерной техники в педагогической диагностике, под которой мы понимаем познавательную и преобразующую деятельность, направленную на изучение педагогических процессов на основе сопоставления их с эталонными образцами с помощью алгоритма распознавания для обеспечения эффективного управления этими процессами, а также теоретико-прикладную отрасль педагогики, исследующую закономерности и принципы, методы и средства осуществления этой деятельности. Порождаемые информатизацией образования изменения в педагогической диагностике можно объяснить влиянием контекста информатизации, который понимается как совокупность социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением системы образования компьютерной техникой и информационными техноло-

гиями, расширяющих и обогащающих явление педагогической диагностики.

По мнению А.Д. Урсула [6], информатизация - это «процесс все более полного овладения обществом информацией как ресурсом развития с помощью средств информатики с целью кардинального повышения интеллектуального потенциала цивилизации и на этой основе гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека, создания информационного общества и становления последующих ступеней ноосферы». Как пишет Б.Е. Стариченко [5], в информационном обществе на первый план выступает гуманистическая парадигма, ставящая главной задачей развитие индивидуальных качеств человека (личности), дальнейшее использование которых обеспечит процветание общества в целом, а для ее реализации необходима в свою очередь информатизация образования.

Ряд исследователей указывает, что в связи с информатизацией изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ, т.е. меняется структура и содержание обучения [1; 2; 3; 4]. О.К. Филатов [7] считает необходимым анализ влияния информатизации на все компоненты образовательной технологии как целостной системы. Эффективность информатизации технологий обучения, по его мнению, может быть достигнута, если она будет ориентирована не только на потребности и специфику содержания учебного предмета, но прежде всего на развитие личности обучаемого.

Информатизация является объективным процессом, не всегда укладывающимся в жесткие рамки социального заказа, обладающим собственными чертами. Она реализуется в деятельности людей и зависит от их мотивации, целей, интересов. Очевидно, что информатизация образования, обладая своими собственными характерными чертами, влияет на сущность и содержание педагогической диагностики. Поэтому возможны негативные последствия информатизации [2]:

• несмотря на высвобождение сил и времени за счет передачи компьютеру рутинных операций человек может стать пассивным потребителем, а не творцом;

• усиление зависимости человека от техники приводит к риску функциональной неграмотности - то, что ранее было результатом длительной подготовки личности, становится элементом технической процедуры;

• снижается возможность преобразования информации в знание, что может привести к разрушению фундаментальности, качества и функциональности образования;

• снижается роль дидактического, воспитывающего знания;

• резкое увеличение информационного потока ставит проблему систематизации разрозненной противоречивой информации из разных источников, а система образования частично утрачивает приоритет в формировании знаний и умений людей.

Поэтому педагогическая диагностика в контексте информатизации образования должна быть ориентирована на максимальную реализацию положительных черт информатизации и учитывать возможность проявления ее отрицательных черт, предотвращать его.

В условиях информатизации традиционная педагогическая диагностика учебных достижений не соответствует требованиям гуманизации образования и возможностям современных информационных технологий. Анализ исследований в области информатизации показал, что они тяготеют к технократической парадигме: исследователи явно или неявно исходят из возможностей информационных технологий, а не из педагогических соображений. В них проявляется технократическое мышление, тем самым остается нереализованным гуманистический потенциал информатизации образования.

Основная идея нашего исследования заключается в реализации педагогической диагностикой технологического и гуманистического потенциала информатизации образования, выражающейся в ее направленности на успешность обучения учащихся.

Как пишет А.П. Ершов [3], информатизация может освободить человеческое общество от огромного объема непроизводительного труда. Компьютер становится инструментом решения рутинных задач и освобождает личность для творческой деятельности. Это относится и к образовательной деятельности. В условиях обеспечения широкого доступа людей к образовательным услугам применение к диагностике информационных технологий определяет технологичность педагогической диагностики в контексте информатизации образования, трактуемую как

повышение эффективности и как степень устойчивости к воспроизведению. Она потребовала выявления технологических компонентов педагогической диагностики, которые могут быть реализованы информационными технологиями.

Технология не мыслится без средств ее осуществления. Поэтому существенным свойством педагогической диагностики в контексте информатизации образования является шструментализованностъ, которая означает, что диагностическая деятельность оснащается компьютерными средствами диагностики для сбора и обработки информации, которые для учителя являются орудиями его профессиональной деятельности, а для учащихся - инструментом организации учебно-познавательной деятельности. Эти средства облегчают процесс диагностирования, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени педагога. Адекватность диагностических инструментов специфике изучаемого объекта и явления закладывается в каждое средство диагностики при его педагогическом проектировании и впоследствии обусловливает его выбор. Инструментализованность диагностического познания в контексте информатизации связана с разработкой и применением диагностических компьютерных средств, обеспечивающих распознавание учителем педагогических явлений и процессов. Орудийная роль средств диагностики заключается в том, что они не только поддерживают процедуры диагностической деятельности, но и способствуют формированию у педагогов диагностического мышления. В средствах диагностики заложены операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, конкретизации, аналогии, обобщения, абстрагирования, дедукции, характерные для диагностики как вида познания.

Использование в диагностировании средств и возможностей современной компьютерной техники порождает такое ее свойство, как мулътимедийностъ: методически обоснованного экранного дизайна и интерфейса, интерактивного, диалогового режима; видео- и аудиоинформации, анимации, голоса, возможности регулировать шрифт и получать мгновенную помощь в виде иллюстраций, а также многооконного интерфейса, перекрестных ссылок и гипертекста, активизирующих деятельность учащихся в процессе диагностики и экономящих затрачиваемое на нее время

Создание средств информационных технологий педагогической диагностики требует перевода части познавательных операций диагностики на формальный язык, «понятный» компьютеру, с целью передачи этих операций от педагога средствам информационных технологий, что означает появление такого существенного свойства педагогической диагностики в контексте информатизации образования, как формализованность.

Необходимость достижения целей диагностики в условиях использования позитивных и преодоления негативных тенденций информатизации образования влечет появление таких ее существенных свойств как вариативность и усиление преобразующего характера.

Вариативность диагностики в контексте информатизации образования означает, что цели диагностики педагогических явлений и процессов (в нашем случае - успешности) могут быть различными, а средства информационных технологий должны быть пригодны для достижения каждой из набора этих целей, способствуя реализации гуманистического потенциала педагогической диагностики в контексте информатизации образования.

Усиление преобразующего характера педагогической диагностики в контексте информатизации образования объясняется не только тем, что диагностика предполагает последующее применение мер регулирования (коррекции), а главным образом тем, что самим фактом своего осуществления в информационных технологиях влияет на успешность обучения школьников за счет планирования и регулирования сложности обучения и развития умений и стремления к самодиагностике, самоконтролю, рефлексии.

Итак, основная идея педагогической диагностики в контексте информатизации образования заключается в ее направленности на успешность обучения учащихся, обусловливаемой сущностными свойствами диагностики на основе информационных технологий.

Педагогическая диагностика в контексте информатизации образования является технологичной, инструментализованной, формализованной, вариативной, мультимедийной познавательной и преобразующей педагогической деятельностью, направленной на изучение педагогических явлений и процессов с

применением компьютерных средств и методов.

Выявление сущности педагогической диагностики в контексте информатизации образования как ее неотъемлемых свойств, отличающих ее от традиционной педагогической диагностики, дает возможность определить ее структуру и содержание. Познание закономерностей педагогической диагностики в контексте информатизации образования и определение ведущих принципов является основой создания формализованных вариативных методов и компьютерных мультимедийных средств ее осуществления.

Реализация технологической системы диагностики в практике образования позволит педагогу получать оперативную, полную и достоверную информацию и будет обеспечивать успешность обучения школьников.

Библиографический список

1. Апатова, Н. В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе : дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Н. В. Апатова. - М., 1994. - 217 с.

2. Горбачук, З. И. Информатизация образования: социокультурный контекст: дис. ... канд. социол. наук [Текст] / З. И. Горбачук. - Ростов н/Д, 2005. - 169 с.

3. Ершов, А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества [Текст] / А. П. Ершов // Коммунист. - 1988. - № 2. - С. 88 - 92.

4. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

5. Стариченко, Б. Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий : дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Б. Е. Стариченко. - Екатеринбург, 1999. - 353 с.

6. Урсул, А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия [Текст] / А. Д. Урсул. - М.: Наука, 1998. . - 259 с.

7. Филатов, О. К. Основные направления информатизации современных технологий обучения [Текст] / О. К. Филатов // Информатика и образование. - 1999. - № 2. - С. 2 - 6.

Bibliography

1. Apatova, N. V. Informational Technologies Influence upon Methods and Content of Education at Secondary School: Thesis .Doctor of Ped. [Text] / N.V. Apatova. - M., 1994. - 217 p.

2. Ershov, A. P. Informatization: From Computer Literacy to Society Information Culture [Text] / A.P. Ershov // Communist. - 1988. - № 2. - P. 88 - 92.

3. Filatov, O. K. Basic Trends of Modern Educational Technologies Informatization [Text] / O.K. Filatov // Computer Science and Education. - 1999. - № 2. - P. 2 - 6.

4. Gorbachuk, Z. I. Education Informatization: Sociocultural Context: Thesis .Cand. of Sociology. [Text] / Z. I. Gorbachuk. - Rostov, 2005. - 169 p.

5. Robert, I. V. Modern Information Technologies in Education: Didactic Problems, Application Perspectives [Text] / I.V. Robert. - M.: Shkola-Press, 1994. - 205 p.

6. Starichenko, B. E. Optimization of School Education by Means of Informational Technologies: Thesis .Doctor of Ped. [Text] / B.E. Starichenko. - Ekaterinburg, 1999. - 353 p.

7. Ursul, A. D. Russia Transition to Stable Development. Noosphere Strategy [Text] / A.D. Ursul. - M.: Nauka, 1998. . - 259 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.