Научная статья на тему 'Методика обучения математике с использованием информационно-коммуникативных технологий'

Методика обучения математике с использованием информационно-коммуникативных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1579
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ / СОДЕРЖАНИЕ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PURPOSES / CONTENT / METHODS / FORMS / TUTORIALS / LEARNING EFFICIENCY / INNOVATIONS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митенев Юрий Андреевич

В статье рассматриваются основные компоненты методической системы обучения математике, включающей цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Автором выделена инновационная составляющая использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Teaching Mathematics Using Information-and-Communication Technologies

The article considers the basic components of methodical system of teaching mathematics, including purposes, content, methods, forms and tutorials. The author describes the innovative component of using information-and-communication technologies in educational process

Текст научной работы на тему «Методика обучения математике с использованием информационно-коммуникативных технологий»

УДК 79.93 ББК 673.5

Митенев Юрий Андреевич

аспирант

кафедра алгебры, геометрии и теории обучения математике Вологодский государственный педагогический университет

г. Вологда Mitenev Yury Andreevich Post-graduate

Chair of Algebra, Geometry and the Theory of Teaching Mathematics Vologda State Pedagogical University Vologda

Методика обучения математике с использованием информационнокоммуникационных технологий Methods of Teaching Mathematics Using Information-and-Communication

Technologies

В статье рассматриваются основные компоненты методической системы обучения математике, включающей цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Автором выделена инновационная составляющая использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

The article considers the basic components of methodical system of teaching mathematics, including purposes, content, methods, forms and tutorials. The author describes the innovative component of using information-and-communication technologies in educational process.

Ключевые слова: цели, содержание, методы, формы, средства обучения, эффективность обучения, инновации, информационные технологии.

Key words: purposes, content, methods, forms, tutorials, learning efficiency, innovations, information technology.

Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы

общественной жизни, в том числе и на образование. На этапе модернизации российского образования перед ним стоит ряд задач: повышение доступности, качества и эффективности образования, значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют создавать условия для развития новых поколений российских школьников, формирования в будущем востребованных специалистов, готовых к эффективной трудовой деятельности в условиях информационного общества.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов введения новых информационных технологий в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания.

Возможности компьютера при использовании адаптированных к нему программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу информационно-коммуникационных технологий.

Используя педагогические возможности компьютера, можно значительно повысить эффективность основных аспектов математической деятельности и логических приемов мышления. Особенно важна роль информационнокоммуникационных технологий при использовании эмпирических методов обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить качество таких видов мыслительной деятельности учащихся как структурирование и систематизация, которые относятся к логической организации математического материала.

С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используется программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.

Таким образом, обучение математике есть дидактически целесообразное сочетание обучения и деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий, где средства информационных технологий выступают как важный помощник учителю в управлении познавательной деятельностью учащихся.

Инновационность использования информационно-коммуникационных технологий состоит в следующем.

1. Инновационность по целям обучения.

Использование ИКТ способствует формированию математической культуры учащихся в условиях информационного общества, профессиональной ИКТ-компетенции учителя математики.

2. Инновационность по содержанию обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию методической системы обучения и ее компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств.

Постепенное изменение целей обучения приводит к необходимости обучения учащихся решению не только стандартных, но и нестандартных задач, которые нельзя отнести к классам алгоритмически разрешимых, при этом происходит усиление логической и прикладной направленности курса математики, развитие логического мышления обучающихся.

3. Инновационность по методам обучения.

Педагогические возможности ПК позволяют эффективно использовать современные методы при обучении математике:

■ Компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим деятельностному подходу к учебному процессу.

■ Будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым стимулирует активность учащегося.

■ Программируемость компьютера в сочетании с динамической адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса, сохраняя его целостность.

■ Компьютер - отличное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса.

■ Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении "правил игры" в сочетании с принципиальной познаваемостью этих

правил способствуют большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень.

■ Способность компьютера к построению визуальных и других сложных образов существенно повышает пропускную способность информационных каналов учебного процесса.

4. Инновационность по формам обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет перейти от классно-урочной системы к организации учебного процесса на основе метода учебных телекоммуникационных проектов и индивидуальной деятельности на основе использования ПК.

5. Инновационность по средствам обучения.

В процессе обучения математике использование информационнокоммуникационных технологий способствует обогащению учебного процесса следующими возможностями:

• выбор в любой последовательности из базы данных необходимой информации;

• использование соответствующей библиотеки компьютерных программ учебного назначения;

• обеспечение оперативного и объективного контроля: текущего и итогового с возможностью корректировки учебной деятельности;

• построение индивидуальной траектории обучения.

При таком подходе ознакомление учащихся с новой для них информацией, формирование новых представлений и понятий происходит на совершенно ином уровне, как мотивационном, так и развивающем.

Особенно важным в процессе обучения является то, что применение сначала простейших технических средств, а затем современных компьютеров инициировало изучение механизма обратной связи.

Во многих исследованиях обратная связь отождествляется с контролем. За психологическую основу организации контроля в условиях обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий можно взять резуль-

таты исследований, где устанавливается, что механизм внутреннего контроля и внутренней обратной связи с мотивом, вызвавшим действие, развертывается во времени и проходит четыре стадии:

а) подготовка к принятию решения;

б) принятие решения;

в) реализация решения;

г) соотнесение результата решения с образцом.

Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Известно, что контроль знаний учащихся представляет собой одно из самых важных и в то же время, по характеру организации и уровню теоретической исследованности, одно из самых слабых звеньев учебного процесса. Главный недостаток существующих форм и методов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучения в средней школе должно концентрироваться вокруг узловой проблемы - проблемы повышения достоверности оценки формируемых знаний, умений и навыков.

Эту проблему можно рассматривать в двух аспектах:

■ во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценки действительному уровню знаний учащихся;

■ во-вторых, как создание и реализация таких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценок от случайных факторов и субъективных установок учителя.

Поэтому использование соответствующих контролирующих программ позволяет повысить эффективность обучения и производительность труда преподавателя, придает контролю требуемую устойчивость и инвариантность, независимость от субъективных установок учителя.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в обучении математике способствует:

— развитию у школьников исследовательских качеств, познавательной активности, самостоятельности при осуществлении практической деятельности за компьютером;

— положительным изменениям в освоении учащимися фундаментальных теоретических знаний по предмету;

— эффективности овладения различными методами научного познания,

— повышению качества усвоения учебного материала курса математики;

— положительным изменениям в мотивации учебной деятельности школьников в целом.

Библиографический список

1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н.В. Апатова. - М.: РАН, 1994. - 227 с.

2. Компьютерные телекоммуникации — школе: Пособие для учителя [Текст] / Под ред. Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1995. — 220 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Полат Е.С. и др. — М.: Academia, 1999. — 224 с.

4. Петунин О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / О. В. Петунин // Alma mater. — 2009. — № 2. — С. 36-39.

5. Роберт И.В. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе [Текст] / И.В. Роберт // Школьные технологии. — 2006. — №6. — С.19-27.

Bibliography

1. Apatova, N.V. Information Technologies in School Education [Text] / N.V.Apatova. — М: The Russian Academy of Sciences, 1994. — 227 p.

2. Computer Telecommunications foe School: Teacher’s Manual [Text] / Under the Editorship of E.S.Polat. - М: ISO of the Russian Open Society, 1995. — 220 p.

3. New Pedagogical and Information Technologies in Educational System [Text] / Under the Editorship of E.S. Polat, at al. — М: Academia, 1999. — 224 p.

4. Petunin, O.V. Personality and Activity Approaches to the Research of the Pupils’ Informative Activity Activization Problem [Text] / O.V.Petunin // Alma mater. — 2009. — № 2. — P. 3639.

5. Robert, I.V. Basic Directions of the Education Informatization Process at Domestic School [Text] / I.V.Robert // School Technologies. — 2006. — №6. — P.19-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.