РАЗДЕЛ VIII РАЗМЫШЛЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЯ
УДК 37
Стариков Сергей Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета, lokozenit@ mail, i'll, Екатеринбург
О РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ЖИЗНИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Starikov Sergey Aleksandrovich
Candidate of Pedagogics Assistant Professor Department of Information Technology, Russian State Vocational Pedagogical University, [email protected], Ekaterinburg
ABOUT THE ROLE OF SOCIAL INFORMATION SCIENCE IN PREPARATION OF STUDENTS TO LIFE AND PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE INFORMATION SOCIETY
Хотим мы того или не хотим, но человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Переходом общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг. На сегодняшний день в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, что свидетельствует о постиндустриальной фазе развития общества.
Если говорить о России, то с каждым днём число людей, занятых в сфере интеллектуальных услуг, заметно возрастает. Взяв за основу данный критерий, США вступили в постиндустриальный период своего развития ещё в 1956 г. (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 г.), а информационным обществом США стали только в 1974 г.
В настоящее время Россия является страной переходного периода, обозначившего значительный рост информационных технологий и их последующее внедрение в различные сферы производства, науки, образования, а также социальных услуг населению страны.
Появилось даже такое сочетание слов как социальная информатика, которая представляет новое междисциплинарное научное направление, изучающее социальные последствия информатизации общества. На современном этапе основной целью социальной информатики является повышение эф-
фективности функционирования общества знаний на основе синтеза социальных и информационных технологий.
Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и функционировании технических устройств.
Важно отметить, что в общественном мнении, и не только в России, постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие «информатика» связано исключительно с технической средой.
Возникла потребность «защитить» специальным названием предметное поле исследований специалистов, занимающихся проблематикой информатизации общества. Аналогичные причины вызвали, например, появление нового названия в структуре кибернетики как научного знания - социальная кибернетика.
Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, их воздействие на социальные процессы, в том числе на развитые и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.
Социальная информатика - это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением и распространением информационных процессов в социуме, которая возникла на стыке таких дисциплин как информатика, философия, социология, психология, педагогика и представляет собой новое, с одной стороны, социологическое, а с другой, информационное направление. Появление социальной информатики обусловлено повсеместным внедрением информационных процессов в различные стороны жизнедеятельности человека и направлено, в основном, на повышение качества жизни каждого отдельно взятого человека в социуме.
Анализируя различные стороны информатики, можно сказать, что социальная информатика представляет собой новое междисциплинарное научное направление, изучающее социальные последствия информатизации общества.
На современном этапе основной целью социальной информатики является повышение эффективности функционирования общества знаний на основе синтеза социальных и информационных технологий. Изменяется характер приобретения знаний, технология овладения ими и использования.
Один из основоположников социальной информатики академик А. Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества [1; 2].
В ускоряющийся век внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности современного человека предопределяется их повсеместное освоение и использование.
Попытаемся в содержании статьи остановиться на всех обозначенных сторонах: важности, необходимости и востребованности знаний информационных технологий и их применении в различных сферах деятельности человека [4].
Как показывают научные и прикладные исследования, практически каждый человек понимает необходимость в приобретении знаний в области ИКТ, но далеко не каждый это осуществляет. Аксиологическая направленность таких знаний имеет ярко выраженный характер, обеспечивающий будущему специалисту его востребованность не только в профессиональном плане, но и в жизнеобеспечении. В существующих условиях вхождения России в единое образовательное пространство встаёт задача не только использования, но и освоения информационных компетенций, направленных на более глубокое познание мира и создания условий, направленных на обеспечение успешной жизнедеятельности в информационном мире.
Познание человека, закрепленное в компетентности и соответствую-щих компетенциях, становится важным и значимым для каждого конкретного человека и несёт определенный аксиологический смысл, обеспечивая его личностную и профессиональную направленность. Формирование личностного аксиологического принципа нацеливает каждого обучаемого на глубокое знание основ мира с позиции информационных процессов, которые в нем происходят. Грамотно подобранная информация способствует более глубокому освоению мира и существующих в нём процессов, так как предполагает раскрытие через информационный блок многих, ранее неизвестных человечеству явлений и процессов. И в этом аспекте исследуемая проблема становится настолько важной и значимой, что её трудно не оценить в современном образовании [3].
Информатизация образования рассматривается как часть процесса информатизации общества в целом и как один из определяющих факторов перехода к высокоорганизованной форме существования цивилизации, когда наряду с развитием информационных структур происходит процесс компьютеризации всех сфер жизнедеятельности человека. Появление многообразных электронных ресурсов учебного назначения образует поликомпонентное информационное поле как специфическое окружение человека в виде графических изображений, текстовых, звуковых, аудиовизуальных и прочих сообщений. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс как наиболее динамично развивающееся и перспективное направление является одним из важнейших моментов информатизации общества.
В Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010), Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (2008) особое внимание уделяется внедрению в систему образования электронных средств учебного назначения, современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое сообщество, повышению качества, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования.
В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств ИКТ, созданию научно-методического
обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения.
На сегодняшнем этапе социально-экономического развития общества выпускнику вуза необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и требованиям работодателей, что предполагает разработку новых подходов к процессу их обучения и профессиональной подготовки. В настоящее время в системе образования происходят фундаментальные изменения, вызванные новым пониманием целей и ценностей образования, разработкой и внедрением новейших технологий. Проблема подготовки будущих специалистов относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение в условиях углубляющихся процессов интеграции и модернизации образования.
Особую актуальность и практическую значимость эта проблема приобретает в связи с изменением социального заказа в области образования -создание достаточно гибкой образовательной системы, учитывающей индивидуальные потребности человека, обеспечивающей равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.
В условиях вхождения России в информационное общество наблюдается значительный рост потребности в повышении уровня и качества образования. Один из подходов к решению этой проблемы определяется достижениями в области ИКТ, которые активно внедряются в процесс обучения.
Важно отметить, что жизнь современного специалиста практически любой сферы трудовой занятости в определенной степени зависит от качества владения информационными технологиями и сформированное™ информационной компетенции. Таким образом, доказывается важность, необходимость и значимость овладения будущими специалистами информационными компетенциями, востребованными не только в профессиональной деятельности, но и в жизнедеятельности любого члена нашего общества.
В сегодняшнем мире востребованным становится не тот специалист, который овладел соответствующей совокупностью предметных знаний, а тот, кто научился находить и использовать ту информацию, которая представляет интерес в данной области знаний. Это может сделать только такой выпускник вуза, который нацелен на данный процесс, умеет им пользоваться в новых, ранее неизвестных условиях.
Выпускник общеобразовательной и профессиональной школы должен быть готов к освоению главных видов деятельности, к числу которых относится владение информационными технологиями. Основой информационных технологий обучения являются электронные средства обучения (ЭОС) или электронные учебники и создаваемые на их основе электронные образовательные ресурсы.
Наша страна встала на путь функционирования и дальнейшего развития информационного общества, которое характеризуется радикальными изменениями и преобразованиями социальных структур, для них существенным является расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Так, огромную известность во всем мире набирают онлайн сервисы коллективных покупок и услуг. Многие называют их едва ли не одним из самых популярных направлений онлайн шопинга, в частности и электронной коммерции в целом. В качестве примера рассмотрим интернет-сервис коллективных покупок SKUPONOM.RU Екатеринбург.
Описываемое явление называется туангоу (слово пришло из Китая, где впервые произошел известный официальной истории случай скидки при коллективной покупке), team-buying или коллективный шопинг.
Инновационная составляющая данных проектов состоит в кардинальном сокращении маркетинговых издержек со стороны организаторов акции. Необходимость в формировании рекламного бюджета акции отпадает как таковая - все расходы по «раскрутке» акции берёт на себя сам сервис. Помимо этого, проведение мероприятий по привлечению клиентов чётко просчитывается в плане эффективности - минимальное количество задаётся стороной-организатором.
Коллективные покупки, на сегодняшний день, это модное направление шоппинга. С помощью онлайн сервисов потребители во всем мире, объединившись, гарантированно получают значительные скидки на самую разнообразную продукцию и услуги от 50% до 90%.
Принцип работы прост: на сайте выставляются предложения с большими скидками от лучших заведений города. Рестораны, салоны красоты, SPA, фитнес-студии, обучающие курсы, детские сады, клубы экстремальных развлечений предоставляют скидки от 50%) до 90% при единственном условии - необходимо набрать определенное количество участников, заявленных в акции.
Поэтому, чтобы сходить на массаж, урок танцев или, например, поужинать в ресторане со скидкой 30% - 90%, покупатель этого предложения использует все свои социальные контакты, чтобы набралось больше желающих и это предложение точно состоялось. По окончании срока продажи предложения подсчитывают количество проданных купонов, и если требуемое количество куплено, то предложение признается состоявшимся и всем покупателям этого предложения высылается на электронную почту купон с индивидуальным номером. Чтобы воспользоваться скидкой, достаточно показать на месте оказания услуги распечатанный купон.
Сервис гарантирует поставщикам товаров/услуг определенное количество клиентов в конкретный период времени. За это поставщики предоставляют свои услуги со скидкой 30% - 90% (часть которой является гонораром сервиса). Это не просто оптовые скидки, а полноценные рекламные акции с коротким сроком действия. Грубо говоря, поставщики «платят большими скидками» за рекламную акцию и продвижение самими покупателями в со-
циальных сетях, а также получают новых гарантированных клиентов, которые потенциально могут стать постоянными.
Чтобы оплатить купон, необходимо выбрать удобный для Вас способ оплаты - банковской картой (VISA,MasterCard) или платежной системой WebMoney, Яндекс деньгами, Майл деньгами. После покупки, купон сге-нерируется в вашем кабинете автоматически и приходит на e-mail, который указали при регистрации. Следующим шагом является распечатка купона и принятие участие в акции.
Такой вид услуг становится значимым среди продвинутой части населения города и многие из них систематически принимают участие в подобной акции. В условиях обновляющейся России названные электронные услуги активно развиваются и внедряются в социальную сферу общества.
Из вышесказанного следует, что роль социальной информатики в подготовке студентов к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества возрастает.
Библиографический список
1. Долинер, Л. И. Информатика. Вводный курс Учеб. [Текст] / J1. И. Долинер -Екатерин-бург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. - 224 с.
2. Проблема эффективности в современной науке: Методологические аспекты [Текст] / А. Д. Урсул; под ред. А. Д. Урсула. - Кишинев, 1985.
3. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие [Текст] / А.В. Соколов. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 461 с.
4. Стариков, С. А. О становлении социальной информатики [Текст] / С. А. Стариков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2011. -№ 8. - С. 146-156.