Научная статья на тему 'О СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

О СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE AUDITORY FUNCTION OF SCHOOLCHILDREN

A study ol the auditory sensitivity to various tones ol school pupils of different ages showed it to increase up to the age of 11 yrs. Dynamic autumn and spring investigations of auditory sensitivity of school pupils of 3 age groups detected no negative effect produced on it by school studies.

Текст научной работы на тему «О СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

THE ALLERGENIC PROPERTIES OF FURANIC COMPOUNDS

A. D. Chernousov

A study on guinea pigsof allergenic and irritative properties of furanic compounds showed the unsaturated compounds to have skin irritating properties and'to produce in experimental animals a mixed type of hypersensitivity. The main antigenic factor of these compounds is the furanic ring. The saturated furanic compounds have practically no irritating action and produce no sensitization of experimental animals.

УДК 612.85-053.5

Канд. мед. наук Н. М. Бондаренко

О СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ школьников

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Мы поставили перед собой задачу изучить слуховую чувствительность детей школьного возраста к чистым тонам, что дало бы возможность говорить о сроках окончания формирования наиболее простой функции слухового анализатора — чувствительности к тонам. С этой целью проведено исследование порогов слуховой чувствительности у 243 школьников в возрасте от 9 до 17 лет (9-летних— 13, 10-летних—35, 11-летних'—38, 12-летних'— 16, 13-летних-—35, 14-летних — 30, 15-летних—26, 16-летних — 30, 17-летних — 20). Для исследования были отобраны дети, не имевшие патологических изменений уха, горла и носа, а также заболеваний этих органов в анамнезе. Все отобранные воспринимали шепотную речь на расстоянии более 6 м. Основываясь на данных Т. Йорданова (1967, 1969, 1970) об отсутствии половых различий слуховой чувствительности, мы не делили школьников по полу.

Пороги слуховой чувствительности определяли моноурально, по воздушной проводимости на аудиометре АП-01 в звукоизолирующей камере, на частоты 125, 250, 500, 1000, 2000, 3000, 4000, 6000 и 8000 Гц. Исследование проводили в одно и то же время дня, когда у детей не было уроков с высоким уровнем шума (физкультуры, занятий в производственных мастерских). На этом этапе работы мы не стремились получить абсолютные значения тональных порогов слуховой чувствительности школьников. Самые высокие пороги слуховой чувствительности (самая низкая слуховая чувствительность) установлены у 9-летних детей, самые низкие'— у 17-летних. Однако статистически достоверное снижение порогов на тоны речевых частот (от 500 до 6000 Гц включительно) происходит лишь до 11 лет. В дальнейшем, за редким исключением, не наблюдается возрастного достоверного повышения слуховой чувствительности. Иначе говоря, у 11-лет-них школьников пороги ее (на тоны речевых частот) уже не отличаются от тех, которые наблюдаются у детей последующих возрастов, в том числе и 17-летних. Достоверность различия между порогами слуховой чувствительности у 9- и 11-летних детей на тоны порогами слуховой чувствительности у 9- и 11-летних детей на тоны речевых частот высокая (Р <0,01). Разница между порогами слуховой чувствительности у 11- и 17-летних де-

Количсство аудиометрических исследований

Классы Возраст детей (в годах) Осень 1970 года Весна 1971 года Осень 1971 года Веска 1972 года

3—4-е 6—7-е 9—10-е 9—11 12 14 18 16 18 19 17 22 17 12 И 25 13 18

15—17

Всего... 52 человека 58 человек 40 человек 56 человек

ав

Ог-

Ю -

—-

NN..........

201

Д.

Л.

_1_

-X.

125 250 500 1000 2000 3000 400» (Ш

Рис. 1. Пороги слуховой чувствительности школьников по данным осенних и весенних осмотров (3—4-е классы).

/ — осень 1970 года: 2 — весна 1971 года; 3 — осень 1971 года; 4 — весна 1972 года.

тей не достоверна. Наиболее высокая чувствительность у детей в возрасте 9—17 лет (по средним значениям порогов) находится в области тона 4000 Гц, затем 3000 Гц, несколько ниже на остальные речевые частоты. Отмечается и наибольшая возрастная разница восприятия на тоны речевых частот. На низкие тоны (125 Гц, частично 250 Гц) и тон 8000 Гц перечисленные закономерности не распространяются, что, очевидно, связано с их меньшей практической значимостью для слуха человека. Установлена и наименьшая возрастная разница слышимости тонов 125 и 8000 Гц.

Наши исследования позволяют заключить, что, очевидно, к 11 годам заканчивается формирование слухового анализатора по отношению к чистым тонам. Для того чтобы говорить о сроках окончательного формирования слухового анализатора, нужны дальнейшие исследования в первую очередь изучение возрастной чувствительности к речи.

О том, что в подростковом возрасте еще не завершается формирование слухового анализатора, свидетельствуют работы профпатологов (3. Ф. Не-стугина, Е. А. Тимохина; А. И. Цысарь; Л. Л. Ковалева), которые указывают на большую чувствительность к шуму подростков по сравнению с взрослыми рабочими.

Другой нашей задачей было изучить слуховую функцию школьников в начале и конце учебного года. В связи с введением новых учебных программ исследование утомления школьника является актуальной задачей школьной гигиены. На функцию слухового анализатора может влиять как

общее утомление центральной нервной системы, так и действие шума в школе.

Е. А. Гельтищева (1958) и Н. Н. Ухова (1969) показали, что учащиеся общеобразовательных школ и школ-интернатов на протяжении учебного дня находятся в условиях постоянного воздействия шума, уровень которого значителен и колеблется в среднем от 40—45 до 105— 110 дБ. Наиболее высокие уровни шума отмечены в школьных мастерских, гимнастических и обеденных залах, на переменах (от 75 до 110 дБ). Шум этот в основном средне- и высокочастотный, максимум звуковой энергии его находится в ди-

6000 ж

Рис. 2. Пороги слуховой чувствительности школьников по данным осенних и весенних осмотров (6—7-е классы). Обозначения те же, что на рис. 1.

2 Гигиена н санитария № 6

33

3000Гц

Рис. 3. Пороги слуховой чувствительности школьников по данным осенних и весенних осмотров (9—10-е классы).

Обозначения те же, что на рнс. 1.

апазоне 500—2000 Гц. Авторы считают школьный шум одним из ведущих и постоянно действующих на организм учащихся неблагоприятных факторов. По данным авторов, у школьников к концу учебного дня происходит повышение порогов слуховой чувствительности, которое колеблется от 5 до 15 дБ, а в некоторых случаях — до 25 дБ (Н. Н. Ухова). Утром пороги ниже дневных. Во время каникул изменения порогов слуховой чувствительности в течение дня не зарегистрированы.

Аудиометрическое исследование (см. таблицу) проведено нами у одних и тех же детей 3 общеобразовательных школ Москвы в динамике на протяжении 2 лет, осенью и весной по методике, описанной выше. Перед каждой серией исследований мы контролировали работу аудиометра путем изучения слуха у 10 здоровых молодых людей (20—25 лет).

Полученные данные представлены на рис. 1, 2, 3. На рис. 1 видно, что у детей младших классов (9—11 лет) пороги слуховой чувствительности понижаются от осмотра к осмотру: самые высокие пороги выявлены при осмотре осенью 1970 года, самые низкие— весной 1972 года. Такое повышение слуховой чувствительности во времени (от осмотра к осмотру) можно объяснить возрастными изменениями в слуховом анализаторе.

На рис. 2 и 3 представлены пороги слуховой чувствительности по данным осенних и весенних осмотров у детей среднего (12—14 лет) и старшего школьного возраста (15—17 лет). Здесь возрастные изменения уже не имели места. У школьников всех возрастных групп весной обнаруживалась тенденция к понижению слуховых порогов по сравнению с осенью. Напрашивается вывод, что весной происходит некоторое улучшение слуховой чувствительности, а не ее ухудшение.

На основании материалов наших исследований нельзя было обнаружить влияния неблагоприятных школьных факторов на слуховую функцию учащихся. Очевидно, данные Е. А. Гельтищевой и Н. Н. Уховой о повышении порогов слуховой чувствительности школьников к концу учебного дня можно объяснить физиологическими процессами адаптации к шуму. Не исключается возможность и острого утомления слухового анализатора; оно исчезает с прекращением действия шума и не ведет к развитию хронического утомления анализатора.

ЛИТЕРАТУРА. Гельтищева Е. А. Гиг. и сан., 1958, № 4, с. 21.— Ковалева Л. Л. Там же, 1967, № 1, с. 52. — Н е с т р у г и н а 3. Ф. Гиг. труда, 1964, № 3, с. 38. — Т и м о х и н а Е. А. В кн.: Материалы 7-й научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1965, с. 461. — Ухова Н. Н. Состояние слуховой функции детей школьного возраста (по материалам обследования воспитанников школ-интернатов). Авторео. дисс. канд. Л., 1969. — Ц ы с а р ь А.И. Гигиеническая оценка воздействия шумо-вибрационного фактора на организм подростков в условиях производства. Автореф. дисс. канд. М., 1966. — Йорданов Т. В кн.: Сборник трудове на научно-исследовательския хигненен институт. София, 1967, т. 10, с. 165. —Он же. Хиг. и здравеоп. (София), 1969, № 2, с. 154,— О и ж е. Там же, 1970, № 4, с. 391.

Поступила 15/1 1973 года

THE AUDITORY FUNCTION OF SCHOOL PUPILS N. M. Bondarenko

A study of the auditory sensitivity to various tones of school pupils of different ages showed it to increase up to the age of 11 yrs.

Dynamic autumn and spring investigations of auditory sensitivity of school pupils of 3 age groups detected no negative effect produced on it by school studies.

УДК 614.1:616.28-008.15-053. >

P. Я■ Алексикова, H. Б. Бушанская

О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Изучению состояния здоровья учащихся школ различного типа посвящен ряд работ. Однако нам не встретились исследования, касающиеся состояния здоровья учащихся так называемых «речевых» школ, т. е. специальных школ для детей с тяжелыми расстройствами речи.

Нашей задачей было изучить особенности состояния здоровья 600 учащихся 3 «речевых» школ Ленинграда, по основным показателям (патологическая пораженность, физическое развитие, заболеваемость). В эти школы принимаются дети от 7 до 14—15 лет с тяжелыми расстройствами речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Учебный план «речевых» школ соответствует плану 8-летней массовой школы и включает такие специальные предметы, как развитие речи, ее техника и коррекция. На каждого учащегося была заведена специальная карта, что позволило сопоставить отдельно показатели состояния здоровья. Судя по результатам исследования, наибольший удельный вес в обследованных школах составляли дети, имевшие косноязычие (46,4 на 100 обследованных), затем (около 24 на 100 обследованных) — дети с другими нарушениями звуковой стороны речи и ее недоразвитием; около 30% обследованных составляли учащиеся, имевшие нарушения темпа и ритма речи.

Помимо основной речевой патологии почти 89,9% детей младших классов и 68,5% учащихся старших классов имели сопутствующую патологию, при этом соответственно у 35 и 16% обследованных было по 3 и более сопутствующих диагноза.

Среди сопутствующей патологии преобладали невропатия и другие психические расстройства непсихотического характера, нарушения осанки, понижение остроты зрения и изменения ЛОРорганов. Количество таких отклонений было выше приводимых в литературе показателей, касающихся учащихся массовых школ.

Распространенность почти всех видов сопутствующей патологии в младших классах выше, чем в старших.

У 18 из 100 обследованных выявлено понижение остроты зрения, связанное с гиперметропией; это в 3 раза выше показателя у учащихся массовых школ Ленинграда (Н. Б. Бушанская и Н. Н. Рундальцева). Показатель близорукости соответствует таковому в массовых школах Ленинграда и увеличивается от 3,8 в 1—2-м классах до 12,4 на 100 обследованных в 7—8-м классах «речевых» школ.

Для физического развития учащихся «речевых» школ характерно большее число детей с отставанием веса и окружности грудной клетки (см. таблицу). Следует отметить отсутствие положительной динамики в физическом развитии старших школьников по сравнению с младшими.

Представляют интерес результаты изучения физического развития в связи с речевой патологией. Выявлено в 2 раза больше учащихся с ростом ниже среднего и низким среди «алаликов» (17,7 при 8,4 на 100 обследованных «заикающихся»). Среди последних несколько чаще отмечается отставание веса и окружности грудной клетки.

2

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.