Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ СЛУХОВОГО И ГЛАЗНОГО АНАЛИЗАТОРОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОД ВЛИЯНИЕМ ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ'

ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ СЛУХОВОГО И ГЛАЗНОГО АНАЛИЗАТОРОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОД ВЛИЯНИЕМ ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Л Я. Каневская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN SOME FUNCTIONS OF THE AUDITORY AND OCULAR ANALYZERS AMONG CHILDREN WITH HEARING DISORDERS UNDER THE EFFECT OF SCHOOL STUDIES

The functioning of auditory and ocular analyzers was studied in a Moscow boarding school for children with hearing disorders. Observations made over healthy children in an ordinary boarding schooll served as controls. The teaching process and the daily routine were similar in both schools. A series of peculiarities in the state of auditory and ocular analyzers in children with defective hearing was revealed. These two principal analyzers were shown to participate not uniformly in the school studies. The vision of the children with defective hearing was subject to greater strain and fatique. The children with hearing disorders presented a more pronounced deterioration of vision in the course of aging than did normal ones.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ СЛУХОВОГО И ГЛАЗНОГО АНАЛИЗАТОРОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОД ВЛИЯНИЕМ ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ»

2. Сырье, полуфабрикаты и консервы перед стерилизацией обсеменены в основном вегетативными клетками Cl. perfringens.

Споры микроорганизма встречаются реже. Наиболее инфицированы спорами морковь, зелень, огурцы и пряности.

3. Токсигенные культуры обнаружены в основном при анализе образцов, которые перед посевом не прогревались. Все токсигенные культуры относятся к Cl. perfringens типа А. Токсичность их от 2 до 10 Dim.

ЛИТЕРАТУРА

Винокурова М. К., Попова А. И. Труды Саратовского ин-та гигнены и профпатологии, 1959, с. 286. — Сидоренко Г. И., Пивоваров Ю. П. Вопр. питания, 1964, №4, с. 73. — Фробишер М. Основы микробиологии. М., 1965.— Barues Е. M., Despaul J. Е„ Ingram M., J. appl. Bact., 1963, v. 26, p. 415,— Hobbs В. С., J. Appl. Bact., 1965, v. 28, p. 74. — H о b b s В. С. et al., J. Hyg. (Lond.). 1953, v. 51, p. 75.— Hobbs B. C„ Wilson J. G., Monthly Bull. Minist. Hlth. Lab. Serv., 1959, v. 18, p. 198. — Stkong D. H„ Ca naga J. et al., Appl. Microbiol., 1963, v. 11, p. 42.— Sylvester P. K., Creen J., Med. Offr, 1961, v. 105, p. 289.

Поступила 4/IV 1966 r.

CL. PERFINGENS IN COOKED AND HALF-COOKED FOOD STUFFS OF CANNING INDUSTRY

S. A. Nikolaeva

One of the main sources of CI. perfingens contamination of half-cooked and canned food before sterilization are accessory products: flour, spices, vegetables, dry onions, tomato paste and cereal. Raw, half-cooked and canned food before sterilization is mainly contaminated with vegetative cells of CI. perfringens. The bacterial spores are rarely encountered. Toxigenic cultures were detected mainly in analysing samples, not subjected to thermal treatment before culturing. All the toxigenic cultures were of CI. perfringens type A. Their toxicity was from 2 to 10 LD50.

УДК 616.28-008.14-07: [616.28+617.7]-008-02:371

ИЗМЕНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Л. Я■ Каневская

Кефедра гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей, Москва

В Советском Союзе имеется большое количество учебно-оздорови-тельных учреждений для детей с аномальным развитием, в том числе школы-интернаты для слабослышащих (тугоухих) детей. К категории слабослышащих в отличие от глухих относятся дети с таким состоянием слуха, которое препятствует полному овладению речью, но помогает, хотя и в минимальной степени, приобретать и накапливать самостоятельно речевой запас. Условная граница между тугоухостью и глухотой лежит в пределах потерь слуха до 75—80 дб; при потерях слуха, превышающих этот уровень, отсутствует возможность самостоятельного приобретения речевого запаса (Р. М. Боскис; Л. В. Нейман).

Для слабослышащих школьников организовано 2 отделения: в первое из них принимают детей, владеющих разговорной речью, а во второе— детей с глубоким недоразвитием речи.

С целью выявления особенностей функциональных сдвигов слухового и зрительного анализаторов под влиянием учебных занятий мы проводили исследования в Московской школе-интернате для слабослышащих детей; результаты сравнивали с данными, полученными у здоровых детей массовой школы-интерната. Условия обучения и режим учебных занятий в обоих интернатах были однотипными. Наблюдения вели на протяжении 2 лет обучения (во 2-м и 3-м классах).

Хронометраж 195 уроков, разных по содержанию, выявил неодинаковое участие слухового и зрительного анализаторов у школьников во время учебных занятий в обеих школах-интернатах. Так, напряженное, активное участие зрения у слабослышащих детей характерно для 93% общей продолжительности урока. Это объясняется спецификой системы обучения, построенной с учетом поражения слуха и основанной, как отмечают А. И. Метт и Н. А. Никитина, на компенсаторном максимальном вовлечении зрения («чтение с губ» и большая наглядность). В массовой же школе-интернате непосредственная зрительная работа во время урока значительно меньше и, по нашим данным, составляет лишь 40% его длительности.

Неравномерное участие слухового и зрительного анализаторов подтверждается также различным характером и степенью их утомления.

Это выявилось при исследовании порога слуховой чувствительности

У учащихся массовой школы-интерната установлено четкое ухудшение слуховой функции под влиянием занятий, выразившееся в повышении порога слуховой чувствительности к концу учебного дня. Изменение порога слуховой чувствительности за 4 урока (средние данные) показано на рис. 1. Как видно, оно оказалось особенно выраженным на частотах 1000 и 4000 гц. У некоторых детей слуховая чувствительность значительно ухудшилась — порог ее повысился на 15—20 дб по сравнению с исходным уровнем (до уроков). Подобный характер изменения слуха соответствует литературным данным (Е. А. Гельтищева и др.).

Наоборот, порог слуховой чувствительности под влиянием учебных занятий у слабослышащих детей на всех исследуемых частотах чаще всего (от 58 до 70% случаев) оставался без изменения. Наблюдавшиеся же сдвиги были направлены почти одинаково часто в сторону как ухудшения, так и улучшения и были невелики (в пределах физиологического разброса). Это можно объяснить тем, что слуховой анализатор у слабослышащих детей мало участвует в процессе занятий, и адекватные слуховые раздражители только частично доходят до органа слуха учащихся.

Полученные данные, характеризующие своеобразное изменение функционального состояния слухового анализатора в процессе учебы, побудили нас провести сравнительное изучение зрения школьников

ЛГ0 МО /ООО 2ООО г!ООО 8000 г и

Норма О

ю

ч

I

а *

I

го зо 40 3о 60 70 80 зо юо

1500 зооо 6000

/

|

_ —■ — — — г

Рис. 1. Изменение порога слуховой чувствительности у воспитанников массовой школы-интерната под влиянием учебных занятий.

/ — до уроков; 2 — после уроков.

1 Порог слуховой чувствительности у учащихся определяли с помощью польского аудиометра «Эльза» на 6 частотах: 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 гц (исследовали воздушную проводимость, звуки подводили моноаурально).

3* 35

(острота зрения и рефракция) и его утомление под влиянием занятий. Для выявления утомления зрения мы определяли быстроту различения с помощью методики, предложенной И. Д. Карцевым и применяемой в гигиенических исследованиях.

С этой целью использовали прибор, в котором демонстрировалось кольцо Ландольта, уменьшенное в 10 раз по сравнению с размером кольца, соответствующего остроте зрения, равной 1. Расстояние, с которого рассматривалось кольцо составляло 50 см. Прибор снабжен объек-а б

0.1 сен Сен

0.5 сен /сен

Рис. 2. Распределение показателей быстроты различения в разные периоды исследования.

/ — до уроков; 2 — после уроков: 3 — до самоподготовки; 4 — после самоподготовки, а — школа-интернат для слабослышащих детей; б—массовая школа-интернат.

тивом от фотоаппарата, дающим возможность показывать кольцо в течение 0,1, 0,2, 0,5 и 1 сек.

Быстроту различения мы исследовали 4 раза в день (до уроков, после 4 уроков, дои после самоподготовки). Таким образом, имелась возможность проследить воздействие основных видов учебной зрительной нагрузки. Оказалось, что уроки в классе и самоподготовка учащихся обеих школ-интернатов снижают быстроту различения, что выражается в преобладании более длительных реакций (0,5 и 1 сек.). Представление об этом дано на рис. 2. Однако, как видно на рис. 2, ухудшение быстроты различения выражено далеко не одинаково у учащихся этих школ-интернатов. Так, если у слабослышащих детей в начале дня замедленные реакции (0,5 и 1 сек.) отмечались в 37,6% случаев, то к концу 4 уроков такие реакции возросли до 52%. Такой же характер изменений отмечался у слабослышащих детей и под влиянием самоподготовки: число замедленных реакций с 40% до самоподготовки возросло до 54% по окончании ее.

В массовой школе-интернате замедленные реакции под влиянием учебной зрительной нагрузки нарастали, но количественно они были менее выражены. Так, после 4 уроков число замедленных реакций здесь увеличилось с 42 до 47,2%. В результате самоподготовки у здоровых детей не наблюдалось выраженного ухудшения быстроты различения, сохранилось такое же число замедленных реакций (50%), как и до самоподготовки. Замедление скорости различения после уроков наблюда-

лось у 73% слабослышащих детей и у 45,3% здоровых, а после самоподготовки— соответственно у 86 и 49% учащихся. Таким образом, у слабослышащих школьников выявилось более выраженное (в Р/г—2 раза чаще) ухудшение показателя, что свидетельствовало о более значительном утомлении зрения. Большая зрительная нагрузка, ведущая к постоянному утомлению зрения у слабослышащих школьников, отрицательно отражалась и на состоянии их зрения. Среди них оказалось в 2 раза меньше детей с нормальной остротой зрения, причем чаще встречались высокие степени понижения ее (0,5 и ниже). Общее число близоруких у слабослышащих детей, начиная с младшего школьного возраста, было почти в 2 раза больше и не уменьшалось, а возрастало у более старших учащихся. Так, близорукие в старших классах школы-интерната для слабослышащих учащихся составляли 46,2%, а в массовой школе-интернате — лишь 25%.

Все это требует усиления внимания к охране зрения слабослышащих детей. Необходимо улучшить условия их обучения, и в первую очередь естественное и искусственное освещение в классах. Между тем изучение естественного освещения в классе школы-интерната для слабослышащих детей показывает, что имеется большая неравномерность освещения и значительное (в 5 раз!) падение уровня освещенности (от 550 до 110 лк) от светонесущей до внутренней стены класса.

Следует продумать конфигурацию класса, расположение и размеры окон и простенков, устройство дополнительного освещения со стороны рекреации, с тем чтобы обеспечить достаточное и равномерное освещение в классе как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. В связи с особенностью методики преподавания в школе-интернате для слабослышащих детей отмечаются низкие уровни искусственного освещения на уровне губ преподавателя и учащихся, что затрудняет «чтение с губ».

Особенности методики преподавания в школе-интернате для слабослышащих детей требуют специальной разработки научно обоснованных нормативов естественного и искусственного освещения для учебных помещений.

ЛИТЕРАТУРА

Б о скис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963. — Гельтище-в а Е. А. Информ. бюлл. Московск. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены. М., 1956, № 1, с. 28. — Метт А. И., Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи. М., 1952. — Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1965.

Поступила 28/VI 1966 г.

CHANGES IN SOME FUNCTIONS OF THE AUDITORY AND OCULAR

ANALYZERS AMONG CHILDREN WITH HEARING DISORDERS UNDER THE EFFECT OF SCHOOL STUDIES

L. Ya. Kanevskaya

The functioning of auditory and ocular analyzers was studied in a Moscow boarding school for children with hearing disorders. Observations made over healthy children in an ordinary boarding schooll served as controls. The teaching process and the daily routine were similar in both schools. A series of peculiarities in the state of auditory and ocular analyzers in children with defective hearing was revealed. These two principal analyzers were shown to participate not uniformly in the school studies. The vision of the children with defective hearing was subject to greater strain and fatique. The children with hearing disorders presented a more pronounced deterioration of vision in the course of aging than did normal ones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.