2014, том 16 [6]
Шифр специальности: 03.03.01 УДК 612.66 (821.8)+.613.955
CONDITION OF THE LOCOMOTOR SYSTEM IN CASES OF HEARING-CHALLENGED CHILDREN (IN SECONDARY SCHOOLS
O.A. Belova
Assistant Professor, Candidate_ f Medicine Chair of Biology and methodology of teaching
Federal State Institution of Higher Vocational Education System Ryazan Natural Science Department Ulitsa Svobody, 46, Ryazan, Russia, 390000
The article summarizes a 15-yer-long research of students at a boarding school for deaf and audially challenged children, as well as on audial cases in normal secondary schools of the city of Ryazan. The author uses standard methods and finds a link between low hearing and the locomotor system. These data have been confirmed by statistic expertise.
Key words: locomotor system, hearing-challenged children, low hearing, deafness, age, students, physical development, central nervous system.
СОСТОЯНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХОВОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ И ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
О.А. Белова
Доцент, кандидат медицинских наук Кафедра биологии и методики ее преподавания Естественно-географический факультет Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390000
В статье приводятся данные 15-летнего исследования учащихся школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, а также школьников соответствующего возраста общеобразовательных школ города Рязани. В исследовании использовались стандартные методики. Найдена зависимость связи тугоухости и глухоты с развитием опорно-двигательного аппарата. Материал подвергнут статистической обработке и является достоверным.
Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат; дети, депривированные по слуху; тугоухость; глухота; возраст; учащиеся; физическое развитие; центральная нервная система.
В последнее время значительно увеличилось число детей с нарушением слуховой сенсорной системы в результате перенесенных в детстве серьезных заболеваний: менингита, отита и т.д. В связи с этим возникает проблема обучения и воспитания этих детей. Школьники с нарушением слуха как никто другой подвергаются
заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Им приходится часами сидеть за партами, часто не соответствующими нужному номеру, в результате у них происходит замедление и еще большее нарушение сохраненного анализатора. Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и,
—----------- —
~ 11 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
прежде всего, к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков. Проблема роста и развития ребенка одна из важнейших в возрастной физиологии. Особенно актуальна она становится в начале XXI в. Оптимальные темпы этих неразрывно взаимосвязанных процессов, их гармоничность и пропорциональность являются основными маркерами подрастающего поколения, а простота и быстрота методов контроля за происходящими в процессе роста изменениями определяет их практическую значимость [1; 4—6].
Цель работы: выяснить состояние опорно-двигательного аппарата у депривированных по слуху школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Рязани и сравнить с детьми общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи: 1) изучить формы стопы и ее свода методом плантографии у учащихся различных возрастов; 2) выявить наличие сколиоза по бальной системе; 3) изучить состояние физического развития учащихся; 4) определить соответствие биологического возраста паспортному; 5) провести статистическую обработку материала, сравнив развитие в нарушении осанки и плоскостопии с детьми общеобразовательных школ г. Рязани.
Методики, используемые в работе
Визуальное выявление нарушений осанки (модификация теста Е. Рутковской, Польша) Тест для выявления нарушений осанки. Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом изменяется, в связи с чем нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе формирования осанки создаются
варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой «идеальной» осанки.
Тест учитывает также, что оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе). Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их. Например, характерные черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1—2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.
Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6—7 лет, ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (Х-об-разная) — расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков — прямая или незначительно варусная (О-бразная) — расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца).
Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет.
1. Осмотр в фас, руки вдоль туловища — определяется форма ног (нормальная, О- и Х-образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии), деформация грудной клетки, симметрия таза.
2. Осмотр сбоку, поза как при осмотре в фас — определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.
~ 12 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
3. Осмотр со спины (поза сохраняется) — симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- или Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).
4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке. Треугольник талии — просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии. В норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине.
Оценка физического развития детей и подростков с помощью центильных шкал. Метод прост, так как при использовании центильных таблиц не требуется дополнительных расчетов. Использование двухмерных центильных шкал «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди» позволяет судить о гармоничности развития ребенка. Также часто пользуются и одномерными центильными шкалами. Для разработки центильных шкал обследуются не менее 100 человек (разного возраста и пола), затем все результаты располагают в возрастающем порядке и делят на 100 интервалов (центилей). Обычно для характеристики распределения ряда по каждому признаку физического развития в оценочных цен-тильных шкалах приводят не все 100, а семь фиксированных центилей: 1-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й или шесть: 3-й, 10-й, 25-й, 75-й, 90-й и 97-й (50-й не учитывается, так как с 25-го по 75-й центиля включаются средние величины). Например, 3-й и 97-й центили являются такими величинами исследуемого признака, меньше которого он наблюдается в 3% случаев; величина признака меньше 10-го или больше 90-го центиля встречается в 10% случаев и тому подобное.
Промежутки между центильными вероятностями называются «коридорами», каждый из которых соответствует определенному уровню показателей физического развития. В зависимости от того, где расположен этот «коридор» можно формулировать
оценочное суждение и рекомендации. Если разность «коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничности развития, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка дисгармоничное, если разность превышает 3 и более — резко дисгармоничное развитие.
Определение уровня биологического созревания по зубной формуле (для учащихся младших классов) развитие соответствует возрастным критериям (число постоянных зубов соответствует возрастным нормам).
1. Развитие ускоренное (число прорезавшихся зубов превышает возрастные нормы).
2. Развитие замедленное (число прорезавшихся постоянных зубов меньше нормы).
Определение уровня полового созревания по вторичным половым признакам (для учащихся старших классов) с помощью составления биологической формулы.
Для достоверности полученных данных был проведен двухфакторный дисперсионный анализ для качественных признаков, а также метод корреляции (полихорический показатель связи).
Практическая значимость. В связи с тем, что в последнее время увеличилась рождаемость детей с патологией опорно-двигательного аппарата появилась необходимость изучить особенности их развития, чтобы подобрать эффективные методики и вовремя ликвидировать патологию.
Доминирующими характеристиками в определениях понятия здоровья являются следующие:
♦ нормальная функция организма на всех уровнях его организации;
♦ динамичное равновесие организма и его функций с окружающей средой;
♦ способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде;
♦ способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
~ 13 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
♦ отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений;
♦ полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил.
P.M. Баевский (1979) описал переход от здоровья к болезни как срыв адаптации организма человека, проходящий четыре стадии:
♦ состояние организма с достаточными функциональными (адаптационными) резервами;
♦ состояние, при котором функции организма реализуются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем;
♦ состояние, характеризующееся снижением функциональных резервов (в этой стадии начинает формироваться патологический процесс);
♦ состояние срыва адаптации: резкое снижение функциональных возможностей организма, наличие заболевания.
Вторая и третья из описанных стадий со временем были объединены в понятие «донозологиче-ское состояние», «третье состояние». Третье состояние — это поставщик болезней. В этом состоянии организм тратит свою энергию не на творческую созидательную работу, а лишь на сохранение жизни. Не следует рассматривать третье состояние как сигнал обязательного развития болезни. Оно скорее — подаренное природой время для оптимизации резервных возможностей за счет активации естественных восстановительных механизмов.
Некоторые авторы, рассматривают здоровье в двух аспектах. С одной стороны, каждый человек обладает определенным потенциалом здоровья, определяющим его вероятностное количество и качество. Однако в каждый период жизни существует риск или вероятность утраты здоровья под влиянием различных внешних и внутренних факторов. К качественным характеристикам здоровья относится определение его как состояния благополучия (определение ВОЗ). Дети с нарушением слуха имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития.
Эти особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди детей с нарушениями слуха встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте показатели физического развития детей с нарушениями слуха (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки) также имеют отличия от показателей слышащих детей. Глухие дети дошкольного и младшего школьного возраста по показателям роста, веса и ОГК уступали слышащим детям. Кроме того, у глухих значительно чаще встречались нарушения осанки.
Наиболее заметны у глухих и слабослышащих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точны. В результате исследований двигательной деятельности были отмечены следующие особенности: недостаточно точная координация и неуверенность, трудность сохранения статического и динамического равновесия. Все исследователи выявили особенности развития двигательной сферы глухих. Глухота сопровождается нарушением некоторых двигательных систем. Одной из важных сторон изучения двигательной активности глухих является анализ уровня их физических качеств, от которых во многом зависят успехи в формировании трудовых и спортивных навыков, и умений. Разница между глухими и слышащими отмечается не только в развитии двигательных качеств, но и в показателях одного и того же качества.
Потеря слуха существенно сказывается и на координации движений. Относительная функциональная недостаточность двигательного анализатора должна отразиться в некоторой мере и на физическом развитии, функциональном состоянии сердечнососудистой, дыхательной и других систем, так как непременным условием нормального
—----------- —
~ 14 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма, в том числе ЦНС и внутренних органов, является моторная активность. У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников наблюдается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника. Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся. Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минуток на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления. Нормальное состояние опорно-двигательного аппарата и соединительных структур, отсутствие нарушений в их строении и функциях в значительной мере предопределяют правильную осанку. И, наоборот, даже отдельные нарушения этих внутренних факторов (например, уплощение и снижение эластичности межпозвоночных дисков, растяжение связок, дисплазия или контрактура суставов) могут явиться причиной серьезных дефектов осанки. Тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу. Поэтому ста-
новление и совершенствование осанки во многом зависит от степени развития различных мышечных групп, обеспечивающих фиксацию и регуляцию позы, от пропорциональности их развитии, а также от уровня развития статической выносливости. Общая слабость мышц, дисгармоничное развитие телосложения, нередко бывает причиной так называемых функциональных нарушений осанки. Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами центральной нервной системы (ЦНС). В формировании осанки участвуют врожденные механизмы установочных и других рефлексов. В целом регуляторную основу осанки составляет осознанно приобретаемый навык фиксации позы, который формируется и совершенствуется в зависимости от систематических, направленных воздействий (например, у физически вполне нормальных от рождения детей могут появиться дефекты осанки, если не обеспечено направленное воздействие на ее формирование в рамках полноценного физического воспитания). Состояние анализаторов (в частности, зрительного и слухового), нарушение которых практически всегда сопровождается дефектами осанки [1; 4; 5].
В положении стоя голова удерживается против момента ее силы тяжести разгибателями головы. Вследствие шейного лордоза вес головы направлен на сгибание шейного отдела позвоночного столба, при этом удерживающую работу совершают мышцы шеи. Удерживание головы при некотором опускании ее вперед рефлекторно способствует увеличению грудного кифоза. Удерживание головы при небольшом сгибании шейного отдела позвоночного столба (подбородок «на себя») способствует уменьшению грудного кифоза. Положение головы вызывает рефлексы позы, которые создаются тоническими рефлексами продолговатого, спинного мозга и мозжечка. Нарушение равновесия головы, а также недостаточное или асимметричное развитие тонуса мышц шеи сказываются на деятельности жизненно важных органов, находящихся в области шеи, вызывает нарушение кровоснабжения мозга. Если неправильное поло-
—----------- —
~ 15 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
жение головы становится привычным, то изменяется тоническое напряжение не только мышц шеи, но спины и ног, нарушается осанка.
Пояс верхних конечностей может быть выведен вперед, лопатки отводятся от позвоночного столба, что вызывает увеличение грудного кифоза. При этом изменяются не только изгибы позвоночного столба, но и конфигурация верхней части туловища. Связки и мышцы спины растягиваются и не обеспечивают максимальное разгибание позвоночника, постепенно приводя к уменьшению глубины вдоха и ограничению экскурсии грудной клетки. Положения головы и пояса верхних конечностей воздействуют на осанку механически. Однако, по-видимому, влияние оказывает и рефлекторное распределение тяги мышц. Изгибы позвоночного столба существенно зависят от веса расположенных выше отделов туловища, а также головы и верхних конечностей.
Термин «сколиоз», предложенный Галеном (II век до н.э.), сохраняется до настоящего времени для обозначения стойких боковых искривлений позвоночника. При сколиозе происходит изменение оси расположения позвонков не только во фронтальной, но в сагиттальной и горизонтальной плоскостях формирующее сложную деформацию, в которую включаются позвоночник, грудная клетка, туловище. При тяжелых степенях сколиоза изменяется положение органов грудной клетки и брюшной полости, нарушается функция сердечнососудистой, нервно-мышечной систем, внешнего дыхания, органов пищеварения. Все это оказывает отрицательное влияние на общее состояние больного, снижает его трудоспособность, а нередко приводит к инвалидности. Все чаще и чаще в ли-
тературе встречается термин «сколиотическая болезнь», под которым следует понимать не только местную деформацию, но и нарушение общего состояния организма. Позвоночник является первичным органом, с которого начинается образование деформации. Знание его анатомо-физиоло-гических особенностей необходимо [4; 7; 14].
Сколиоз — это не только деформация позвоночника, но и тяжелое общее заболевание растущего организма, при котором наблюдаются нарушения костно-мышечной и нервной системы. Причины указанных нарушений могут быть различными, но симптомы внешнего проявления сходны [3; 4; 6].
Обсуждение результатов. Проведена работа по исследованию нарушения осанки у учащихся общеобразовательной школы и спецшколы для глухих и слабослышащих детей. Исследование проводилось среди учащихся 1—12 классов специальной школы-интерната, и 1—11 классов общеобразовательной школы. Состояние осанки определялось методом визуального выявления нарушений осанки. Тест учитывает то, что оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подростков требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе). В результате исследования получены следующие данные: выраженные и незначительные нарушения осанки чаще наблюдаются у детей с приобретенной формой тугоухости и составляют 24,27% и 8,74%, нормальная осанка наиболее характерна для детей с приобретенной формой глухоты и составляет 15,53% от общего числа осмотренных детей.
Таблица 1
Распределение нарушения осанки в зависимости от происхождения нарушения слуха
Нарушение слуха Нормальная осанка, % Незначительные нарушения осанки, % Выраженные нарушения осанки, %
Г лухота Врожденная 13,59 1,94 4,85
Приобретенная 15,53 4,85 5,85
Тугоухость Врожденная 3,88 3,88 0
Приобретенная 12,62 8,74 24,27
—--------------------------------—
~ 16 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
Для достоверности полученных данных был проведен двухфакторный дисперсионный анализ для качественных признаков. В качестве факторов были взяты виды нарушения слуха: глухота и тугоухость. Градации: врожденная форма тугоухости и глухоты и приобретенная форма. Результативный признак — нарушение осанки. В процессе изучения влияния нарушения слуха на осанку были получены следующие данные: наибольшая доля детей с нарушением осанки у детей с приобретенной формой тугоухости и составляет 0,72. Получена достоверность высшей степени (р < 0,001) при взаимодействии всех градаций, суммарное действие всех факторов (и учтенных, и неучтенных) и сила влияния фактора глухоты. Фактор тугоухость также влияет на нарушение осанки, но с достоверностью р < 0,01.
При исследовании влияния нарушения слуха на осанку учащихся было обнаружено, что наибольшая доля детей с нарушением осанки относится к учащимся, имеющим в качестве нарушения слуха тугоухость. Влияние фактора нарушение слуха достоверно с вероятностью р < 0,01.
В общеобразовательной школе обследовано 102 человека, среди которых с нормальной осанкой обнаружено 61 человек (59,80%), что гораздо больше, чем в спецшколе 45,63%. Следовательно, у детей с патологией слуховой функции чаще встречается нарушение осанки.
Для достоверности полученных данных был проведен однофакторный дисперсионный анализ качественных признаков. В результате чего получились следующие данные: Фактор — нарушение слуха. Градации — нормальный слух и нарушение слуха. Результативный признак — нарушение осанки.
Таким образом, при изучении влияния нарушения слуха на осанку выяснилось, что в школе-интернате доля детей с нарушением осанки 1,3 раза больше (0,54/0,4), чем в общеобразовательной школе. Влияние фактора достоверно с вероятностью р < 0,05.
Соответствие биологического возраста паспортному у младших школьников встречалось у 46,15% девочек и 45% мальчиков. У 53,85% девочек и у 55% мальчиков наблюдалось отставание биологического возраста от паспортного. В среднем это отставание составляет 1—3 года. Превышение биологического возраста над паспортным у обследованных нами детей не наблюдалось.
У большинства старшеклассников биологический возраст соответствует паспортному. Превышение биологического возраста над паспортным наиболее характерно для мальчиков и составляет 21,21%. Отставание биологического возраста от паспортного чаще наблюдали у девочек (40%). В группах детей с умеренным опережением биологического возраста над паспортным выборки отличаются друг от друга с вероятностью р < 0,05. В остальных случаях различий между группами не обнаружилось. Результаты данного исследования показывают, что необходимо использование различных профилактических программ, направленных на предупреждение конкретных заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые в свою очередь также зависят от физического развития ребенка [13—15].
Выводы
1. Патология стопы и нарушение осанки наиболее выражена у детей с приобретенной формой и 4 степенью тугоухости. При проведении двухфакторного дисперсионного анализа для качественных признаков оказалось, что данные достоверны р < 0,001.
2. У детей с нарушениями слуховой функции гораздо чаще встречается нарушение осанки и патология стопы, чем у слышащих детей.
3. Большинство детей с нарушением слуха развито гармонично, так как большое внимание уделяется сохранности здоровья школьников: меньшая интенсификация учебной деятельности, дополнительные каникулы, массаж, дополнительное питание, санаторно-курортное лечение.
—----------- —
~ 17 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Внутреннее торможение как проблема физиологии. М.: Медгиз, 1958. 472 с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 446 с.
3. Айзман Р.И. Педагогическая и медицинская валеология — цели и задачи // Валеология. 1997. № 2. С. 16.
4. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. С. 28—40.
5. Базарный В.Ф., Гуров В.А. Методология оздоровления детей и подростков // Сб. научн.-метод. и информационных материалов для мед. работников. М., 1990.
6. Батаршев А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и перераб. М.: Дело, 2003.
7. Белов А.Ф. В кн.: VI Поволжская конференция физиологов с участием биохимиков, фармакологов и морфологов. Чебоксары, 1973. Т. 2. 249 с.
8. Белов А.Ф. Замыкательная функция мозга и угасательное торможение при разных количествах пищевого подкрепления: Автореф. докт. дисс. 48 с.
9. Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977. 175 с.
10. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебн. пособие. М.: Академия, 2002. 224 с.
11. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. 318 с.
12. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. М.: Просвещение, 1988. 87 с.
12. Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Наука, 2002.
416 с.
13. Сеченов И. М. Физиология нервных центров / под ред. и с вступ. Коштоятоянца. 2-е изд. М.: АМН СССР, 1952. С. 66—80.
14. Судаков К.В. Диагноз здоровья. М.: ММА им. И.М. Сеченова, 1993. 120 с.
—----------- —
~ 18 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518