Научная статья на тему 'Особенности психофизиологического направления в работе педагога-психолога в школе для глухих и слабослышащих детей'

Особенности психофизиологического направления в работе педагога-психолога в школе для глухих и слабослышащих детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ДЕПРИВИРОВАННЫЕ ПО СЛУХУ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ / ВОСПРИЯТИЕ АНАЛИЗ / СИНТЕЗ ИНФОРМАЦИИ / ПРОЦЕССЫ САМО РЕГУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова О. А.

В работе представлены некоторые принципы и методы работы с глухими и слабослышащими детьми, наблюдаемые в процессе работы 12-летней работы автора в школе интернате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологического направления в работе педагога-психолога в школе для глухих и слабослышащих детей»

Элекил^<?ннь#и ндучно с>і5рдзовдтсл^к^й

Вссщник

Здороеье и оброзовоние в ХХІ веке

2013, том 15 [10]

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Белова О.А.

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина» Естественногеографический факультет, кафедра «Биологии и методики её преподавания, доцент, кандидат медицинских наук, г. Рязань, 390000, ул Свободы, дом 46.

В работе представлены некоторые принципы и методы работы с глухими и слабослышащими детьми, наблюдаемые в процессе работы 12-летней работы автора в школе интернате

Ключевые слова: учащиеся, депривированные по слуху, методические приемы работы, восприятие анализ, синтез информации, процессы само регуляции.

В настоящее время во многих образовательных учреждениях России, особенно в коррекционно-развивающих, стали акцентировать внимание на проблемы развития высших психических функций (ВПФ), которые связаны с процессами саморегуляции и развития крупной и мелкой моторики рук, телесноориентированных движений учащихся. Обычными стали ситуации: ребенок уже учится в первом классе, а его кинестетические способности не подготовлены к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий. Особенно ярко это выражено у детей-инвалидов.

У глухих детей речь совсем не развивается без специального обучения, у

слабослышащих речь развивается со значительным своеобразием. Недоразвитие речи вызывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно словесно-логического и понятийного. Необходимым условием прогрессивного психологического развития является определенный, свойственный данному этапу онтогенеза оптимальный уровень созревания мозговых структур. Даже негрубые отклонения функционального состояния мозга от возрастной нормы приводят к возникновению трудностей в обучении. Особенности развития мышления детей с нарушениями слуха характеризуются более медленным и своеобразным развитием речи, обусловленным дефектом слуховой информации. Своеобразие в развитии речи у

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Весщник

Здоровье и оброзовоние в XXI веке

2013, том 15 [10]

слабослышащих детей проявляется не только в трудностях понимания устной речи и недостатках произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоятельной речи. Глухие дети испытывают большие трудности по сравнению с нормально слышащими детьми в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Они позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходства. Глухие дети хорошо различают цвета и оттенки, но не могут объединить предметы по цветовому тону при разной степени его интенсивности и делают это только после словесного обозначения. Хуже слышащих детей решают наглядные задачи, где требуется устанавливать отношения по принципу симметрии и по принципу аналогий.

Развитие глухого и слабослышащего ребёнка находится под влиянием различных факторов окружающей среды, начиная с позиций родителей, кончая фрустрациями, из-за которых часто невозможно добиться понимания. Депривация слуховой

сенсорной системы, ставит учащегося в положение релятивной сенсорной изоляции, значительно обедняет его эмоциональный мир эмоционально (ему незнакомы ласковый голос и пение матери, богатство оттенков тонов). Ребёнок с врожденной глухотой подвергается значительным лишениям из-за отсутствия контакта с его социальным окружением, а так же из-за неполного

удовлетворения его основных социальных потребностей. Часто, деривационными факторами, являются те, которые занимают родители, а именно - равнодушие, полное содержание в специализированном детском учреждении, поэтому очень важно внимательное отношение к детям в микросоциуме школы-интерната со стороны воспитателя, психолога, врача, дефектолога, учителя, классного руководителя. Бесспорно, бросается в глаза, что, несмотря на существенные расхождения в своих жизненных ситуациях, глухие и слышащие дети обнаруживают некоторые виды сходства: отстающее развитие понятийного мышления, запаздывающее понятийное развитие, склонность к некомфортной и нереальной фантазии, импульсивное и агрессивное поведение.

У детей, депривированных по слуху функции речи не развиваются без их специального обучения, а у слабослышащих учащихся её становление протекает со значительным своеобразием. Недоразвитие речевой функции вызывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно словесно-логического и понятийного. Поэтому обязательным условием прогрессивного психологического и психофизиологического развития, для учащихся, имеющих данные отклонения, является определенный, свойственный данному возрастному этапу оптимальный уровень созревания мозговых структур. Даже негрубые отклонения

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ N° ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Весщник

Здоровье и оброзовоние е XXI веке

2013, том 15 [10]

функционального состояния мозга от

возрастной нормы приводят к возникновению трудностей в обучении. Особенностями развития мышления

учащихся с нарушениями слуха характеризуются более медленным и своеобразным развитием речи,

обусловленным дефектом слуховой

информации. Своеобразие в развитии речи у слабослышащих детей проявляется не только в трудностях понимания устной речи и недостатках произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоятельной речи. Глухие дети испытывают большие трудности по сравнению с нормально слышащими детьми в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Они позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходства. Глухие дети хорошо различают цвета и оттенки, но не могут объединить предметы по цветовому тону при разной степени его интенсивности и делают это только после словесного обозначения. Хуже слышащих детей они решают наглядные задачи, где требуется устанавливать отношения по принципу симметрии и по принципу аналогии

В результате долгих нагрузок, даже в старших классах, у детей наблюдается дискомфорт в мышцах рук, резкое утомление и переутомление мышц, как результат их слабости и вялости. У учащихся, с сенсорными нарушениями в

90% случаев наблюдаются различные нарушения со стороны опорнодвигательного аппарата, поэтому это оказывает влияние на совместную деятельность мышц. Это выражается в частом отекании кисти при письме, пальцев рук, удерживающих ручку, их онемению и возникновению тремора. Все эти факторы приводят к написанию неровных строк, букв, цифр, поэтому каждый психолог должен уметь предотвратить изменение в почерке, нарушении графики, связанные с отклонениями в здоровье, содействовать формированию активности ребенка, так как они необходимы ему для осуществления процессов саморегуляции. Неадекватная же жизнедеятельность таких детей блокирует активность в деятельности высших психических функций, снижает ее уровень или придает ей другую направленность. Все эти факторы приводят к снижению работоспособности, внимания и утомлению. Чтобы выдержать общий темп, заданный педагогом в процессе обучения при письме, моторнонеловкие учащиеся, к которым, относятся дети начальной школы, выполняют задание напряженно, часто из последних сил. Возникает противоречие между скоростью выполнения задания и личностными возможностями ребенка, так как их мелкие мышцы кисти, участвующие в процессе письма недостаточно

натренированы, сила их быстро истощается от нагрузки. Учащиеся, испытывающие трудности в обучении письму, требуют

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Весщник

Здоровье и оброзовоние в XXI веке

2013, том 15 [10]

индивидуального подхода со стороны психолога школы. С ними необходима специальная система занятий. Выяснено, что необходимым условием работы с такими учащимися является обязательное

выполнение мануальных проб:

двигательных, рисуночных, письма, двумя руками. По качеству детского рисунка можно судить о его здоровье, а именно общем физическом и психическом состоянии. Совершенствование изобразительной

деятельности связано с развитием механизмов зрительно-двигательной

координации, зрительно-двигательной

готовности к рисованию. Процесс рисования, как правило, сопровождается рассказом учащегося, словесными обозначениями

изображаемых предметов, выраженными жестами и дактильной речью. Словесные обозначения помогают вычленить в предметах их признаки и лучше запомнить слово. По мере овладения языком графического изображения рисунок

приобретает все более самостоятельное

значение. Крайне важно помнить то, что

именно ребенок-инвалид, всегда включен в систему межличностных и социальных

взаимоотношений (родителей, учителей,

воспитателей, друзей) менее полно, чем здоровый, поэтому в первую очередь психолог должен устанавливать партнерский контакт с родителями, особенно матерью, бабушкой учащегося, тем человеком, который способен дать важнейшую информацию об его проблемах, а в

последующем - стать одним из центральных участников коррекционного процесса.

У некоторых детей речь развивается со значительным своеобразием. Недоразвитие речи вызывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно

словесно-логического и понятийного. Необходимым условием прогрессивного психологического развития в

методологическом аспекте, является свойственный данному этапу онтогенеза оптимальный уровень созревания мозговых структур. Даже негрубые отклонения

функционального состояния мозга от

возрастной нормы приводят к возникновению трудностей в обучении. Особенности развития мышления детей с нарушениями слуха характеризуются более медленным и своеобразным развитием речи, обусловленным дефектом слуховой

информации. Своеобразие в развитии речи у детей с сенсорными нарушениями

проявляется не только в недостатках

произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоятельной речи. Эти дети испытывают большие трудности в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Они позднее, чем нормально развивающие сверстники, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходства. Особенно часто ученики-инвалиды хорошо различают цвета и оттенки, но не могут объединить предметы по цветовому тону, при разной степени его интенсивности и делают это

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Элекил^<?ннь#и ндучно с>і5рдзовдтсл^к^й

Вссгоник

Здоровье и оброзовоние е XXI веке

2013, том 15 [10]

только после словесного обозначения.

Принципы, используемые в работе с детьми:

1. Научного подхода;

2. Системного подхода (выявление взаимосвязи между нарушениями, выбор методик, направленный на достижение полезного улучшение мелкой и крупной моторики рук, которая влияет на улучшение интегративной деятельности мозга);

3. Комплексного изучения

психофизиологических качеств ребёнка (совместная работа с дефектологами, социальным педагогом, психоневрологом, врачом, родителями);

4. Работа с опорой на ведущие

(сохранные) анализаторы (зрительный,

кинестетический);

5. Использование жестовой и

дактильной речи в качестве

вспомогательного средства;

6. Целенаправленность (вся работа

направлена на определенные цели и задачи в соответствии с образовательной

деятельностью школы); 7.Динамичность (создание специфических динамических

стереотипов, прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития детей и подростков с учётом их возрастных особенностей)

7.Индивидуальный подход, который является обязательным в работе с детьми, депривированными по слуху;

8.Дифференцированный подход;

10. Наглядность (использование действующих сенсомоторных систем);

11. Опора на интерес и доступность (занятия не должны быть похожи на уроки)

Обязательным в методологическом плане аспектом работы с такими детьми является: 1. Работать с учащимся, используя опору на сохранную часть сенсорной системы; 2. Осуществлять

индивидуализацию психологических

воздействий; 3. Учитывать состояние психологического здоровья; 4. Выделять «факторы риска» и учитывать их при работе с учащимися; 5. Предотвращать возникновение на уроках дезадаптационных состояний учащихся; 6. Обеспечить поддержку и понимание целей своей психогигиенической работы со стороны родителей учащихся; 7. Учащимся групп риска обеспечить дополнительную

психологическую поддержку на уроках, а при необходимости разработать

индивидуальную траекторию

психологического сопровождения (с помощью психолога, социального педагога, приглашенных консультантов).

С целью индивидуализации работы по охране психологического здоровья учащихся по результатам психологической

диагностики выделяют следующие группы риска психологического неблагополучия учащихся.1. Риск психотравматизации (повышенная эмоциональная ранимость, неуравновешенность, неустойчивость и снижение самооценки и т.д.).2. Риск

~5~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

Весщник

Здоровье и оброзовоние в XXI веке

2013, том 15 [10]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышенной утомляемости, возникновения дезадаптивных (дискомфортных) состояний на уроках.3. Риск возникновения эмоциональных конфликтов, проявления агрессивности. Слабослышащие дети склонны отождествлять свое отношение к другому с его отношением к себе, приписывать другим свое отношение. Адекватность оценки выборов, ожидаемых от учащихся, которые для испытуемого значимы, выше, чем адекватность определения собственного положения в общей системе личных взаимоотношений. Свое место в системе положительных отношений дети воспринимают точнее, чем в системе отрицательных. Ученики, занимающие хорошее и среднее положение, правильнее оценивают положительные ожидаемые выборы, чем отрицательные. А ученики, занимающие плохое положение, адекватнее оценивают отрицательные ожидаемые выборы. Обучение в школе-интернате ограничивает сферу общения таких учеников и усиливает влияние педагога на формирование перцепции и рефлексии школьника-инвалида.

—-----------------------------------

6

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского

индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.