Научная статья на тему 'Влияние состояния опорно-двигательного аппарата на уровень адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у учащихся (11-12 лет) общеобразовательной школы Рязанской области и учащихся, депривированных по слуху'

Влияние состояния опорно-двигательного аппарата на уровень адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у учащихся (11-12 лет) общеобразовательной школы Рязанской области и учащихся, депривированных по слуху Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
793
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белова Ольга Анатольевна, Плотникова Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние состояния опорно-двигательного аппарата на уровень адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у учащихся (11-12 лет) общеобразовательной школы Рязанской области и учащихся, депривированных по слуху»

2014, том 16 [6]

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ (11—12 ЛЕТ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ И УЧАЩИХСЯ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ

О.А. Белова1, Н.А. Плотникова2

1 Доцент, кандидат медицинских наук Кафедра биологии и методики ее преподавания Естественно-географический факультет Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390000

2Профессор Кафедра патологии

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

ул. Большевистская, 68, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430005

В современном мире рождение ребенка с физическими отклонениями не редкость. Эти и множество других опасений возникают в семьях де-тей-инвалидов сразу после обнаружения факторов риска и отклонений в развитии ребенка, к ним же относятся также и дети с нарушениями слуховой сенсорной системы. Такие патологии могут быть как врожденными, так и приобретенными. Центральный конец слухового анализатора расположен в коре верхнего отдела височной доли каждого из полушарий головного мозга. Поэтому очень важно уже на самых ранних этапах онтогенеза, уделить особое внимание развитию и обучению такого особого ребенка. Этот аспект деятельности входит в современные программы дородового воспитания ребенка, общения с ним. Ранее говорили, что следует слушать музыку, но для каждого ребенка она строго индивидуальна, и ее надо тоже подбирать отдельно, особенно если ребенок особенный. Семья является первой ступенью формирования мировоззрения ребенка, не смотря на то, депривирован он или нет. Основой формирования личности является полноценное физическое развитие и здоровье ребенка. Существенное влияние на физическую работоспособность учащегося, его самочувствие и настроение оказывает состояние

опорно-двигательного аппарата (ОДА). Опорнодвигательный аппарат наряду с функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма играет важную роль в адаптации организма к различным условиям окружающей среды

Наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата среди учащихся школьного возраста являются нарушение осанки и сколиоз. Переход от состояния здоровья к болезни проходит ряд стадий, на которых организм пытается приспособиться к новым для него условиям существованиям путем изменения уровня функционирования и напряжения регуляторных механизмов. Выделяют следующие типы адаптационных реакций: нормальные адаптационные реакции, напряжение механизмов адаптации (кратковременная, или неустойчивая, адаптация), перенапряжение механизмов адаптации и их срыв.

В настоящее время для оценки здоровья детей и подростков используют как минимум четыре основных критерия:

1) наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний (болезней, патологий);

—---------- —

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

2) уровень достигнутого физического и нервнопсихического развития, степень гармоничности физического развития (соответствующее возрасту развитие);

3) уровень функционирования основных систем организма (нормальный уровень функций);

4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Благополучие состояния здоровья зависит от способности организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов. Для оценки состояния здоровья населения используют три группы основных показателей, а именно:

1) медицинские — заболеваемость, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность;

2) социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи;

3) психического благополучия — заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний, психопатий.

Состояние здоровья детского населения — это интегративная проблема патологии и возрастной физиологии, имеющая различные концепции и подходы. Ю.Е. Вельтищев дает следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничности единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста». Важно понимать, что совсем не означает, если, у ребенка хорошее физическое (морфологическое) развитие, то он полностью здоров и готов к обучению.

Физическое развитие, один из ведущих интегральных показателей физиологического развития ребенка — долговременные изменения морфологических и функциональных признаков организма в процессе его роста и развития под влиянием

факторов, способствующих улучшению или ухудшения его состояния, часто связанных с определенными патологическими процессами в организме. Основными показателями, используемыми при оценке физического развития, являются рост, вес, и размеры грудной клетки (соматометриче-ские, физиометрические и стоматоскопические признаки). Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья детей и подростков. Оценка физического развития интенсивно растущего детского организма проводится при углубленных медицинских осмотрах. Оно обязательно предусматривается перед поступлением в школу, и в определенных «декретированных классах» — третьем, шестом, восьмом. В настоящее время имеется две основные трактовки термина «физическое развитие» — это комплекс показателей, свидетельствующих об уровне «крепости здоровья индивида», «запасе его физических сил», а также «комплекс признаков, отражающих уровень возрастного развития». Число учащихся с признаками нарушения осанки в настоящее время возрастает, и они составляют основной процент, так называемых школьников с признаками нарушения (патологии) здоровья или состояния пред-болезни.

Осанка человека имеет не только эстетическое значение, но и влияет (положительно или отрицательно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем тела человека. Неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, при этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость. Основной задачей при воспитании у людей правильной осанки является укрепление их мускулатуры, связок и костей. Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является специальная гимнастика, с помощью которой можно создать хороший мышечный корсет. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мы-

~ 2 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

шечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению различных звеньев тела в пространстве.

Целью нашего исследования явилось выявление и сопоставление изменений в развитии опорно-двигательного аппарата у учащихся среднего школьного возраста (11—12 лет) Рязанской области и школы-интерната для глухих и слабослышащих детей; влияние адаптационного потенциала (далее — АП), а также была сделана попытка найти взаимосвязь между состоянием опорнодвигательного аппарата и уровнем адаптационного потенциала системы кровообращения в двух типах школ у учащихся одного возраста. Всего обследовано 165 человек школы-интерната и общеобразовательной школ с учетом всех биоэтических норм. Материал подвергнут статистической обработке и является достоверным.

Методики.

1. Методика выявления нарушений осанки (основана на проведении тестового обследования учащихся, в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо — ребенок должен принять естественную, привычную для него позу. Для каждого ребенка была составлена тестовая карта с 10 вопросами. При осмотре ребенка необходимо было ответить на 10 вопросов теста, подчеркивая «ДА» или «НЕТ» в тестовой карте. Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом изменяется, в связи с чем, нельзя использовать в качестве образца осанку и пропорции, признанные правильными для взрослых. В процессе формирования осанки создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой «идеальной» осанки.

Порядок осмотра:

Осмотр в фас, руки вдоль туловища — определяется форма ног (нормальная, О- и Х-образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии*), деформация грудной клетки, симметрия таза.

Осмотр сбоку, поза как при осмотре в фас — определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

Осмотр со спины (поза сохраняется) — симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- или Х-образная).

В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке.

*Треугольник талии — просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии. В норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине.

2. Методика выявления сколиоза (основным приемом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух положениях: сзади и спереди. При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов. При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов [14, с. 70—71].

3. Методика расчета адаптационного потенциала (АП) сердечнососудистой системы (расчет адаптационного потенциала системы кровообращения относится к методу донозологи-ческой диагностики, отражающий то, что переход

С^Э-

~ з ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

от состояния здоровья к болезни проходит ряд стадий, на которых организм пытается приспособиться к новым для него условиям существованиям путем изменения уровня функционирования и напряжения регуляторных механизмов. Выделяют следующие типы адаптационных реакций: нормальные адаптационные реакции, напряжение механизмов адаптации (кратковременная, или неустойчивая, адаптация), перенапряжение механизмов адаптации и их срыв)

Полученные результаты. Для выявления нарушения осанки среди учащихся среднего школьного возраста было отобрано 63 школьника средней общеобразовательной школы Рязанского района: среди них 30 девочек (47,6%) и 33 мальчика (52,4%). В результате проведенного осмотра с нарушением осанки было выявлено 19 детей (30,65%), из них девочек — 57,89%, мальчиков — 42,11%. Установлено, что нарушение осанки встречается чаще у девочек, чем у мальчиков (р < 0,05). Выявлены следующие виды нарушения осанки: у одного ребенка была выявлена деформация грудной клетки — грудь «сапожника» (5,3%); наиболее часто встречалась асимметрия плечевого пояса. Такое нарушение осанки было выявлено у 11 учащихся (58,0%). У пяти учащихся (26,3%) было выявлено такое нарушение осанки, как крыловидные лопатки; у четырех (21,1%) выявлена сутулость.

Нами было сформировано две группы учащихся: экспериментальная группа (школьники, имеющие нарушения осанки) и контрольная группа (школьники без нарушений опорно-двигательного аппарата) общеобразовательной школы. В каждой группе было по 19 учащихся, у которых были измерены антропометрические показатели. Пользуясь таблицей соответствия массы тела величине роста (по Е.А. Шапошникову) было установлено, что в группе с нарушением осанки число учащихся с избыточной массой и дефицитом массы больше, чем в контрольной группе (р < 0,05). Эти данные подтверждают тот факт, что наруше-

ние осанки чаще встречается либо у худых детей, либо у излишне полных для своего роста и типа телосложения детей.

Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища и состояние позвоночника. Поэтому для оценки состояния мышц спины и мышц брюшного пресса, и исходного состояния позвоночника у больных с нарушением ОДА и в контрольной группе применялись функциональные пробы, характеризующие

состояние мышц мышечного корсета, а также упражнение на гибкость позвоночника. Данные пробы измерялись в баллах. В экспериментальной группе эти пробы проводились до эксперимента и в конце эксперимента.

Результаты функциональных проб в контрольной группе оказались выше, чем в экспериментальной (до выполнения корригирующих упражнений), что показывает об уменьшении напряжения мышц (снижении мышечного тонуса) при нарушении осанки (р < 0,001). По результатам этих баллов был установлен уровень физического развития школьников двух групп. В контрольной группе два ученика (10,5%) имели средний уровень физического развития, шесть учеников (31,6%) имели уровень физического развития выше среднего, одиннадцать учеников (57,9%) имели высокий уровень физического развития.

В экспериментальной группе до начала эксперимента было установлено, что восемь учеников (42,1%) имели средний уровень физического развития, десять учеников (52,6%) имели уровень физического развития выше среднего, а у одного ученика (5,3%) был отмечен высокий уровень физического развития. Можно сделать вывод о том, что правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь статической и динамической силовой выносливостью мышц спины, и брюшного пресса (мышечный корсет).

Для учащихся с нарушениями осанки был составлен комплекс корригирующих упражнений, включающий упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, брюшного

—---------- —

~ 4 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

пресса, плечевого пояса), образующих мышечный корсет, который способствует формированию и сохранению правильной осанки. В данный комплекс упражнений включены прыжки через скакалку для профилактики плоскостопия. Профилактика и коррекция плоскостопия необходимы, так как амортизируя, своды стоп предотвращают удары на позвоночник при ходьбе, беге, прыжках. Учащиеся экспериментальной группы выполняли данный комплекс два раза в неделю в течение учебного года с педагогом в рамках уроков физической культуры по 30 минут.

В конце года в экспериментальной группе были снова проведены функциональные пробы. В результате было установлено, что после выполнения комплекса упражнений в экспериментальной группе четыре ученика (42,1%) имели средний уровень физического развития, десять учеников (52,6%) имели уровень физического развития выше среднего, а у пяти учащихся (26,3%) был отмечен высокий уровень физического развития. При сравнении результатов функциональных проб экспериментальной группы до и после эксперимента можно сделать вывод о том, что после выполнения корригирующих упражнений показатели данных проб стали выше, приближаясь к показателям контрольной группы, что свидетельствует об укреплении мышц туловища после выполнения корригирующих упражнений (р < 0,01).

Повторное обследование учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводилось в конце учебного года. Было отмечено, что показатели нарушения осанки снизились (р < 0,05). После коррекции процент учеников с асимметрией плечевого пояса снизился с 58,0% до 47,4%; процент детей с крыловидными лопатками снизился с 26,3% до 15,8%; с сутулой спиной — с 21,1% до 15,8%.

Результаты эксперимента показали, что после выполнения учащимися с нарушениями ОДА специального комплекса физических упражнений произошла коррекция опорно-двигательного аппарата.

При оценке уровня адаптационного потенциала ССС учащихся экспериментальной группы оказалось, что величина уровня адаптационного потенциала колеблется от 1,86 до 2,3 баллов, среднестатистическая величина уровня адаптационного потенциала в этой группе составила 2,03 ± 0,034 баллов. В этой группе напряженность механизмов адаптации выявилась у 6 школьников (31,58%), у остальных детей (68,42%) — адаптация удовлетворительная.

Оценивая уровень адаптационного потенциала системы кровообращения в контрольной группе детей было отмечено, что его величина колеблется от 1,739 до 2,122 баллов. Среднестатистическая величина уровня адаптационного потенциала в этой группе составила 1,89 ± 0,026 баллов. Учитывая шкалу оценки адаптационного потенциала системы кровообращения, было установлено, что в этой группе напряженность механизмов адаптации выявилась только у двух школьников (10,53%), у остальных детей (89,47%) адаптация удовлетворительная. Сравнивая результаты двух групп, можно сказать, что уровень адаптационного потенциала учащихся экспериментальной группы выше на 7%, чем в контрольной группе (вероятность различий составляет р > 0,99). Напряженность механизмов адаптации чаще встречается у учащихся с нарушением осанки (р > 0,95).

Так же мы провели однофакторный дисперсионный анализ по выявлению влияния на уровень системы кровообращения такого фактора, как состояния опорно-двигательного аппарата, в ходе которого нами были выделены три частные группы — градации дисперсионного комплекса:

1 градация — отсутствие нарушения осанки (19 человек);

2 градация — незначительные нарушения осанки (3 человека);

3 градация — значительные нарушения осанки (16 человек).

У каждого учащегося, вошедшего в тот или иной комплекс, был измерен результативный признак (уровень адаптационного потенциала).

—---------- —

~ 5 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

После были вычислены частные средние результативного признака и вспомогательные величины.

Полученный результат (р > 0,99) позволяет говорить о том, что между состоянием опорно-двигательного аппарата и величиной адаптационного потенциала системы кровообращения существует прямая зависимость, т.е. при более выраженных нарушениях осанки величина адаптационного по-

тенциала выше (рис. 1). Так, в частной группе учащихся без нарушения осанки среднестатистическое значение адаптационного потенциала составило 1,89 баллов; в частной группе с незначительными нарушениями осанки эта величина составила 1,91 балл; в частной группе со значительными нарушениями осанки эта величина равна 2,06 балла.

осанки осанки

состояние опорно-двигательного аппарата

Рис. 1. Зависимость между состоянием опорно-двигательного аппарата и величиной адаптационного потенциала системы кровообращения

Результаты эксперимента позволяют говорить о том, что влияние состояния опорно-двигательного аппарата на уровень адаптационного потенциала системы кровообращения среди всех влияющих факторов составляет не менее 32%. Таким образом можно сказать, что этот фактор является ведущим при данных условиях эксперимента.

Проведена работа по исследованию нарушения осанки у учащихся школы — интерната для глухих и слабослышащих детей. Исследование проводилось среди учащихся 1—12 классов. В результате исследования получены следующие данные (табл. 1): из 103 обследованных детей с нарушением слуха наиболее часто выраженные нарушения осанки встречаются в младшем школьном

возрасте 46,34%, нормальная осанка в старшем школьном возрасте 53,57%. Выраженные нарушения осанки встречаются чаще у мальчиков 41,51%, а нормальная осанка у девочек 50.

Следовательно, у детей с патологией слуховой функции чаще встречается нарушение осанки. В результате исследования выяснилось, что у детей без патологии слуха нормальная осанка чаще встречается в старшем школьном возрасте 70,38%, а выраженные нарушения осанки в младшем школьном возрасте 21,95%. Нормальная осанка у детей без нарушения слуха чаще можно наблюдать у девочек 62,5%, нежели у мальчиков 57,41%. Выраженные нарушения осанки встречаются чаще у девочек 18,75%.

—---------- —

~ 6 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

Таблица 1

Состояние осанки у детей с нарушением слуха

Возраст, пол Нормальная осанка, % Незначительные нарушения осанки, % Выраженные нарушения осанки, %

Младший школьный возраст 34,15 19,51 46,34

Средний школьный возраст 52,94 20,59 26,47

Старший школьный возраст 53,57 21,43 25

Всего 45,63 20,39 33,98

Мальчики 41,51 16,98 41,51

Девочки 50 24 26

Для достоверности полученных данных был проведен однофакторный дисперсионный анализ качественных признаков. В результате чего получились следующие данные: Фактор — нарушение

слуха. Градации — нормальный слух и нарушение слуха. Результативный признак — нарушение осанки.

Таблица 2

Итоговая форма записи

Разнообразие Дисперсии Число степеней свободы Вариансы П2х = 0,021 ± 0,0048 Ф = 4,375 Б = 42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факториальное 1,05 1 1,05 Б,* = {11,2 - 6,8 - 3,9}

Случайное 50,05 203 0,25

Общее 51,1 204 1,3

Таким образом, при изучении влияния нарушения слуха на осанку выяснилось, что в спецшколе доля детей с нарушением осанки 1,35 раза больше (0,54/0,4).

Был проведен корреляционный анализ (поли-хорический показатель связи) между показателями продольного плоскостопия и нарушения осанки у детей с нормальным слухом.

Влияние наруш

В результате следующих расчетов выяснилось, что показатель связи между этими двумя признаками составляет 0,34 это говорит о том, что связь слабая и прямо пропорциональная. Достоверность показателя связи составляет Р > 0,999. Данная связь может быть отнесена ко всей генеральной совокупности.

Таблица 3

ния слуха на осанку

Нарушение слуха Нормальная осанка, % Незначительные нарушения осанки, % Выраженные нарушения осанки, %

Г лухота Врожденная 13,59 1,94 4,85

Приобретенная 15,53 4,85 5,85

Тугоухость Врожденная 3,88 3,88 0

Приобретенная 12,62 8,74 24,27

—---------- —

~ 7 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

Для достоверности полученных данных был проведен двухфакторный дисперсионный анализ для качественных признаков. В качестве факторов были взяты виды нарушения слуха: глухота и тугоухость. Градации: врожденная форма тугоухости и глухоты и приобретенная форма. Результативный признак — нарушение осанки.

В процессе изучения влияния нарушения слуха на осанку были получены следующие данные: наибольшая доля детей с нарушением осанки у детей с приобретенной формой тугоухости и составляет

0,72. Достоверный высшей степени 0,999 оказались взаимодействие всех градаций, суммарное действие всех факторов (и учтенных, и неуч-

тенных) и сила влияния фактора глухоты. Фактор тугоухость также влияет на нарушение осанки, но с достоверностью Р > 0,99.

Также, получены данные по распределению плоскостопия и нарушения осанки в зависимости от степени нарушения слуха. Продольное и поперечное плоскостопие чаще можно наблюдать у детей с 4 степенью тугоухости. Нормальные стопы по продольному и поперечному плоскостопию чаще встречаются у глухих детей. Что касается осанки, то нормальная осанка в количестве 29,13% наиболее часто встречается у глухих детей, а различные нарушения осанки наиболее характерны для детей с 4 степенью тугоухости (табл. 4).

Таблица 4

Нарушение осанки в зависимости от степени нарушения слуха

Нарушение слуха Степень тугоухости Нормальная осанка, % Незначительные нарушения осанки, % Выраженные нарушения осанки, %

Г лухота 29,13 7,77 10,68

Тугоухость 2 0,97 1,94 0,97

3 4,85 2,91 3,88

4 10,68 7,77 18,45

Для подтверждения достоверности полученных данных проведен однофакторный дисперсионный анализ. Фактор — нарушение слуха. Градации — глухота и тугоухость. Результативный признак — нарушение осанки.

При исследовании влияния нарушения слуха на осанку учащихся было обнаружено, что наибольшая доля детей с нарушением осанки относится к детям, имеющим в качестве нарушения слуха тугоухость (рис. 2). Влияние фактора «нарушение слуха» достоверно с вероятностью Р > 0,99. Таким образом данная выборка может быть отнесена ко всей генеральной совокупности.

При определении адаптационного потенциала (АП) у учащихся среднего школьного возраста в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей, выявлено, что у 71,69% мальчиков данного возрастного периода наблюдается срыв механиз-

мов адаптации системы кровообращения и неполная степень функционального состояния системы кровообращения. С такими же показателями оказалось 77,78% обследованных девочек. Причем 100% как мальчиков, так и девочек. Эти данные свидетельствуют, что у подавляющего большинства подростков 11—12 лет, депривированных по слуху, состояние системы кровообращения можно оценить, как неспособное к адаптации, что частично объяснимо анатомо-физиологически-ми закономерностями развития организма в подростковый период. 21,05% всех обследованных мальчиков имеют также срыв механизмов адаптации системы кровообращения и кратковременную степень функционального состояния системы кровообращения. Девочек с такими показателями меньше почти в 2 раза (11,11%), что подтверждает их более раннее морфофункциональное созревание.

—---------- —

~ 8 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

Рис. 2. Оценка результатов определения адаптационного потенциала и коэффициента здоровья у детей депривированных по слуху

Нормальную адаптацию системы кровообращения наряду со степенью функционального состояния системы кровообращения неполной имеют 5,26% мальчиков и 4,44% девочек. У 2,22% девочек наблюдается срыв механизмов системы кровообращения и оптимальная степень функционального состояния системы кровообращения. Такие же величины процентов девочек (2,22%) имеют неудовлетворительную адаптацию и неполную степень функционального состояния системы кровообращения, и напряжение механизмов адаптации кровеносной системы и неполную степень функционального состояния.

Итак, у девочек-подростков преобладает срыв механизмов адаптации системы кровообращения в большей степени, чем у мальчиков.

Выводы

1. Представленные материалы свидетельствуют, что среди Рязанских школьников-подростков наблюдаются определенные изменения в физическом развитии, отмечается тенденция к снижению

массы тела, уменьшению роста. Большинство антропометрических параметров характеризуются увеличением внутригруппового разнообразия.

2. Отмечается тенденция к ухудшению соматического здоровья детей (системы кровообращения в частности), особенно у девочек.

3. В ходе исследования была установлена прямая зависимость уровня адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы и степени нарушения осанки, т. е. чем выше степень нарушения осанки, тем выше уровень адаптационного потенциала.

4. Влияние состояния опорно-двигательного аппарата на уровень адаптационного потенциала ССС среди всех влияющих факторов составляет не менее 32%. Таким образом можно сказать, что этот фактор является ведущим при данных условиях эксперимента (р > 0,99).

5. Проведенные исследования показывают, что неправильная осанка характеризуется снижением

—---------- —

~ 9 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

2014, том 16 [6]

мышечного тонуса. Учащиеся с правильной формой позвоночника, хорошей осанкой имеют более высокие результаты по статической и динамической силовой выносливости мышц спины, живота и гибкости позвоночника, чем дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

6. Выполнение специальных физических упражнений в совокупности с занятиями в спортивных секциях (15 учеников из 19 посещали различные спортивные секции) способствуют более быстрому развитию силы мышц туловища, что видно из результатов функциональных проб экспериментальной группы до и после эксперимента. Показатели данных проб в конце обследования стали значительно выше.

7. Результаты эксперимента показали, что после выполнения учащимися с нарушениями ОДА специального комплекса физических упражнений произошла коррекция опорно-двигательного аппарата. Были получены следующие данные: после коррекции процент учеников с асимметрией плечевого пояса снизился с 58,0% до 47,4%; процент детей с крыловидными лопатками снизился с 26,3% до 15,8%; с сутулой спиной — с 21,1% до 15,8%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.

2. Ахудаев Э.М. Исследование вегетативного гомеостаза, сердечно-сосудистой реактивности и факторов риска атеросклероза у сельских школьников с вегетосо-судистой дистонией гипер- и гипотонического типа: Автореф. дисс. к.м.н. Андижан, 1991.

3. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровье детей и стратегия профилактики болезней. М.: Моск. НИИ педиатрии и дет. хирургии, 1994

4. Гитт В. Выпрямляем позвоночник // Физкультура и спорт. 2007. № 9. С. 20.

5. Забалуева Т.В. Закономерности формирования осанки средствами физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 4. С. 51—54.

5. Коган О.С., Тарасова М.В. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии для коррекции осанки у детей среднего школьного возраста на занятиях спортивной аэробикой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 2. С. 61—63.

6. Плохинский Н.А. Биометрия. М.: МГУ, 1970. Изд. 2. 367 с.

7. Справочник практического врача / Ю.Е. Вельтищев, Ф.И. Комаров, С.М. Навашин и др.; Под ред. А.И. Воробьева. 3-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. 2. М.: Медицина, 1990. 336 с.

8. Julius S., Weder A., Hinderliter A. et al. Handbook of Stress, Reactivity and Cardiovascular Disease. New York, 1985. P. 41—81.

9. Schatz 1.1. Orthostatic Hypotension. II. Clinical Diagnosis, Testing and Treatment // Arch. Intern. Med. 1984. 144:5:1037—1044.

—----------- —

~ 10 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.