Научная статья на тему 'Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста и пути укрепления его средствами физических упражнений'

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста и пути укрепления его средствами физических упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5254
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЗДОРОВЬЕ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / PRESCHOOL CHILDREN / HEALTH / MUSCULOSKELETAL / EXERCISE / SPORTS CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Золотова Мария Юрьевна, Чайченко Мария Владимировна

Рассмотрены вопросы диагностирования заболеваемости дошкольников детей дошкольного возраста, проведен подробный анализ состояния здоровья детей: определены группа здоровья и группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлено наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определена гармоничность развития. По результатам диагностики определены основные средства физического воспитания для дошкольников, направленные на устранение и профилактику имеющихся у детей заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Золотова Мария Юрьевна, Чайченко Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE HEALTH STATUS OF PRESCHOOL CHILDREN AND WAYS OF STRENGTHENING IT BY MEANS OF PHYSICAL EXERCISES

The article considers the issues of diagnosis morbidity of preschool children preschool children conducted a detailed analysis of the health status of children was determined by group health, group admission to employment by physical culture, revealed the presence of chronic diseases and functional deviations, determined the harmony of the development. The diagnostics identified the main means of physical education for preschoolers aimed at addressing and preventing existing diseases.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста и пути укрепления его средствами физических упражнений»

УДК 796.012.6

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

М.Ю. Золотова, М.В. Чайченко

Рассмотрены вопросы диагностирования заболеваемости дошкольников детей дошкольного возраста, проведен подробный анализ состояния здоровья детей: определены группа здоровья и группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлено наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определена гармоничность развития. По результатам диагностики определены основные средства физического воспитания для дошкольников, направленные на устранение и профилактику имеющихся у детей заболеваний.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье, опорно-двигательный аппарат, физические упражнения, физкультурные занятия.

Известно, что дошкольный возраст характеризуется как период наиболее высоких темпов физического развития. Своеобразие этого периода в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды, что влечет за собой, с одной стороны, опасность заболеваний, а с другой -быстро увеличивает свои адаптационные возможности. Данный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной работы заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.

Организм детей и подростков особенно чутко реагирует на различные воздействия как отрицательного, так и положительного характера, которые оказывают существенное влияние на его развитие. Важнейшим фактором, вызывающим положительные и отрицательные сдвиги в организации структур организма, является двигательная активность различной направленности. Методически правильно построенные занятия физической культурой и спортом, если они правильно наполнены содержанием и организованы, как правило, благоприятно сказываются на опорно-двигательный аппарат детей, их физическое развитие и состояние здоровья детского населения.

Анализ научно-методической литературы позволил констатировать, что гармоничное физическое развитие является одним из ведущих факторов, определяющих здоровье человека. Развитие ребенка обусловливается значительным количеством показателей, характеризующих длину тела, его массу и пропорции, функциональное состояние физиологических систем организма, двигательные возможности и многое

другое. Оценка физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности отдельных детей производится путем сравнения результатов измерений, полученных в процессе исследования, с нормами, адекватными для того или иного возраста.

Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа, которая должна проводиться с детьми педагогическим персоналом и медицинскими работниками образовательного учреждения.

Цель исследования - проанализировать состояние здоровья, уровень и структуры заболеваемости детей дошкольников для разработки комплекса оздоровительных мероприятий в рамках пребывания ребенка в детском саду.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. Продиагностировать состояние здоровья детей дошкольного возраста и выявить возможные причины возникновения заболеваний.

2. Определить основные средства физического воспитания, направленные на устранение и профилактику имеющихся у детей заболеваний.

Организация и методы исследования. Для решения поставленных задач нами использовались методы теоретического анализа научно-методической литературы, метод педагогического наблюдения и медико-биологические методы исследования.

Исследование проведено в дошкольных образовательных учреждениях г. Коломна и Коломенского района Московской области.

Результаты исследования. Диагностика использовалась для оценки исходного уровня развития детей с целью определения для каждого из них оптимальную «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Изучение состояния здоровья детей проводилось на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определялась группа здоровья, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлялось наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определялось гармоничность развития.

Заболеваемость изучена нами по результатам медицинских осмотров, а также на основании данных из индивидуальной карты ребенка.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что число детей I группы здоровья составляет 28,0±0,7 %. Наиболее многочисленной оказалась II группа здоровья - 58,3±0,7 %. Хронические заболевания в стадии компенсации отмечены в 13,0±0,5 % случаев, а к IV и V группам было отнесено 0,7±0,1 % всех обследованных детей 5-7-летнего возраста.

Рейтинговое распределение указанной в медицинских картах патологии дает представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. Первое рейтинговое место в структуре

патологической распространенности у детей принадлежит нарушениям в опорно-двигательном аппарате (25,9 %), хотя более тщательное исследование нарушений от начальных до значительных форм диагностируется у 50-65 % дошкольников. На наш взгляд, это обусловлено тем, что медицинский персонал фиксирует наиболее выраженные искривления позвоночника и не указывают наличие функциональных нарушений в виде сутуловатости, крыловидных лопаток, асимметрии плеч и др.

Второе рейтинговое положение в представленной структуре заболеваемости у дошкольников занимают ЛОР-заболевания (16,8 %). Патология в виде аденоидитов, отитов, гипертрофий миндалин у детей данного возраста является довольно распространенной.

Следующее рейтинговое положение в структуре заболеваемости занимают нарушения сердечно-сосудистой системы (14,9 %).

Четвертое место в структуре заболеваний принадлежит отклонениям органов чувств, к которым относятся зрение и слух (14,0 %).

Следующие пятое и шестое рейтинговые места занимают заболевания дыхательной и нервной систем. Хроническая бронхо-легочная патология выявлена у 12,8 %. К нарушениям нервной системы отнесены невротические состояния, легкие задержки психоречевого развития и проявления минимальной мозговой дисфункции, что является следствием перинатальных отклонений (12,7 %).

В пределах 11 ,0 %у детей отмечена встречаемость заболеваний кожи (дерматозы, аллергозы). Остальная патология по системам и органам не превышает 8,0 % (болезни крови, эндокринной системы и др.).

В процессе комплексной оценке физического состояния дошкольников помимо выявления индивидуальных характеристик каждого ребенка, мы определили и общегрупповые особенности, свойственные большей части обследуемых. Так, например, в процессе стоматоскопического обследования было установлено, что более 50 % детей имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, деформации стоп) и в связи с этим при тестировании физической подготовленности у большинства испытуемых зарегистрированы низкие результаты в упражнениях, характеризующих уровень развития силы мышц, туловища и гибкости.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, забота о правильном формировании опорно-двигательного аппарата является неотъемлемым условием становления здоровья растущего организма. Данное положение поставило перед нами конкретную задачу - определить уровни состояния детей 5-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Коломна. Известно, что физическая культура является основополагающим средовым фактором, обеспечивающим изменение состояния организма. В то же время в

доступной нам литературе не обнаружено конкретных описаний эффективных средств и методов коррекции нарушений опорно -двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста.

Комбинированный визуально-инструментальный тест использовался нами для изучения состояния опорно-двигательного аппарата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Было обследовано 253 ребенка-дошкольника, посещавшего дошкольные образовательные учреждения г. Коломны. Результаты осмотра показали, что только 8,5 % осмотренных детей не имеют нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. На каждого обследованного в среднем приходится 2,7 % нарушения или заболевания.

Функциональные нарушения позвоночника были выявлены в виде: асимметричного расположения лопаток - 52,6 %, отсутствия строго горизонтального расположения плечевого и тазового пояса - 40,1 %, крыловидных лопаток 26,3 % (среди них почти в 1,5 раза больше девочек). Нарушения осанки составили 33,2 %, из них сколиотическая - 13,8 %, сутулая - 12,5 %, лордическая - 6,9 % (среди них также больший процент девочек). Функциональные нарушения стопы в виде ее уплощения составили 43,6 %.

Остаточные явления рахита были выявлены в виде Х- и О-образной деформации ног у 26,7 % обследованных и деформаций грудной клетки в виде «куриной» груди и груди «сапожника» у 23,9 % (среди них почти в 1,5 раза больше мальчиков).

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста наибольшую распространенность среди нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата имела асимметрия лопаток, за нею следует отсутствие строго горизонтального расположения плечевого и тазового пояса, на 3-м и 4-м местах уплощенная стопа и плоскостопие соответственно. Самую низкую распространенность, по сравнению с другими показателями, имели выпрямленная и кифотическая осанки.

Сравнительные данные распространенности нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата у мальчиков и девочек 5-7 лет показывают, что у мальчиков существенно больше таких нарушений, как остаточные явления рахита в виде деформаций грудной клетки и уплощений стоп, а у девочек - лордическая и сколиотическая осанки.

Структура нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата дошкольников выглядит следующим образом. Суммарный показатель функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата составил 77,4 %, из них позвоночника - 64,4 % и стопы - 13 %.

Физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях, согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» осуществляется в разнообразных формах организации двигательной деятельности детей: на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в

самостоятельной двигательной деятельности, в игровой деятельности и подвижных играх.

В нашей работе за основу были взяты именно физкультурные занятия - как ведущий компонент, обеспечивающий не только удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности, но и формирование жизненно-важных структур организма.

Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» педагогический коллектив вправе вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения и уровню состояния здоровья детей данного учреждения.

На основании этого нами была разработана система физических упражнений, направленная на формирование опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста и коррекцию, имеющихся нарушений и включена в структуру занятий по физическому воспитанию.

В недельном цикле предусмотрено проведение трех физкультурных занятий (одно на воздухе), продолжительность которых, зависит от возраста занимающихся и составляет: в младшей группе 15 мин, в средней - 20 мин, в старшей - 25 мин, в подготовительной - 30 мин.

Наши занятия были построены таким образом, чтобы обеспечивалось освоение программного материала, наряду с оздоровительными мероприятиями, направленными на коррекцию, имеющихся отклонений опорно-двигательного аппарата у детей.

План физкультурного занятия определялся характером учебной работы. На одних занятиях мы давали, как новые упражнения, так и совершенствуемые (1/3 новых, 1/3 углубленно разучиваемых, 1/3 находящихся на этапе закрепления и совершенствования); на других -периодически повторяется степень овладения детьми двигательным материалом, качеством его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения; на третьих - упражнения на этапе совершенствования движения (согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН, 2015).

Ведущим способом решения задачи устранения дефектов осанки и стопы, не принявших патологические формы, могут быть физические упражнения, способствующие устранению отмеченных недостатков. По нашему мнению, основное внимание необходимо уделить физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по причине меньшей собственной специфичности и взаимосвязи с периодом младшего школьного возраста. Тем не менее, в целях полноты картины, будем обращать внимание и на более ранний возраст. Преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными методиками, проявляется в их доступности, универсальности, простоте и высокой эффективности.

При разработке средств и методов физической культуры, которые способствуют формированию опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, мы опирались на уже имеющиеся рекомендации исследователей в этом вопросе.

В процессе роста и развития ребенка продолжается формирование осанки и свода стопы и этим процессом необходимо управлять.

К специальным задачам воспитания детей в дошкольном возрасте в плане формирования правильной осанки мы отнесли:

1) формирование правильной осанки и образов правильных движений, оптимального двигательного стереотипа;

2) стимуляцию деятельности органов и систем, улучшение физического развития;

3) улучшение координации движений;

4) выработку достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, хорошего тонуса мышечной системы;

5) улучшение и нормализацию эмоционального состояния ребенка, воспитание социально-уверенного поведения ребенка;

6) активизацию обменных процессов;

7) повышение неспецифической сопротивляемости детского организма.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки, по нашему мнению, происходит во время выполнения различных упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, упражнений в равновесии и координации, предусматривается развитие сенсомоторных связей ЦНС.

Применяемые упражнения должны сформировать у детей точные представления о положении различных частей тела при правильной осанке, развить умение самостоятельно принимать и удерживать ее достаточно длительно.

В ходе работы нами определены правила, выполнение которых должно быть предусмотрено в методике занятий физическими упражнениями:

1. По нашему мнению, процесс оздоровления необходимо начинать с воздействий низкой интенсивности, не способствующим резким сдвигам в организме, постепенно и осторожно увеличивая нагрузку от занятия к занятию.

2. Навык правильной осанки создается на базе мышечно-суставного ощущения, позволяющего чувствовать положение определенных частей тела.

3. Для сохранения правильной позы очень важно умение напрягать и расслаблять отдельные мышцы или группы мышц.

4. Выбор комплекса упражнений проводится в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Следует избегать:

- переразгибания шейного отдела в передне-заднем направлении;

- резких сгибаний, разгибаний и скручиваний при выполнении упражнений, сконцентрированных на развитии гибкости;

- исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание (для исключения гипоксии мозга);

- выполнение наклонов без соблюдения 3-х плоскостей (сагиттальной, фронтальной и горизонтальной).

5. Применять упражнения, обеспечивающие ликвидацию дефектов позвоночника за счет создания мышечной тяги в противоположном нарушению направлении.

6. В комплексы включать упражнения, при которых позвоночник находится в положении незначительного статического напряжения. Наиболее выгодным исходным положением для формирования и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза (положение лежа на спине и на животе, стоя в упоре на коленях), что дает возможность активизировать позвоночник в месте наиболее проявленного дефекта, ограничивая подвижность в соседних с ним отделах (гипермобильность).

7. Разрабатывая систему физических упражнений, направленных на формирование сводов стопы детей, необходимо знать, что стопа ребенка не является уменьшенным подобием стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности. Так, например, костный аппарат стопы дошкольников во многом имеет хрящевую структуру, связки более эластичные и растяжимые, мышцы недостаточно сильные и выносливые.

Выводы. Результаты проведенных исследований состояния здоровья дошкольников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных нарушений именно в старший дошкольный период (5-7 лет). Интенсификация образовательного процесса, увеличение объема учебных и статических нагрузок создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, вызывая значительные перегрузки в психической и физической сфере современных детей.

Выявлено, что основными причинами отмеченных нарушений, которые выражаются в недостаточном и неравномерном развитии скелетной мускулатуры, пониженном мышечном тонусе, слабом физическом развитии являются ограниченный дневной двигательный режим и недостаточная физическая подготовленность.

На наш взгляд, средства физического воспитания являются ведущим фактором не только формирования, но и коррекции имеющихся нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Их использование определяется текущим физическим состоянием, характером и видом отклонений от нормы, а эффективность применения следует доказывать по

приросту результатов физической подготовленности и функционального состояния, уровня физического развития, который способствует устранению отмеченных нарушений в различных звеньях опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Список литературы

1. Золотова М.Ю. Физкультурно-оздоровительные аспекты здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Адаптационные возможности детей и молодежи: сб. IX Междунар. науч.-практ. конф. Одесса, 2012. С. 125-128.

2. Золотова М.Ю., Чайченко М.В. Формирование опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры у детей старшего дошкольного возраста // ScienceTime. 2014. № 7. С. 117-120.

3. Чайченко М.В. Комплексная методика оздоровительной физической культуры дошкольников 5-7 лет с направленным развитием функций опорно-двигательного аппарата: дис. ...канд. пед. наук. Тула; 2013. 216 с.

4. Чайченко М.В., Золотова М.Ю. Уровень нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей дошкольных образовательных учреждениях г. Коломны и Коломенского района Московской области // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 175-181.

Золотова Мария Юрьевна, канд. пед. наук, доц., zmu1977@yandex.ru, Россия, Коломна, Государственный социально-гуманитарный университет.

Чайченко Мария Владимировна, канд. пед. наук, доц., gama79@yandex.ru. Россия, Коломна, Государственный социально-гуманитарный университет

ANALYSIS OF THE HEALTH STATUS OF PRESCHOOL CHILDREN AND WAYS OF STRENGTHENING IT BY MEANS OF PHYSICAL EXERCISES

M.Y. Zolotova, M.V. Chaychenko

The article considers the issues of diagnosis morbidity of preschool children preschool children conducted a detailed analysis of the health status of children was determined by group health, group admission to employment by physical culture, revealed the presence of chronic diseases and functional deviations, determined the harmony of the development. The diagnostics identified the main means of physical education for preschoolers aimed at addressing and preventing existing diseases.

Key words: preschool children, health, musculoskeletal, exercise, sports classes.

Chaychenko Maria Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, gama79@yandex.ru. Russia, Kolomna, State Socio-Humanitarian University,

Zolotova Maria Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, zmu1977@yandex.ru, Russia, Kolomna, State Socio-Humanitarian University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.