coniosi dei lavoratori die barite ospedale Maggiore, 1942, 440. — Fiori E. Asp. mag-giore, Milano, 1926, v. 14, .p. 78—84.-GremoG. Folia med., 1953, v. 36, p. 287—304. — Pendergr<ass E. P. and Greening R. R. Arch. Ind. Hyg. a. occup. med., 1953. v. 7, .p. 44—48.
Поступила 5/111 1956 r.
ON THE QUESTION OF BARITOSIS
G. 1. Rumyantsev, candidate of medical sciences
A thorough investigation of the health oi laborers who have been exposed to the action of the dust of barite or pure barium sulfate has shown that an occupational disease of the lungs of the type of pneumoconiosis (baritosis) may develop. The action of barite and pure barium sulfate has been studied experimentally on animals with the aid of roentgenologic examinations; it has been possible to trace the gradual changes in the lungs tissues till the appearance of small nodular shadows. Histological examinations of the lung tissue have shown the presence of nodules with signs of developing sclerosis (at late stages of poisoning) and marked lesions in the bronchi, blood vessels and the lymphatic system.
V V V
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОГО ФАКТОРА В ШКОЛЕ
Научный сотрудник Е. А. Гельтищева
Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР
Задачей настоящей работы являлась гигиеническая оценка шумового фактора в школе с целью обоснования допустимого уровня шума, который необходим при расчете и выборе ограждающих конструкций для учебных помещений. Сложность решаемого вопроса потребовала проведения исследований в разных направлениях: определить уровни интенсивности и спектральную характеристику шума на отдельных уроках в различных классах; определить звукоизоляцию межклассных перегородок и перекрытий в школах; исследовать изменения слуховой чувствительности учащихся в течение учебного дня и изучить влияние шума малой интенсивности (40, 50 и 60 дб) на учащихся.
Для исследования были выбраны школы, расположенные вдали от магистральных улиц. Вокруг исследованных объектов шумовой фон был равен 46—56 дб. Как известно, звукоизолирующая способность наружных стен классов определяется в основном звукоизолирующей способностью окон, которая, как правило, не превышает 25 дб (А. К. Трофимов и В. Н. Никольский). Поэтому при прохождении уличного шума через окна классов уровень его будет ниже собственного шума класса, заполненного учениками, и будет маскироваться Последним.
В случаях повышения уровня шума за счет машин, проезжающих в непосредственной близости от школы, данные -измерений не принимались во внимание.
Исследование шумового режима в классах и других помещениях проводилось в 9 средних школах, выстроенных по типовым проектам. Влияние уличного шума на шумовой режим школы мы не изучали, так как это не входило в нашу задачу. Все исследования проводились в школах, которые незначительно подвергались уличному шуму. Измерение уровня звукового давления шума производилось шумомером Ш-2, специально отградуированным во Всесоюзном научно-исследовательском институте метеорологии имени Д. И. Менделеева.
Замеры шума проводились в классах на различных уроках в течение всего учебного дня. В среднем за урок делали 150—300 замеров уровней шума. Шумомер располагался на крышке стола последней парты, а пьезомикрофон — приблизительно на уровне уха учащихся. Расположение шумомера не отражалось на замерах шума, так как экспериментально нами было установлено, что падение уровня шума по длине класса происходит на очень небольшую величину (0,5—1 дб), что практически находится в пределах ошибки измерений и не имеет существенного значения.
Измерение уровня шума всегда сопровождалось наблюдением за поведением уча щихся и за построением урока.
Таблица 1
Уровень шума в помещениях школы
Помещение
Класс .....
Слесарная мастерская
Столярная » . , Физкультурный зал . Рекреационное помещение (во время перемен)
Уровень шума (в дб)
минимальный
максимальный
преобладающий
40—42 60 60 56
75
88—90
109
110 98—104
95—100
50—80 74—90
74—87
75—90
79—98
Таблица 2
Уровень шума в школьных мастерских при разных видах работы
Как показали исследования и наблюдения, характер и уровень шума в классах и в лабораториях во многом зависит от построения урока, поведения учащихся и громкости голоса как преподавателя, так и учащихся. Уровень шума в помещениях школы показан в табл. 1.
Остановимся несколько подробнее на шумовом режиме школьных мастерских (табл. 2), которые в настоящее время в связи с переходом школ на политехническое обучение являются основным учебным помещением. Школьные мастерские из-за отсутствия специально отведенного для них помещения обычно располагаются в одной из классных комнат.
Проводившиеся совместно с акустической лабораторией Научно-исследовательского института строительной техники Академии строительства и архитектуры СССР в 8 средних школах исследования звукоизоляции показали, что звукоизоляция межклассных перегородок от воздушного шума находится в пределах от 37 до 50 дб, а перекрытий—от 50 до 54 дб. Как показали исследования, звукоизоляция межклассных перегородок в 37 дб не отвечает гигиеническим требованиям. То же можно отнести и к звукоизоляции перекрытий от ударного шума.
Таким образом, следует отметить, что, пребывая в школьной обстановке, дети все время подвергаются воздействию шума. Характер его может быть самым разнообразным, а уровень его колеблется от 40 до 110 дб. Особенно высокие уровни шума отмечаются в залах физического воспитания и в мастерских, что следует учитывать при проектировании новых школ и расчете звукоизолирующей способности ограждающих конструкций. Даже в том случае, когда звукоизолирующая способность ограждений будет равна в среднем 50 дб, звукоизоляция может быть недостаточна при расположении классных помещений рядом с мастерскими и залами физического воспитания. Поэтому лучше всего мастерские и залы физического воспитания располагать вдали от классных помещений.
Мастерская Вид работы Уровень шума (в дб)
Слесарная Опиловка металлических
деталей .... 78—90
Работа на сверлильном
станке ..... 82—97
Работа на токарном стан-
ке . . . 84—92
Заточка стальной детали 96—104
Разметка металлической
детали . . 90—96
Рубка металла не метал-
лическом основании . 102—109
Столярная Строгание досок рубан-
ком ...... 70—78
Распиловка ручной пилой 74—84
Распиловка фанеры дис-
ковой пилой . 100—110
Распиловка доски дис-
ковой пилой 96—105
Забивание гвоздей . 85-92
Стук деревянными мо- 82—94
лотками по долотам .
Наряду с измерениями уровня шума изучалась его спектральная характеристика, знание которой, как и уровня шума, необходимо для правильного расчета звукоизоляции. Опыт работы показывает, что низкочастотные шумы изолируются труднее высокочастотных.
Данные анализа шума дают основание считать, что в шуме, возникающем во время урока в классе, преобладают частоты от 500 до 2000 гц, в то время как в мастерских — от 300 до 5000 гц.
Из данных литературы известно (Б. Е. Шейвехман, Г. Л. Навяж-ский, С. А. Винник, А. В. Быховский, И. И. Славин и др.), что более значительные физиологические сдвиги в организме происходят под воздействием высокочастотного шума. Как показывает анализ, в школьном шуме преобладают средние и высркие частоты.
Учитывая важную роль слухового анализатора в процессе школьных занятий, было проведено исследование функционального состояния последнего. Работами ряда авторов (Л. С. Богаченко, Г. П. Сальникова и др.) отмечались к концу учебных занятий в школе признаки утомления, выражающиеся в увеличении оптической хронаксии, уменьшении дыхательной экскурсии, снижении работоспособности и кожной чувствительности учащихся.
Для изучения суммарного влияния школьных занятий, в том числе и шумового фактора, на функциональное состояние центральной нерв пой системы учащихся проводилось исследование порога слуховой чувствительности с помощью специально отградуированного тракта, состоящего из звукового генератора ЗГ— 10, лампового вольтметра ЛВ9—2, удлинителя и динамического телефона ТД—6.
Измерение порога слуховой чувствительности проводилось у 26 учащихся V класса, практически здоровых детей, имеющих, по данным отоларингологического осмотра, нормальный слух. Вычисление порога проводилось относительно общепринятого нуля, равного 2.10~4 бара, с учетом градуировки телефонов по давлению у входа в слуховой канал («естественное» ухо) и по прибору «искусственное» ухо. Порог слуховой чувствительности исследовался 2 раза в день: в начале первого урока и в начале пятого урока по четырем частотам — 200, 1000, 4000 и 7000 гц. У каждого из наблюдаемых учащихся порог слуховой чувствительности определялся в течение 4—10 дней.
Анализируя полученные аудиограммы, прежде всего следует отме тить индивидуальные различия в ходе кривой порога слуховой чувстви тельности. При исследовании остроты слуха в начале первого урока мы не обнаружили никакой тенденции к снижению чувствительности слуха ото дня ко дню (от понедельника к субботе), которые могли бы гово рить о серьезных функциональных изменениях, происходящих в слуховом анализаторе.
Порог слуховой чувствительности на следующий день приближался к исходным цифрам предыдущего дня. Но в то же время у всех учащих ся к концу учебного дня наблюдалось четко выраженное повышение порога слуховой чувствительности по всем четырем частотам, т. е. снижение чувствительности и лишь в отдельных случаях повышение порога наблюдалось только на двух-трех частотах. Полученные данные говорят о снижении возбудимости слухового анализатора, т. е. об угнетении коры головного мозга, о развитии торможения.
Проследить период восстановления порога, не ломая режима школы, не удалось, а учитывать этот период через 1—2 часа было нецеле сообразным, так как учащиеся могли находиться в различных шумовых и бытовых условиях, которые трудно было бы учесть.
Все данные, полученные по исследованию порога слуховой чувствительности, представлены на рис. 1, где по оси абсцисс отложен порог в децибелах, а по оси ординат — количество исследований в процентах. •Сплошной линией обозначен порог слуховой чувствительности, встреча-
ющейся до уроков, пунктирной — в начале 5-го урока. Как видно из рис. 1, отчетливо выражено увеличение процента случаев повышения порога к началу 5-го урока (пунктирные кривые сдвинуты для всех частот вправо, т. е. в сторону повышения порога).
Полученные результаты можно рассматривать как показатель общего утомления под влиянием воздействия комплекса факторов. С целью исключения влияния суммы факторов, в том числе и шума, имеющих
г 40
% Порог слуховой чувствительности [В 96)■ Порог слуховой чувствительности (В Ш) 45 г
Гарог слуховой чувствительности (в дд) Парог слуховой чувствительности (в дб)
- Порог слуховой чувствительности в начале 7-го урока
----— Порог слуховой чувствительности в начале 5-го урока
Рис I. Изменение порога слуховой чувствительности учащихся в течение учебного дня
в школе.
место при обучении в условиях школы, мы исследовали порог слуховой чувствительности в те же самые часы (т. е. 8.30 и 12.30), но в каникулярное время. При этом обнаружена совершенно иная картина: порог слуховой чувствительности не только не повышался, а, наоборот, даже понижался или повторял кривую порога, полученную в утренние часы. Последнее может свидетельствовать о том, что функциональное состояние слухового анализатора в каникулярное время не меняется, а в отдельных случаях даже улучшается. Этот факт, по-видимому, можно объяснить отсутствием во время каникул воздействия постоянного шумового фактора, а также ряда других факторов внешней среды, безусловно оказывающих влияние на организм и вызывающих его утомление в условиях школы.
Не имея , возможности в условиях школы выделить влияние одного шумового фактора, вполне возможно предположить, что в изменении
слухового анализатора ведущим является именно этот фактор как адекватный раздражитель. В этом убеждают данные, полученные в лабораторных условиях и позволившие дозировать уровень шума.
Исследования влияния шума малых уровней звукового давления (40, 50 и 60 дб) проводились в лаборатории биофизики слуха Института биофизики Академии наук СССР.
Для учета влияния шума применялось исследование порога слуховой чувствительности, изучение работоспособности и измерение артериального давления. Исследования проводились та тех же 7 учащихся V класса. При этом 3 из 7 подвергались воздействию только шума 40 дб, один — шума 60 дб, а три остальных —• воздействию шума 40, 50 и 60 дб. Всего проведено 27 экспериментальных дней. Для измерения порога слуховой чувствительности применялась установка, аналогичная той, на которой проводили исследования в школе. Только вместо звукового генератора ЗГ-10 применялся звуковой -генератор типа ЗГ-2 с аттенюатором на 160 дб. Телефоны были отградуированы по прибору «искусственное» ухо, а также на наблюдаемых по звуковому давлению у от-верствия наружного слухового прохода. Исследование порогов слышимости проводилось по тем же частотам, что и в школе.
Изучение работоспособности проводилось путем решения дозированных арифметических заданий (примеров), которые состояли из умножения трехзначных чисел на трехзначные. При этом учитывалось время решения примеров в секундах.
Подача шума в камеру осуществлялась при помощи тракта, состоящего из генератора «белого шума», фильтров, усилителя и излучателя.
Поскольку в задачу данной работы входило создание шумов малой интенсивности, то в качестве излучателей применялись электродинамические телефоны, которые создавали достаточно равномерное звуковое поле. Спектры подаваемых в камеру шумов по характеру и уровню напоминали школьный шум на уроке в классе с той лишь разни ней, что максимум спектральных уровней был несколько смещен в сторону высоких частот. Наибольшая часть энергии спектров сосредоточена в области от 800 до 3500 гц Шум подавался в камеру в течение 45 минут.
При воздействии уровня шума в 40 дб изменения порога слуховой чувствительности были очень незначительны. Только в нескольких случаях наблюдалось понижение чувствительности на 1—2 дб, в большинстве же случаев порог или не менялся, или слуховая чувствительность на отдельных частотах слегка повышалась. Более значительные изменения были получены при действии уровня шума в 50 дб. Здесь уже на трех частотах (200, 1000 и 4000 гц) отмечается повышение порога, причем на частоте 200 гц порог слуховой чувствительности увеличивается в отдельных случаях до 17 дб, на частоте 1000 гц — до 9 дб, на частоте 4000 гц — до 10 дб. После действия шума в 60 дб изменения порога слуховой чувствительности выражены еще более значительно, снижение чувствительности отмечается на всех четырех частотах (200, 1000, 4000 и 7000 гц). Особенно резкое повышение порога слуховой чувствительности отмечается на частоте 200 и 1000 гц.
Характерные изменения порога слуховой чувствительности представлены на рис 2, где показаны индивидуальные изменения порога у 2 учащихся.
Таблица 3
Изменение порога слуховой чувствительности по частотам под влиянием шума разной интенсивности (средние данные с градуировкой телефона по «естественному»
и «искусственному» уху)
«сГ Величина порога слуховой чувствительности (в дб)
т градуировка по «естественному» уху градуировка по «искусственному» уху
я 2 200 ГЦ 1 000 гц 4 000 гц 7 000 гц 200 гц I ООО ГЦ 4 000 гц 7 000>ц
3 £ а ДО после ДО после ДО после ДО после до после ДО после ДО после ДО после
воздействия шума
40 30 30 12 11 10 8 32 31 50 50 18 17 17 16 38 38
50 34 42 13 15 7 И 35 34 54 62 19 21 15 19 40 39
60 35 47 13 23 11 13 25 39 53 67 19 28 19 21 30 44
В табл. 3 представлены средние данные по исследованию порога слуховой чувствительности (в дб) с градуировкой телефона по «естественному» и «искусственному» уху.
Изучение работоспособности показало, что время, затраченное на решение примера, после воздействия уровня шума в 40 дб или не изменялось, или несколько уменьшалось по сравнению с временем, затра-
Я-в. 9/V 1956г.
10 го
30 40 50 60
70
1
//
/ /I у\ V %
У " / N
0
10
«J 20
30
ча
40
Ч 50
60
5Г
7Р
10
20
30
40
50
60
70
700 1000 4000 Частота (6 гц) >5/У 1956г.
7000
40М -10
О
10
20
30
40
50
60
5055
У
/J \ ^ч V. \
' /у t 4S
//
.• / /
гоо woo 4000
Частота ( в гц) 24/v 1956г.
/ / Sfi '"^v N
/,'/! //i •V,
•' / / / i
'■ / /
f
200
1000 4000 Частота (в гц)
7000 бОдд
О W 20 30 40 50 60 70
В-6. 26/IV 1956г.
4V
\
»Ja»«, ^ri k
\
200 1000 4000 часто/па í в гц) 15/V 1955г.
7000
/ / /> У
,//
7 / / Y s
/ /
t
200 'ООО 4000 частота ( в гц) 24/V 1956г.
// W \
// /
//
/ f
200
Частота (5 гц) . з -------л
7000
Рис. 2. Индивидуальные изменения порога слуховой чувствительности под влиянием различных уровней шума (40, 50 и 60 дб).
ценным на решение примера до воздействия шума. Последнее, как и данные по порогу слуховой чувствительности, можно объяснить тем, что действие уровня шума в 40 дб является слабым раздражителем, который в порядке усвоения ритма повышает лабильность слухового анализатора и соответственно его возбудимость. Процесс возбуждения нногда иррадиирует на другие центры в коре головного мозга. Это и приводит в отдельных случаях к понижению порога и повышению работоспособности.
Совсем иная картина наблюдалась при действии уровня шума в 50 дб. Здесь, как правило, время, идущее на решение примеров, увеличи-
валось в отдельных случаях на 17 секунд- (28%) а после действия уровня шума в 60 дб время, затрачиваемое на решение примеров, иногда увеличивалось на 30 секунд (105%).
В табл. 4 приведены средние данные исследования работоспособности в зависимости от уровня звукового давления шума.
Как видно из табл. 4, время, затраченное на решение примера, увеличивается с возрастанием уровня шума. В среднем время, идущее на решение примера после воздействия уровня шума в 50 дб, возрастало на 17,2%, а после действия уровня шума в 60 дб на 36,5%. Эти данные свидетельствуют о понижении работоспособности учащихся под влиянием шума в 50 и 60 дб.
Исследование артериального давления не показало каких-либо существенных отклонений.
Таким образом, можно сказать, что уровень шума в 50 и 60 дб на протяжении 45-минутного воздействия вызывает явно выраженные процессы торможения в коре головного мозга, последнее приводит к повышению порога слуховой чувствительности и ухудшению работоспособности.
Выводы
1. Уровень шума в школе колеблется на протяжении учебного дня от 40 до 110 дб, особенно большие интенсивности шума встречаются на уроках в залах физического воспитания и мастерских, главным образом в слесарной. При проектировании новых школьных зданий следует располагать мастерские и залы физического воспитания вдали от классных помещений.
2. Спектр шума во время уроков в классе включает частоты от 200 до 6000 гц. Преобладающими частотами являются 500—2000 гц, в то время как в мастерских этот диапазон расширяется от 300 до 5000 гц.
3. Средняя звукоизолирующая способность перекрытий от воздушного шума находится в пределах 51—54 дб, а перегородок — от 37 до 50 дб. Звукоизоляцию межклассных перегородок в 37 дб следует считать недостаточной.
4. На протяжении учебного дня у учащихся происходит повышение порога слуховой чувствительности, что может служить одним из признаков наступающего утомления.
5. Как показали специальные исследования, уровень шума в 40 дб в течение 45-минутного воздействия не вызывает ухудшения функционального состояния центральной нервной системы, в то время как при уровне шума в 50 и 60 дб происходят заметные отрицательные сдвиги.
6. На основании проведенной работы допустимым уровнем шума для классных помещений, из которого нужно исходить при расчете и выборе ограждающих конструкций, следует считать общий уровень шума в 40 дб.
7. Полученные данные были использованы при составлении проекта инструкции по звукоизоляции жилых и общественных зданий при разработке нормативных частотных характеристик звукоизолирующей способности межклассных ограждений.
Таблица 4
Изменение работоспособности в зависимости от интенсивности шума
Время, затраченное на реше ние примера (в секундах)
шума (в дб)
до воздей- после воздей-
ствия шума ствия шума
40 47,8 < 45.4
50 34,4 40,4
60 34,5 47,1
' За 100% принято время, идущее на решение примера до воздействия шума.
ЛИТЕРАТУРА
Б о г а ч е и к о Л. С. В кн.: Материалы первой научной конференции по вопросам возрастной морфологии и физиологии (тез.). М., 1952, стр. 21—22. — В и н н и к С. А Акустическое поражение органа слуха. Горький, 1940.—Н а в я ж с к и й Г. Л. Учение о шуме Л., 1948. — С л а в и н И. И. Производственный шум и борьба с ним. М., 1955. — Тимофеев А. К, Никольский В. Н. В кн.: Звукоизоляция в жилых и обществен ных зданиях. М., 1957, стр. 57—65.
Поступила 27/11 1957 г.
HYGIENIC EVALUATION OF THE NOISE FACTOR IN SCHOOL
E. A. Geltisheva, scientific collaborator
During the entire day at school the pupils are subjected to the action of noises, whose levels range from 40 to 110 db; the auditory spectrum consists mainly of noises of medium and high frequency. Towards the end of the school day the auditory threshold of healthy children with normal hearing is considerbaly increased.
On studying the infleunce of small level noises (40, 50 and 60 db), whose spectrum is similar to that of the school noises, it has been discovered that a noise of 40 db does not produce any undesirable changes in the child's organism. Considerable changes are produced by noises of 50 db and expecially by those of 60 db.
К ВОПРОСУ О РЕЗИСТЕНТНОСТИ КОМНАТНЫХ МУХ
к ддт и гхцг
Проф. В. И. Вашков, М. Л. Феддер, А. М. Клечетова, Т. В. Ерофеева„
Г. Д. Худадов
Из Центрального научно-исследовательского дезинфекционного института Министерства здравоохранения СССР
По литературным данным отечественных и особенно зарубежных авторов, явление резистентности к хлорсодержащим инсектицидам широко распространено среди различных видов насекомых. Первые сведения о появлении устойчивости у комнатных мух к инсектицидам, в особенности к хлорированным углеводородам, поступили в 1947 г. из Италии и Швеции. В последующие годы это явление отмечено во многих странах Европы, Среднего Востока и Соединенных Штатов Америки, а также в Советском Союзе.
Рассматривая механизм специфической устойчивости насекомых к. хлорированным углеводородам, необходимо отметить, что по этому вопросу существует несколько точек зрения. На двух из них мы кратко остановимся.
Одни авторы считают, что устойчивость насекомых к этим инсектицидам обусловлена степенью проницаемости кожных покровов, причем основным барьером является жировая ткань, в которой ДДТ задерживается и подвергается внутриклеточному распаду. По мнению других авторов, устойчивость насекомых к ДДТ и ГХЦГ зависит от изменения обмена веществ, в частности от интенсивности клеточного дыхания.
Имеются предположения, что к инсектицидам из группы фосфор-органических соединений у насекомых не должна развиваться специфическая резистентность. Между тем в 1953 г. появилось сообщение о развитии у тлей устойчивости к малатиону и паратиону, которые относятся к фосфорорганическим соединениям. Это дает нам основание сделать вывод, что в лабораторных условиях можно получить у насекомых специфическую устойчивость и к подобным препаратам.