_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
9. Вахнин Н.А. Развертывание противоречий и интенсивность: Гегель, Маркс и современность // Конфликтология, 2015, №4. - С. 7-26.
10. Джонстон Э. Случайность, чистая случайность: контингентность в гегелевской логике //Логос, 2016, №2 (111). - С. 29-54.
11. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х тт. Т.1 - М. Мысль, 1971. - 501 с.
12. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. Т.1. - М.: Мысль, 1974.- 452 с.
13. Холопов Ю.Н. Гармония. - СПб, «Лань», 2003. - 544 с.
14. Belousov M. Zum Begriff der Entfremdung bei Husserl und Hegel//Horizon, Феноменологические исследования, Studies in Phenomenology. - СПб.: 2015, #4 (2). - C. 99-120.
© Белоусов А.И., 2017
УДК: 165.1
Кочкорова Д.А. - преподаватель кафедры философии и политологии, Ошского государственного университета, Кыргызская Республика
О РОЛИ ТРАДИЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ
Аннотация
В статье рассматривается значимость социокультурных факторов в развитии науки. Традиция является социальной формой, где проверяется, сохраняется и передается социально значимый опыт народа.
Ключевые слова
Наука, традиция, преемственность, социальное познание, явные и неявные знания, новое знание.
Сегодня у многих народов происходит процесс отказа от культурной памяти общества (осознанно или неосознанно, полностью или частично), которая формировалась на протяжении всей его истории, и принятия чужих, новых ценностей Запада. Насколько они соответствуют менталитету, ценностям народа, в чем их истинный смысл и содержание? Задаваясь такими вопросами рефлексии, опираясь на гносеологический принцип о практике как движущей силы и источника познания, можно определить основной ориентир в познании. То есть, под руководством данного принципа, наука может стать помощником в дальнейшем развитии общества, в котором сохраняется его идентичность.
Вышесказанные мысли требуют обращение внимания к проблеме влияния социо-культурного фактора на науку. Так как, социо-культурные процессы на метатеоретическом уровне непосредственно влияют на познавательные возможности человека: определяют и характеризуют его самосознание, уровень познания окружающей его среды. Социо-культурный фактор формирует и ученого, научного сообщества, тем самым превращается в созидательную силу при принятии новых положений в науке. А эти положения обратно могут направлять жизнь общества на то или другое русло.
Начиная с Нового времени в Европе стало чрезмерно оцениваться роль рационального знания. Ф. Бэкон говорит: "подлинная наука рождается в борьбе с предрассудками, накопленными в традиционный период" [2,575]. В таком понимании сути знания на переднем плане стоит прогресс материальной культуры, а проблемы нравственности и ценностей остаются на заднем или вообще вычеркиваются. Может быть, в какой-то степени для естествознания это вполне нормальное явление. Но в изучении общественной жизни оно не верно, так как общество не разрывно связано с нравственностью и ценностями. Именно поэтому в последнее время в философской сфере возрастает противонаучный настрой. Высказываются мнения о том, что наука и техника представляют собой деструктивные силы, которые разрушают духовные ценности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
Применение методов естественных наук относительно к социальной сфере понимается как рационализацией науки. Но из-за сложностей механизмов развития социальной сферы затрудняется её рациональное осознание. Поэтому в социально-историческом познании велика роль жизненного опыта. Нельзя разработать социальные теории, вне жизни общества, где-то в лабораториях, сидя на рабочем месте ученого. Прежде чем анализировать жизнь общества, ученый должен приобрести обыденные знания -неявные знания об обществе, только затем можно приступить к созданию социальных теорий. В традициях народа находится сердцевина нравственности и духовных ценностей в виде явных и неявных знаний. Человек познает мир не только рационально, но и через неявные знания. Концепцию разделения знания на явные и неявные ввел М.Полани 50-гг. XX века [6]. Неявное знание - это такой вид знания, которое логически не оформляется и вербально не выражается. Неявное знание служит формой существования скрытых, нерационализированных представлений об окружающем мире и составляет особый этап в развитии сознания. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и передается путем личных контактов, как правило, в процессе обучения. В этом случае оно выступает как практическое знание, существующее в виде навыков, умений. Раскрывать его сущность проблематично, так как неявное знание является результатом многих факторов, и, видимо, до конца не осознается. Неявное знание применяется не только в обыденном познании, но и в научно-исследовательской деятельности субъекта познания. Если научные теории излагаются явно, то убеждения, позиции, создающие предпосылку научного исследования субъекта логически не артикулируются. Процесс научного исследования представляет собой особое искусство непосредственного взаимодействия субъекта в той или иной научной школе, коллективе. Они объединяются по мере общего стиля мышления, традиции (парадигмы) исследования, единой исследовательской убежденности. Вхождение субъекта в тот или иной стиль мышления, научную традицию, исследовательской убежденности зависит от сформированного ценностного отношения субъекта. В результате в научном познании через неявные знания реализуются преемственные связи на метатеоретическом уровне.
В неявной сфере ценностные компоненты не выражаются точно и явно. Неявная сфера знания включает в себя знания, которые основаны на жизненные впечатления, культурные архетипы и значения. Благо, доброта, которые являются высшими ценностями всякого общества, тем не менее имеют своеобразный смысл у каждого отдельного народа. Черты этой особенности существуют в менталитете, традициях и в других формах социальной памяти народа. Руководствуясь понятием о том, что результаты и цель науки направлены на благо общества, можно отметить, что эта цель достижима только при гармоничном сочетании рационального с иррациональным в процессе познания. Основу иррационального познания составляют разные традиционные формы общества.
Традиция - это есть ценности культуры, которые сохраняются и воспроизводятся в общественной жизни независимо от отдельного субъекта. Влияние традиции на общественное сознание, в том числе на научное познание выражается неявно. В классической философии её влияние на общественное развитие, вместе с тем на науку характеризировался как негативное. 60-70-гг. прошлого столетия были предложены взгляды, в которых исключалось нововведния как существенный момент в развитии традиций: "Всякое новшество в механизме традиций оценивается как вредное отклонение и устраняется" [5,253]. Это представление о традиции опирается прежде всего на первоначальный этимологический смысл термина "традиция", означающего передачу, предание. Иначе говоря, с ним связывали преимущественно механизм трансляции, передачи образцов социальной деятельности. Нововведение же при таком подходе расссматривается как нечто противоречащее традиции. Но в последующих работах о традиции было показано, что это всего лишь один из типов традиций и называли его "классическим" [3]. А в дальнейших этапах исследования традиции нововведения охарактеризовались как один из моментов традиции [8]. Такое понимание традиции, предпологающее возможность возникновения нового в ее рамках, характерно для многих работ, выполненных в то время. Несмотря на некоторые различия в их понимании традиции, есть сближающий эти точки зрения момент: традиция - аккумулированный социальный опыт, общественное отношение, способ передачи культурного наследия. Среди них В.Г. Власова отмечает, что традиции следует рассматривать "не в качестве реальной нормы самой по себе, а в качестве специфического способа
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
функционирования норм и установок. Сущность этого способа состоит в освоении новых задач и условий деятельности" [4,32]. Тем самым она указывает на созидающую нового функцию традиции. Проводя системно-структурный анализ на традицию, А.Н. Антонов сделает следующий вывод: "Традиция порождающая система, ... поскольку эта система производит определенный продукт, то она является порождающей" [1,21]. Учитывая разработанность понятийного аппарата традиции, можно сделать следующий вывод: классическая философия воспринимает традицию как отрицательной по отношению к науке, как явление, препятствущее рациональному и объективному познанию. Современное социально-историческое условие опровергает такое понимание традиции: традиция как проявление исторической преемственности, является основной базой для познания социальной истины и применения его результатов в практике, она есть порождающая нового знания сила.
В рамках традиционного мышления научная сфера самым тесным образом переплетена со всей совокупностью форм общественного бытия и социально-культурных структур, опираясь на них и дополняясь ими. Представители функционального подхода изучения общественной жизни Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Мертон и др. представляют духовную жизнь как единую целостную картину, где все элементы выполняют определенные взаимосвязанные функции и образуют между собой сложные связи. Главное для функционализма - установление взаимосвязей. Это позволяет, во-первых, объяснить возникновение и функционирование социальных институтов, во-вторых, природу тех или иных культурных явлений. Главный акцент функционалисты делают на роли социальных институтов: на их возникновение и адаптацию к среде, на совершенствование их функций и, как следствие, усложнение всей социальной структуры. Главное здесь, показать, насколько в общественном устройстве важны обычаи, верования, обряды и другие подобные формы. Положительное в функционализме, по нашему мнению, то, что он отмечает роль каждого элемента общественной жизни в её функционировании. Соглашаясь с этим взглядом и основываясь на него (не учитывая его недостатки), определяем традицию как основное внутреннее условие, которое влияет на строение общественной структуры при изменении и развитии системы общества. Традиции формируются, просеюваются, укрепляются в длительном процессе формирования общества. Она просеивает и воздействующие на общество внешние условия, в то же время воспроизводятся в соответствии с ними. Существование традиции в общественой жизни, т.е., ее сохранение означает сохранения той культуры, которой определяется сохранение того общества, народа или нации. Если нововведения в обществе доминируются по отношению устойчивым структурам, то это означает разрушения этого общества и его культуры. В таком случае изменяются менталитет, традиции общества, деформируется историческая память народа, формируется совершенно другое новое общество. Внешние воздействующие условия могут стать для общества положительными или отрицательными, но определить их характер сразу, во время этих изменений, невозможно. Они осознаются только истечением определенного промежутка времени.
Таким образом, социально-историческим наукам возлагается большая задача для поступательного развития общества. Они должны предлагать воздействующие на социальную сферу социальные теории и идеи, опирающиеся на символы, традиции и на другие фундаментальные основы существования общества. Нужно опираться на традиционные формы регулирования и понимания, т.к. они благодаря длительному процессу формирования, являются выразителями гармоничных и устойчивых условий существования. А, успешное существование общества зависит от соответствия его устройства окружающей его среде.
Конечно, нельзя отрицать существования негативного в содержании традиции. Но основная причина преемственности всего положительного в традициях от поколения к поколению заключается в том, что в ней существует исторические образцы, то есть, классичность. Первоначальное знанчение понятия классичности в его нормативности. Она может предстать образцом в любых условиях. Социальная форма, которая проверена через жизненный опыт людей, осознана ее способность к жизни и есть классичноть, или она есть - традиция. Именно в таком значении традиция может стать претендентом истинности. В таком значении традиция выступает не просто как наследие, которое передается от поколения к поколению по "горизонтали", а как "преемственность, порождающая новое". Она является достоянием не только прошлого, а всей вечности, в этом ее онтологическая сущность. В современных условиях глобализации традиция не исчезнет, исчезнут ее старые, временные формы содержания. Такое вечное содержание традиции доказывает ее
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
истинность, ибо гносеологический принцип звучит так: критерием истины является практика.
Обращение современной науки традиционным знаниям, которым в исторических условиях заново обновляются, воплащаются в новую сущность и содержание, показывает, что наука возвращается в свою онтологическую основу, только при таком пути может стать положительной методологической основой для поступательного развития общества. Таковыми являются требования современной постнеклассической науки, предъвляемые научным теориям и исследованиям. Список использованной литературы:
1. Антонов, А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. - М.: Изд. МГУ, 1985. - 170 с.
2. Бэкон, Ф. Сочинения / в 2-х т. - М.: Мысль, 1978, т.2. - 582 с.
3. Власова, В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Современная этнография. -1983. - №3. С. 40-47.
4. Власова В.Г. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. - 1980. - №4. С.30-38.
5. Левада, Ю. Традиция // Философская энциклопедия: в 5-ти т. - М.: Советская энциклопедия, 1970. - Т.1. - С.253.
6. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии/ пер. с англ.; под ред. В.А. Лекторского и В.И. Аршинова. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.
7. Попович, М. Модерн и постмодерн: философия и политика // Дух и Литера. - № 9-10. - Киев, 2002. - 450 с.
8. Соколов, Э.В. Традиция и культурная преемственность // Современная этнография. - 1981. - №3. - С. 142-151.
©Кочкорова Д.А., 2017
УДК 17.03
Е.Э. Рахова
к. филос. н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург, Российская Федерация
ЧЕЛОВЕК РЕЛИГИОЗНЫЙ И ЧЕЛОВЕК СОЦИАЛЬНЫЙ: СРАВНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Аннотация
В статье сравниваются две трактовки человека - религиозная и социальная, показывается различие их духовно-нравственных ориентаций. Выявляется превосходство православного понимания человека, его идеалов и ценностей.
Ключевые слова
Человек религиозный, человек социальный, духовно-нравственные ориентации.
Исторически традиционное для нашего народа православное понимание человека как существа религиозного сегодня представлено как теоретически обоснованное в самобытной русской философии и практически свойственно верующим христианам. В то же время вследствие продолжительной идейной диктатуры марксизма в стране в современной философской литературе во многом сохраняется трактовка человека как существа социального, с этих позиций часто оценивается жизнедеятельность отдельных людей и всего общества. Констатируя существование этих двух теоретических и жизненных позиций, нельзя не обратить внимания на их существенные различия, что особенно проявляется в духовно-нравственной сфере.
Человек религиозный имеет теоцентрическое устроение. Согласно православному учению,