ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ТРАДИЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНАНТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Кочкорова Д.А. Email: [email protected]
Кочкорова Динара Ашырбаевна - преподаватель, кафедра философии и политологии, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в наше время в гносеологии возрастает значимость социокультурных факторов в развитии научного знания. В статье традиция рассматривается как значимый социокультурный детерминант развития науки в условиях глобализации. Отмечается особое место этой роли в построении новых знаний в области социо-гуманитарных наук, направленных на формирование национального сознания. Конкретные задачи в науке можно решить при помощи обращения к социокультурным детерминантам в виде традиционных познавательных представлений.
Ключевые слова: традиция, социокультурная детерминация, преемственность, новое знание.
TRADITION AS A SOCIOCULTURAL DETERMINANT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE Kochkorova D.A.
Kochkorova Dinara Ashyrbaevna - Teacher, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND POLITICAL SCIENCE, OSH STATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: in modern times, the importance of socio-cultural factors in the development of scientific knowledge is growing in epistemology. In the article the tradition is regarded as a significant sociocultural determinant of the development of science in the context of globalization. There is a special place for this role in building new knowledge in the field of socio-humanitarian science aimed at shaping the national consciousness. Specific tasks in science can be solved by referring to sociocultural determinants in the form of traditional cognitive ideas.
Keywords: tradition, sociocultural determination, continuity, new knowledge.
УДК: 165.1
В наше время идет тенденция гуманитаризации и аксиологизации научного знания против односторонне объективистского подхода, требующего отвлечения от социокультурных оснований. Стало очевидно, что процессы развития и роста научного знания не могут быть заключены только в рамках специального познания, поскольку оно входит в структуру общественной жизни, взаимодействуя философско-мировоззренческими, социокультурными, этическими и эстетическими установками. Раскрыть эти компоненты знания познавательной деятельности тем более сложно, что они чаще всего существуют в неявной, скрытой форме, в виде скрытых предпосылок и оснований. Их раскрытие дает возможность более точно определить содержание человеческого мышления, его возможности и сущность познавательных процессов.
В последнее время были проведены много исследований по проблеме социокультурной обусловленности познания и они показали, что познание, в частности научное познание детерминируется социокультурными факторами. Детерминированность науки социокультурными факторами обусловлена, прежде всего, системной
характеристикой общества. И она не должна пониматься как жесткая связь социальных вещей и явлений. Детерминация должна восприниматься как относительная необходимость, дополняемая случайностью.
Общественная жизнь представлена деятельностью ее субъектов. Если общество есть система, взаимосвязь субъектов, то социокультурная обусловленность науки тоже понимается как связи и взаимодействия этих субъектов, которые имеют сложные характеристики, функциональные особенности. Она указывает на то, что главным проводником социокультурного воздействия на науку является субъект научного познания. Причем этот субъект не есть абстрактный индивид, а индивид, который сформировался в конкретном обществе определенного исторического периода, он является частью человеческой цивилизации, того или иного общества, нации, культуры, ему присущи определенные ценности и нормы, диктованные конкретной исторической эпохой, традициянными формами познания и др. Система правил, регулятивные нормы, познавательные, мировоззренческие и моральные ценности и со стороны социокультурной жизни общества, и самой науки влияют на характер и результаты научной деятельности субъекта. Таким образом, всякий субъект познания является «продуктом» социокультурного воздействия своего времени.
В современных условиях субъект научного познания испытывает на себе влияние целого комплекса внешних социокультурных факторов. По мере установления определённого научного фундамента как особой системы познавательной культуры роль внешних влияний может сокращаться, но в определённые исторические моменты серьёзных социокультурных изменений роль внешних влияний на науку снова возрастает. В настоящее время как раз наблюдаются такие преобразования, которые изменяют видение мира, и это видение задается обстоятельствами именно социокультурного характера. Поэтому остро стоит вопрос о том, как в социокультурные условия влияют на процесс познания. Следует по-новому взглянуть на роль этих социокультурных факторов.
Как и в каких формах социокультурные моменты входят в содержания знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности? Научное познание многообразно и сложно устроено, поэтому обращаем внимание к проблеме влияния традиций и национальных культурных особенностей на познание, в контексте современных социокультурных процессов. Традиции, как социокультурный детерминант науки, рассматриваются в двух аспектах: во-первых, в плане влияния социокультурных традиций на познание, в том числе и на научное познание, во-вторых, роль собственных научных традиций в процессе развития науки. Нас интересует первый аспект. Новой эпистемологии нужно осмыслить то, как в свете радикальных социокультурных преобразований соотносятся между собой традиционные формы познания с современными научными методами. Национальные мировоззрения, охватывающие в себе результаты духовного поиска народа, также являются важным источником познавательной традиции. Под их глубинным влиянием формируется и научное мировоззрение, объединяющее в себе традиционные познавательные представления. Это связано с тем, что познавательные традиции концентрируют ценностные предпосылки познания, укороненные в культуре общества. Как подчеркивал Ч. Айтматов, «бурное течение повседневного быта человечества всегда и необратимо направлено в будущее, а опыт прошлого - это его неиссякаемый источник, гигантская опора и величайшее наследие, непрерывно передаваемое в собственность последующих поколений. Без такой исторической преемственности не может продолжаться социальная и культурная жизнь общества» [1, с. 14].
Начиная с Нового времени в Европе стало чрезмерно оцениваться роль рационального знания. Ф. Бэкон говорит: «подлинная наука рождается в борьбе с предрассудками, накопленными в традиционный период» [2, с. 575]. Но стало очевидно, что в «предрассудках» традиционного мировоззрения накоплены все духовные ценности народа, поэтому избавление от них приводит общества к
непредсказуемым последствиям: вместо прежней формы может появиться совершенно новое общество, где нет тех ценностей, которыми определяется сущность данного народа. К. Пред ставит традицию наравне с другими источниками знания. Он отмечает, что никогда невозможно освободиться от традиций, освобождение означает переход к новой традиции [5, с. 441].
Традиции, будучи необходимым компонентом жизни общества, выступают одной из социальных норм общественных отношений. В них аккумулируются требования к поведению людей, тем самым они регулируют общественную жизнь. Эта главная функция традиции как раз и определяет ее сущность как концентрированное вместилище ценностей. Так справедливо отмечает роль традиции В.Г. Власова, рассматривая её «не в качестве реальной нормы самой по себе, а в качестве специфического способа функционирования норм и установок. Сущность этого способа состоит в освоении новых задач и условий деятельности» [3, с. 32]. Важными признаками традиции являются устойчивость и преемственность, благодаря им в общественной жизни закрепляются и воспроизводятся сложившееся формы, способы, виды деятельности отношений людей. В них сохраняются и передаются накопленные предшествующими поколениями эмпирические и теоретические знания, трудовые навыки, культурные отношения. Можно особо отметить определяющую роль преемственности, поскольку через нее выявляется принцип возникновения нового, связывается прошлое с настоящим и будущим. «Отсюда её основная черта - сохранение целостности, устойчивости постоянно обновляющей системы» [4, с. 6].
Традиции в общественной жизни действуют многогранно. У всякого народа, социальной группы или региона, определенной социальной сферы жизни общества есть свои традиции. Как мы уже отмечали, есть традиции в науке, в культуре, есть управленческая традиция и т.д. В чем же заключается ценность традиции? В зависимости от своего содержания традиции играют позитивную или негативную роль в жизни общества. Но основная причина преемственности всего положительного в традициях от поколения к поколению заключается в том, что в ней существует исторические образцы, то есть, классичность. Первоначальное знанчение понятия классичности в его нормативности. Она может предстать образцом в любых условиях. Социальная форма, которая проверена через жизненный опыт людей, осознана ее способность к жизни и есть классичноть, или она есть - традиция. Именно в таком значении традиция может стать претендентом истинности. В таком значении традиция выступает не просто как наследие, которое передается от поколения к поколению по «горизонтали», а как «преемственность, порождающая новое». Она является достоянием не только прошлого, а всей вечности, в этом ее онтологическая сущность. В современных условиях глобализации традиция не исчезнет, исчезнут ее старые, временные формы содержания. Такое вечное содержание традиции доказывает ее истинность, ибо гносеологический принцип звучит так: критерием истины является практика.
Всё позитивное, гуманистическое в традициях не утрачивают свою ценность на любом этапе исторического развития общества. В новых социальных условиях создаются новые гуманистические традиции, но прогрессивные традиции прошлых времен не противоречат, наоборот, служат основой для них. Примером того, как наследовалось все прогрессивное, все позитивное в духовной культуре, является философия современности, которая опирается на передовые мысли прошлого. В них содержатся в неявном виде, важные знания, методы решения самых разных проблем.
В современной кыргызской культуре как раз происходят процессы поворота к традиционному мышлению. Практическая жизнь показывает, насколько нам важны возврат к своим истокам, традиционным формам жизни в сферах воспитания и образования, идеологии, управлении и т.д. В современных условиях глобализации гуманистические национальные традиции наполняются новым содержанием, обогащаются идеями, отражающими современный уровень развития кыргызского
народа. Преемственность всего позитивного обнаруживается в философии, этнопедагогике, идеологии, литературе, искусстве в разных его проявлениях. Здесь можно отметить особой роли познавательной традиции в области социал-гуманитарном направлении. Именно эта область научного познания играет важную определяющую роль в формировании национального сознания молодого поколения, тем самым обеспечивая устойчивое развитие общества. Такие традиционные методы познания как пословицы, устное народное творчество, передовые философские мысли, эмпирический опыт народа могут служить методами в самых разных сферах познания, в том числе и научного на метатеоретическом уровне. Например, идеи великого наследия кыргызского эпоса «Манас», обладая высокими этическими и эстетическими достоинствами, послужили предпосылкой для появления новых знаний не только в области литературы, но и в философии, педагогики и в других областях научных исследований. На основе их принципов формируются принципы современного гуманитарно-научного знания, в виде преемственной связи - переноса знаний из одной области в другую. В таком процессе происходит соединение науки с общественной жизнью, обретается целостность знания в том смысле, что основной задачей науки выступает её функция как социальной силы. Особо важна роль этой функции в современных условиях глобализации, в которой намечается нарушение стабильности и устойчивости жизни общества.
Таким образом, конкретные задачи в науке, особенно в социал-гуманитарном направлении, могут решаться при помощи обращения к социокультурным детерминантам в виде традиционных познавательных представлений.
Список литературы /References
1. Айтматов Ч.А. Сияющая вершина древнекыргызского духа // Энциклопедический феномен эпоса «Манас». Бишкек, 1995. С. 8-22.
2. Бэкон Ф. Сочинения / в 2-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 582 с.
3. Власова В.Г. Традиция как социально-философская категория // Философские науки, 1980. № 4. С. 30-38.
4. Мукасов М.С. Традиции социально-философской мысли в духовной культуре кыргызского народа. Бишкек. Илим, 1999. 226 с.
5. Попович М. Модерн и постмодерн: философия и политика // Дух и Литера. № 9-10. Киев, 2002. 450 с.