88
Труды БГТУ, 2018, серия 6, № 2, с. 88-90
УДК 316.7:502.12
Н. В. Самерсова
Белорусский государственный университет культуры и искусств
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В статье раскрываются сущность, а также противоречивость проявлений экологической культуры, ее способность к изменениям под влиянием социокультурных факторов, что обусловливает необходимость теоретико-методологического осмысления данного феномена с учетом опыта его изучения в мировой и отечественной гуманитарной науке. Указывается на необходимость развития знаний о возможностях, конкретных путях, методах и формах совмещения теоретических постулатов экологической культуры, воспитания людей и решения практических вопросов, имеющих экологическую составляющую. В практическом измерении экологическая культура, в разных формах и контекстах ее проявления, включая индивидуальное поведение человека, должна функционировать в виде конкретных регулятивных требований и нормативов решения ситуационных задач, определения стратегических целей и направлений деятельности по формированию экологосообразного образа жизни личности и общества.
Ключевые слова: экологическая культура, социокультурная среда, социоприродное взаимодействие, экологическое сознание.
N. V. Samersova
Belarusian State University of Culture and Arts
SOCIOCULTURAL FOUNDATION FOR DEVELOPING INDIVIDUAL'S ECOLOGICAL CULTURE
The article elaborates on the essence of ecological culture and proves that controversies of its implementation as well as its variability are based on the ever-changing social and cultural factors which altogether requires substantial theoretical and methodological reconsideration of this phenomenon incorporating both national and international experience in the field. The author highlights the vital importance of uniting theoretical knowledge with exact tools and methodologies aimed at developing personal behavioral patterns and resolving practical issues that have ecological component. Practical dimension of ecological culture, whether demonstrated through a large social context or individual behavior, needs to be represented by a set of concrete regulations and guides for resolving situational tasks, by setting up strategic objectives and practical initiatives meant to foster environmentally conscious mindset and lifestyle in the society.
Key words: ecological culture, sociocultural environment, socio-natural relations, environmental consciousness.
Введение. Противоречия между обществом и природой в рамках формирования экологической культуры нужно рассматривать не только с позиций роли данной культуры как средства предотвращения возникновения условий и проявлений опасного обострения данных противоречий. Важнейшая функция экологической культуры должна также состоять в сохранении и конструктивной регуляции противоположных, не связанных между собой, тенденций устойчивого взаимозависимого развития и гармонизации связей общества и природы. Теоретический пласт экологической культуры должен включать обоснование и систематизацию (в виде общих принципов) адекватных нормативных установок, предназначенных для выбора практических методов регулирования противоречивых отношений общества и природы в рамках решения общей задачи их сохранения.
Основная часть. Последовательное описание социокультурных механизмов динамики общества, его исторических изменений дает научная теория, разработанная белорусскими исследователями П. А. Водопьяновым, П. М. Бураком, А. Я. Гуревичем, А. И. Зеленковым, С. Э. Крапивенским и др. Учеными представлен комплексный анализ современной экологической ситуации в контексте основных закономерностей функционирования и динамики биосферы. Исследованы оптимальные направления, средства и методы формирования современного экологического сознания, а также проблемы взаимодействия общества и природы в условиях различных социальных систем. По мнению ученых, комплексный анализ структуры и развития биосферы в условиях интенсификации антропогенных воздействий на процессы ее динамики, выявление экологического потенциала культур-
Н. В. Самерсова
89
ных традиций, характерных для различных эпох и социальных систем, позволяют делать обоснованный вывод о том, что гармонизация отношений между обществом и природой может быть успешно решена на основе принципов коэволюции человека и биосферы [1, 2].
В соответствии с коэволюционной стратегией развития человечества именно формирование экологической культуры является одним из условий решения социально-экологических проблем. Можно сказать, что в практическом измерении экологическая культура, в разных формах и контекстах ее проявления, включая индивидуальное поведение человека, должна функционировать в виде конкретных регулятивных требований и нормативов решения ситуационных задач, определения стратегических целей и направлений деятельности по формированию экологосообразного образа жизни личности и общества. Отсюда следует необходимость развития знаний о возможностях, конкретных путях, методах и формах совмещения теоретических постулатов экологической культуры, воспитания людей и решения практических вопросов, имеющих экологическую составляющую.
Взаимодействие природы и культуры сегодня вызывает растущий интерес представителей как естественных, технических наук, так и наук гуманитарных. Вместе с тем следует заметить, что изначально в историко-философской традиции культура выступает как антитеза природе («натуре»), как противостояние человека и его деятельности стихии природы. Культуру часто принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку она является продуктом сознательной деятельности субъекта, в отличие от стихийного процесса порождения и существования природных тел. При всем многообразии взглядов на культуру практически никем не оспаривается ее противоположность природе. Однако традиционный подход к рассмотрению экологической проблематики в отрыве от культурологических вопросов является одной из причин его недостаточной конструктивности.
Существуют различные методологические подходы к исследованию экологической культуры, однако нами выделен социокультурный подход, в контексте которого экологическая культура предстает как тип мироотношения и способ освоения социального и культурного опыта в соответствии с принципом коэволюции. Становление коэволюционной парадигмы предполагает создание стройной системы коммуникации общества и природы, обеспечивающей связь и преемственность поколений, творческую трансляцию опыта и ценностей прошлых культур.
В основу социокультурного подхода положена культурно-историческая концепция Л. С. Вы-
готского, а также научные положения П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. И. Божович, А. Лурия, Дж. Брунер и др. Они создают теоретические основания для рассмотрения экологической культуры как продукта культурно-исторического развития человечества в контексте единства гуманитарного и естественнонаучного знания.
В рамках обозначенного подхода социопри-родное взаимодействие истолковывается в органической связи с пониманием культуры как особого регулятивного механизма и средства адаптации человека к среде обитания. Культура рассматривается как универсальный механизм, обеспечивающий устойчивое, гармонизирующее взаимодействие общества и природы, особенно востребованное в условиях социальной и экологической нестабильности [3].
Социокультурный подход вбирает в себя различные пути исследования исторического становления человечества, что, в свою очередь, способствует осознанию того, что каждая историческая эпоха формирует целостные, но незавершенные и неокончательные системы ценностей, отношений, представлений, действий и в рамках самого общества, и в его отношениях с природой. Научно-практическая ценность социокультурного подхода обусловлена тем, что с его помощью раскрываются сущность и закономерности становления и развития отношений человека с окружающей средой, а также объясняются глубинные механизмы формирования конкретно-исторического и актуального, ситуационного отношения к ней.
Заключение. Обобщая историко-философскую, культурологическую рефлексию выдающихся философов, гуманистов, а также ученых-естествоиспытателей, анализируя предпосылки возникновения экологической культуры в со-циогенезе, еще раз отметим, что именно социокультурный детерминизм как методологическая установка в теории и совокупность нормативных регулятивов в практической деятельности является той базисной позицией, которая обусловливает формирование содержания и действенности экологической культуры личности. Мы представляем социокультурную детерминанту образа жизни человека как фактор, являющийся альтернативой детерминанте технологической (технократической), существовавшей до последнего времени и утверждавшей, что изменение социального поведения индивида обусловлено исключительно технократическими изменениями. Анализируя современную экологическую ситуацию и намечая возможные пути ее оптимизации, мы сталкиваемся с неизбежностью интегративных тенденций в развитии естественнонаучных, обществоведческих и культурологических аспектов экологической культуры.
90
Социокультурные основания становления экологической культуры личности
Литература
1. Бурак П. М. Коэволюционная стратегия в становлении ноосферы. Минск: БГТУ, 2005. 228 с.
2. Зеленков А. И., Водопьянов П. А. Динамика биосферы и социокультрные традиции. Минск: Университетское, 1987. 239 с.
3. Кульков Ю. П. Мировоззренческая детерминация познания природы: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. Чебоксары, 2005. 306 с.
References
1. Burak P. M. Koevolyutsionnaya strategiya v stanovlenii noosfery [Co-evolutionary strategy of an-throposphere formation]. Minsk, BGTU Publ., 2005. 228 p.
2. Zelenkov A. I., Vodop'yanov P. A. Dinamika biosfery i sotsiokul'trnye traditsii [Dynamics of Biosphere and sociocultural traditions]. Minsk, Universitetskoye Publ., 1987. 239 p.
3. Kul'kov Yu. P. Mirovozzrencheskaya determinatsiya poznaniya prirody. Dis. dokt. filos. nauk [Midset determination of natural exploration. Doct. diss.]. Cheboksary, 2005. 306 p.
Информация об авторе
Самерсова Надежда Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики социально-культурной деятельности. Белорусский государственный университет культуры и искусств (220001, г. Минск, ул. Рабкоровская, 17, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Samersova Nadezhda Vladimirovna - PhD (Pedagogy), Associate Professor, Professor, the Department of Pedagogy and Sociocultural Activity. Belarusian State University of Culture and Arts (17, Rabko-rovskaya str., 220001, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 10.09.2018