Научная статья на тему 'Технология социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста'

Технология социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕХАНИЗМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПОНЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УРОВНИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / MECHANISMS OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / COMPONENTS OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / LEVELS OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / TECHNOLOGY OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пурскалова Ю. В.

В статье анализируется проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста в философской и психолого-педагогической литературе, конкретизируется понятие «социокультурное развитие» применительно к проблеме ознакомления с народами мира детей старшего дошкольного возраста. Определяются механизмы, компоненты, уровни и направления социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста. В статье описана авторская технология социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «ПОиСК», предлагаются такие условия решения задач социокультурного развития, как организация предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, повышение социокультурной грамотности педагогов, использование в работе с детьми учебного пособия «Путешествие Мистера Басса». Автор технологии доказывает ее эффективность через анализ результатов, полученных в ходе экспериментального исследования социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пурскалова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of sociocultural development of senior preschool children

The article analyzes the problem of sociocultural development of senior preschool children in philosophical, pedagogical and psychological literature and specifies the definition of „ Sociocultural development” regarding the problem of introducing senior preschool children with the people of the world. Mechanisms, components, levels and directions of sociocultural development of senior preschool children are determined. The article describes the author’s technology „Search” of sociocultural development of senior preschool children. The author offers such terms of solving problems of sociocultural development as the organization of the subject developing environment of preschool institutions, increase of sociocultural literacy of teachers, use of the manual „Travel of Mr. Bass” when working with children. The author proves the efficiency of this method through the analysis of the results received during a pilot study of sociocultural development of senior preschool children

Текст научной работы на тему «Технология социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста»

1УДК 373.2 ББК 74.100

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю. В. Пурскалова

Аннотация. В статье анализируется проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста в философской и психолого-педагогической литературе, конкретизируется понятие «социокультурное развитие» применительно к проблеме ознакомления с народами мира детей старшего дошкольного возраста. Определяются механизмы, компоненты, уровни и направления социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста. В статье описана авторская технология социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «ПОиСК», предлагаются такие условия решения задач социокультурного развития, как организация предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, повышение социокультурной грамотности педагогов, использование в работе с детьми учебного пособия «Путешествие Мистера Басса». Автор технологии доказывает ее эффективность через анализ результатов, полученных в ходе экспериментального исследования социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста, механизмы социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста, компоненты социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста, уровни социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста, технология социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.

TECHNOLOGY OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Yu. V. Purskalova

Abstract. The article analyzes the problem of sociocultural development of senior preschool children in philosophical, pedagogical and psychological literature and specifies the definition of „ Sociocultural development" regarding the problem of introducing senior preschool children with the people of the world. Mechanisms, components, levels and directions of sociocultural development of senior preschool children are determined. The article describes the author's technology „Search" of sociocultural development of senior preschool children. The author offers such terms of solving problems of sociocultural development as the organization of the subject developing environment of preschool institutions, increase of sociocultural literacy of teachers, use of the manual „Travel of Mr. Bass" when working with children. The author proves the efficiency of this method through the analysis of the results received during a pilot study of sociocultural development of senior preschool children

Keywords: senior preschool children, sociocultural development of senior preschool children, mechanisms of sociocultural development of senior preschool children, components of sociocultural development, levels of sociocultural development, technology of sociocultural development.

Функционирование современного общества предполагает развитие у молодого поколения таких качеств, которые бы обеспечивали им успешность в личностном и профессиональном становлении за счет умения ориентироваться в разнообразных социокультурных условиях. Расширение культурных границ, создание единого образовательного пространства, ин-

тегративные процессы ориентируют систему образования в подготовке подрастающего поколения с развитой межкультурной коммуникацией, то есть поколения молодых людей, владеющих иностранными языками как средством общения и познания культуры разных народов.

Истоки развития поликультурной личности лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок

НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ

начинает познавать многообразие мира, у него развиваются ценностные отношения к социокультурной действительности.

В последнее десятилетие проблема социокультурного развития детей изучается исследователями многопланово, определяются не только механизмы, технологии, способствующие усвоению социокультурных образцов и норм, традиций; но и содержание взросления в условиях специально организованной деятельности детей.

Ученые изучают различные аспекты социокультурного воспитания подрастающего поколения: определяется сущность социокультурного подхода, рассматривается характеристика и специфика социокультурного развития в разные возрастные периоды (Н. Я. Большунова, Н. Е. Зыбина, Л. И. Канин, С. В. Слукин, К. И. Чижо-ва, Л. Н. Шабатура, О. В. Федоскина). Значительное место в социокультурном развитии детей занимает изучение иностранного языка (Л. В. Га-делия, И. П. Клименко и др.); формирование у детей иноязычной культуры (М. В. Данилова).

В современных исследованиях научные поиски социокультурного основания дошкольного образования ориентированы на разработку региональной составляющей содержания, определения эффективных средств, принципов построения содержания (Т. В. Бабунова, М. И. Богомолова, Л. М. Захарова, М. В. Степанова, Э. К. Суслова).

Изучение психолого-педагогической литературы (Л. С. Выготский, Л. В. Коломийченко, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд, Л. Н. Шабатура и др.) позволяет выделить основные механизмы социокультурного развития. Среди них:

• подражание, сознательное или подсознательное воспроизведение субъектом модели поведения других людей;

• инкультурация (вхождение ребенка в культуру своего народа);

• процесс идентификации, проявляющийся в принятии социальной роли при вхождении в определенную группу и осознание групповой принадлежности [1].

Мы в своем исследовании изучаем возможности социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира (на примере культуры английского народа).

Анализ современной научной литературы позволяет выделить два направления в осуществлении целенаправленного процесса ознакомления с народами мира: первое связано с изучением иностранного языка (английского, немецкого); второе - ознакомление детей с культурными традициями разных народов. Исследования, отображающие сущность первого выделенного нами направления (Л. В. Гаделия, М. В. Данилова, Е. Н. Негневицкая, Е. Н. Нельзина, М. Н. Родина и др.) нацелены на поиск адекватных дошкольному возрасту форм, методов изучения детьми иностранного языка; определения педагогических условий данного процесса: использования игр, диалога, интегративного и коммуникативного подходов; определение психологических основ формирования у дошкольников речевых навыков (Е. Н. Негневицкая), выявление роли иностранного языка в становлении субъектного опыта ребенка (Н. Л. Ничипоренко). Исследования, раскрывающие второе направление, нацелены на развитие у детей представлений о многообразии народов, рас (Н. Г. Капустина, С. А. Козлова), воспитания толерантности и основ культуры мира у детей (В. Ашиков).

Мы рассматриваем социокультурное развитие ребенка в процессе познания культуры народов мира через культурологическое содержание, включающее формирование языковой, географической, гражданско-правовой и этнической культуры ребенка в процессе сравнительного познания составляющих культуры обществ на основе деятельностного подхода. Такой процесс организации социокультурного развития позволяет решать проблему воспитания положительного отношения к представителям иных культур, развивать познавательный интерес и активность ребенка, что характеризует уровень развития субъ-ектности ребенка и актуально в современных социокультурных условиях взросления.

Социокультурное развитие ребенка в процессе ознакомления с другими народами - это процесс усвоения ребенком культурных ценностей и образцов; это познание содержания культуры своего и других народов, стран; выстраивание своего поведения, общения в соответствии с принятыми в конкретном обществе образцами поведения; понимание и принятие многокультурного многообразия; ценностное отношение к культурному многообразию; твор-

ческое использование познаваемого в игровой, продуктивной деятельности и в ситуации реального общения [2].

Выделенные структурные компоненты культуры общества и личности легли в основу разработанной нами программы «Занимательное путешествие в Англию», которая реализовывалась с помощью технологии «ПОиСК», построенной на основных положениях проблемного обучения.

Проблемное обучение характеризуется созданием проблемных ситуаций и их разрешением. При таком характере обучения наблюдается достаточно высокая активность субъектов деятельности. Данный подход способствует сближению процесса обучения с процессом познания, исследования, развития творческого мышления. В основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, для которого необходим поиск новых знаний и новых способов их получения.

Предлагаемая технология «ПОиСК» - конкретное преломление основных подходов проблемного обучения в решении задач социокультурного развития дошкольников. Поиск -это совместное решение детей и взрослых определенной социокультурной ситуации с использованием различных видов деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной, двигательной и др.

В обобщенном виде общие задачи предложенной технологии перекликаются с этапами реализации проекта, что вполне обоснованно, поскольку проблемное обучение диктует определенную логику познания (табл. 1).

«Социокультурная ситуация» в технологии «поиск» - это совокупность определенных усло-

вий в познании, при которых ребенку необходимо решить (проявить свои знания, умения в продуктивной деятельности, общении, игре) конкретную задачу. Условия - это то, что создается воспитателем для расширения социокультурного опыта детей. К условиям мы отнесли: - игровую или реальную ситуацию, которые мотивируют процесс познания; проблему, для решения которой у детей не хватает знаний и умений; обогащение предметной среды группы.

Этап познания конкретизируется и раскрывается через задействование различных видов детской деятельности, которые являются и источником информации, средством расширения кругозора, поддержания интереса детей; развития и закрепления умений.

Второй этап технологии (познание) реализо-вывался с помощью «прогулок по Англии», когда процесс познания, приобретения нового для ребенка оформлялся в структурированный процесс приобретения информации под руководством взрослого. В зависимости от цели каждая «прогулка» представляет собой путешествие или «экскурсию» по Англии (географический, гражданско-правовой модуль), в увлекательный мир сказок (этнокультурный модуль). Наши «прогулки» сопровождались презентациями с использованием аудио- и видеоматериалов. Каждая еженедельная «прогулка» - это увлекательное «путешествие», знакомство с культурными особенностями, традициями, современной жизнью Англии, известными памятниками, особенностями жизни англичан.

Предложенные этапы социокультурной технологии «ПОиСК» в обобщенном виде соотносятся с выделенными критериями социокуль-

Таблица1

Этапы технологии «ПОиСК»

Этапы Цели и задачи Виды деятельности детей

1. Постановка проблемы Планирование. Осознание недостатка знаний и опыта, выдвижение предположений, формулирование задач Коммуникативная (спрашивают у родителей, друг у друга)

2. Познание Приобретение нового знания в форме «прогулок». Овладение новыми способами деятельности, формирование умений Игровая, восприятие художественной литературы, поисковая, исследовательская

3. Презентация, оформление результатов Творческая переработка познанного Художественно-творческая, конструирование, игровая

НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ.

Таблица 2

Соотнесение этапов технологии «ПОиСК» и компонентов социокультурного развития

Этапы технологии «ПОиСК» Компоненты социокультурного развития

Нормативно-познавательный Эмоционально-ценностный Практико-преобразующий

1. Постановка проблемы + +

2. Познание + + +

3. Оформление результатов + + +

турного развития, что позволяет детализировать процесс развития основных показателей выделенных критериев социокультурного развития и в полной мере использовать предложенный алгоритм (табл. 2).

Содержательную основу проводимой работы определял материал модулей: от общих представлений об Англии, ее традициях - к более внимательному, конкретному и сравнительному изучению традиций, особенностей культуры.

Одним из важных условий для достижения максимального эффекта при решении задач социокультурного развития детей были предприняты попытки обогатить предметно-развивающую среду в группах детского сада. В экспериментальных группах были созданы уголки, содержание и название которых менялось в зависимости от основной тематики на определенный период времени (период изучения одной темы). Например, «Гостиная Королевы Елизаветы», «Кто в стране главный?», «В гостях у сказок», «Лондон-Москва», «Коллекция увлечений». В уголках были размещены фотоматериалы, картинки, рисунки изучаемого материала. Постоянно присутствующей была символика Англии и России. В этом уголке мы поместили главного героя (сквозного персонажа) - Мистера Басса -веселого двухэтажного автобуса. В окошках-кармашках Мистера Басса помещались сюрпризы, задания и таким образом сохранялся элемент неожиданности и удивления. Одно из окошек называлось «Новый вид» и предназначалось для еще неизвестного материала, о котором дети должны узнать в следующей теме. Для детей было приятным сюрпризом найти новую картинку, интересный вопрос (что способствовало созданию проблемной ситуации), и они могли строить предположения о том, что же они будут изучать дальше и что нужно сделать. Еще одно окошко «принадлежало» самим детям. В нем хранились так называемые «улыбки-лайки» (каждому ребенку был выдан

смайлик, и он раскрасил его так, как захотел). Игра называлась «Подари свой лайк» - «Мне понравилось». После прохождения определенной темы детям на выбор демонстрировались пять изученных объектов. Ребенок клал свой смайлик на понравившийся объект и объяснял свой выбор. Дети были заинтересованы игрой, от родителей они тоже узнали, что подарить «лайк» («лайкнуть») -значит, что тебе что-то понравилось. Подражая взрослым, дети чувствовали определенную ответственность в выборе и старались более качественно объяснить свой выбор. Все это способствовало созданию благоприятной психологической атмосферы для изучения в доступной и игровой форме особенностей своей культуры и культуры Англии.

Кроме статичных предметов (фотографии и картинки) в уголке для детей, были разработаны дидактические игры социокультурного содержания, которые были доступны детям для самостоятельной игры. По мере прохождения материала дети могли самостоятельно играть в такие игры, как лото «Диалог культур», дидактические игры «Назови лишнее», «Найди проказы Миссис Клауд», «Сходство и/или Различие». Постоянное пополнение и обновление предметной среды способствовало организации процесса познания на основе общедидактических принципов: последовательности, доступности, систематичности, прочности. Развитию интереса и его поддержанию способствовало введение нового задания в известные игры.

Еще одним элементом уголка были сменные выставки. Некоторые работы дети выполняли дома с родителями, и естественным было рассмотреть и обсудить эти работы. Было проведено несколько выставок: выставка фотоальбомов «Лондон сегодня и много лет назад», выставка коллажей «Англия - далекая и близкая», выставка работ «Герб моей семьи».

Другим важным условием организации процесса формирования детских представлений о

культуре Англии был связан и с повышением социокультурной грамотности педагогов. Работа велась в двух направлениях: методическом и общекультурном. Первое - методическое направление было связано с расширением знаний педагогов о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста и правильной организации процесса социокультурного развития и касалось использования адекватных предлагаемых форм, методов работы с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Второе - общекультурное направление включало ознакомление педагогов с самой культурой Англии, ее традициями, обычаями, географическими и гражданско-правовыми особенностями. Констатирующий этап исследования выявил достаточно низкий общекультурный уровень воспитателей. Для решения выявленных проблем была проведена серия консультаций для воспитателей. Мы познакомили педагогов с программой «Занимательное путешествие в Англию», методическими рекомендациями для педагогов и учебным пособием для детей «Путешествия с Мистером Бассом» [3].

Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительных качественных и количественных изменениях уровня социокультурного развития детей дошкольного возраста. Повышению уровня способствовали организованная технология в процессе интеграции нового материала в образовательную и повседневную деятельность детей. Доказана эффективность технологии социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народами мира на примере ознакомления с Англией, реализуемой через совокупность организационно-технологических условий: обогащение предметно-развивающей среды, повышение уровня профессиональной компетентности и культурной грамотности педагогов, использование пособия для детей.

Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показывают, что данная

технология способствует положительной динамике в повышении уровня социокультурного развития у детей старшего дошкольного возраста, которая выразилась в проявлении инициативы и активности в познавательной и творческой практико-преобразующей деятельности в процессе ознакомления с особенностями культуры своей страны и культуры Англии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова, Л. М. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста в современном мире: аналитико-моделирующий аспект [Текст]: моногр. / Л. М. Захарова, Ю. В. Пур-скалова. - Ульяновск: Изд. Качалин Александр Васильевич, 2015. - 64 с.

2. Захарова, Л. М. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Текст] / Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 39.

3. Пурскалова, Ю. В. Развитие детских представлений о народах мира (на примере ознакомления с Англией) [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Пурскалова. - Ульяновск, 2015. - 150 с.

REFERENCES

1. Zakharova L. M., Purskalova Yu. V. Sotsiokul-turnoe razvitie detey doshkolnogo vozrasta v sovremennom mire: analitiko-modeliruyushchiy aspekt: monogr. Ulyanovsk: Izdatel Kachalin Aleksandr Vasilyevich, 2015. 64 p.

2. Zakharova L. M., Purskalova Yu. V. Sotsiokul-turnoe razvitie rebenka doshkolnogo vozrasta v protsesse oznakomleniya s kulturoy narodov mira. Teoriya i praktika obshchestvennogo raz-vitiya. 2013, No. 12, p. 39.

3. Purskalova Yu. V. Razvitie detskikh predstav-leniy o narodakh mira (na primere oznakomleniya s Angliey): ucheb.-metod. posobie. Ulyanovsk, 2015.150 p.

Пурскалова Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры английского языка Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова e-mail: [email protected]

Purskalova Yulia V., Senior Lecturer, English Language Department, I. N. Ulyanov Ulyanovsk State University of Education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.