Научная статья на тему 'О РОЛИ ДОРОЖНОГО НАДЗОРА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

О РОЛИ ДОРОЖНОГО НАДЗОРА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / ДОРОЖНЫЙ НАДЗОР / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович, Понежина Людмила Юрьевна

Статья посвящена анализу реализации Госавтоинспекцией МВД России дорожного надзора, осуществляемого в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения. Определен предмет дорожного надзора, который имеет смежные области с государственным строительным надзором и государственным надзором за обеспечением сохранности дорог федерального значения, проведено их разграничение. Проанализированы обязательные требования, соблюдение которых является предметом дорожного надзора. Авторами раскрыта специфика мер, предпринимаемых сотрудниками Госавтоинспекции при выявлении нарушений обязательных требований. Определены основные проблемы осуществления дорожной деятельности и дорожного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Владимир Иванович, Понежина Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF ROAD SUPERVISION OF THE STATE AUTOMOBILE INSPECTORATE IN ENSURING ROAD SAFETY

The article is devoted to the analysis of the realization by the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the road supervision, carried out within the framework of the federal state supervision in the field of road safety. The subject of the road supervision which has adjacent areas with the state construction supervision and the state supervision over the preservation of roads of federal importance is defined, their distinction is carried out. The mandatory requirements, compliance with which is the subject of road supervision, are analyzed. The author reveals the specifics of measures taken by the staff of the State Automobile Inspection when revealing violations of mandatory requirements. The main problems of the performance of road activity and road supervision are defined.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ДОРОЖНОГО НАДЗОРА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 351.811 ББК 67.629

© 2021 г. Майоров Владимир Иванович,

профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России доктор юридических наук, профессор, почетный сотрудник МВД России. E-mail: [email protected]

Понежина Людмила Юрьевна,

доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]

О РОЛИ ДОРОЖНОГО НАДЗОРА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья посвящена анализу реализации Госавтоинспекцией МВД России дорожного надзора, осуществляемого в рамках федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения. Определен предмет дорожного надзора, который имеет смежные области с государственным строительным надзором и государственным надзором за обеспечением сохранности дорог федерального значения, проведено их разграничение. Проанализированы обязательные требования, соблюдение которых является предметом дорожного надзора. Авторами раскрыта специфика мер, предпринимаемых сотрудниками Госавтоинспекции при выявлении нарушений обязательных требований. Определены основные проблемы осуществления дорожной деятельности и дорожного надзора.

Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, безопасность дорожного движения, дорожная деятельность, Госавтоинспекция, дорожный надзор, обязательные требования.

Mayorov Vladimir Ivanovich - Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies,

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law,

Professor, Honorary Employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Ponezhina Ludmila Yurievna - Associate Professor, the Department of Administrative Law, Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

ON THE ROLE OF ROAD SUPERVISION OF THE STATE AUTOMOBILE INSPECTORATE

IN ENSURING ROAD SAFETY

The article is devoted to the analysis of the realization by the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the road supervision, carried out within the framework of the federal state supervision in the field of road safety. The subject of the road supervision which has adjacent areas with the state construction supervision and the state supervision over the preservation of roads of federal importance is defined, their distinction is carried out. The mandatory requirements, compliance with which is the subject of road supervision, are analyzed. The author reveals the specifics of measures taken by the staff of the State Automobile Inspection when revealing violations of mandatory requirements. The main problems of the performance of road activity and road supervision are defined.

Keywords: control and supervisory activities, road safety, road activities, State Automobile Inspectorate, road supervision, mandatory requirements.

Стремительное развитие автомобилизации в условиях недостаточного внимания к проблемам организации дорожного движения, совершенствования дорожной деятельности, планирования землепользования приводит к росту травматизма и гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). Как отмечается в Докладе Всемирной организации здравоохране-

ния о состоянии безопасности дорожного движения (далее - БДД) в мире, опубликованном в 2018 г., травмы в результате ДТП являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5-29 лет, а общее число погибших в дорожных авариях ежегодно достигает 1,35 млн человек [1].

Во многих зарубежных подходах и концепциях, направленных на обеспечение БДД,

подчеркивается приоритетное значение формирования безопасной дорожной инфраструктуры. Так, широкую известность получила шведская стратегия «нулевой смертности» (Vision Zero), которая базируется на этических принципах нетерпимости гибели людей или получения тяжелых травм в результате ДТП и недопустимости отношения к подобным авариям как к неизбежному злу автомобилизации. Основная идея Vision Zero состоит в том, что «люди - участники дорожного движения делают ошибки», поэтому основная ответственность за дорожную безопасность возлагается на проектировщиков и строителей дорожно-транспортной инфраструктуры, которые должны учитывать влияние человеческого фактора [2], и с помощью строительных и планировочных решений, мер по организации дорожного движения минимизировать вероятность ДТП. В настоящее время аналогичные стратегии приняты многими странами Европы, а также в отдельных городах США и Канады.

Стратегия «устойчивой безопасности» (Sustainable Safety) была разработана в Нидерландах и также уделяет большое внимание мерам по совершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры для повышения БДД. Суть стратегии состоит в «предотвращении создания небезопасных условий дорожного движения» [3] за счет:

1) формирования монофункциональных дорог: (магистральные дороги, подъезды и дороги в жилых кварталах - каждая из которых выполняет свою функцию (магистральная дорога обеспечивает бесперебойное движение транспортного потока и не должна проходить через жилые массивы);

2) обеспечения однородности скорости и направлений на дорогах (особенно при высокой средней скорости движения) - разделение потоков;

3) дорожной среды, соответствующей ожиданиям участников дорожного движения (отсутствие неожиданных изменений на дорогах);

4) дорожной среды, обеспечивающей предотвращение ДТП или снижающей тяжесть их последствий («прощающие дороги») [4, с. 58].

В России деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог объединена в понятии «дорожной деятельности». Соблюдение установленных обязательных требований при осу-

ществлении дорожной деятельности является важным условием обеспечения БДД. В 2020 г., по данным МВД России, на месте каждого третьего ДТП (48 879 - 33,7 %) были зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. В таких ДТП погибло 4 996 чел., было ранено - 61 294 чел. [5, с. 18].

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований к БДД при осуществлении дорожной деятельности реализуется Госавтоинспекцией МВД России в рамках федерального государственного надзора в области БДД (далее - федеральный надзор) [6].

Федеральный надзор Госавтоинспекции за соблюдением требований при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог во многих нормативных и научных источниках также именуется как «дорожный надзор» [7]. На наш взгляд, данное понятие вполне применимо для надзора в отношении дорожной деятельности, в связи с чем именно его мы будем использовать в настоящей статье.

Предметом дорожного надзора является соблюдение обязательных требований безопасности к строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения [8].

Анализ предмета дорожного надзора Госавтоинспекции показывает, что надзорные полномочия в отношении автомобильных дорог распределены между несколькими ведомствами, каждое из которых контролирует соблюдение обязательных требований, относящихся к их компетенции.

Так, Ростехнадзором в рамках государственного строительного надзора проверяется наличие разрешения на строительство и соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов, а также выполнение требований ч. 2, 3 и 3, 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.

В свою очередь Ространснадзор осуществляет проверку соблюдения требований к обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - АДОПФЗ), в отношении присоединения объектов дорожного сервиса, объектов другого функционального назначе-

ния к АДОПФЗ или прекращения движения транспортных средств по АДОПФЗ;

3) установленных Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» [11] (далее - ТР ТС 014/2011) при проведении ремонта и при содержании АДОПФЗ.

Под обязательными требованиями, в соответствии с легальным определением, понимаются «установленные нормативными правовыми актами условия, ограничения, запреты, а также обязанности граждан и организаций, направленные на защиту охраняемых федеральными законами ценностей» [9].

Обязательные требования, проверка которых осуществляется в рамках дорожного надзора Госавтоинспекции, содержатся в значительном числе нормативных правовых актов. В соответствии с требованиями законодательства о контрольно-надзорной деятельности перечень данных нормативных актов и их частей утверждается МВД России и подлежит ежегодной актуализации. Действующий перечень [10] включает 17 нормативных правовых актов Российской Федерации и ТР ТС 014/2011.

Следует отметить, что современная реформа контрольно-надзорной деятельности предусматривает существенные изменения в правовом регулировании обязательных требований, в том числе в области безопасности дорожного движения (далее - БДД). Начиная с 2019 г., Правительством РФ было принято решение использовать инструменты регуляторной политики, в первую очередь «регуляторную гильотину» для пересмотра требований к бизнесу и совершенствования всего контрольного процесса [12].

Концепция «регуляторной гильотины» предполагает отмену нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных министерств (ведомств), поэтому данные группы актов, содержащие обязательные требования в области БДД, в большинстве своем были отменены с 1 января 2021 г. Однако их отмена не предусматривала образование вакуума в правовом регулировании, поэтому соответствующими органами государственной власти были разработаны и приняты новые нормативные правовые акты, регламентирующие те же отношения.

Подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению БДД при осуществлении дорожной деятельности, за исключением Правил дорожного

движения и нескольких приказов Минтранса России, к 1 января 2021 г. были полностью заменены на новые. Тем не менее, регламентированные ими требования существенного сокращения или изменения не претерпели -это обусловлено тем фактом, что федеральные законы остались за рамками «регуляторной гильотины». Структура современной российской правовой системы предполагает принятие широкого круга подзаконных нормативных правовых актов, уточняющих положения федеральных законов. В области БДД это выражается в принятии различных правил, порядков, положений, которые подробно определяют требования к осуществлению деятельности, последовательность реализации конкретных процедур и т. д. Таким образом, «ре-гуляторная гильотина» как инструмент сокращения требований к бизнесу не оказала значительного влияния на работу субъектов дорожной деятельности.

Дорожный надзор Госавтоинспекции осуществляется преимущественно в отношении ЮЛ и ИП путем проведения проверок и иных мероприятий, закрепленных в Административном регламенте дорожного надзора. Данный документ в настоящее время отчасти является устаревшим, поскольку контрольно-надзорная деятельность в нем регламентирована в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, однако с 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», также регулирующий отношения в рассматриваемой области. Нормы старого Закона сохраняют свое действие в отношении некоторых видов федерального контроля (надзора), но федеральный государственный надзор в области БДД к ним не относится. Поэтому представляется необходимым обновление всех административных регламентов МВД России, принятых для осуществления федерального государственного надзора в области БДД, а также самого положения о данном виде надзора.

Проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности отличается определенной непоследовательностью [13], следствием чего явилась ситуация «двойного регулирования» - одновременного действия двух законов, регулирующих идентичные правоотношения. Тем не менее, текущий период следует рассматривать

как переходный, в рамках которого должно быть осуществлено принятие подзаконных актов, соответствующих нормам нового законодательства о контроле и надзоре.

Возвращаясь к исследованию дорожного надзора, следует указать, что для повышения эффективности обеспечения БДД большое значение имеют меры, предпринимаемые сотрудниками Госавтоинспекции при выявлении нарушений обязательных требований.

Сотрудники Госавтоинспекции обладают правом выдачи широкого круга документов, положения которых обязательны к исполнению поднадзорными субъектами, поэтому представляется необходимым раскрыть специфику некоторых из мер.

Выдача требования о прекращении противоправных действий относится к правам сотрудников полиции, закрепленным в п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 № З-ФЗ «О полиции» (далее - Закон «О полиции») [14]. В компетенции сотрудников Госавтоинспекции находится выдача подобных требований в целях устранения угроз безопасности граждан. В них должны быть указаны подлежащие устранению нарушения законодательства РФ о БДД, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения БДД, а также срок, до которого необходимо устранить данные нарушения.

Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано в ст. 29.13 КоАП РФ. Сотрудники Госавтоинспекции вправе внести представление субъектам транспортной деятельности и их должностным лицам, которые в течение месяца обязаны рассмотреть представление и сообщить о принятых мерах. Общая ответственность за неисполнение представлений контрольно-надзорных органов в установленные сроки урегулирована ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, однако за неисполнение представлений сотрудников Госавтоинспекции ответственность наступает по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, также относится к правам сотрудников полиции (п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции»). Данная мера может быть применена исключительно к руководителям и должностным лицам организаций, а

ответственность за неисполнение представления сотрудников Госавтоинспекции следует по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Следует также отметить, что за повторное неисполнение предписания или представления инспекторов федерального надзора в области БДД должностные и юридические лица привлекаются к ответственности по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, устанавливающей повышенные санкции [15].

Возбуждение дела об административном правонарушении в отношении субъекта транспортной деятельности может быть предпринято в случаях, если для этого имеются достаточные основания или если другие (в том числе вышеперечисленные) меры не возымели должного воздействия.

Должностные лица Госавтоинспекции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях практически по всем статьям гл. 12 КоАП РФ и отдельным статьям других глав - 5.23, 8.22, 8.23, 11.22. Согласно отчетным данным, в 2020 г. при осуществлении дорожного надзора по фактам наличия недостатков в содержании дорог и улиц было выдано 320 006 предписаний об устранении нарушений обязательных требований. Большинство предписаний (65 %) получили юридические лица. На дорогах местного значения юридическими лицами получено три из четырех предписаний.

За невыполнение включенных в предписания требований было возбуждено 10 112 дел об административных правонарушениях, из которых 90 % возбуждены в отношении юридических лиц. При этом 82 % таких дел были инициированы за невыполнение требований предписаний на дорогах местного значения. Высокая доля невыполненных требований предписаний юридическими лицами свидетельствует об их меньшей эффективности в сравнении с предписаниями, выдаваемыми должностным лицам, несмотря на то, что ответственность юридических лиц в 3-4 раза превышает размеры административных штрафов, предусмотренных для должностных лиц [16]. Подобная разница во многом следует из того факта, что ответственные должностные лица в случае получения административного штрафа обязаны уплачивать его из личных средств, в то время как административные штрафы, назначенные в отношении юридических лиц, уплачиваются за счет средств учреждения (организации).

Для Госавтоинспекции проблема выполнения включенных в предписания требований всегда являлась крайне острой, вследствие чего в 2015 г. МВД России разработало законопроект, вводящий повышенную ответственность за неисполнение, в том числе повторное, предписаний и представлений должностных лиц Госавтоинспекции. В 2017 г. данный законопроект был принят, дополнив ст. 19.5 КоАП РФ частями 27 и 28 [17], однако, как следует из рассмотренных выше статистических данных, существенного влияния на выполняемость предписаний он не оказал.

В контексте темы исследования следует обратить внимание на специфику нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе дорожного надзора. Официальная статистика таких нарушений представлена преимущественно по фактам зафиксированных дорожно-транспортных происшествий.

Так, в 2020 г. наиболее частыми нарушениями обязательных требований явились:

- плохая различимость горизонтальной дорожной разметки - 26 204 ДТП (53,6 %);

- отсутствие дорожных знаков в необходимых местах - 10 908 ДТП (22,3 %);

- недостатки зимнего содержания - 5 539

(11,3 %);

- неправильное применение либо плохая видимость дорожных знаков - 4 958 ДТП (10,1 %);

- отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах - 4 595 ДТП (9,4 %).

Компаративный анализ количества ДТП, погибших и раненных в них людей, позволяет выделить опасные нарушения обязательных требований, на месте которых наблюдаются наиболее высокие процентные показатели погибших и пострадавших. Например, в каждом шестом ДТП зафиксировано отсутствие, плохая различимость горизонтальной разметки проезжей части (26 204 ДТП), в таких авариях 2 317 чел. погибло, 32 861 - было ранено.

Также высокие величины травматизма и смертности наблюдаются в ДТП, сопровождающихся следующими нарушениями:

а) неровное дорожное покрытие - 433 ДТП, 107 погибло, 529 ранено;

б) отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) - 3 650 ДТП, 534 погибло, 4 189 ранено;

в) неудовлетворительное состояние обочин - 2 283 ДТП, 465 погибло, 3 052 ранено;

г) отсутствие направляющих устройств и световозвращающих элементов на них - 299 ДТП, 90 погибло, 425 ранено;

д) отсутствие освещения - 3 478 ДТП, 798 погибло, 3 849 ранено;

е) недостаточное освещение - 637 ДТП, 140 погибло, 663 ранено;

ж) неисправное освещение - 1 008 ДТП, 211 погибло, 1 081 ранено;

з) отсутствие временных технических средств организации дорожного движения в местах проведения работ - 436 ДТП, 99 погибло, 576 ранено [18].

Приведенные цифры свидетельствуют, что неудовлетворительное состояние улично-до-рожной сети оказывает значительное негативное влияние на безопасность дорожного движения. Вышеизложенное приводит к заключению о необходимости усиления дорожного надзора Госавтоинспекции за соблюдением требований безопасности при осуществлении дорожной деятельности. Для субъектов дорожной деятельности вопросы обеспечения БДД зачастую не являются приоритетными. Область управления дорожным хозяйством в целом характеризуется наличием ряда проблем. По справедливому замечанию М.А. Кретова, действующие правовые акты «не обеспечивают создание эффективной организационной структуры и системы управления дорожным хозяйством, способных обеспечить удовлетворение спроса пользователей в безопасном, бесперебойном, с расчетными скоростями движении транспорта по дорогам общего пользования» [19].

Современная система управления дорожным хозяйством, включающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, характеризуется полной децентрализацией. Общая протяженность дорог общего пользования на территории Российской Федерации в 2020 г. составила 1 553 663 км, в числе которых 987 788 км -местного значения, 505 454 км - регионального и межмуниципального значения, 60 431 км -федерального значения. Из чего следует, что по протяженности преобладающими являются дороги местного значения; именно на таких дорогах происходит наибольшее количество ДТП. Вместе с тем органы местного самоуправления, осуществляющие дорожную деятельность в отношении местных дорог, зачастую проводят крайне непоследовательную политику в области обеспечения БДД, что не позволяет добиться существенного снижения смертности и травматизма в ДТП.

К тому же, осуществление дорожной деятельности, обеспечение БДД относятся к расходным обязательствам соответствующих муниципальных образований. Однако далеко не все местные бюджеты обладают необходимым количеством средств даже для надлежащего содержания дорог.

Таким образом, в России имеются существенные препятствия не только для системного повышения безопасности дорожной инфраструктуры, но и для поддержания ее в нормативном состоянии. Следствием этого является невозможность быстрого сокращения аварийности и смертности в дорожном движении. Дорожный надзор Госавтоинспекции выявляет нарушения обязательных требований в поднадзорной сфере, однако его эффективность является недостаточно высокой -

Литература

1. URL: https://www.who.int/publications/i/item/ 9789241565684.

2. Лубский А.В., Лубский Р.А., Пестов Р.А. Особенности рефлексивных и нерефлексивных структур правового поведения в современном российском обществе // Философия права. 2019. № 1 (88).

3. G. Schermers, P. van Vliet. Sustainable Safety. A preventative road Safety Strategy for the Future; 2nd Edition, Rotterdam, December. 2001.

4. Печатнова Е.В., Кузнецов В.Н. Анализ особенностей успешных зарубежных стратегий по повышению безопасности дорожного движения // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84).

5. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М., 2021.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» (вместе с Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения) // СЗ РФ. 26.08.2013. № 34. Ст. 4446.

7. Домрачев Д.Г. Дорожный надзор Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Киров, 2009.

8. Приказ МВД России от 30 марта 2015 № 380 «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Фе-

многие нарушения обнаруживаются уже по факту совершенных ДТП, а выявленные нарушения своевременно не устраняются, несмотря на внесение и выдачу соответствующих предписаний (представлений). В этой связи обладает актуальностью разработка правовых и организационных мер по повышению выполняемости предписаний и представлений, выдаваемых уполномоченными органами в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности. Нарушения обязательных требований должны выявляться и устраняться своевременно, а не по факту уже свершившихся ДТП - это противоречит законодательному определению обеспечения БДД как деятельности, направленной на предупреждение причин и условий ДТП, снижения тяжести их последствий.

Bibliography

1. URL: https://www.who.int/publications/i/item/ 9789241565684.

2. Lubsky A.V., Lubsky R.A., Pestov R.A. Features of reflexive and non-reflexive structures of legal behavior in modern Russian society // Filosofiya prava. 2019. № 1 (88).

3. G. Schermers, P. van Vliet. Sustainable Safety. A preventive road Safety Strategy for the Future; 2nd Edition, Rotterdam, December. 2001.

4. Pechatnova E.V., Kuznetsov V.N. Analysis of the features of successful foreign strategies to improve road safety // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2019. № 3 (84).

5. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2020: an information and analytical review. M., 2021.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation № 716 of August 19, 2013 «On Federal state supervision in the field of road traffic safety» (together with the Regulation on Federal State supervision in the field of road traffic safety) // SZ of the Russian Federation. 26.08.2013. № 34. St. 4446.

7. See Domrachev D.G. Road supervision of the State Road Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Kirov, 2009.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of March 30, 2015 № 380 «Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the performance of the state function for the implementation of federal state supervision in the field of road safety in terms of compliance with the requirements of the legislation of

дерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

10. URL: Ы^://мвд.рфЯЪЫег/23242072.

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог») // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Майоров В.И. Модернизация системы контроля и надзора: новая регуляторная политика // Административное право и процесс. 2019. № 11.

13. Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Цыганков Д.Б. Под знаком «регуляторной гильотины»: как разорвать замкнутый круг дерегулирования и ре-регулирования? // Закон. 2021. № 2.

14. Федеральный закон от 07 февраля 2011 № З-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант-Плюс».

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1).

16. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году. Информационно-аналитический обзор. М., 2021.

17. Федеральный закон от 07 марта 2017 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

18. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/plan_ checks.

19. Кретов М.А. Административно-правовое регулирование дорожного хозяйства Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития. Тюмень, 2016.

the Russian Federation on road safety, rules, standards, technical norms and other requirements of regulatory documents in the field of road safety during the construction, reconstruction, repair and operation of highways» // LRS «ConsultantPlus».

9. Federal Law № 247-FZ of July 31, 2020 «On Mandatory requirements in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

10. URL: https://MBfl.p$/folder/23242072.

11. Decision of the Customs Union Commission № 827 of October 18, 2011 «On the adoption of the Technical regulations of the Customs Union» Road Safety «(together with» TR CU 014/2011. Technical regulations of the Customs Union. Road safety) // LRS «ConsultantPlus».

12. Mayorov V.I. Modernization of the control and supervision system: a new regulatory policy // Administrative law and process. 2019. № 11.

13. Golodnikova A. E., Efremov A. A., Tsyga-nkov D. B. Under the sign of the «regulatory guillotine»: how to break the vicious circle of deregulation and re-regulation? // Law. 2021. № 2.

14. Federal Law № 3-FZ of February 07, 2011 «On the Police» // LRS «ConsultantPlus».

15. See the Code of Administrative Offences of the Russian Federation of December 30 2001 № 195-FZ // SZ RF. 2002. № 1 (p. 1).

16. Law enforcement activities in the field of road safety in 2020. Information and analytical review. M., 2021.

17. Federal Law № 26-FZ of March 07, 2017 «On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation» // LRS «Con-sultantPlus».

18. URL: https://MBg.p$/Deljatelnost/plan_ checks.

19. Kretov M.A. Administrative and legal regulation of the road economy of the Russian Federation: state, problems, prospects of development. Tyumen, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.