Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / DEPARTMENTAL UNIVERSITIES / EDUCATIONAL PROCESS / CADETS / PROFESSIONAL TRAINING / SPECIAL TACTICS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EXTREME SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев А.М.

В статье говорится об особенностях организации процесса профессиональной подготовки в ходе образовательного процесса в ведомственных (специализированных) вузах правоохранительных органов Российской Федерации; обозначены эффективные, по мнению автора, педагогические условия повышения уровня профессиональной готовности курсантов. На примере изучения дисциплины «Специальная тактика» автором так же представлена оригинальная интерпретация процесса профессиональной подготовки курсантов специализированных образовательных организаций к действиям в экстремальных ситуациях. Автор полагает, что предложенную педагогическую технологию целесообразно применять не только при совершенствовании профессиональной подготовки курсантов специализированных образовательных организаций, но так же и при повышении квалификации действующих сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF SPECIALIZED EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article describes the features of the organization of professional training during the educational process in departmental (specialized) universities of law enforcement agencies of the Russian Federation, identifies effective, in the author's opinion, pedagogical conditions for improving the level of professional readiness of cadets. On the example of studying the discipline "Special tactics", the author also presents an original interpretation of the process of professional training of cadets of specialized educational organizations to act in extreme situations. The author believes that the proposed pedagogical technology should be applied not only to improve the professional training of cadets of specialized educational organizations, but also to improve the skills of current law enforcement officers of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

О ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А.М. Киселев, д-р пед. наук, доцент

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11564

Аннотация. В статье говорится об особенностях организации процесса профессиональной подготовки в ходе образовательного процесса в ведомственных (специализированных) вузах правоохранительных органов Российской Федерации; обозначены эффективные, по мнению автора, педагогические условия повышения уровня профессиональной готовности курсантов. На примере изучения дисциплины «Специальная тактика» автором так же представлена оригинальная интерпретация процесса профессиональной подготовки курсантов специализированных образовательных организаций к действиям в экстремальных ситуациях. Автор полагает, что предложенную педагогическую технологию целесообразно применять не только при совершенствовании профессиональной подготовки курсантов специализированных образовательных организаций, но так же и при повышении квалификации действующих сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: ведомственные вузы, образовательный процесс, курсанты, профессиональная подготовка, специальная тактика, педагогические условия, экстремальные ситуации.

Изучение исторического аспекта организации профессионального образования персонала правоохранительных органов приводит к логическому выводу о значимости исследуемой проблемы с точки зрения развития самой правоохранительной системы. Актуальной данная проблема является сейчас, таковой, по мнению автора, она останется и в будущем. И это закономерно. - Неизбежные изменения в социальной и экономической сферах жизни, развитие международных и отечественных правовых институтов, совершенствование деятельности органов российской правоохранительной системы влекут за собой значительные инновации и в области профессиональной подготовки сотрудников.

Найти оптимальное решение проблемы профессиональной подготовки в учебной деятельности отнюдь не так просто, как может показаться на первый взгляд, и связано это, прежде всего, с многообразием подходов в определении данного педагогического явления. Одни исследователи считают, например, что профессиональная подготовка это дидактический принцип, другие - закономерность, а третьи - дея-

тельность. Анализ отечественных и зарубежных источников, личный педагогический опыт автора способствовали возможности представить оригинальную версию, сущность которой можно интерпретировать так: профессиональная подготовка -это педагогический процесс, являющийся основным компонентом системы профессионального образования.

Профессиональная подготовка курсантов ведомственных вузов правоохранительных органов осуществляется при изучении различных дисциплин, но автора интересует роль специальной тактики в этом процессе. Изучение специальной тактики курсантами ведомственных образовательных организаций имеет свои особенности, а именно:

- устойчивую тенденцию развития в соответствии с изменениями правовых норм;

- не подвергаемую сомнениям логику, базирующуюся на ответственности сотрудника за совершенные действия;

- пристальное внимание к изменениям оперативной обстановки;

- активное влияние на формирование профессионально-значимых качеств для деятельности в сложных условиях.

Образовательной целью дисциплины «специальная тактика», кроме освоения обучаемыми специальных тактических знаний и действий, является и подготовка курсантов в области управленческой деятельности. Помимо этого, содержание дисциплины дополнено темами, раскрывающими методику организации и проведения практических учебных занятий с личным составом правоохранительных органов, что, на наш взгляд, усиливает значимость специальной тактики в процессе профессиональной подготовки персонала.

Таким образом, правомочно утверждать, что данная дисциплина позволяет осваивать курсантам не только специальные тактические, но и управленческие и педагогические знания, умения и навыки. И в этом случае профессиональную подготовку курсантов вузов правоохранительных органов при изучении специальной тактики можно понимать как целенаправленный процесс по освоению ими специальных тактических, управленческих и педагогических знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность действий, как при выполнении служебных задач, так и при обучении собственных подчинённых.

Профессиональная подготовка при изучении курсантами специальной тактики в ведомственных образовательных организациях не является неизменным процессом, а его содержание - догмой. Процесс этот чрезвычайно динамичен. Он регулярно корректируется и, тем самым, совершенствуются приобретаемые

курсантами знания, умения и навыки, которые понадобятся им в будущем на поприще правоохранительной

деятельности, как в обычных, так и экстремальных ситуациях.

Несомненен тот факт, что исполнение служебных обязанностей персоналом правоохранительных органов напрямую связано с необходимостью действовать в сложных, рискованных для жизни и здоровья ситуациях (далее по тексту - экстремальных). Поэтому совершенствование

подготовки личного состава к действиям в подобных условиях, являясь актуальной проблемой ведомственной педагогической науки, должно, на наш взгляд, стать и одним из компонентов кадровой стратегии правоохранительных ведомств (служб).

Анализ российских [1, 2] и иностранных [3, 4] публикаций, уделивших внимание профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств, выявил идентичные педагогические подходы к ее организации. В частности, это, в первую очередь, касается подготовки персонала подразделений полиции, национальной гвардии, войск специального назначения, групп оперативного реагирования и подобных им структур. Целями и задачами таких структур, как правило, могут являться борьба с незаконными вооруженными формированиями, терроризмом и организованной преступностью; пресечение несанкционированных общественных выступлений, сопровождающихся насильственными действиями; устранение последствий природных, техногенных катастроф и т.п.

Бесспорно, что повышению эффективности профессиональной подготовки личного состава не только специальных подразделений, но и правоохранительных органов в целом, способствуют современная учебно-материальная база, унифицированная методика проведения занятий, специфическая организационная технология обучения и, конечно же, присутствие высококлассных педагогов-наставников, имеющих собственный богатый опыт действий в экстремальных ситуациях.

Экспериментальна работа, осуществленная параллельно с анализом отечественного и зарубежного педагогического опыта, способствовала не только выявлению в теории профессиональной подготовки сходных аспектов, но и определению главного противоречия в этой области: противоречия между целостностью профессиональной деятельности и много-предметностью подготовки к ней. А так же, что не менее важно, помогла отметить наиболее эффективные педагогические условия подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях. К тако-

вым, прежде всего, следует отнести последовательность в наращивании искусственных трудностей при выполнении учебных заданий и моделирование экстремальных ситуаций, характерных для того или иного вида деятельности обучаемых.

Кроме того, в ходе выполненного эксперимента автором была разработана педагогическая технология, преследующая вполне достижимую цель - подготовку высококлассного специалиста, и имеющая определенные задачи - формирование профессионально-значимых личностных качеств; приобретение общепрофессио-

умений; адаптирование к действиям в экстремальных ситуациях и достижение ценностно-ориентированного единства подразделения (служебного коллектива).

В заключение констатируем, что аналогичную технологию целесообразно было бы применять не только при совершенствовании профессиональной подготовки курсантов специализированных образовательных организаций, подведомственных правоохранительным органам Российской Федерации, но так же и при организации профессионального обучения действующих сотрудников силовых ведомств.

нальных знании; развитие специальных

Библиографический список

1. Хальзов В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1991. - С. 35-184.

2. Киселев А.М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. - С. 278.

3. FM 21-75. Combat skills of the soldier. - Washington, 2003, pp. 55-97.

4. Baldi K. An overview of Physical Fitness of Female Cadets at the Military Academies // Milit. med. - 1991. - № 10. - Р. 537-538.

ABOUT THE PROBLEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF SPECIALIZED EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

A.M. Kiselev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Academy of Law and Management the Federal Service of Execution of Punishments

(Russia, Ryazan)

Abstract. The article describes the features of the organization of professional training during the educational process in departmental (specialized) universities of law enforcement agencies of the Russian Federation, identifies effective, in the author's opinion, pedagogical conditions for improving the level ofprofessional readiness of cadets. On the example of studying the discipline "Special tactics", the author also presents an original interpretation of the process of professional training of cadets of specialized educational organizations to act in extreme situations. The author believes that the proposed pedagogical technology should be applied not only to improve the professional training of cadets of specialized educational organizations, but also to improve the skills of current law enforcement officers of the Russian Federation.

Keywords: departmental universities, educational process, cadets, professional training, special tactics, pedagogical conditions, extreme situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.