УДК 35.085 ББК 74.489
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10036
Особенности подготовки сотрудников
правоохранительных органов к действиям в чрезвычайных ситуациях
Features of Training Law Enforcement Officers to Act in Emergency Situations
Владимир Вячеславович ГРИЩЕНКО,
преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Вологодского института права и экономики ФСИН России
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы подготовки курсантов и сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных условиях, дается анализ практико-ориен-тированных вопросов в подготовке курсантов и действующих сотрудников правоохранительных органов в условиях стресса и обеспечения безопасности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Проведен анализ по формированию системы оптимального управления при обучении сотрудников и курсантов к действиям при экстремальных условиях и осуществление целенаправленной работы по повышению квалификации сотрудников в ведомственной системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: обучение, подготовка кадров, экстремальные условия, чрезвычайные ситуации, правоохранительные органы, служебная деятельность, профессиональная подготовка
Abstract. The article deals with the problematic issues of training cadets and employees of the penitentiary system for action in extreme conditions, an analysis of practical orienting questions is given in the training of cadets and current law enforcement officers under stress and ensuring the security of bodies and institutions that carry out sentences of imprisonment. The analysis of the formation of an optimal management system for the training of employees and cadets for action under extreme conditions and the implementation of targeted work to improve the skills of employees in the departmental system of continuing professional education.
Key words: training, extreme conditions, emergency situations, law enforcement agencies, service activities, professional training
Обеспечение готовности сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) к действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) природного и техногенного характера на современном этапе развития Российской Федерации является важным элементом государственного образования.
Все сотрудники правоохранительных органов должны обладать не только специальными знаниями и умениями, но и владеть навыками быстрого обучения и запоминания новой информации. Благодаря им сотрудник сможет быстро принимать решения в условиях угрозы возникновения и развития ЧС. Существуют явные обстоятельства, которые препятствуют сотрудни-
кам достигать высоких результатов в служебной деятельности — отсутствие практического опыта исполнения служебных обязанностей в экстремальных условиях, низкий уровень профессиональных навыков, слабая физическая и психологическая подготовка [7, с. 160].
Специфика деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, сложность организационной структуры, многоплановость и многофункциональность ФСИН России, чрезмерно сложные условия служебной деятельности для сотрудников, связанные с необходимостью непрерывного контакта с осужденными и нахождением под постоянным психологическим давлением, формируют перечень основных требований к личностным качествам и уров-
ню служебно-боевой подготовки сотрудников к действиям в условиях возникновения и развития ЧС [3].
Высокая психологическая и физическая нагрузка, возникающая в ходе ликвидации ЧС, требует от сотрудника применение специальных навыков, которые были получены им в ходе профессионального обучения. Умелое использование прикладных (специальных) навыков зависит от качества подготовки и переподготовки курсантов, слушателей, обучаемых в ведомственных образовательных учреждениях.
Проблемы профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов к действиям в нестандартных и экстремальных условиях несения службы, а также при ЧС рассматриваются многими исследователями.
Стабильное социально-экономическое развитие Российской Федерации, активные изменения современных общественно-политических отношений, гуманизация уголовных наказаний и широкое формирование институтов наказаний — все это формирует чрезмерно высокие требования к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания, а также к организации и содержанию их профессиональной подготовки, переподготовки и к повышению квалификации [3].
Требования к сотрудникам возросли, поскольку задачи, стоящие перед правоохранительными органами, с каждым годом усложняются, становятся более объемными и многоплановыми в связи с угрозами возникновения и распространения ЧС. Деятельность сотрудника пенитенциарной системы связана с реализацией властных полномочий, а также с необходимостью применять в определенных случаях меры государственного принуждения, в том числе с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [5, с. 26]. Обязанности, возложенные на сотрудника УИС, налагают на него повышенную ответственность за каждое принимаемое решение и его исполнение, особенно в условиях ЧС. В связи с этим проблема качественной и профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в условиях возникновения и развития ЧС выходит на первый план.
В подготовке и переподготовке кадров для органов и учреждений ФСИН России существует ряд противоречий, присущих нынешней системе высшего и дополнительного ведомственного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы, а именно:
■ между необходимостью приема на службу хорошо обученных, психологически и про-
фессионально пригодных к решению оперативных задач сотрудников УИС и приемом на службу низкоквалифицированных кадров;
■ между теоретическими формами обучения и необходимостью использования современных подходов к практическому обучению, учитывающему современную потребность в специализированных знаниях сотрудников [11, с. 19];
■ между возросшими требованиями к профессионализму сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников пенитенциарных учреждений для действий в условиях ЧС, и малоэффективной системой служебно-боевой подготовки [4, с. 197].
Особенность профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России заключается в том, чтобы формировать у обучаемых и сотрудников профессиональные качества, позволяющие действовать в экстремальных условиях и под сильным психологическим давлением. Повышение профессиональной квалификации курсантов и сотрудников к действиям в экстремальных условиях необходимо проводить постоянно. В ходе обучения необходимо достичь следующие цели:
■ изучить алгоритм действий сотрудников, отделов, служб и подразделений в условиях возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
■ подготовить специалиста «новой формации», готового постоянно личностно развиваться, оттачивать мастерство в служеб-но-боевой подготовке и развивать самодисциплину [9, с. 72].
В системе профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов для действий в экстремальных условиях существуют условия, ограничивающие успешность их обучения. Этой проблематике в своей работе уделял внимание исследователь Ф.Ф. Гильманов [2]. Однако во ФСИН России существуют также иные проблемные моменты, создающие препятствия для эффективной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных условиях:
■ низкая мотивационная активность многих сотрудников к повышению своей квалификации для умелых действий в экстремальных условиях, требующих от него определенного количества физических, психологических и эмоциональных затрат;
■ формирование готовности сотрудника, коллективов сотрудников к слаженным дей-
ствиям в экстремальных условиях происходит в период прохождения службы в территориальном органе УИС из-за отсутствия адаптированной под каждого сотрудника программы профессионального обучения;
■ низкая ответственность сотрудника за собственную компетентность и способность к действиям в экстремальных условиях, неумение ее формировать, а также применять приемы саморазвития в профессиональном определении.
Стоит отметить, что основным направлением сосредоточения усилий при проведении занятий по учебным дисциплинам специальной или боевой подготовки с курсантами образовательных учреждений ФСИН России, по служебно-боевой подготовке с сотрудниками учреждений территориальных органов является обязательное использование средств индивидуальной защиты, а также максимальное приближение практических занятий к условиям возникновения экстремальной ситуации [8, с. 16]. Практическую помощь в проведении занятий смогут эффективно оказать специалисты органов и учреждений, имеющие практический опыт исполнения служебных обязанностей при ЧС, преподаватели ведомственных образовательных учреждений, а также сотрудники специальных подразделений.
Последовательность обучения курсантов и сотрудников ФСИН России действиям в экстремальных условиях необходимо осуществлять поэтапно:
■ определить личностные особенности курсантов и сотрудников уголовно-исполнительной системы для действий в экстремальных условиях;
■ определить формы и методы максимального приближения программы обучения к реальным экстремальным условиям [10, с. 61];
■ обосновать критерии оценки выбора оптимальных решений в ходе тактико-специальной и служебно-боевой подготовки;
■ определить структуру обучения в тактико-специальной и служебной подготовке соответствию учебно-познавательной деятельности обучаемых, восприятию и усвоению учебной информации до формирования умений и выработки профессиональных навыков;
■ совершенствовать методическое, информационное и материально-техническое обеспечение проведения занятий по тактико-специальной и служебно-боевой подготов-
ке, которые позволяют смоделировать обстановку максимального приближенную к реальным условиям служебной деятельности органов и учреждений ФСИН России в экстремальных условиях [6].
Для реализации указанных этапов на законодательном уровне следует решить ряд вопросов:
(1) внести изменения в приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» в части проведения служебно-боевой подготовки в условиях, приближенных к экстремальным [1];
(2) создать условия для стимулирования развития личности курсанта и сотрудника УИС, развития соответствующих морально-психологических качеств;
(3) разработать комплекс критериев оценки уровня развития личностных качеств сотрудника при осуществлении действий в экстремальных условиях.
Максимальное приближение условий проведения занятий к реальным ЧС достигается путем использования имитационных средств, проведения специальных занятий в условиях ограниченной видимости или в темное время суток. Местом проведения занятий необходимо выбирать помещения, здания, сооружения для привития навыков действий в условиях, приближенных к реальным.
Таким образом, в рамках подготовки курсантов и сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных условиях следует учитывать, что обучение и переподготовка должны производиться не формально, а максимально грамотно, так как от действий сотрудника будут зависеть его жизнь и жизни окружающих людей. В рамках подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов стоит совершенствовать не только отбор высококвалифицированных сотрудников, но и систему обучения в целом.
Список литературы
1. Приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 41. 8 октября.
2. Гильманов Ф.Ф. Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.
3. Дудус А.Н., Лопатин С.Б., Хомяков О.В. Особенности профессиональной подготовки сотрудников для действий в экстремальных условиях на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/ 69PDMN617.pdf (дата обращения: 25.12.2018).
4. Калинин МА., Коньков С.В., Огурцов И.В., Хомяков О.В., Шульгов Ю.И. Обучение сотрудников особенностям действий в условиях низких температур окружающей среды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). Ч. 3. URL:https://research-journal.org/pedagogy/obuchenie-sotrudnikov-osobennostyam-dejstvij-v-usloviyax-nizkix-temperatur-okruzhayushhej-sredy (дата обращения: 24.12.2018).
5. Калинин МА Формирование профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к экстремальным условиям труда // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 10 (64). URL: https:// research-journal.org/pedagogy/formirovanie-professionalnoj-gotovnosti-sotrudnikov-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemy-k-ekstremalnym-usloviyam-truda (дата обращения: 24.12.2018).
6. Климанов ДА. Правовое и организационное регулирование подготовки кадров в учреждениях высшего профессионального образования
Федеральной службы исполнения наказаний: состояние и перспективы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2009.
7. Огурцов И.В., Хомяков О.В. Особенности применения структурно-функциональной модели при переподготовке и повышении квалификации преподавателей ведомственных вузов МЧС России // Актуальные вопросы физической, боевой и тактико-специальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. семинара. Ч. 2. (Вологда, 25—26 апреля 2012 г.). Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.
8. Огурцов И.В., Хомяков О.В., Шульгов Ю.И. Способы и средства защиты личного состава при чрезвычайных ситуациях // Практическое руководство. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017.
9. Огурцов И.В., Швецов ПА. Формирование умений ориентирования в экстремальных условиях у сотрудника УИС с использованием технических средств навигации // Информационно-техническое обеспечение деятельности территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России: Сб. материалов науч.-практ. семинара. Вологда, 2018.
10. Поспеев К.Ю. Совершенствование деятельности территориальных органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 3 (14).
11. Психология экстремальных ситуаций: Учеб. пособие / Сост. И.А. Семенова. Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2012.