УДК 343.83 ББК 67.409.022 К44
A.M. KISELEV*
ON THE PROBLEM OF READINESS FORMATION
OF THE PENAL SYSTEM STAFF IN EMERGENCY CIRCUMSTANCES
Аннотация: в статье освещены вопросы формирования готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, предложено авторское определение готовности, дана краткая характеристика и представлена структура данного качества, приведены некоторые результаты научного исследования, проведенного в Академии ФСИН России при изучении курсантами тактико-специальной подготовки.
Ключевые слова: готовность к действиям, чрезвычайные обстоятельства, тактико-специальная подготовка, сотрудники пенитенциарных органов и учреждений, курсанты ведомственных вузов, компоненты готовности, служебная подготовка.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ*
О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Annotation: this article deals with the questions of the penal staff readiness in emergency circumstances, the author's definition of readiness, brief characteristics and the structure of this quality and some results of scientific research at the Academy of the Federal Penal Service of Russia are presented.
Key words: readiness to act, emergencies, tactical and special training, prison staff, students of the departmental educational establishments, components of readiness, in-service training.
Чрезвычайные обстоятельства криминального, техногенного, природного и экологического характера осложняют условия выполнения профессиональных задач сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС) России. Эти условия предъявляют высокие требования к личному составу пенитенциарных органов и учреждений в целом и к их готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО) в частности. Эффективность этих действий во многом определяется наличием навыков профессионального взаимодействия, а также сформи-рованностью у сотрудников готовности к действиям в сложной оперативной обстановке.
В связи с актуальностью проблемы формирования готовности сотрудников к действиям при ЧО нами были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности опасной профессии;
- определить наиболее важные качества, способствующие успешной профессиональной деятельности сотрудников при ЧО;
- определить структуру готовности сотрудников к действиям при ЧО.
Опасная профессия требует сформирован-ности у человека определенных качеств: во-первых, готовности к работе в экстремальных условиях, что предопределяет ведущее значение благоприятных личностных характеристик индивидуума (мотивы, потребности, целевые установки, характер, воля), во-вторых, наличия
* Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры организации режима и надзора в УИС (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
0
1
О
(V)
0
1
CD
а ш
(V)
о
(V)
с -с
CD
О *
С
с<
о с
о *
О О
с
>3
is О о
У
<0 о <0 го
0
с
1
о
<0
0
1
о
с:
достаточно выраженных врожденных задатков, обеспечивающих высокий уровень поддержания гомеостатических функций организма, в-третьих, исключительно пластичной нервной системы, позволяющей формировать гибкие функциональные системы в головном мозге, обеспечивающие такие творческие процессы, как интуиция, предвосхищение, эвристика.
Деятельность в опасной профессии не может быть обеспечена только знаниями, умениями и навыками, и в этом ее существенная особенность. В опасной работе сотруднику нередко приходится встречаться с ситуациями, в которых требуется преодолеть привычную логику мышления, совершать противоестественные действия и операции. Исследования поведения сотрудника в опасной ситуации показали, что на него, как правило, воздействуют комплексные раздражители биологической и психологической природы, что нередко приводит к нарушению его интеграционной деятельности. В частности, ориентировочная реакция усиливается до такой степени, что начинает тормозить регуляционные процессы по опознанию сигналов и принятию решения. Стереотипные акты, будучи основой автоматизированных действий, тормозят осмысление нестандартных ситуаций. Доминантность как особое свойство нервной системы, то есть концентрация нервного процесса при воздействии сильного раздражителя, переходит в свою противоположность -инертность. В этих случаях происходит психологическое зацикливание на вопросе: «Что случилось?» - и затягивается переход к необходимым действиям.
Все это, бесспорно, имеет отношение к содержанию понятия опасной профессии, но есть еще очень важный социальный контекст. Известно, что люди опасных профессий, к которым, без сомнения, можно отнести сотрудников УИС России, обеспечивают прежде всего безопасность других, что образует нравственную основу опасной профессии. Следовательно, задача формирования готовности сотрудников опасной профессии к действиям в сложных условиях согласовывается с нравственными основами поведения людей в экстремальных ситуациях. В связи с этим возникает необходимость разработки совершенно нового направления подготовки, которое определяется необходимостью не только управления поведением людей в чрезвычайных обстоятельствах, но и создания глубоких нравственных оснований коллективных поступков.
Чрезвычайные обстоятельства, потенциально возможные на объектах УИС, обладают
скрытым психологическим воздействием на сознание сотрудников, вызывая деформацию нравственных ценностей, состояние тревоги, панических настроений, психической угнетенности, социальной незащищенности, а иногда и слабо управляемой агрессии. Отсюда задача: с одной стороны, дать профессиональные знания, сформировать навыки, умения, с другой - сформировать готовность для действий в нештатных ситуациях у лиц, непосредственно участвующих в них. Суть такой подготовки - сочетание профессионального обучения и социального воспитания.
Задача формирования готовности к действиям при ЧО предполагает развитие нравственных основ поступков сотрудников УИС: готовность принять на себя ответственность за самостоятельное решение, высочайшая организованность, личное мужество, вплоть до самопожертвования ради блага других, так как профессионализм и компетентность людей опасной профессии основываются на нравственном фундаменте. Прочность подобного фундамента определяется тем, что у сотрудника на всех этапах его профессиональной подготовки воспитывают нравственные принципы, прежде всего добросовестность в обучении, ибо в опасной профессии некомпетентность оборачивается несчастьем для других людей. Психологическая суть формирования готовности вступить в противоборство с условиями чрезвычайных обстоятельств состоит в воспитании не столько сострадания, сколько активности. Такого рода психологическая подготовка способствует формированию ответственных форм поведения.
На наш взгляд, в процесс служебной подготовки сотрудников практических органов, учреждений УИС и тактико-специальной подготовки курсантов вузов ФСИН России целесообразно включать:
- компьютерные технические средства обучения, позволяющие моделировать проблемные ситуации с целью тренировки принятия ответственных решений, организации игровых ситуаций;
- моделирование психологического содержания ЧО и реальных внештатных ситуаций на специальных тренажерах;
- деловые игры с анализом поведения сотрудников в чрезвычайных обстоятельствах, характерных для пенитенциарных учреждений.
Указанные формы могут быть особенно эффективны при подготовке руководителей органов и учреждений. Целью таких учебных занятий должно быть формирование готовности к нестандартным действиям, принятию нетривиальных решений, способности к вероятностному прогнозу
развития ситуаций, то есть нестереотипных актов поведения, которые обеспечивают не только выживание подчиненных сотрудников в ЧО, но и успешное выполнение поставленных им задач.
К сожалению, в настоящее время формирование готовности сотрудников к профессиональной деятельности иногда строится только на опыте прошлых лет без учета новых, современных реалий. Новое поколение, приступая к исполнению служебных обязанностей в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, нередко пасует перед реальностью и условиями, требующими самостоятельных усилий, поскольку они не согласуется со сложившимся во время обучения образом «модели жизни». Особенно чувствуется неготовность к преодолению проблем в напряженных, нестандартных, экстремальных ситуациях, характерных для чрезвычайных обстоятельств. Острота этого вопроса определяется не столько неготовностью, как таковой, сколько отсутствием у молодого поколения потребности в формировании у себя такой психологической готовности. В связи с этим зададимся вопросом: а существует ли социальная нужда в готовности преодоления проблем в чрезвычайных обстоятельствах?
Представляется, что современная подготовка сотрудников к встрече с возможными ЧО немыслима без учета общих черт нашей действительности. Прежде всего, это быстрое изменение окружающей предметной среды, в которой протекает профессиональная деятельность. Кроме того, изменения производственной, военной, криминогенной и политической обстановки как свойства современной жизни в целом объективно и настоятельно требуют от руководителей служебной подготовки и профессорско-преподавательского состава ведомственных вузов новых принципов развития способностей обучаемых к мгновенной мобилизации имеющихся знаний при принятии решения. Подобные способности определяются организационными и психологическими условиями, обеспечивающими развитие интегральных свойств психики, эмоциональной, волевой и нравственной сфер.
Практика показывает, что даже высококвалифицированные сотрудники, но не имеющие специальной подготовки к действиям при ЧО, не отличаются необходимой готовностью к действиям в сложной оперативной обстановке. Наиболее сложен для них процесс принятия управленческого решения. Эксперименты показали, что в экстремальной ситуации более 3/4 продолжительности от времени ее локали-
зации затрачивается на принятие решения. Это обусловлено не только недостаточностью информации или слабой профессиональной подготовленностью, но и в 50-60 % случаев страхом за последствия своих действий, за возможность ошибки, слабым волевым импульсом, привычкой к опекунству и слабохарактерностью1.
Специалист УИС, обладающий профессиональным опытом действий только в стандартных условиях, как правило, не в состоянии надежно действовать в нестандартной ситуации. Суть дела в том, что психические состояния, обеспечивающие деятельность в стандартных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах организуются по несколько другим законам. Например, в обычной деятельности доминирующий мотив повышает работоспособность, а при ЧО он может сузить восприятие и исказить оценку истинной угрозы. Если в обычной профессиональной деятельности такой стойкий стереотип, как основа автоматизированных навыков, способствует сноровке и легкости осуществления действий, то в условиях ЧО он тормозит переключение внимания с режима непродуктивного функционирования на продуктивный, то есть на осознание новой информации, принятие нового решения.
Усилиями отечественных и зарубежных психологов были определены ведущие свойства психики, развитие которых обеспечивает готовность сотрудников к действиям в нестандартных условиях. Основные из них: оперативное мышление и предвосхищение. Именно эти свойства необходимо в первую очередь формировать в процессе подготовки начальствующего состава органов и учреждений сотрудников УИС к действиям при ЧО.
В литературе по социальной, юридической и возрастной психологии встречаются трактовки готовности как состояния и как качества личности. Понимание готовности сотрудника УИС к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, по нашему мнению, целесообразно рассматривать прежде всего как активно-действенное состояние личности, отражающее содержание поставленной задачи и условия ее предстоящего выполнения. Вместе с тем мы не противопоставляем готовность как психическое состояние и как качество личности. И в том и в другом случае готовность представляет собой психологическую предпосылку эффективности деятельности сотрудника.
На наш взгляд, вызывает интерес исследование, проведенное нами в ходе занятий по тактико-специальной подготовке с курсантами Ака-
0
1
О
(V)
0
1
CD
а ш
(V)
о
(V)
с -с
CD
О *
С
с<
о с
о *
демии ФСИН России, посвященное вопросу формирования временного состояния готовности к выполнению учебных задач, ориентированных на действия при ЧО2. Исходя из того что многие личностные качества выступают как более или менее устойчивые предпосылки психических состояний, мы рассматривали одно из таких состояний - готовность курсантов к нестандартным действиям. Это состояние изучалось с целью определения путей его формирования и закрепления. Мы искали также ответ на вопрос, могут ли различные формы проявления состояния готовности к действиям при ЧО закрепляться у курсантов в период обучения и становиться типичными для них чертами личности.
Из наблюдений следует, что наиболее часто фиксируемый компонент готовности -эмоциональный. В большинстве случаев в ходе исследования наблюдалась очевидная связь эмоциональной настройки на старте со всеми сторонами подготовительной деятельности, в том числе деятельности преподавателя, в частности четкое и умелое проведение им инструктажа и его личное отношение к выполнению предстоящей учебной задачи.
Интеллектуальный компонент готовности курсантов к деятельности выражается в степени осмысленности предстоящей работы,
сосредоточенности на ней. Сюда же относится и мысленное проделывание работы. Хотя внешне этот компонент готовности мало заметен, о нем можно судить по ошибкам в подготовительной деятельности.
Надо иметь в виду и степень сосредоточенности внимания обучаемого, быстроту его переключения от обычной деятельности на деятельность в чрезвычайных обстоятельствах. Именно организация внимания считается важнейшим моментом подготовки к конкретной деятельности.
И наконец, третий компонент готовности курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях проявляется в характере производимых действий, их скорости, четкости и точности.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что готовность сотрудников УИС к действиям при чрезвычайных обстоятельствах необходимо рассматривать как активно-действенное состояние личности, отражающее содержание поставленной задачи и условия ее предстоящего выполнения. Полагаем, что организация занятий по подготовке сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах с учетом этой позиции обеспечит повышение эффективности деятельности органов и учреждений УИС в сложной оперативной обстановке.
Список использованной литературы
1 См.: Киселев А. М. Система подготовки персонала Федеральной службы исполнения наказаний к действиям в экстремальных ситуациях: монография. Рязань, 2013. С. 69-102.
2 См.: Там же. С. 130-147.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 21 февраля 2014 г. № 2.