О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
А. М. Киселев
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования психологической готовности отдельных сотрудников, руководителей органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и возглавляемых ими коллективов к действиям в экстремальных ситуациях. Раскрываются условия, компоненты и особенности психологической готовности сотрудников и подразделений уголовно-исполнительной системы при действиях в условиях сложной оперативной обстановки.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, психологическая готовность, сотрудники, руководители пенитенциарных органов и учреждений, подразделения уголовно-исполнительной системы, компоненты и специфика формирования психологической готовности.
Summary: This article deals with a problem of formation of psychological readiness of certain employees, administration of penal bodies and establishments and penal staff to actions in extreme situations, and reveals conditions, components and peculiar features of psychological readiness of penal staff and units of penal system to actions in a difficult operational situation.
Keywords: extreme situations, psychological readiness, penal staff, administration of penal bodies and establishments, units of the penal system, components and specificity of formation of psychological readiness.
Обострение социально-политических, экономических, национальных, территориальных и религиозных противоречий, чрезвычайные ситуации техногенного, природного и экологического характера осложняют условия выполнения служебных задач персоналом уголовно-исполнительной системы России [2, 3, 4, 5, 8]. Эти условия предъявляют высокие требования как к отдельным сотрудникам, так и к органам и учреждениям, их психологической готовности для действий в данных обстоятельствах. Эффективность указанных действий во многом определяется наличием навыков профессионального взаимодействия, а также формированием психологической готовности личного состава, что составляет основу успешного решения служебных задач [1, 17, 18, 19].
На состояние готовности сотрудников оказывают влияние и те конкретные условия, в которых осуществляется их профессиональная деятельность. К числу внешних и внутренних условий, характеризующих психологическую готовность сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, следует отнести: содержание задач, их трудность, новизну, творческий характер; обстановку, в которой осуществляется деятельность, пример поведения окружающих; самооценку собственной подготовленности; предшествующее нервно-психическое состояние; состояние здоровья и физи-
ческое самочувствие; личный опыт мобилизации сил на решение задач большой трудности; умение контролировать и регулировать уровень своего состояния психологической готовности; умение самонастраиваться, создавать оптимальные внутренние условия для предстоящей деятельности в сложных условиях обстановки.
Наши исследования показали, что для возникновения состояния психологической готовности к сложным видам деятельности необходимо:
- осознание целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
- осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода;
- определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований;
- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение в достижении цели [8, с. 168].
В итоге сотрудник настраивается на определенное поведение, на совершение действий, необходимых для достижения поставленной цели; готовит, если необходимо, материальную базу для выполнения задачи, а если условия дости-
жения цели зависят в какой-то мере от него самого — создает эти условия, а также совершает подготовительные действия, пополняет недостаток информации, проводит упражнения, тренировки, рисует схемы возможного развертывания событий и т. д.
С началом практических действий внимательно следит за изменением обстановки, оценивает адекватность своих действий, модель которых он построил заранее, стремится не упустить оптимальных условий и средств, ведущих к достижению цели, сознательно управляет собой. Таким образом, состояние психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях имеет сложную динамическую структуру и включает в себя следующие компоненты:
- мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга);
- ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности);
- операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);
- волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);
- оценочный (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения служебных задач оптимальным образцам).
Достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства является, на наш взгляд, показателем высокого уровня психологической готовности сотрудника, его активности, самостоятельности, творчества
в процессе деятельности в экстремальных ситуациях. Их недостаточная развитость и выраженность свидетельствуют об известной неподготовленности, незавершенности формирования готовности, о ее средних или низких уровнях [6, 7, 9, 10, 20].
Остановимся на некоторых особенностях психологической готовности коллектива (органа, учреждения, отдела, службы) УИС России и его руководителя (начальника).
Готовность — это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Возникновение состояния психологической готовности к деятельности в экстремальной ситуации начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания коллективом и руководителем поставленной перед ними задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий.
Затем руководитель приступает к воплощению появившегося состояния готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход выполняемой задачи и ее промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы. Причем анализ ситуации, решение, развитие замысла, эмоций, проявление и изменение готовности определяются прежде всего доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности. Существенно и другое. В создании, сохранении и восстановлении состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности руководителя. Вне реально существую-
щих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание.
Состояние психологической готовности личности руководителя к деятельности в экстремальной ситуации следует понимать как сложное образование. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Стремясь выполнить поставленную коллективу задачу, руководитель в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализует определенную цель. Обычно он реализует две группы своих возможностей: неспецифические и специфические, которые являются слагаемыми его готовности к деятельности в экстремальной ситуации.
Неспецифические возможности характеризуются активным применением средств и способов, общих для решения многих задач, поддержанием внутреннего равновесия, мобилизацией своего опыта, чувств, воли для решения сложных, неординарных задач. В этом важное проявление общей активности и целостности личности руководителя.
Специфические возможности как слагаемые готовности выражаются в особом профессионально заостренном развитии устойчивых качеств и свойств личности руководителя (направленности, характера, способностей, уровня притязаний и др.), а также такой их актуализации, которая бы строго соответствовала требованиям решения служебных задач в условиях экстремальной ситуации.
Неспецифические и специфические возможности руководителя находятся в
диалектической взаимосвязи с готовностью к деятельности возглавляемого им коллектива.
Психологическая готовность коллектива — не прямое следствие, не механическая сумма готовности отдельных его членов. Помимо мобилизации индивидуальных качеств, нужно привлечь на выполнение задачи общественное мнение, традиции коллектива, создать общую установку и коллективное настроение. Общий успех является итогом не отдельно взятых индивидуальных, а совместных и согласованных действий многих людей. Коллективный результат базируется на правильном восприятии и представлении всеми участниками хода решения задачи, взаимопонимании, взаимоуверенности, взаимном доверии, сплоченности, навыках взаимодействия. Следовательно, содержание и структура готовности коллектива раскрываются в общей целеустремленности, направленности его умственных, эмоциональных и волевых проявлений мастерства и установок на четкое и полное выполнение служебных задач в экстремальных ситуациях.
Известно, что объединение людей для совместной деятельности порождает взаимовлияние, подражание, внушение, соревнование, стремление к самоутверждению, симпатии, антипатии, взаимные оценки, авторитеты и т. п. Все эти социально-психологические явления оказывают влияние на психологическую готовность не только отдельных членов, но и целого подразделения. Например, если тот или иной человек равнодушен к общему успеху и стремится к успеху личному, то это может отрицательно сказаться на общем ритме работы коллектива, вызвать несогласован-
ность в действиях, что особенно опасно при выполнении задач в экстремальных ситуациях.
Таким образом, здоровый морально-психологический климат, чувство уверенности, взаимопонимание, уважение и доброжелательность друг к другу, взаимная требовательность и взаимозаменяемость составляют необходимые предпосылки психологической готовности коллектива к деятельности в экстремальных ситуациях, создания общей установки на успешное выполнение стоящей задачи, слаженности и согласованности действий [12, 13, 14, 15].
Вместе с тем спаянность, дисциплина, профессиональная выучка, сознательность и стойкость коллектива способствуют формированию и сохранению психологической готовности каждого его члена к активным действиям в сложной оперативной обстановке и в экстремальных ситуациях [11, 16].
Литература
1. Бобкова И.Е. Особенности психологического консультирования руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 3. — С. 121-129.
2. Гаврина ЕЕ. Психодинамика формирования криминальной деструктивности личности сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 1. — С. 115-123.
3. Гаврина ЕЕ. Психологические особенности проявления деструктивных отклонений в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 4. — С. 87-95.
4. Гаврина ЕЕ. Специфика проявления агрессии в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 51-59.
5. Датий А.В., Павленко А.А, Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 1. — С. 178-179.
7. Душкин А.С. Компетентностный подход в кадровой политике полицейских структур зарубежных стран // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 132-143.
8. Киселев А.М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... д-ра пед. наук. — СПб.: Университет МВД России, 2009.
9. Климанов Г.Б, Датий А.В, Кокурин А.В. Опасность профессиональной деформации. Что это такое? // Человек: преступление и наказание: науч. журн / Академия ФСИН России. — 2011. — № 3. — С. 11.
10. КряклинК.В. К вопросу об актуальности изучения психодинамики личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации к службе в УИС // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 4. — С. 76-78.
11. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 4. — С. 158-163.
12. Огородников В.И., Долинин А.Ю. Организация и специфика контроля служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 4. — С. 129-132.
13. Поздняков В.М. Направления совершенствования психологического обеспечения работы с сотрудниками ФСИН России // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — С. 8-18.
14. Пряхина М.В. Критерии оценки и психологического прогноза эффективности управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 1. — С. 101-107.
15. Рожков О.А. Совместный эмпирический анализ профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. —
2012. — № 3. — С. 71-75.
16. Сомов А.В., Мальцева Т.В. Психолого-управленческое воздействие руководителя на подчиненных в правоохранительных органах // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 125-129.
17. СочивкоД.В., Савченко Т.Н., БлинниковаИ.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. —
2013. — № 4. — С. 8-20.
18. Тавтилова Н.Н. Особенности психодинамики личностного роста сотрудников УИС в зависимости от стажа службы // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 3. — С. 98-106.
19. Цолцаева Р.С.-М. Феномен ролевой позиции в структуре профессионально-личностной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4. — С. 156-160.
20. Яковлева Н.В. Гендерные особенности индивидуальных моделей здоровья // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4. — С. 49-61.
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ*
Н. В. Яковлева
Аннотация: в статье представлены результаты исследования индивидуальных моделей здоровья подростков, склонных к асоциальным девиациям. Показано, что их индивидуальные модели здоровья отличаются на интра-системном, системообразующем и интерсистемном уровнях и имеют дефор-
мацию по типу «ложной неуязвимости».
Ключевые слова: асоциальное поведение, индивидуальные модели здоровья, деформация индивидуальных моделей здоровья.
Abstract: This article presents the results of studies of individual models of adolescent health, prone to antisocial de-
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №12-16-62001