Морально-психолопическая профессиональная подготовка и надежность
Morally-Psychological and Professional Training and Reliability
УДК 37.018.4 © А. М. Киселев, В. В. Смыковский, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12001
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Педагогическая модель формирования готовности территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств
Киселев Александр Михайлович 1,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки.
E-mail: [email protected]
Смыковский Василий Васильевич 1 2,
адъюнкт Академии ФСИН России, помощник начальника управления по МПиГО. E-mail: [email protected]
1 Академия права и управления ФСИН России, Рязань, 390000, Россия 2 УФСИН России по Архангельской области, Архангельск, 163000, Россия
Аннотация
Введение. Сотрудники учреждений ФСИН России должны быть готовы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ЧО). Целью статьи являлись разработка модели формирования у сотрудников УИС готовности к действиям при возникновении ЧО и оптимизация условий обучения сотрудников УИС, принимающих участие в специальной операции по ликвидации ЧО.
Материалы и методы. Для изучения специфики готовности сотрудников УИС к действиям при возникновении ЧО (побеги, массовые беспорядки, захваты заложников, террористические акты) проведен анализ проблемных вопросов, имеющих место в учреждениях ФСИН России. Изучены итоги внезапных проверок учреждений, результаты инспектирований, штабных тренировок, тактико-специальных учений.
Результаты и обсуждение. Рассмотрены основные недостатки, выявленные при проверках готовности учреждений ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Обозначены необходимые компетенции, определяющие готовность учреждений к действиям при возникновении ЧО. Выявлены кластеры, в которых ЧО будут пресечены. Указаны уровни формирования готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО: первый — индивидуальная готовность сотрудников, включающая знания, умения, навыки, установки сотрудника на успешное выполнение задач при ЧО; второй — это готовность органов управления к принятию целесообразных решений; третий — подготовка территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении ЧО в целом. Приведены формы, методы и принципы повышения уровня готовности к действиям при возникновении ЧО на примере УФСИН России по Архангельской области.
Выводы. Предложена модель формирования готовности территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении ЧО, которая будет полезна при проведении занятий по тактико-специальной подготовке.
Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства; воспитание; компетенции; методы; формы; средства; уголовно-исполнительная система; сотрудник; сводный отряд.
Для цитирования: Киселев А. М., Смыковский В. В. Педагогическая модель формирования готовности территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 130-137. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12001
Основные положения:
1. Представленная модель формирования готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств позволяет воссоздавать на учебных занятиях ситуации и эпизоды, идентичные реалиям сложной оперативной обстановки, складывающейся на объектах уголовно-исполнительной системы.
2. Уровень готовности сотрудников к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств за-
висит от степени сформированности профессионально значимых компетенций, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности.
Введение
Актуальность и значимость. В настоящее время проблемы профессионального образования связаны и с повышением качества подготовки сотрудников учреждений Уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) к выполнению задач, возложенных на Федеральную
службу исполнения наказаний России (далее — ФСИН). Одно из полномочий ФСИН заключается в подготовке УИС к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидации их последствий на подведомственных объектах силами и средствами УИС, а также взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти '. При этом тактико-специальная подготовка [1, с. 10] рассматривается в качестве основного способа повышения готовности сотрудников учреждений ФСИН России к действиям при возникновении ЧО (далее — готовность при ЧО). Целью настоящей статьи является разработка модели формирования у сотрудников УИС готовности к действиям при возникновении ЧО и оптимизация условий обучения сотрудников УИС, принимающих участие в специальной операции по ликвидации ЧО.
Теоретические предпосылки. Сегодня необходимо вооружать действующий средний и старший начальствующий состав учреждений и органов ФСИН новейшими и актуальными знаниями, навыками и умениями по обучению различных категорий начальствующего состава в традициях патриотизма, обеспечению его действенного влияния на их сознание и отношение к служебному долгу, формированию у личного состава таких убеждений, морали, норм, взглядов, правил и принципов, которые обеспечивали бы максимально возможный уровень мотивации в повседневной жизнедеятельности и в сложной оперативной обстановке 2. Решение этой важнейшей задачи, обеспечивающей высокий уровень профессионализма начальствующего состава, определяет выбор и использование таких приемов, способов преподавания служебно-прикладных дисциплин в рамках профессиональной подготовки, в которых воедино сольются процессы оптимизации воспитания и обучения.
Состояние преступности в зарубежных странах. Проведенные исследования особенностей пенитенциарной преступности в некоторых зарубежных странах показывают, что среднее значение количества правонарушений и преступлений на одного заключенного составляет 0,65. При этом в Латвии данный показатель максимальный (2,53), а в Испании — минимальный (0,05). В пенитенциарных системах таких стран, как Россия, США и Великобритания, значение показателя находится в диапазоне от 0,5 до 0,7 3.
Статистический анализ структуры правонарушений и преступлений в пенитенциарных учреждениях различных стран 4 показал, что одним из наиболее опасных преступлений является нападение на персонал пенитенциарного учреждения, которое в общем количестве преступлений и правонарушений в 2015-2016 гг. в исследованных государствах составило в среднем 10,5%.
При этом наименьшее значение показателя зафиксировано в Российской Федерации (0,5%), а наибольшее — во Франции (24,61%). Проблемы безопасности персонала имеют место в таких странах, как Франция, Латвия, Испания и Великобритания. К опасным преступлениям относятся также побеги из-под стражи или при конвоировании. Так, в Норвегии доля побегов из-под стражи или при конвоировании составляет 1,05% от общего количества правонарушений и преступлений, в ФБТ США — 0,585%, в России — 0,004, в Великобритании — 0,013, в Латвии — 0,027%. Низкие величины данных показателей свидетельствуют о высоком уровне готовности к действиям при ЧО персонала пенитенциарных учреждений. Готовность и, что немаловажно, умение действовать в условиях возникновения ЧО на объектах УИС служит одной из задач ФСИН России.
Технологические приемы, педагогические формы и методы организации подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН России к деятельности в экстремальных ситуациях в системе служебной подготовки разработаны и широко представлены в современной педагогической науке. Однако в основном описываются решения данной проблемы преимущественно в направлении развития физической и морально-психологической готовности выпускника учебного заведения ФСИН России (В. В. Кареев, Р. В. Пузыревский). Вопросы формирования готовности сотрудников учреждений ФСИН России к действиям при возникновении ЧО отражены в педагогических исследованиях В. М. Литвишкова, О. Г. Ковалева, А. И. Папкина.
Ученые, проводившие исследования по близким к данной темам, основывались на возможности применения всех методов и способов учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия, инструктажи и т. д.), учитывая возрастание эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) при изучении такой дисциплины, как специальная тактика. Но они не принимали во внимание, что в год на специальную подготовку с сотрудниками отводится 10 часов, а тактическая подготовка проводится только со специальными подразделениями по отдельному плану 5.
Анализ состояния исследуемой проблемы свидетельствует о необходимости повышения эффективности процесса формирования готовности к действиям при возникновении ЧО. Бесспорно, что сотрудник, готовый к различным нештатным ситуациям, всегда будет успешнее того, кто имеет лишь представление о необходимости быть готовым к ним, и значительно быстрее стабилизирует такую ситуацию, благодаря чему достигнет высоких результатов в профессиональной деятельности.
1 Положение о федеральной службе исполнения наказаний : указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 (п. 7). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Тактико-специальная подготовка : учебник : в 2 ч. М., 2011. Ч. 1. 368 с.
3 Пертли Л. Ф., Кузьмин С. И., Екимов С. В., Буримое Р. Ю., Мальчук О. И., Калужина М. А., Фумм А. М., Яковлева О. Н., Ша-поренко А. А., Гнедова Н. П. Зарубежный опыт профилактики негативных процессов, происходящих в пенитенциарных учреждениях, и совершения содержащимися в них лицами правонарушений и преступлений : аналитический обзор. М., 2017. С. 20-21.
4 Там же.
5 Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников УИС : приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Материалы и методы. Для изучения специфики готовности сотрудников УИС к действиям при возникновении ЧО (побеги, массовые беспорядки, захваты заложников, террористические акты) проведен анализ проблемных вопросов, возникающих в учреждениях ФСИН России. Рассматривались итоги внезапных проверок учреждений, результаты инспектирований, штабных тренировок, тактико-специальных учений.
Результаты и обсуждение. Исследованием были выявлены три основные группы субъективных показателей, характеризующих проблемы в готовности учреждений к действиям при возникновении ЧО:
1) неумение оперативных штабов, групп управления управлять действиями подчиненных по пресечению ЧО, возникших в учреждениях (принятие нецелесообразных решений, неспособность работать со служебно-боевыми документами), — «компетенция органов управления»;
2) незнание начальниками временно формируемых функциональных групп тактики действий при выполнении поставленных задач, вследствие чего неумение руководить подчиненной группой — «компетенция среднего начальствующего состава»;
3) слабое владение 50% личного состава различных групп приемами и тактическими действиями — «компетенция исполнителей».
Эти три группы показателей взаимосвязаны и не могут существовать независимо друг от друга (рис. 1).
Качественно и с наименьшими потерями ЧО будет пресечено только в кластере № 4
Кластер № 1. Задача не выполнена
Рис. 1. Взаимосвязь компетенций, влияющих на готовность к ЧО (Fig. 1. Interrelation of Competencies including Readiness for Emergency)
«Компетенция органов управления» — это комплекс прикладных знаний, опыта, практических навыков и личностных качеств начальствующего состава, входящего в орган управления учреждения ФСИН, позволяющий на должном уровне решать задачи по стабилизации оперативной обстановки в учреждении ФСИН России или пресечению и ликвидации ЧО, включающие умение принимать решение, оформлять его, доводить до начальников функциональных групп и контролировать его выполнение.
«Компетенция среднего начальствующего состава» — это комплекс прикладных знаний, опыта, практических навыков и личностных качеств начальствующего состава, руководящего той или иной функциональной группой, формируемой в соответствии с характером выполняемых задач, позволяющий ему требовать от временно подчиненных исполнителей выполнения определенных задач, поставленных органом управления по стабилизации оперативной обстановки в учреждении ФСИН России или пресечению и ликвидации ЧО.
«Компетенция исполнителя» — это набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств сотрудника, входящего в ту или иную функциональную группу, формируемую в соответствии с характером выполняемых задач, позволяющий ему качественно выполнять определенные задачи, поставленные начальником группы по стабилизации оперативной обстановки в учреждении ФСИН России или пресечению и ликвидации ЧО.
ЧО эффективно и с наименьшими потерями будет пресечено только в кластере № 4, когда все участники ликвидации ЧО обладают необходимыми компетенциями.
Кластер № 1 — грамотно принятое целесообразное решение, требовательные и умелые начальники функциональных групп, но необученный личный состав, который, возможно, и выполнит задачу, но ценой больших потерь или с нарушением законности и порчей имущества, средств ликвидации ЧО.
Кластер № 2 — грамотно и целесообразно принятое решение, обученный личный состав, но начальник группы не в состоянии руководить группой, он не знает тактики действий той группы, которую возглавляет, результат, как и в кластере № 1.
Кластер № 3 — обученные исполнители, готовые к действиям, компетентные начальники групп, умеющие непосредственно руководить подчиненными, в боевых порядках отсутствует решение на пресечение или оно нецелесообразно и неграмотно, что в свою очередь приведет к вышеперечисленным результатам кластеров № 1 и № 2.
Формирование готовности сотрудников ФСИН к действиям при возникновении ЧО рассматривается нами по трем уровням.
Первый — индивидуальная готовность сотрудников, включающая знания, умения, навыки, установки сотрудника на успешное выполнение задач при ЧО.
Второй — готовность органов управления к принятию целесообразных решений.
Третий — подготовка территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении ЧО в целом.
Повлиять на уровень готовности можно только методами педагогического воздействия на личность сотрудника [2, с. 290-296].
Персональную ответственность за состояние готовности сил и средств к действиям при возникновении ЧО несет начальник территориального органа ФСИН России. Выполнение данной управленческой функции он осуществляет через группу организации действий при возникновении ЧО, в обязанности которой входят раз-
работка, планирование, проведение и контроль основных мероприятий, направленных на повышение готовности персонала и учреждений в целом к действиям при возникновении ЧО.
Что касается структуры самой системы заблаговременной подготовки территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении ЧО, то она состоит из трех составных частей: планирующей, формирующей и контрольной. В основном это организационно-практические мероприятия, в учреждениях пенитенциарной системы готовность сотрудников к действиям при возникновении ЧО формируется на занятиях по тактико-специальной подготовке 6.
Для обнаружения закономерностей в процессе формирования готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО нами использовано моделирование.
В науке приняты несколько определений модели, поскольку акценты делаются на разные ее качества и задачи, которые решаются с ее помощью. Например: «Модель — это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект — оригинал так, что можно получить новые знания об этом объекте-оригинале» [3].
Модель формирования готовности сотрудников ФСИН России к действиям при возникновении ЧО рассматривается нами как комплекс научных знаний об объекте исследования, дающих возможность правильно описать, интерпретировать ранее известные факты об объекте исследования и позволяющих предсказать новые, еще не открытые наукой факты.
Разработка педагогической модели формирования готовности сотрудников УИС к действиям при возникновении ЧО относится к разряду междисциплинарных задач, требующих интеграции подходов целого спектра научных направлений и дисциплин — философии, имиджелогии, социологии, педагогики, менеджмента, физической культуры, психологии.
На основе вышеуказанных тезисов, определяющих процесс моделирования, приступим к описанию предлагаемой модели формирования готовности сотрудников УИС к действиям при возникновении ЧО.
Модель формирования готовности сотрудников учреждений ФСИН России к действиям при возникновении ЧО (рис. 2) определяется нами как система экспериментальных, проектировочных действий и процедур, целью которых являются апробация и проверка теоретических положений гипотезы исследования в практической деятельности.
Для претворения в жизнь разработанной модели требуется подкрепить доводами систему принципов. В своем исследовании мы использовали следующие характеристики принципа, предложенные А. Г. Малышевым [4, с. 76]: системность; концептуальность; нормативно-правовую обусловленность; прогностичность.
Содержание, организация и методика подготовки определяются системой общих принципов обучения
с учетом специфики функционирования и служебной деятельности организации и силовой структуры, в которой применяются данные методики [5, с. 59-68]. Основные принципы обучения в учреждениях ФСИН России: обучение персонала учреждений ФСИН России только тому, что пригодится для выполнения служебных задач; поддержание готовности сил и средств к действиям при ЧО на высоком уровне; активизация самостоятельности и сознательности обучающегося персонала; обеспечение наглядности подачи изучаемого материала; достижение последовательности, систематичности и комплексности в обучении; доступность знаний для всех категорий персонала; прочное усвоение знаний, умений и навыков; коллективный и дифференцированный подход к обучению.
При планировании тактико-специальной подготовки целесообразно учитывать, что успешная деятельность при ЧО зависит от умелых действий отдельных сотрудников и слаженных действий коллективов [6, с. 39-44]. Поэтому объектами обучения должны быть как определенный коллектив (служебный наряд, группа, подразделение или его часть и т. д.), так и отдельный сотрудник [7, с. 98]. Тактико-специальная подготовка в УИС организуется в составе создаваемых на период выполнения задач функциональных групп. Одновременно совершенствуется индивидуальная подготовка сотрудников.
Педагогические методы в нашем исследовании понимаются как совокупный комплекс приемов и способов, с использованием которых происходят передача знаний и их усвоение, формируются умения и навыки, а также достигается слаженность действий сводных подразделений при выполнении поставленных задач в обостряющихся условиях обстановки.
Применяются следующие основные методы обучения: устное изложение, совместный анализ изучаемого материала, демонстрация; отработка (тренировка), практическая работа и самоподготовка [8].
В тактико-специальной подготовке применяются различные формы обучения, позволяющие обеспечить как теоретическое, так и практическое обучение сотрудников учреждений. К теоретическим формам обучения относятся индивидуальные собеседования, групповые занятия, инструктажи, контрольно-проверочные занятия. Используются следующие практические формы тактико-специальной подготовки сотрудников: групповые упражнения, тактико-строевые занятия (тренировки), инструктивные занятия и инструкторско-методические занятия, самоподготовка и др. [9].
Подготовка оперативных штабов и групп управления осуществляется на тактико-специальных учениях, командно-штабных учениях, штабных тренировках, инструктивных и тактико-специальных занятиях [10, с. 100].
Цель создания нашей модели заключалась в том, чтобы повысить у сотрудников УИС готовность к действиям при возникновении ЧО.
Поскольку мы создаем модель на базе действующего территориального органа ФСИН России, то опреде-
6 Методика специальной подготовки сотрудников Уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. М., 2006. 166 с.
Рис. 2. Модель формирования у сотрудников УИС готовности к действиям при возникновении ЧО (Fig. 2. Model of Building of Penitentiary Officers' Readiness to Act in cases of Emergency)
лен субъект обучения — группа организации действий при возникновении ЧО, в обязанности которой входят разработка, планирование, проведение и контроль основных мероприятий, направленных на повышение готовности персонала и учреждений в целом к действиям при возникновении ЧО [11, с. 74].
Объект обучения носит двухуровневый характер, потому что «чистый» субъект обучения влияет на «чистые» объекты через руководителей занятий, начальников различных уровней, которых в нашей модели мы называем объект-субъектами, потому что они, как и сам субъект, должны вносить созидательную составляющую в процесс моделирования, без них формирование готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО не будет иметь смысла.
В соответствии с поставленными задачами нами определены педагогические средства. В нашей модели ими выступают материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам, участвующим в процессе формирования готовности в УИС, относятся стрельбища; караульные городки; классы служебно-боевой подготовки отделов охраны и отделов безопасности; технические средства обучения; средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны; вооружение; инженерно-технические средства охраны режима и надзора; специальные средства; специальная техника; учебно-методические материалы.
Под организацией процесса формирования у сотрудников УИС готовности к действиям при возникновении ЧО понимается применение в нем педагогических технологий, обеспечивающих поэтапное решение данной проблемы [12, с. 14].
Нами были выделены и педагогические детерминанты, имеющие прямое влияние на процесс обучения.
Педагогическими детерминантами формирования готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО в предложенной модели выступают:
— личностные (исходный уровень сформированности готовности у сотрудников; уровень развития мотивационно-ценностного компонента; адекватность самооценки; специфика развития личностных характеристик);
— организационно-педагогические (разработка учебных программ, нацеленных на формирование личностной и физической готовности);
— персонифицированная поддержка сотрудников в процессе подготовки (индивидуальная работа с отстающими; повышение уровня компетентности среднего начальствующего состава).
В качестве первой детерминанты процесса формирования готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО мы выделили уровни развития личностных характеристик, их индивидуальных особенностей, которые предопределяют успешность процесса подготовки сотрудников. Уровни приурочили к предложенным критериям.
Второй группой педагогических детерминант являются педагогические пути. Особое место в этой
группе имеет подбор подходящих педагогических технологий.
Успех формирования готовности сотрудников к действиям при возникновении ЧО во многом предопределяет третья детерминанта — индивидуально-личностная поддержка сотрудника со стороны начальствующего состава, проводимая в рамках индивидуальной работы. Коррекция имеющихся проблем личностного и поведенческого характера требует составления плана индивидуальной работы, позволяющей определить индивидуальный темп повышения готовности сотрудника к действиям при ЧО.
Наша модель привязана к действующей системе подготовки территориального органа ФСИН России и регламентирована ведомственными нормативно-правовыми актами. Мы считаем целесообразным предлагаемую модель внедрить в систему подготовки территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении ЧО. В результате мы ожидаем повышения уровня готовности к действиям при возникновении ЧО у сотрудников УИС.
Структурными составляющими модели являются: цель, задачи, принципы, уровни, части, методы, средства, направления, формы, детерминанты, компетенции, субъект и объект моделирования.
Таким образом, при осложнении обстановки готовность сотрудников учреждений ФСИН России к действиям при возникновении ЧО приобретает особую актуальность.
Выводы
1. Разработана модель формирования готовности территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении ЧО, которую целесообразно учитывать при проведении занятий по тактико-специальной подготовке в целях повышения (формирования) личностной готовности сотрудников учреждений к действиям при обострении оперативной обстановки и возникновении ЧО.
2. Проведенный эксперимент по формированию готовности территориального органа ФСИН России к действиям при возникновении ЧО показал, что организация учебных занятий с использованием предложенных авторами педагогических технологий способствует повышению уровня индивидуальной готовности сотрудников и слаженности действий в составе коллектива, отдела, службы при выполнении ими служебных задач.
3. Представленные в статье педагогические пути решения проблемы являются научно-методической основой для дальнейшего исследования феномена готовности личного состава правоохранительных органов и оборонных структур Российской Федерации к деятельности в различных условиях оперативной обстановки.
Вместе с тем рассмотренные выше аспекты исследуемой проблемы не исчерпывают всей ее полноты. Оперативных решений требуют, например, организационно-методологическая несогласованность между практическими органами УИС и ведомственными вузами, а также отсутствие глубокого творческого взаимодействия с коллегами из других правоохранительных структур.
Список литературы
1. Подлипняк Ю. Ф. Тактико-специальная подготовка : учебник. М., 2007. 608 с.
2. Смыковский В. В. Понятие и сущность готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств и необходимость ее формирования у персонала уголовно-исполнительной системы // Воспитательная, социальная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе : сб. тез. выступлений и докладов участников междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2017. С. 290-296.
3. Бируля И. О. Экономико-математическое моделирование и его применение. URL: http://economyar.narod.ru/BiruIj.pdf (дата обращения: 11.11.2017).
4. Малышев А. Г. Формирование морально-психологических качеств курсантов вузов ФСИН России и педагогические условия повышения его эффективности : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2012. 161 с.
5. Thomas Y. Woman's Sports and fitness programs of the US Air Force Academy. Phys. Sportsmed. No. 7(4). 1979. Pp. 59-68.
6. Zatham W. Old basics new weapons make up a potent of the modern battlefield. Army. No. 5. 1977. Рр. 39-44.
7. Куликов О. М. Информационная поддержка принятия решений при ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций на основе моделирования сценариев управления : дис. ... канд. техн. наук. Уфа, 2002. 135 с.
8. Кареев В. В., Королев В А., Чабыкин А. А. Методика подготовки и проведения тактико-специальных занятий с сотрудниками отделов специального назначения // Групповые неповиновения и массовые беспорядки в учреждениях УИС : сб. мат-лов круглого стола (30 ноября 2017 г., г. Москва) / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. В. Гарника. М., 2018. С. 174-183.
9. Корчагин А. В. Разработка моделей чрезвычайных ситуаций техногенного характера и действий ОВД при их возникновении в интересах повышения эффективности подготовки руководителей подразделений // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2013. С. 43-50.
10. Дуленко В. А. Система информационной поддержки принятия решений при управлении силами и средствами органов, исполняющих наказания, в экстремальных ситуациях : дис. ... канд. техн. наук. Уфа, 1999. 214 с.
11. Барабанов Н. П., Иванов А. А., Кутуков С. А., Попов В. В. Взаимодействие структурных подразделений исправительных учреждений по предупреждению нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и преступлений (теоретический, организационный, криминологический и правовой аспекты) : монография. Вологда, 2006. 228 с.
12. Бордовской Н. В. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М., 2015. 29 с.
Поступила 22.05.2018
UDC 37.018.4 © А. М. Kiselev, V. V. Smykovsky, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12001
13.00.01 General Psychology, History of Pedagogy and Education
Pedagogical Model of Forming the Readiness of the Territorial Body of the Russian Federal Penitentiary Service to Act in Cases of Emergency
Alexander M. Kiselev \
Doctor of sciences (Pedagogy), associate-professor, professor of the Department of Mobilization and Special Tactics Training.
E-mail: [email protected]
Vasiliy V. Smykovsky 1 2,
post-graduate student of the Academy of the Russian Federal Penitentiary Service, deputy-chief of the directorate of Mobilization
Training and Civil Defense. E-mail: [email protected]
1 the Academy of Law Management of the Russian Federal Penitentiary Service, Ryazan, 390000, Russia 2 Directorate of the Russian Federal Penitentiary Service in Arkhangelsk region, Arkhangelsk, 163000, Russia
Abstract
Introduction. The officers working at the Russian Federal Penitentiary Service shall be ready to act in cases of emergency. The purpose of the research was to develop a model of forming in penitentiary officers readiness to act in cases of emergency and optimize the conditions of training penitentiary officers who are involved in special operations to terminate emergency.
Materials and methods. To study the specifics of penitentiary officers' readiness to act in cases of emergency (escapes, riots, hostage taking, terroristic acts) the relevant problems existing in the Russian Federal Penitentiary Institutions were analyzed. The results of unexpected inspections of institutions, the results of inspections, staff officers' training and special tactical exercises were under study.
Results and discussion. The paper deals with the main drawbacks revealed during inspections conducted at the Russian Federal Penitentiary Institutions relating to readiness to act in cases of emergency. Some necessary competencies showing the readiness of the institution to act in cases of emergency are identified. The clusters where emergency will be suppressed are revealed. The authors define the levels of forming the officers' readiness to act in cases of emergency: the first level involves officers'individual readiness including knowledge, skills, abilities, setting to effectively complete the tasks in cases of emergency; the second level is the readiness of the administration to make reasonable decisions; the third level implies the preparedness of the territorial body of the Russian Federal Penitentiary Service to act in cases of emergency on the whole. The paper presents the forms, methods and principles of improving the level of readiness to act in cases of emergency, the Directorate of the Russian Federal Penitentiary Service taken as an example.
Conclusions. The authors suggest the model of forming the readiness of the territorial body of the Russian Federal Penitentiary Service to act in cases of emergency, which will be helpful at the lessons of Special Tactics Training.
Keywords: cases of emergency; raising; competencies; methods; forms; means; penitentiary system;
officer; composite squad.
Citation: Kiselev A. M., Smykovskly V. V. Pedagogical Model of Forming the Readiness of the Territorial Body of the Russian Federal Penitentiary Service to Act in Cases of Emergency. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 2 (77), 2019. Pp. 130-137 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12001
References
1. Podlipnyak Yu. F. Special Tactics Training. Moscow, 2007. 608 p. (In Russ.)
2. Smykovsky V. V. The Concept and Essence of Penitentiary Officers' Readiness to act in Cases of Emergency and Necessity to Form it in Penitentiary Personnel. Educational, Social and Psychological Work in the Penitentiary System. Ryazan, 2017. Pp. 290-296. (In Russ.)
3. Birulya I. O. Economic-Mathematical Modeling and its Application. URL: http://economyar.narod.ru/Birulj.pdf (accessed 11.11.2017). (In Russ.)
4. Malyshev A. G. Formation of Moral and Psychological Qualities of Cadets of Higher Educational Institutions of the Russian Federal Penitentiary Service and Pedagogical Conditions to Increase its Effectiveness. Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation. Ryazan, 2012. 161 p. (In Russ.)
5. Thomas Y. Woman's Sports and Fitness Programs of the US Air Force Academy. Phys. Sportsmed. No. 7(4). 1979. Pp. 59-68.
6. Zatham W. Old Basics New Weapons make up a Potent of the Modern Battlefield. Army. No. 5. 1977. Pp. 39-44.
7. Kulikov O. M. Information Support for Decision-Making in the Elimination of Man-Made Emergencies based on Modeling Management Scenarios. Candidate of Technical Sciences dissertation. Ufa, 2002. 135 p. (In Russ.)
8. Kareev V. V., Korolev V. A., Chabykin A. A. Methods of Training and Conducting Special Tactical Exercises with Special Assignment Officers. Group disobedience and riots in Penitentiary Institutions (Round-Table, Moscow, Nov. 30, 2017). Ed. by Garnik S. V Moscow, 2018. Pp. 174-183. (In Russ.)
9. Korchagin A. V Development of Models of Man-Made Emergency Situations and Law Enforcement Officers' Actions to Increase Effectiveness of Training Chief Officers. Social Security, Legality and Law Enforcement in the 3rd millennium. (International Scientific Conference). Voronezh, 2013. Pp. 43-50. (In Russ.)
10. Dulenko V. A. The System of Information Support for Decision-Making in Cases of Emergency to Manage the Forces and Means of Penitentiary Bodies. Candidate of Technical Sciences dissertation. Ufa, 1999. 214 p. (In Russ.)
11. Barabanov N. P., Ivanov A. A., Kutukov S. A., Popov V. V. The Interaction of the Structural Units of Correctional Institutions to Prevent Crimes and Violations by Convicts of the Established Order (Theoretical, Organizational, Criminological and Legal Aspects). Vologda, 2006. 228 p. (In Russ.)
12. Bordovskoy N.V. Modern Educational Technology. Moscow, 2015. 29 p. (In Russ.)
Submitted 22.05.2018